Формирование молодежной культуры в Республике Беларусь посредством организации массовых событийных мероприятий
БГУ (Белорусский государственный университет)
Диссертация
на тему: «Формирование молодежной культуры в Республике Беларусь посредством организации массовых событийных мероприятий»
по дисциплине: «Менеджмент в сфере массовых и событийных мероприятий»
2021
286.00 BYN
Формирование молодежной культуры в Республике Беларусь посредством организации массовых событийных мероприятий
Тип работы: Диссертация
Дисциплина: Менеджмент в сфере массовых и событийных мероприятий
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 77.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 МОЛОДЕЖНАЯ КУЛЬТУРА КАК ОБЪЕКТ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1 Молодежь как социально-демографическая группа и ее потребности в сфере досуга
1.2 Характеристика молодежной культуры Беларуси
ГЛАВА 2 ФОРМИРОВАНИЕ МОЛОДЕЖНОЙ КУЛЬТУРЫ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2.1 Формирование культуры молодежи в рамках молодежной субкультуры
2.2 Музыка как средство формирования культуры молодежи
ГЛАВА 3 РАЗАРБОТКА ПРОЕКТА КАК МАССОВОГО СОБЫТИЙНОГО МЕРОПРИЯТИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ МОЛОДЕЖНОЙ КУЛЬТУРЫ
3.1 Технология организации массового событийного мероприятия в сфере культуры
3.2 Разработка проекта международного фестиваля современного музыкального искусства «Музыкальное поколение»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Молодежь составляет четвертую часть населения страны и является мощным стратегическим ресурсом государства. Это та часть общества, которая вовлечена во все без исключения социальные процессы либо непосредственно, либо через свою семью. Ее духовные ценности и взгляды, нравственный облик оказывают все более заметное влияние на общество, на политические и общественные программы, на экономические процессы.
На сегодняшний день, досуговая деятельность, является одним из серьезных факторов формирования личности молодого человека. Ведь именно в условиях досуга наиболее благоприятно происходят рекреационно-восстановительные процессы, снимающие интенсивные физические и психические нагрузки, а также имеют возможность проявить свой творческий потенциал. При правильной организации свободного времени, когда молодые люди активно отдыхают, образовываются и развиваются как личности, является своеобразным индикатором ее культуры, круга духовных потребностей и интересов конкретной личности или данной социальной группы.
Будучи частью свободного времени, досуг привлекает молодежь отсутствием регламентации и вольным выбором различных форм, демократичностью, эмоциональностью, возможностью сочетания различных видов деятельности. Именно в сфере досуга у молодежи появляется возможность самореализации, самовыражения. В сфере досуга гораздо проще формировать уважительное отношение к себе, даже личные недостатки можно преодолеть посредством досуговой активности. Главное заключается в характере его использования, степени социальной насыщенности, прогрессивном содержании. Характер досуга зависит уже от самой личности, ее социальных потребностей и ценностей.
Сфера свободного времени и досуга всегда являлась объектом научного интереса. В своей совокупности данные этих наук свидетельствуют о том, что свободное время является доминирующим пространством, в котором происходит физическое и духовное развитие человека. В современных социально-культурных учреждениях следует добиваться преодоления потребительского отношения к досугу, которое присуще многим людям. Отсюда следует, что эффективность использования подросткового досуга во многом зависит от самого человека, от его личной культуры, интересов. Деятельность человека в свободное время определяется его объективными условиями, окружающей средой, материальной обеспеченностью сетью социально-культурного учреждения.
Успешность культурной деятельности зависит не только от умелой организации досуга, но и от учета психолого-педагогических факторов. Деятельность молодых людей в сфере свободного времени основывается на добровольности, на личной инициативе на интересе к общению и творчеству. В этой связи встают вопросы общения в коллективах, и типологии культурно-досугового поведения. Поэтому о содержательности мероприятий, о формах и методах работы можно говорить лишь тогда, когда учитывается психология личности и психология групп, психология коллективов и масс. Реализуя цель развития творческих способностей, учитывая личную инициативу и добровольность в условиях досуга, род деятельности людей, организаторы досуга и создают такие мероприятия, в которых заложены программы саморазвития и творчества.
Актуальность темы заключается в том, что досуг для современной молодежи является одной из главных ценностей, в этой области реализуются почти все социокультурные потребности молодых людей. Именно в сфере досуга молодые люди более чем где-либо выступают в качестве свободных индивидуальностей. При этом досуг у молодежи крупных и малых городов различен, в силу внешних условий жизни.
Есть немало факторов, которые воздействуют на то, как молодежь использует свободное время. Конечно, наиболее важный – персональная свобода, это желание самого человека, его возможность распоряжаться им по своему усмотрению. Это выбор действия, для чего должны быть созданы идеальные условия: наличие книг, кинотеатров, мест отдыха, спортивных сооружений и т.д.
ГЛАВА 1 МОЛОДЕЖНАЯ КУЛЬТУРА КАК ОБЪЕКТ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1 Молодежь как социально-демографическая группа и ее потребности в сфере досуга
В отечественном обществознании долгое время молодежь не рассматривалась как самостоятельная социально-демографическая группа. Выделение такой группы не укладывалось в существовавшие представления о классовой структуре общества, и противоречила официальной идеологической доктрине о его социально-политическом единстве.
Специфика молодежи как социально-демографической группы заключается в первую очередь тем, что она активно вступает в общественно-политическую, экономическую и культурную жизнь, становится субъектом общественных отношений. В этом жизненном периоде по существу в основном завершается процесс формирования социальной зрелости молодого человека.
Сегодня ученые определяют молодежь как группу общества, выделяемую на основе совокупности характеристик, особенностей социального положения и обусловленных теми или другими социально-психологическими свойствами, которые определяются уровнем социально-экономического, культурного развития, особенностями социализации в обществе.
Белорусский исследователь Н.Ю. Токова, изучив историческую ретроспективу вопроса, выделила три этапа в исследовании молодежной проблематики [46, с.15]:
- «критический» (70–сер. 80-х гг. ХХ в.);
На данном этапе происходило изучение проблем молодежного движения. В литературе очень четко и ярко противопоставлялась молодежь капиталистических и социалистических стран. Основную часть исследований занимали идеологические установки молодежи.
- «аналитико-эмпирический» (сер. 80-х–90-е гг. ХХ в.);
Этот этап совпадает с развязкой «холодной войны», во время которой происходило переоценивание контркультурных процессов в США и странах Западной Европы. В данное время разрабатывались методики исследования молодежной субкультуры, изучался феномен неформальных молодежных организаций.
- «теоретический» (нач. ХХI в.).
На современном этапе происходит становление методологии и основных направлений изучения молодежной субкультуры.
По мнению Л.Р. Муравьевой, в современном обществе молодежь воспринимается как обширная совокупность групповых общностей, образующихся на основе возрастных признаков и связанных с ними социально-психологических характеристик, а также основных видов деятельности. В более узком смысле молодежь представляет собой социально-демографическую группу, выделяемую на основе обусловленных возрастом особенностей социального положения молодых людей, их места и функций в социальной структуре общества, специфических интересов и ценностей [29, с.24].
В научной литературе можно встретить различные подходы к определению понятия «молодежь» как самостоятельной социально-демографической группы.
Так, с точки зрения охвата определенного этапа жизненного цикла основной характеристикой молодежи, по мнению А.Д. Сворог, является активный период воспитания, образования и социализации. В данной теории наиболее употребимо понятие «молодость» [40, с.35].
Л.А. Бежан при определении понятия «молодежь» на первый план выносит возраст. В ее трактовке возраст непосредственно связан с основными видами деятельности молодых людей (учебой, работой, вторичной занятостью), с ролевыми структурами личности, а также с представлениями и стереотипами, которые сложились в обществе по отношению к представителям молодого поколения.
С подходом, предложенным Л.А. Бежан, тесно связан термин, широко применяемый в демографической науке, – «возрастной контингент». Возрастной контингент – это группа лиц, объединенных как общим для них возрастом, так и не которыми демографическими, социально-экономическими или иными признаками [21, с.177].
ГЛАВА 2 ФОРМИРОВАНИЕ МОЛОДЕЖНОЙ КУЛЬТУРЫ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2.1 Формирование культуры молодежи в рамках молодежной субкультуры
Термин «субкультура» был введен в научный оборот относительно недавно, и споры о дефиниции данного понятия не утихают до сих пор. Так, С.И. Левиковой отмечается, что в справочной литературе до середины 80-х годов XX столетия этот термин найти не удастся [18, с. 28].
Т.Б. Щепанская обращает внимание на то, что изначально понятие «субкультура» по отношению к молодежи имело тот же смысл, что и понятия «контркультура», «андеграунд», «подземная культура», а именно «служило определением низовой культуры» [56, с. 51]. Автором приходит к выводу, что в период первоначального рассмотрения «молодежного бунта» 1950-1960-х гг. культура рассматривалась как привилегированная, элитарная, «созданная профессионалами и освященная традицией; все остальное – область повседневности, быта – рассматривалось как низовая, слабо охваченная культурой область [56, с. 52]. Следовательно, и молодежный бунт, направленный на отказ от доминирующей культуры, рассматривался как отказ от культуры вообще.
Впервые понятие «субкультура» было введено в научный оборот Т. Роззаком. В настоящее время существует множество определений данного понятия и различные подходы к его пониманию.
Так, по мнению А.В. Мудрика, субкультурой является целостное образование, включающее ряд разной степени выраженности следующие признаки – специфический набор ценностных ориентаций; норм поведения, взаимодействия и взаимоотношений ее носителей; статусную структуру в реальных группах; иерархию предпочитаемых источников информации; своеобразные увлечения, вкусы; способы свободного времяпрепровождения; жаргон; фольклор и т.д. [28, с. 129]
При этом Л.Л. Супруновой молодежная субкультура рассматривается в качестве составной части общечеловеческой культуры. В подтверждение своей точки зрения автор приводит тот факт, что данный феномен развивается в конкретном цивилизационном и временном пространстве и на него влияют общие экономические и социокультурные факторы [27, с. 237].
С.К. Бодыревой субкультура определяется как особая сфера культуры, автономное целостное образование в структуре общечеловеческой культуры, которое отличается собственным ценностным строем, отношениями, нормами поведения [1, с. 8].
Таким образом, можем сделать вывод, что понятие «молодежной субкультуры» в научной литературе является до сих пор спорным и единая точка зрения на его природу отсутствует.
Т.Г. Исламшиной, О.А. Максимовой и другими авторами через понятие «субкультура» характеризуется стиль и образ жизни, набор символов, культурных образцов и ценностей той или иной обособленной социальной группы. При этом авторами отмечается, что данная социальная группа находится в тесной связи с более широкой социальной общностью и с доминирующей в обществе культурой [24, с. 2].
Рассмотрение молодежных культур в литературе долгое время имело негативную окраску. Так, Ю.Н. Давыдовым и И.Б. Роднянским отмечается сходство молодежной субкультуры и субкультуры преступников. Основными характеристиками молодежной субкультуры, по мнению авторов, является ее обезличивающий характер, антидуховность, разрушительность [24, с. 5].
Существование различных трактовок понятия «молодежная субкультура» предопределяется различными подходами к его пониманию. Можем выделить наиболее распространенные в научной литературе подходы:
- информационный. В соответствии с данным подходом субкультура раскрывается через сочетание социальных и информационных феноменов. Так, информационными потоками (СМИ, телевидением, прессой) оказывается влияние на коллективное сознание, которое несет в себе духовные ценности. В результате данного воздействия возникает субкультура;
ГЛАВА 3 РАЗАРБОТКА ПРОЕКТА КАК МАССОВОГО СОБЫТИЙНОГО МЕРОПРИЯТИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ МОЛОДЕЖНОЙ КУЛЬТУРЫ
3.1 Технология организации массового событийного мероприятия в сфере культуры
Организация массового событийного мероприятия представляет собой целый комплекс мероприятий, реализующихся в определенной последовательности, направленных на достижение успешного результата. На начальном этапе реализации массового событийного мероприятия необходимо обосновать идею данного проекта, а также определить цели и задачи, осуществить поиск возможных средств и методов их решения.
Рассмотрим более подробно каждый их этапов деятельности по проектированию и организации массового событийного мероприятия.
1. Обоснование идеи и названия.
Речь идет о том, что проект, исходя из его целей и задач, должен иметь конкретную идею, которая выражается в его названии. Исследователи отмечают, что «название должно отражать его сущность и соответствовать идее и жанровой направленности проекта» [8, с. 96].
2. Определение инициатора организации и проведения массового событийного мероприятия.
В качестве инициатора может выступать как юридическое лицо, так и физическое. В качестве физических лиц моно отметить меценатов и общественных деятелей. Зачастую организаторами могут являться просто заинтересованные люди, которые имеют посредственное отношение к искусству. Они могут проявлять интерес к определенным видам творческой деятельности и организовать проект из личных побуждений. Как правило, такие проекты являются единовременными и могут быть осуществлены при условии наличия определенных финансовых средств физического лица. Также в рамках государственной системы данные проекты реализуются на местном уровне.
В настоящее время наиболее развита практика организации массового событийного мероприятия, где в качестве инициатора выступает государственные или частные организации. В качестве таких организаций можно отметить: общественное объединение, театрально-зрелищное предприятие, государственный орган, организации культуры и др. Как правило, проекты, которые претендуют на долговременность, организуются именно юридическими лицами. Это связано с особенностями оформления нормативно-правового сопровождения проекта, а также возможностей постоянного финансирования массового событийного мероприятия.
3. Сегментация и характеристика целевой аудитории и контактных групп.
Для того, чтобы проект стал успешным проектом, особенно если он реализуется не в рамках государственной программы и предполагает получение прибыли, необходимо качественно подойти к вопросу сегментации целевой аудитории массового событийного мероприятия. Любой проект представляет собой своего рода культурный продукт, который будет пользоваться спросом лишь в том случае, когда у целевой аудитории имеется потребность в данном продукте. Для этого необходимо изучить рынок культурных услуг, а также произвести сегментацию.
Сегментирование представляет собой процесс, состоящий из следующих действий:
- разделение социальной среды на однородные группы по определенным критериям;
- характеристика этих групп по различным критериям;
- выяснение на этой основе целевой аудитории (целевых сегментов спроса), определенных контактных групп [35, с. 197].
В основе сегментации социальной среды могут быть положены совершенно различные характеристики, которые важны для того или иного культурного проекта. Выделяют несколько групп таких характеристик:
- социально-демографические (возраст, пол, семейное положение, социальное положение (статус), профессия, вероисповедание, политико-идеологическое самоопределение, факты биографии);
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Досуг является одной из базовых ценностей молодежи Беларуси и значимость ее возрастает. Досуг молодежи существенно отличается от досуга других возрастных групп в силу его специфических духовных и физических потребностей и присущих ей социально психологических особенностей.
Досуговая деятельность молодежи обусловливается социальными, биологическими, профессиональными и духовными потребностями. Причем первичными являются социальные и духовные интересы: эмоционального контакта, сопереживания; информации; в объединении усилий для совместных действий.
Главная особенность досуговой деятельности молодежи – ярко выраженное стремление к психологическому комфорту в общении, стремлении приобрести определенные навыки общения с людьми различного социально-психологического склада.
Изучив современные формы досуга молодежи, можно сделать вывод, что в большинстве своем они развиваются стихийно. Спрос на организованный досуг значительно превышает предложение учреждений, которые специализируются на его организации. Проблема видится не только в ограниченности материально-технической базы и в кадровом вопросе, но больше в том, что традиционные формы и методы, которые могут предложить учреждения досуга, отстают от запросов желающих творчески и с пользой для здоровья организовать свой досуг.
Музыка является неотъемлемой частью жизни молодежи, порождая целое разнообразие увлечений и приверженностей. Отношение к музыке зачастую выходит за границы получения эстетического удовольствия, перерастая во что-то большее, способное оставить отпечаток на ценностях и установках, выходящих далеко за границы отдельно взятой личности и индивидуальности.
В ходе работы была рассмотрена специфика организации массового событийного мероприятия в системе социально-культурной деятельности. Организация массового событийного мероприятия представляет собой комплекс мероприятий, реализующихся в определенной последовательности, направленных на достижение успешного результата. Процесс организации и реализации проекта включает следующие этапы:
- обоснование идеи и названия;
- определение инициатора организации и проведения массового событийного мероприятия;
- сегментация и характеристика целевой аудитории и контактных групп;
- постановка целей и задач массового событийного мероприятия;
- проектное обоснование основных событий и ритуала смотра-конкурса;
- организация работы оргкомитета (инициативной группы);
- финансовое обеспечение проекта и установление связи со спонсорами;
- материально-техническое обеспечение;
- установление связи с различными учреждениями, общественными организациями, творческими коллективами;
- позиционирование проекта, инициаторов проекта и организация рекламы;
- организация репетиций;
- проведение массового событийного мероприятия;
- анализ проведенного мероприятия.
Для успешной реализации проекта в сфере следует предельно внимательно отнестись к технологиям менеджмента и маркетинга, которые широко используются во всем мировом сообществе. Такой подход гарантирует успешное продвижение и конкурентоспособность на рынке в сфере социально-культурных услуг.
В ходе исследования был разработан проект по проведению фестиваля современного музыкального искусства «Музыкальное поколение». Уникальность проекта состоит в том, что он направлен на формирование положительного имиджа музыки в среде молодежной культуры. Данный культурный проект включает в себя создание модели открытого творческого международного молодежного фестиваля современного музыкального искусства.
1. Актуальные проблемы молодежной субкультуры: Сборник статей / под общей редакцией О.В. Красновой. – М.: МПСИ, 2008. – 304 с.
2. Алисова, А.П. Возрастная градация жизни человека: правовые и социальные аспекты / А.П. Алисова // Вестник БГУ. – 2015. – С. 14–19.
3. Басов, Н.Ф. Социальная работа с молодежью : учеб. пособие / Н.Ф. Басов. – М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2010. – 328 c.
4. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Лев Выготский ; под ред. В. В. Давыдова. - Москва : АСТ : Астрель, 2008. – 670 с.
5. Гинзбург, Г.Р. Заметки о мастерстве [Текст] / Г.Р. Гинзбург // Вопросы фортепианного исполнительства. – М., 1968. – Вып. 2. – С. 67-68.
6. Государственная молодежная политика удерживает молодежь в стороне от политики. – Электронный ресурс. – Режим доступа: https://belarusinfocus.info/by/regiyony/gosudarstvennaya-molodezhnaya-politika-uderzhivaet-molodezh-v-storone-ot-politiki.
7. Данилова, Е.А. Трансформация базовых ценностей молодежи Республики Беларусь: социологический анализ : автореф. дис. канд. социол. наук : 22.00.01 / Е.А. Данилова ; Бел. гос. ун-т. – Минск, 2009. – 19 с.
8. Диевский, В. А. Менеджмент и маркетинг в сфере культуры: учеб. пособие / В. А. Диевский, И. А. Малышева. – СПб.: Планета Музыки, 2012. – 160 c.
9. Динамика ценностных ориентаций молодежи в трансформирующемся обществе / Е.М. Бабосов, С.Е. Бабосов, Ю.М. Бубнов и др.; Под ред. Е.М. Бабосова; Ин-т социологии Нац. акад. наук Беларуси, Белорус. респ. фонд фундам. исслед. – Минск : Соврем. слово, 2001. – 159 с.
10. Иваненко, С.П. Проблемы социализации современной молодежи / С.П. Иваненко. – Оренбург, 1999. – 348 с.
11. Ильина, Н.М. Формы досуга современной молодежи / Н.М. Ильина // Эврика – 2014: сб. научн. работ [Электронный ресурс] / ГрГУ им. Я. Купалы ; редкол.: В. П. Тарантей (отв.ред.) [и др.]. — Гродно : ГрГУ, 2014.– С. 51–59.
12. Ионин, Л.Г. Социология культуры: путь в новое тысячелетие / Л.Г. Ионин. – М.: Логос, 2000. – 430 с.
13. Кабадейцева, О.В. Эволюция понятия «досуг молодежи» в истории социологических коцепций / О.В. Кабадейцева // Современные исследования социальных проблем. – 2011. – № 3. – Том 7. – С. 36–60.
14. Карпиленя, С.С. Молодежная субкультура как способ социализации молодежи в условиях модернизации российского общества. Автореф. дис. канд. соц. наук / С.С. Карпиленя / ФГОУ ВПО «Южный федеральный университет». – Ростов-на-Дону, 2009. – 34 с.
15. Каргапольцев С.М. Музыкальное восприятие как фактор воспитания: история, теория, практика. – Оренбург, 2007. – с. 313.
16. Корниенко, Т.В. Культура досуга современной молодежи. Проблемы и перспективы развития / Т.В. Корниенко // Вестн. КазГУКИ. – 2016. – № 1. – С. 62–65.
17. Латышева, Т.В. Феномен молодежной субкультуры: сущность, типы / Т.В. Латышева // Социологические исследования. – 2010. – № 6. – 45 с.
18. Левикова, С.И. Молодежная субкультура: учебное пособие / С.И. Левикова. – М.: Фаир-Пресс, 2004. – 608 с.
19. Малахова, О.А. Методика развития эмоционально-волевой саморегуляции у младших школьников в условиях вокально-хоровой деятельности [Текст] / О.А. Малахова // Педагогическое образование в России. – 2015. – №6. – С. 107-113.
20. Малахова, О.А. Диагностика эмоционально-волевой саморегуляции младшего школьника в условиях вокально-хоровой деятельности [Текст] / О.А. Малахова // Образование и наука. – 2015. – № 6 (125). – С.89-100.
21. Медков, В.М. Демография / В.М. Медков. – Ростов н/Д. : «Феникс», 2002. – 448 с.
22. Милиция считает молодежные субкультуры опасными для общества? – Электронный ресурс. – Режим доступа: https://news.tut.by/society/284681.html.
23. Михайлов, В.С. Молодежные субкультуры в современном белорусском обществе / В.С. Михайлов // Социокультурная динамика современной Беларуси. – Секция VII. – 2012. – С. 386-389.
24. Молодежные субкультуры / Т.Г. Исламшина, О.А. Максимова, А.Л. Салагаев [и др.]. – Казань: Изд-во Казан, гос. технол. ун-та, 1997. – 116 с.
25. Молодежь в зеркале социологии. БРСМ. Молодежь Беларуси. Интернет-портал [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://brsm.by/news/molodezh-v-zerkale-sotsiologii/.
26. Молодежь в зоне риска / под ред. О.А. Павловской. – Минск : Изд. дом «Белорусская наука», 2015. – 770 с.
27. Мосиенко, Л.В. Исследование молодежной субкультуры: аксиологический аспект / Л.В. Мосиенко // Вестник Оренбургского государственного университета. – 2011. – № 2(121). – С. 236-242.
28. Мудрик, А.В. Социальная педагогика: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / А.В.Мудрик. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 240 с.
29. Муравьева, Л.Р. Молодежь как объект исследования / Л.Р. Муравьева. // Социология сегодня. – 2014. – № 3. – С. 24–27.
30. Опарин, Г.А. Досуг молодежи / Г.А. Опарин. // Вестник ГрГУ. – 2015. – С. 56–64.
31. Осипов, Д.О. Молодежь как социально-демографическая группа: проблемы периодизации / Д.О. Осипов // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2014. – 6. – С. 67–77.
32. Панфилова, Е.В. Ценности культуры досуга студенческой молодежи: результаты исследования / Е.В. Панфилова // Молодой ученый. – 2012. – №8. – С. 278–283.
33. Переверзев, М. П. Менеджмент в сфере культуры и искусства: учеб. пособие / М. П. Переверзев, Т. В. Косцов. – М.: Инфра-М, 2017. – 320 c.
34. Платонова, А.Д. Досуг молодежи: предпочтения, направленность, тенденции / А.Д. Платонова // Вестн. ВГМУ. – 2016. – С. 35–45.
35. Поливаев, О. И. Менеджмент в сфере культуры: учеб. пособие / О. И. Поливаев, О. М. Костиков, О. С. Ведринский. – СПб.: Планета Музыки, 2013. – 544 c.
36. Попова, А.С. Сфера досуга молодежи в современном мире / А.С. Попова // Молодой ученый. – 2014. – №11. – С. 220–223.
37. Романова, В.И. Тенденции молодежного досуга / В.И. Романова // Весн. Магiлёýскага дзярж. ун-та iмя А.А. Куляшова. – 2016. – № 6. – С. 54–69.
38. Рулицкая, М.М. Молодежь и молодежная субкультура / М.М. Рулицкая. // Вестник ВГУ. – 2014. – С. 31–35.
39. Савич, О.О. Организация молодежного досуга / О.О. Савич // Вестник БГУ. – 2013. – С. 66–68.
40. Сворог, А.Д. Социально-демографические характеристики молодежи / А.Д. Сворог. // Здравоохранение. – 2015. – №11. – С. 35–39.
41. Сигал, Л. Воспитание волевых качеств в классе по специальности [Текст] / Л. Сигал // Воспитательная работа в музыкальной школе / Л. Сигал. – Л., 1959. – С.16-21.
42. Смаргович, И.Л. Основы культурно-досуговой деятельности : учеб.-метод. пособие / И.Л. Смаргович; Мин-во культуры Респ. Беларусь, Белорус, гос. ун-т культуры и искусств. – Минск : БГУКИ, 2013. – 174 с.
43. Советский энциклопедический словарь. – М. : «Советская энциклопедия», 1981. – 1600 с.
44. Соколов М. Субкультурное измерение социальных движений: когнитивный подход // Молодежные движения и субкультуры Санкт-Петербурга / под ред. В.В. Костюшева. – СПб.: Норма, 1999. – С. 9-23.
45. Теплов Б.М. Психологические вопросьі художественного воспитания // Известия АПН РСФСР . – М., 1947. – №11. – С. 13.
46. Токова, Н.Ю. Молодежная субкультура и ее региональные аспекты / Н.Ю. Токова. – Могилев : МГУ им. Кулешова, 2003. – 76 с.
47. Толстых, А.В. Взрослые и дети: парадоксы общения / А.В. Толстых. – М.: Педагогика, 1988. – 128 с.
48. Тульчинский, Г. Л. Менеджмент в сфере культуры: учеб. пособие / Г. Л. Тульчинский, Е. Л. Шекова. – СПб.: Планета Музыки, 2013. – 544 c
49. Фирсина, П.С. Молодежный досуг: проблемы и тенденции / П.С. Фирсина // Педагогическая наука. – 2016. – С. 36–39.
50. Фомина, А.П. Базовые ценности молодежи Республики Беларусь. Социологическое исследование / А.П. Фомина. – Минск : БГУ, 2012. – 52 с.
51. Цагарелли, Ю.А. Психология музыкально-исполнительской деятельности : учебное пособие [Текст] / Ю.А. Цагарелли. – Санкт-Петербург : Композитор, 2008. – 367 с.
52. Шабанов, Л.В. Молодежная субкультура: социально-философский анализ : автореф. дис. докт. фил. наук : 24.00.01 / Л.В. Шабанов. – Томск, 2007. – 49 с.
53. Шабанов, Л.В. Социально-психологические характеристики молодежных субкультур: социальный протест или вынужденная маргинальность / Л.В. Шабанов. – Томск: Томский государственный университет, 2005. – 399 с.
54. Шарковская, Н.В. Инновационные формы организации досуга студенческой молодежи / Н.В. Шарковская. // Вестн. МГУКИ. – 2015. – №4. – С. 136–141.
55. Шекова, Е. Л. Менеджмент и маркетинг в сфере культуры: учеб. пособие / Е. Л. Шекова, Г. Л. Тульчинский, В. Н. Евланов. – СПб.: Лань, Планета Музыки, 2012. – 160 c.
56. Щепанская, Т.Б. Система: тексты и традиции субкультуры / Т.Б. Щепанская. – М.: ОГИ, 2004. – 286 с.
57. ЮНЕСКО. О молодежной программе [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.unesco.org/new/ru/social-and-human-sciences/themes/youth/about-youth/.
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 77.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты