Геополитическая субъектность Украины
БГУ (Белорусский государственный университет)
Диссертация
на тему: «Геополитическая субъектность Украины»
по дисциплине: «История международных отношений»
2021
286.00 BYN
Геополитическая субъектность Украины
Тип работы: Диссертация
Дисциплина: История международных отношений
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 67.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ИСТОРИОГРАФИЯ, ИСТОЧНИКИ И МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ ГЕОСТРАТЕГИЧЕСКОГО И ГЕОПОЛИТИЧЕСКОГО ПОЛОЖЕНИЯ УКРАИНЫ. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ УКРАИНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ И ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ
ГЛАВА 3 ДИПЛОМАТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УНР, ЗУНР, УССР В 1918–1923 ГГ.
ГЛАВА 4 УЧАСТИЕ УССР В СОЗДАНИИ СОЮЗА ССР В 1922 Г.
ГЛАВА 5 МЕЖДУНАРОДНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ И ДИПЛОМАТИЯ УКРАИНЫ В ГОДЫ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ
ГЛАВА 6 УКРАИНСКАЯ ССР – СОУЧРЕДИТЕЛЬ ООН
ГЛАВА 7 ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УССР В 1945–1984 ГГ.
ГЛАВА 8 ДЕКЛАРАЦИЯ О ГОСУДАРСТВЕННОМ СУВЕРЕНИТЕТЕ УКРАИНСКОЙ ССР ОТ 16 ИЮЛЯ 1990 Г. ЗАКРЕПЛЕНИЕ УКРАИНОЙ СТАТУСА НЕЗАВИСИМОГО ГОСУДАРСТВА В 1991 Г. МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРИЗНАНИЕ НЕЗАВИСИМОСТИ УКРАИНЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Государственно-правовые связи советских республик до образования СССР уже имели признаки федеративности (наличие союзных отношений, общих органов власти, единство гражданства, вооруженных сил, финансов и т. д.). Инициаторами такого вида объединения с последующим созданием единого союзного государства выступило руководство советских республик. Определяющую роль в этом процессе сыграло высшее партийное руководство Российской Федерации при содействии соответствующих партийных организаций в советских республиках, в частности в Украине, где объединительные процессы проводились быстрыми темпами.
Как отмечает академик И. Минц, I Всеукраинский съезд Советов (11-12 декабря 1917 г.) принял резолюцию «Об организации власти в Украине», где было официально задекларировано, что Украина провозглашается Республикой Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Национальная политика Советского государства заложила в основу принцип равенства всех наций и народностей и право наций на самоопределение, закрепленные в «Декларации прав народов России» (1917 г.) и «Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа» (1918 г.). На территории бывшей Российской империи национальные правительства некоторых стран вели борьбу за национальную независимость в течение Гражданской войны (Центральна Рада в Украине). Такие процессы привели к провозглашению І Всеукраинским съездом Советов (25 декабря 1917 г.) Украинской Социалистической Советской Республики2.
На сегодняшний день ученые выделяют несколько этапов включения Украины в состав союзного государства. Одним из них было заключение военно-политического союза, который сложился летом 1919 г. 1 июня 1919 г. был под-писан декрет «Об объединении советских республик России, Украины, Латвии, Литвы, Белоруссии для борьбы с мировым империализмом». Отметим, что юридически декрет был актом высшего органа государственной власти РСФСР, который касался также других республик. В документе отмечалось: «Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет Советов признает необходимым провести тесное объединение: 1) военной организации и военного командования; 2) Советов народного хозяйства; 3) железнодорожного управления и хозяйства; 4) финансов и 5) комиссариатов труда советских социалистических республик России, Украины, Латвии, Литвы, Белоруссии и Крыма с тем, чтобы руководство указанными отраслями народной жизни было сосредоточено в руках единых коллегий». Объединение должно было осуществляться путем соглашения с Центральным Исполнительным Комитетом и Советами Народных Комиссаров указанных советских республик.
Единство УССР и РСФСР О. Юрченко рассматривал как результат функционирования единой экономической основы советских республик, т.е. социалистической системы хозяйства и социалистической собственности5. Основывалась она также на общей идеологии и единстве политического руководства со стороны партии.
В основу единства республик закладывалась общность союзной территории. Четко различались внешняя граница, единая для всех договорных республик, и границы между республиками, которые не имели международного значения. Территориальные вопросы советских республик решались на совещаниях представителей суверенных советских республик. При этом они исходили из таких факторов, как общность языка и культуры, экономическая жизнь, единство национального состава местного населения, экономическая важность этого района для той или иной республики. Был выработан порядок, согласно которому решения по территориальным вопросам подлежали окончательному утверждению общефедеративных органов.
Объект исследования – Украина в международных отношениях 1917-1991 гг.
ГЛАВА 1 ИСТОРИОГРАФИЯ, ИСТОЧНИКИ И МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
При написании работы было рассмотрено, детально изучено и проанализировано несколько групп источников.
Первая группа источников официальные документы. В эту группу источников входят нормативные правовые акты, в том числе Конституция Украины и принятые на ее основе законы. Примерами являются Закон об основах государственной языковой политики, принятый в 2012 году, и Закон об основах национальной безопасности, принятый в 2003 году. Также в эту группу источников входят международные договоры и соглашения, которые Украина заключила в период своей независимости. К ним относятся Соглашение об ассоциации Украины с ЕС (2014 г.), Договор о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Российской Федерацией и Республикой Украина (1997 г.), Хартия украинско-американского партнерства, дружбы и сотрудничества (1994 г.), Будапештский меморандум (1994). Источники официального происхождения также включают документы, утверждающие внешнюю политику государства. Итак, в процессе работы над исследованием изучалась Стратегия национальной безопасности Украины. Помимо вышеперечисленного, при работе над исследованием использовались следующие источники официального происхождения: указы президента, предвыборные программы политических партий, уставы организаций.
Среди самых драматических глав нашей истории XX столетия особое место, по общему признанию, занимает Вторая мировая и Великая Отечественная войны, огненный смерч которых дважды прокатился по территории Украины, нанеся ей ужасные разрушения и неслыханные жертвы. Не будет, наверное, лишним напомнить, что в ту огненную пору погиб практически каждый шестой житель республики или суммарно до 7 млн. человек (хотя в литературе фигурирует иногда и "каждый пятый" [1], что в количественном измерении составляет свыше 8 млн. человек). Если же к прямым человеческим потерям прибавить еще сотни тысяч молодых трудоспособных украинцев-остарбайтеров, насильно вывезенных на каторжные работы в рейх (судьба большинства из них тоже оказалась трагической: часть умерли от непосильного физического и морального истощения, многим по возвращении пришлось пройти через унизительное сито так называемых "фильтрационных" лагерей на Родине), а также тысячи сожженных городов и сел, полностью разрушенных объектов промышленности, транспортных, социально-культурных инфраструктур, опустошенных оккупантами наши плодородные земли и естественные ресурсы, то в целом положенная украинским народом на алтарь Победы жертвенность будет, в самом деле, невыразимо дорогой, воистину страшной.
Не удивительно, что философия минувшей войны всегда привлекала пристальное внимание научных работников, литераторов, художников, публицистов, была и остается одной из ведущих тем в отечественном научном процессе, наглядно отражая незатухающее стремление специалистов и широкой общественности по возможности полнее познать этот печальный и вместе с тем героический феномен, его истоки, первопричины возникновения, ход и следствия. Только в последнее время на просторах независимой Украины и в диаспоре появился ряд свежих, оригинальных исследований, построенных большей частью на новых, малоизвестных массивах документальных источников, в том числе с привлечением материалов засекреченных до недавнего времени архивных фондов, на новых подходах к изучению обозначенной проблематики, о чем свидетельствуют монографические работы М. Коваля, А. Чайковского, В. Косика, Т. Гунчака, В. Трофимовича, И. Муковского, О. Лысенко и др. [2]. Сделаны попытки философского осмысления отдельных ее аспектов в контексте современного развития украинской науки в роботах В. Стецкевича. [33].
ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ ГЕОСТРАТЕГИЧЕСКОГО И ГЕОПОЛИТИЧЕСКОГО ПОЛОЖЕНИЯ УКРАИНЫ. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ УКРАИНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ И ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ
Одна из проблем, с которой столкнулся украинский народ при формировании своей идентичности, связана с долгим отсутствием украинской государственности. На протяжении многих лет украинские земли входили в состав различных государственных образований и неоднократно разделялись более крупными государствами, такими как Речь Посполитая (Польша), Российская империя и Австро-Венгрия. Таким образом, в регионах современной Украины накоплен различный исторический опыт; жители этих регионов имеют определенные представления как о своем историческом прошлом, так и о своей идентичности. В связи с этим выстраивание единой исторической линии для всех регионов страны и поиск единой украинской идентичности становится сложной задачей.
Ряд украинских историков, в том числе известный историк Михаил Грушевский, обращались к древнейшей, в том числе дославянской, истории как к времени начала формирования украинской идентичности. Грушевский, в частности, писал о древнем племени антов, которых он считал родоначальниками современных украинцев. Историк опирался на данные древнегреческих авторов, которые первыми упомянули о племенах, населявших территорию современной Украины.
Однако первые письменные источники, доступные историкам, относятся к периоду Киевской Руси. И именно в Киевской Руси многие современные украинские исследователи видят корни украинцев. Исследователи, поддерживающие «австрийскую схему» Грушевского, считают, что именно украинцы создали древнерусское государство, но в силу исторических обстоятельств впоследствии украинский народ надолго утратил государственность. Конечно, российская и советская историография отвергают эту концепцию. Таким образом, академик Борис Рыбаков рассматривал Киевскую Русь как общую колыбель трех восточнославянских народов (русских, украинцев и белорусов). В работе русского историка Владимира Петрухина жители Древней Руси получают этно-ним «Русь» и рассматриваются как общность восточных славян. Эту точку зрения поддерживает и украинский академик Петр Толочко, который заключает, что «в пределах Киевской Руси в IX-XIII веках. сформировали относительно единую этнокультурную и этнополитическую общность (народность) », носившую название «Русь».
Основным аргументом в пользу того, что Украину можно считать правопреемницей Киевской Руси, является географическое положение Древнерусского государства с центром в Киеве. Кроме того, лингвисты отмечают распространение на территории современной Украины нескольких территориальных диалектов, которые были объединены в две диалектные зоны Северное Полесье и Галызко-Волынский (юго-западный). Специалисты, проанализировав ряд письменных источников, отмечают некоторые особенности древнего языка, сохранившиеся в современном украинском языке. К таким примерам можно отнести использование фрикативного звука г (з) вместо г (г), а также произношение буквы «ять» как украинского звука я (и).
ГЛАВА 3 ДИПЛОМАТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УНР, ЗУНР, УССР В 1918–1923 ГГ.
В последние два десятилетия утверждения о кризисе исторических и других социально-гуманитарных наук появились в отечественной и зарубежной литературе. Эти заявления порождены в первую очередь кризисом влиятельных идеологических и теоретических концепций либеральных и марксистских, усиленным падением коммунистических режимов в Восточной Европе и процессами быстрой глобализации. Более того, авторы обычно трактуют кризис как «кризис исторической методологии».
Методология исторической науки требует от историка соблюдения методологических принципов и методов научного исследования.
Источниковедческий анализ документов и материалов в современной исторической науке является приоритетом. Он включает: определение внешних признаков источника, установление его подлинности, прочтение текста источника, определение времени, места, авторства, обстоятельств и мотивов происхождения текста, интерпретацию содержания, полноту, репрезентативность, научность значимость.
Внешнеполитическая служба Украины имеет давние традиции, основанные, прежде всего, на дипломатическом опыте Киевской Руси.
Киевская Русь поддерживала активные отношения с Византией, Святым Престолом, Германской империей, Польшей, Венгрией, Францией, скандинавскими государствами [42].
Внешние связи стали особенно разветвленными и динамичными в период правления князя Ярослава Мудрого (1019-1054). Он активно использовал распространенный в средние века метод дипломатии заключение династических браков. Сын Ярослава Всеволод женился на дочери византийского императора Константина IX Мономаха. Одна из дочерей Ярослава Анна была отдана французскому королю Генриху I. Другая дочь Елизавета стала женой норвежского короля Харальда Сурового, а третья Анастасия венгерского короля Андраса I. Близкие отношения с Польшей были скреплены. браком сестры Ярослава Добронеги с краковским князем Казимиром.
Важный вклад в укрепление международных позиций Украины в то время принадлежит многим государственным деятелям, среди которых мы вспоминаем значительные достижения Владимира Мономаха (1053-1125), князя Романа Мстиславовича (пр. 1152-1205), короля Даниила Галицкого ( 1201-1264) ...
После упадка и крушения древнеукраинского государства настоящий прогресс украинской дипломатии стал особенно заметен в казацкое время. С приходом гетмана Богдана Хмельницкого, который «свободно говорил на польском, русском, турецком и латинском языках, обладал тонким и проницательным умом, был терпеливым и хитрым» (Проспер Мериме), а главное в связи с его военными победами, международные контакты казаков значительно активизировались и расширились.
Однако усилий гетмана, в том числе дипломатических, оказалось недостаточно для обеспечения независимости Украины. После Б. Хмельницкого наибольший вклад в становление и развитие украинской дипломатии внесли гетманы Иван Выговский, Иван Мазепа и Пилип Орлик.
ГЛАВА 4 УЧАСТИЕ УССР В СОЗДАНИИ СОЮЗА ССР В 1922 Г.
В основу определения соотношения территориальных связей федерации и договорных республик был заложен принцип их органического единства и взаимосвязи. С этой целью для Украины и других республик был разработан принцип их равноправия, который предусматривал равенство прав союзных республик независимо от величины территории, численности населения, состояния экономики, развития культуры и других факторов.
Государственные взаимоотношения получили конституционное закрепление в основных законах советских республик, что стало правовой основой для развития дальнейших отношений. Пункт 4 первого раздела Конституции УССР 1919 г. констатировал: «Пориваючи рішучо з минулим, намагаючись знищити, разом з поділом загалу на класи, а також і національний гніт і національну ворожнечу, Українська Соціалістична Радянська Республіка заявляє свій твердий намір увійти в склад єдиної Соціалістичної Радянської Республіки»8. Вместе с тем Украина заявляла о полной солидарности с существующими ныне советскими республиками и о намерении вступить с ними в тесное политическое объединение. Д. Златопольский и О. Чистяков по этому поводу утверждают, что отношения между советскими республиками на начальном этапе рассматривались сквозь призму мер по восстановлению народного хозяйства обеих республик. Конкретных механизмов политического объединения республик еще не было выработано.
Итак, отмечает Б. Бабий, важнейшие сферы государственного управления были признаны общими для обеих республик и переданы под руководство РСФСР. Объединенные комиссариаты теперь осуществляли свои функции в Украине через своих уполномоченных, кандидатуры которых назначала Москва по согласованию с ВУЦИК. Такие уполномоченные входили в состав Совнаркома УССР на правах народных комиссаров [13].
В феврале 1922 г. в Москве на совещании представителей РСФСР, Украины, Белоруссии, Азербайджана, Армении, Грузии, Бухары, Хорезма и Дальневосточной республики делегации ВЦИК было поручено представлять интересы всех советских республик на международной конференции в Генуе по вопросам экономического восстановления Центральной и Восточной Европы (апрель 1922 г.), заключать от их имени любые договора и соглашения. Делегация РСФСР была пополнена представителями Украины, Азербайджана, Грузии и Армении.
В августе 1922 г. была создана специальная комиссия для выработки основ тесного объединения республик в новых условиях. В сентябре 1922 г. комиссия приняла «Проект резолюции о взаимоотношениях РСФСР с независимыми республиками», который предусматривал вступление УССР, БССР, Грузинской ССР, Армянской ССР и Азербайджанской ССР в состав РСФСР на автономных правах. 6 октября 1922 г. Постановлением Пленума ЦК РКП(б) признавалась необходимость заключения договора между Украиной, Белоруссией, Федерацией Закавказских республик и РСФСР об объединении их в Союз Советских Социалистических Республик с оставлением за каждой из них права свободного выхода из состава Союза. Комиссия ЦК РКП(б) разработала Основные пункты Конституции СССР, которые были разосланы в компартии республик для обсуждения. 18 декабря 1922 г. Пленум ЦК РКП(б) обсудил проект Договора о создании Союза ССР и предложил созвать съезд Советов СССР.
ГЛАВА 5 МЕЖДУНАРОДНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ И ДИПЛОМАТИЯ УКРАИНЫ В ГОДЫ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ
В 1939 г. в ходе присоединения западных областей Украины к территории СССР в сознании националистических сил возникли объективные и субъективные факторы по национально-государственному возрождению западно-украинских регионом. Откровенно экспансионистская политика Германии не отрицала возможности создания отдельного прогерманского украинского государства, что было обусловлено в ходе переговоров с представителей ОУН (б). После вторжения Германии в СССР в июне 1941 года это был самый простой способ по реализации этих обещаний. Субъективным фактором был внутренний раскол в среде ОУН на консервативное, прогерманское течение «Мельниковцев», стремившихся просто выполнять приказы немецкого командования и более радикальное «Бандеровское». Последние планировали восстановить украинскую государственность в ходе вооруженного противостояния с Советской властью и польскими вооруженными силами – Армией Крайовой.
В этих условиях создание Службы Безопасности (СБ) ОУН (б) в феврале 1939 г. было вполне оправдано с точки зрения националистического руководства ОУН (Б). Так, после провозглашения 30 июня 1941 г. во Львове акта о восстановлении украинской государственности и задачи по реализации националистической идеи по созданию Украинского Независимого Соборного Государства, происходит трансфрмация СБ ОУН (б) в действенный институт исполнительной власти, объединяющий разведку, контрразведку, а также организационные, оперативные, идеологические и судебно-карательные функции. Идеологическое руководство ОУН (б) понимало, что провозглашенная исполнительная власть не была бы полноценной и независимой без подобного органа, который бы осуществлял разведовательную, контрразведовательную и террористическую деятельность против советских и польских спецслужб, а также занимался бы обеспечением охраны лидера ОУН Степана Бандеры и политического руководства этой подпольной организации. В 1940 г. СБ ОУН создала отдельное печатное ведомство своего националистического движения, что дало возможность проводить активные мероприятия идеологического характера по многим направлениям. В июне 1941 г. СБ ОУН (б) была включена в состав правительства, так называемое правительство Украины, как отдельное министерство.
Основные направления и функции СБ ОУН (б) со временем трансформировались под воздействием и влиянием различных факторов, в первую очередь подпольной террористической борьбы с советскими органами внутренних дел (НКВД).
ГЛАВА 6 УКРАИНСКАЯ ССР – СОУЧРЕДИТЕЛЬ ООН
Принятие Украины в ООН стало результатом признания ее вклада в грозный фашизм, свидетельством роста ее международного авторитета. Однако внешняя политика Украины в послевоенный период полностью подчинялась интересам Кремля.
Объединение украинских земель в рамках одного государства, выход Украины на международную арену привели к изменению государственных символов республики. Президиум Верховного Совета Украинской ССР принял Указ о Государственном гербе, Государственном флаге и Государственном гимне Украинской ССР. Красный флаг с надписью «РСФСР» был заменен на двухцветный: верхняя часть, составляющая две трети ширины полотна, была красной, а нижняя синей (лазурной). В левом верхнем углу флага было изображение серпа и молота, а над ним пятиконечная звезда.
Начало ХХ века в мировой политике характеризуется напряжением в отношениях между государствами, которое привело к мировым войнам. Осознавая масштабы потерь, как человеческих, так и материальных, лидеры ведущих мировых держав выступили с инициативой создания наднациональной организации, целью которой было «развитие сотрудничества между народами и обеспечение их мира и безопасности» [1]. Деятельность Лиги Наций, созданной после Версальского соглашения 1919 года, не увенчалась успехом по ряду причин.
Острое обсуждение вызвал вопрос о роли и подчиненности Совета Безопасности ООН. Советский Союз и его сателлиты были категорически против предложения США и Великобритании, которые настаивали на подчинении Совета непосредственно Генеральной Ассамблее, поскольку в этом случае полный контроль над ООН будет отдан западным странам. Представители украинской делегации и, прежде всего, лично Д. Мануильский приняли активное участие в обсуждении этого вопроса. В конечном итоге были согласованы принципы, что «... Каждый член Совета Безопасности ООН имеет один голос ...» [с. 1] и «... Решения Совета Безопасности по порядку ведения заседания считаются принятыми, если за них проголосовало 9 членов Совета ...» [п. 2], закрепленный в статье 27 Устава ООН [6]. Согласно этой статье, Организация и Совет не могут использоваться при принятии решений против мира и безопасности. Современное значение статьи 27 Устава ООН для развития международных отношений не меньше, чем на момент принятия Хартии.
Не менее плодотворной была работа дипломатов делегации Украинской ССР в юридической комиссии. Предложения украинских специалистов были учтены при создании Международного Суда, что нашло отражение в его уставе. Д.З. Мануильский при обсуждении «колониального вопроса».
Устав ООН состоит из преамбулы, 19 глав, содержащих 111 статей, и заключения. Он вступил в силу 24 октября 1945 года после того, как его ратифицировали пять постоянных членов Совета Безопасности, а также большинство подписавших его стран. Этот день ежегодно отмечается как День Организации Объединенных Наций. До сих пор Хартия является основой всей современной системы международных отношений и международного права.
ГЛАВА 7 ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УССР В 1945–1984 ГГ.
Политические и социальные изменения, произошедшие после Второй мировой войны, и быстрое развитие транспорта создали благоприятные условия для развития международного туризма во всем мире. Международный туризм сформировался как целенаправленная деятельность, связанная с оказанием услуг иностранным туристам на территории, которая их принимает (въездной или зарубежный туризм), и гражданам страны постоянного проживания, выезжающим за границу (выездной или зарубежный туризм).
Основным стимулом, определившим интенсивность развития туризма в большинстве стран мира, была его экономическая эффективность, возможность относительно дешево пополнять валютные резервы и укреплять государственный и местные бюджеты. Все Р. 60-х годов не было более прибыльной статьи в мировой торговле, чем зарубежный туризм. Общая сумма поступлений в иностранной валюте от въездного туризма в 1965 году составила 11 миллиардов долларов, что превышает поступления от торговли каким-либо отдельным продуктом или услугой на мировом рынке16. Для многих стран мира зарубежный туризм объективно стал одной из основных статей внешней торговли, а иностранный туризм способствовал улучшению имиджа страны на международной арене [17].
В отличие от западных стран, Украина не имела давних традиций зарубежного туризма; он начал развиваться только во втором тайме. 50-х годов прошлого века и имела положительную динамику. Так, если в 1962 году Украину посетило 57 тысяч туристов, то в 1964 году эта цифра составляла 58 тысяч, а в 1965 году 100 тысяч. [28]
В Украине особое внимание было уделено иностранному туризму из-за его валютной доходности. Развитием иностранного туризма в республике занимались государственные структуры и общественные организации. В 1964 г. при Совете Министров было создано Республиканское управление по иностранному туризму (с 1969 г. Главное управление республики, с 1983 г. Государственный комитет СССР по иностранному туризму), которое координировало работу различных организаций по развитию зарубежного туризма. туризм в республике. В состав Дирекции входила специальная коммерческая организация Всесоюзное акционерное общество «Интурист». В его задачу входило налаживание торговых отношений с иностранными туристическими компаниями, обеспечение приема иностранных туристов в Украинской ССР, согласование с зарубежными турфирмами условий приема и обслуживания советских туристов за рубежом. В результате «Интурист» стал ведущей организацией зарубежного туризма в республике: на его долю приходилось 70% всех иностранцев.
Помимо коммерческой функции, международный туризм в СССР выполнял еще и идеологическую функцию способствовал пропаганде социалистического строя. Для его реализации Советское правительство привлекло общественные организации. Наиболее активным в этом направлении было Украинское общество дружбы и культурных связей с зарубежными странами организация, имевшая широкую географию зарубежных связей и значительную массовую базу в республике.
ГЛАВА 8 ДЕКЛАРАЦИЯ О ГОСУДАРСТВЕННОМ СУВЕРЕНИТЕТЕ УКРАИНСКОЙ ССР ОТ 16 ИЮЛЯ 1990 Г. ЗАКРЕПЛЕНИЕ УКРАИНОЙ СТАТУСА НЕЗАВИСИМОГО ГОСУДАРСТВА В 1991 Г. МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРИЗНАНИЕ НЕЗАВИСИМОСТИ УКРАИНЫ
Итак, хотя четкий внешнеполитический курс в первые годы независимости не был сформулирован украинским руководством, были документы, в которых были изложены основополагающие принципы внешней политики Украины. Первым официальным документом, в котором можно найти характеристики будущей внешней политики государства, стала «Декларация о государственном суверенитете Украины», принятая в июле 1990 года Верховным Советом Украинской ССР. В Декларации, в частности, провозглашалось намерение Украины стать нейтральным государством, не участвующим в военных блоках. После обретения независимости Украина избегала вступать в какие-либо союзы и стремилась поддерживать партнерские отношения как с Западом, так и с Россией. Основные принципы нейтралитета Украины и ее намерение сотрудничать со всеми заинтересованными членами международного сообщества также были подтверждены в принятой Верховной Радой в 1993 году резолюции «Об основных направлениях внутренней и внешней политики Украины». важность взаимодействия с государствами Европейского Союза и необходимость поддержания добрососедских отношений с Россией и сотрудничества в рамках Содружества Независимых Государств. Тем не менее, несмотря на то, что резолюция предполагала активную позицию Украины в системе международных отношений, внешняя политика страны скорее характеризовалась декларациями, которые не приводили к активным интеграционным процессам. Так, в 1994 году между Украиной и Европейским Союзом было подписано Соглашение о партнерстве и сотрудничестве (документ вступил в силу в 1998 году) 273. Этот документ не предполагал алгоритм дальнейших действий Украины, который мог бы позволить стране продолжить В процессе евроинтеграции в соглашении не говорилось о возможности сближения сторон (ассоциации или членства Украины в ЕС). Декларативный характер соглашения полностью устраивал украинское руководство, которое, с одной стороны, продемонстрировало гражданам Украины свое намерение сотрудничать с успешными европейскими державами, с другой не было вынуждено выполнять какие-либо обязательства после подписания. . Похожая стратегия была избрана в отношениях с Россией. Так, в 1997 году президенты России и Украины Борис Ельцин и Леонид Кучма подписали в Киеве «Договор о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Российской Федерацией и Украиной», в котором закреплены принципы стратегического партнерства и признания незыблемости существующих. границы. Это соглашение помогло временно решить «крымский вопрос», в первую очередь связанный со статусом присутствия Черноморского флота России в регионе. Однако этот документ не стал определяющим с точки зрения выстраивания отношений между двумя странами [44].
В целом в первое десятилетие независимости стратегию внешней политики Украины можно охарактеризовать термином «многовекторность». В период правления Леонида Кравчука и Леонида Кучмы главными задачами Украины были становление страны как самостоятельного субъекта международных отношений и формирование положительного имиджа Украины в глазах мирового сообщества. В то же время руководство Украины осознавало важную роль государства в контексте отношений между Россией и странами Запада.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Основным содержанием работы с делегациями и туристическими группами было ознакомление их «с огромными достижениями советских людей в построении коммунизма, нейтрализации антикоммунистической пропаганды империалистов и украинских буржуазных националистов». Делегаты и туристы встретились с выдающимися украинскими учеными, писателями, художниками, руководителями рабочих, колхозниками, посетили лучшие промышленные предприятия, колхозы, совхозы республики. Делегаты были широко ознакомлены с работой детских садов, пионерских лагерей, средних и высших школ и т. д.
Особенно кропотливая агитационная работа велась с туристами, членами делегаций, людьми, которые приехали в Украину по частным делам. Принимающая сторона в подавляющем большинстве не ограничивалась одним доверчивым, а несколько раз встречалась с иностранными гражданами, изучала их возможности для ведения патриотической деятельности: распространения литературы, ведения устной пропаганды, создания патриотических групп, ячеек и т. д.
Широко практиковались такие формы политической и пропагандистской работы, как просмотр фильмов об Украине с комментариями украинских мастеров кино, специалистов в различных областях экономики, науки, культуры, беседы-встречи с выдающимися украинскими учеными, писателями, художниками, встречи с артистами, профессионалами. и любительские коллективы Украины. Были организованы встречи членов делегаций с представителями общественности республики, отдельными членами Президиума и активистами Общества украинской дружбы в Киеве и областях.
Свидетельством эффективности работы Общества стали положительные отзывы членов делегаций, письма, отправленные ими по возвращении домой, их заявления в прессе о пребывании в Украине.
Так, о своих впечатлениях от пребывания в Украине в 1960 году член делегации ТОУК Д. Левицкий в своем радиообращении сказал: «36 лет назад я покинул свою родину, Украину. Как я душой болел все это время, чтобы ее увидеть. И вот пришло счастье. Я путешествовал с группой товарищей из Канады по Советской Украине. Обращаясь к вам сегодня, я, прежде всего, хочу излить ту радость, которой наполнено мое сердце, выразить свое удовольствие от того, что я здесь вижу."
Мюррей Янг, член Национального совета американо-советской дружбы, заявил во время своего пребывания в Киеве в 1960 году: «Несколько дней назад слово« Украина »заставило многих из нас думать только о значительной части советской Союз. Но когда мы приехали сюда, мы увидели исторические памятники Украины, ее большие постройки, это слово приобрело более конкретный смысл. Теперь это означает для нас кипучую творческую жизнь."
В 1965 году Украину посетил гражданин Бразилии В. Вовк, поэт-модернист, который публиковался в газетах, журналах и литературных альманахах. У нее были обширные контакты в националистических кругах США. «Вернувшись за границу, В. Волк гастролировала по США и Канаде, где выступала в националистических клубах и университетах. Начали обвинять ее в том, что она «на службе у коммунистов», а в Торонто пытались стащить с трибуны, угрожали. В том же году Общество установило контакт с туристом из США М. Крицким, священнослужителем-проповедником. Во время поездки в Украину он сделал много фотографий и фильмов, которые использовал, чтобы положительно охарактеризовать СССР во время своих выступлений перед эмигрантами в США, Канаде и местным населением этих стран. в Украине был Киев. 75% всех туристических маршрутов по Украине включают посещение столицы. Отдельно стоит выделить Полтаву и Чернигов, их визит был связан с культурно-просветительскими целями. В целом на основе анализа движения иностранных туристов можно выделить следующие туристические зоны республики: северные Киев, Чернигов; южные Одесса, Ялта, Севастополь; западная Львов, Тернополь, Ужгород, Черновцы; восточные Харьков, Донецк, Луганск, Запорожье, Краснодон, Жданов; центральная Полтава.
1. Версальский договор от 28 июня 1919 года, режим доступа: http://www.hrono.info/dokum/191_dok/19190628versal.php
2. Закон СССР от 1 февраля 1944 года «О предоставлении союзным республикам полномочий в области внешний сношений и преобразовании в связи с этим Народного комиссариата иностранных дел из общесоюзного в союзнореспубликанский Народный комиссариат», режим доступа: http:// base.garant.ru/3946734
3. Конституция СССР от 5 декабря 1936 года, режим доступа: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/cnst1936.htm
4. Закон СССР от 1 ноября 1939 года «О включении Западной Украины в состав Союза Советских Социалистических Республик с воссоединением её с Украинской Советской Социалистической Республикой», режим доступа: http://www.bestpravo.ru/sssr/eh-praktika/d8o.htm
5. Закон СССР от 2 ноября 1939 года «О включении Западной Белоруссии в состав Союза Советских Социалистических Республик с воссоединением её с Белорусской Советской Социалистической Республикой», режим доступа: http://www.bestpravo.ru/sssr/eh-praktika/v7p.htm
6. Устав Организации Объединенных Наций от 24 октября 1945 года, режим доступа: http://zakonbase.ru/content/base/26258
7. Табачник Д.В. Історія української дипломатії: Навч. посібник / Худож.-оформлювач Є.В. Вдовиченко. – К.: Либідь; Х.: Фоліо, 2009. – 888 с.
8. Конвенция о территориальном море и прилежащей зоне , режим доступа: http://www.businesspravo.ru/Docum/DocumShow_DocumID_36409.html
9. Конвенция о континентальном шельфе, режим лоступа: http://zakon4.rada.gov.ua/laws/show/995_179
10. Кучик О. С. Зовнішня політика України : навч. посіб. / О. С. Кучик, О. А. Заяць ; Львів. нац. ун-т ім. І. Франка, Ф-т міжнар. відносин. К. : Знання, 2010. 573 с.
11. Договор о запрете испытаний ядерного оружия в атмосфере, космосе и под водой от 10 октября 1963 года, режим доступа: http://www.bse.info-spravka.ru/bse/id_26370
12. Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела от 27 января 1967 года, режим доступа: http://law.edu.ru/norm/norm.asp?normID=1293575
13. Договор между Союзом Советских Социалистических Республик и Федеративной Республикой Германии (Московский договор) от 12 августа 1970 года, режим доступа: http://www.idd.mid.ru/inf/inf_11.html
14. Договор о запрете размещения оружия массового поражения дне морей и океанов от 11 февраля 1971 года, режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/seabed_wmd_prohibitation.shtml
15. Центральный державний архiв вiсщих органiв влади України.
16. Матвієнко В.М. Українська дипломатія 1917–1921 років на теренах постімперської Росії. Київ, 2002.
17. В Грузинском консульстве // Одесскій листокъ. 1918. 4 Х.
18. Великий українець: матеріали з життя та діяльності М.С. Грушевського. Київ, 1992.
19. Царцидзе Т. Діяльність Генерального консульства Грузії в Одесі (1918–1919 рр.) // Одеські вісті. 2015. 25 VII.
20. Пипия Г. В. Германский империализм в Закавказье в 1910–1918 гг. М., 1978.
21. Гай-Нижник П. Українська дипломатія й міжнародна фінансова політика урядів Центральної Ради, Української Держави (Гетьманату) та Директорії УНР (1917– 1922 рр.) Київ, 2016.
22. Horak S. The First Treaty of World War I. Ukraine’s Treaty with the Central Powers of February 9, 1918. New York, 1988.
23. Грузинкие консульства на Украине // Одесские новости. 1918. 4 VII.
24. Генеральное консульство Грузии в Одессе // Одесскій листокъ. 1918. 17 IX.
25. Грузинский консул в Одессе // Одесские новости. 1918. 8 X.
26. Наулко В.И. Развитие межэтнических связей на Украине (Историко-этнографический очерк). Київ, 1975.
27. Торговые отношения между Грузией и Украиной // Одесскій листокъ. 1918. 24 IX.
28. Державний вістник. 1918.
29. Украинская дипломатическая миссия в Грузию // Одесскій листокъ. 1919. 18 II.
30. Лотоцький О. В Царгороді. Варшава, 1939.
31. Матяш І.Б. Українська консульська служба 1917–1923 рр. як державний інститут: становлення, функціонування, персоналії. Київ, 2016.
32. Гасымлы М.Дж., Купчик О.Р., Дамиров А.У. Украинско-азербайджанские отношения: история и современность. Київ, 2014.
33. Бежуашвілі А. Від Дніпра до Кури: Україна і Грузія, дипломатичні відносини 1918– 1920 рр. // Голос України. 1996. 24 V.
34. Лашко О. Україна – Грузія, стратегічне партнерство: Геополітичні пріоритети з позиції національних інтересів // Розбудова держави. 1995. № 2.
35. Дорошенко Д. Історія України 1917–1923. Нью-Йорк, 1954. Т. ІІ. Українська Гетьманська Держава 1918 року.
36. Деникин А.И. Очерки русской смуты. Париж, 1921–1926. Т. 4.
37. Краснов П.Н. Всевеликое войско Донское // Белое дело: Избранные произведения в 16 книгах. Дон и Добровольческая армия. М., 1992.
38. Ковальченко И. Д. Методы исторического исследования / И. Д. Ковальченко. – М.: Наука, 1987. – 439 с.
39. Медушевская О. М. Теоретические проблемы источниковедения: Учеб. пособие / О. Медушевская. – М.: МГИАИ, 1977. – 86 с.
40. Пронштейн А. П. Вопросы теории и методики исторического исследования: учеб. пособие [для студентов высш. учеб. завед.] / А. П. Пронштейн, И. Н. Данилевский. – М.: Высшая школа, 1986. – 208 с.
41. Стрельский В. И. Основные принципы научной критики источников по истории СРСР / В.И. Стрельский. – Киев: Из-во Киев. ун-та, 1961. – 133 с.; Стрельский В.И. Теория и методика источниковедения истории СССР / В. И. Стрельский. – К.: Вища школа, 1976. – 130 с.
42. Шепелев Л. Е. Проблемы источниковедческого изучения делопроизводственных документов в государсвенных учреждениях ХІХ – нач. ХХ ст. – М.: Высшая школа, 1978. – 215 с.
43. Джерелознавство історії України: довідник / [Я. Є. Боровський, М. Я. Варшавчик, І. Н. Войцехівська та ін.] – К.: [б.в.], 1998. – С. 66
44. Кахк Ю. Ю. Медологические проблемы применения количественных методов в исторических исследованиях / Ю. Ю. Кахт, И. Д. Ковальченко // История СРСР. – 1974. № 5. – С. 89 – 113
45. Георгиева Н.Г. Источниковедческое изучение массовых исторических документов (Опыт применения метода группировок архивного материала) / Н. Г. Георгиева // Советские архивы. – 1970. – №6. – С. 47 – 53.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 67.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты