Правовое регулирование инновационной деятельности IT-компаний как основы цифровой трансформации когнитивной экономики
БГУ (Белорусский государственный университет)
Диссертация
на тему: «Правовое регулирование инновационной деятельности IT-компаний как основы цифровой трансформации когнитивной экономики»
по дисциплине: «Хозяйственное право»
2021
286.00 BYN
Правовое регулирование инновационной деятельности IT-компаний как основы цифровой трансформации когнитивной экономики
Тип работы: Диссертация
Дисциплина: Хозяйственное право
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 68.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
РАЗДЕЛ I. СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОГНИТИВНОЙ И ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИК
Глава 1 Теоретическое осмысление когнитивной и цифровой экономик
Глава 2 Историко-правовой аспект развития когнитивной и цифровой экономик
РАЗДЕЛ II. IT-КОМПАНИИ В ПРАВОВОМ ПОЛЕ И ЭКОНОМИЧЕСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ
Глава 1 Возникновение IT-компаний и их роль в экономическом процессе. Отдельные аспекты хозяйственной деятельности IT-компаний
Глава 2 Правовая регламентация деятельности IT-компаний в Республике Беларусь
РАЗДЕЛ III. СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ IT-КОМПАНИЙ И ЕЕ РОЛЬ В ЭКОНОМИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ
Глава 1 Зарубежная практика регулирования инновационной деятельности IT-компаний
Глава 2 Влияние инновационной деятельности IT-компаний на цифровизацию когнитивной экономики
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Инновации в настоящее время представляют собой один из наиболее важных элементов рыночной экономики, способствующий развитию предпринимательской деятельности в целом.
Неоднократно отмечалось, что единственным способом преодоления зависимости от экспорта сырья является переход к инновационной экономике или «экономике знаний», в которой главными условиями экономического роста являются создание и использование результатов интеллектуальной и научно-технической деятельности.
Государственная политика, связанная с регулированием данной сферы, в целом носит бессистемный, декларативный характер, не уделяется должного внимания проблеме соотношения публично-правовых и частноправовых начал, отсутствуют действенные механизмы реализации приоритетов научно-технологического развития.
Это свидетельствует о том, что регулирование инновационной деятельности во многих аспектах является несовершенным и происходит без должного: познания, применяемых категорий и инструментов.
В современном мире происходят глобальные перемены, которые связаны с появлением новых цифровых инфраструктур, бурным развитием цифровых коммуникаций и усовершенствованием вычислительной техники. Для обеспечения инновационного развития организациям необходимо внедрять и использовать цифровые технологии.
Интеграция данных технологий в экономическую и социально-политическую жизнь общества свидетельствует о формировании новой системы экономики – цифровой.
Цифровая трансформация национальной экономики означает внедрение во всех отраслях информационно-коммуникационных технологий с целью повышения их инновативности и конкурентоспособности.
Цифровая экономика – это деятельность, которая непосредственно связана с развитием цифровых компьютерных технологий, включающая различные сервисы по предоставлению онлайн-услуг, краудфандинг, Интернет-торговлю, электронные платежи и прочее.
Термин «цифровая экономика» обычно рассматривают в контексте «цифровой трансформации экономики», сущность которой определена в глоссарии Евразийской экономической комиссии. Так, «цифровая трансформация экономики» – это:
1. Смена экономического уклада, изменение традиционных рынков, социальных отношений, государственного управления, связанная с проникновением в них цифровых технологий;
2. Принципиальное изменение основного источника добавленной стоимости и структуры экономики за счет формирования более эффективных экономических процессов, обеспеченных цифровыми инфраструктурами;
3. Переход функции лидирующего механизма развития экономики к институтам, основанным на цифровых моделях и процессах.
Обеспечение цифровой трансформации национальной экономики является одним из стратегических направлений развития Республики Беларусь.
3 ноября 2014 г. Президент Республики Беларусь подписал Декрет № 4, в соответствии с которым расширяются виды деятельности компаний-резидентов Парка высоких технологий новыми наукоемкими направлениями. В качестве самостоятельных видов деятельности определены смежные с IT-сферой направления (микро-, оптои наноэлектроника, мехатроника, передача данных, радиолокация, радионавигация, радиосвязь), а также защита информации и создание центров обработки данных.
Предусмотрена возможность выполнения резидентами ПВТ работ и услуг по анализу, проектированию и программному обеспечению информационных систем (IT-консалтинг, аудит, системно-техническое обслуживание сетей государственных информационных систем, создание баз данных, внедрение и сопровождение корпоративных информационных систем).
91% производимого в Парке программного обеспечения идет на экспорт. 43,2% поставляется в США, 49,1 – в страны Западной Европы, 5,3% – в Россию и СНГ. Мобильными приложениями, разработанными компаниями-резидентами ПВТ, пользуется более 1 миллиарда человек в 193 странах мира. В ПВТ разрабатываются некоторые наиболее популярные в мире приложения. В Парке разработана компьютерная игра, вошедшая в Тор-5 самых прибыльных многопользовательских игр в мире. Пять из десяти крупнейших мировых корпораций (согласно рейтингам Forbes) являются заказчиками Парка высоких технологий.
В нормативных правовых актах отсутствуют единообразная» терминология, обязательственно-правовой инструментарий, не определен статус субъектов «инновационной деятельности, механизмы их поддержки. Общая «размытость» направлений государственной политики в области инноваций и множественность организаций, осуществляющих государственную поддержку инноваций и претендующих на получение, данной поддержки, влекут за собой* риск нерационального расходования; бюджетных средств, недофинансирования научных исследований; и невозможности осуществления координированнойработы между органами государственной власти и субъектами инновационной деятельности.
РАЗДЕЛ I. СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОГНИТИВНОЙ И ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИК
Глава 1 Теоретическое осмысление когнитивной и цифровой экономик
Когнитивная и цифровая экономика – особые понятия, отражающие современную экономическую действительность.
Когнитивная экономика является одним из перспективных направлений развития экономики и прикладной когнитивной науки. Она изучает процессы оценки, выбора и принятия решений человеком в экономической деятельности и объясняет природу эволюции организаций и социальных институтов в условиях структурной неопределенности. Подобно психологии, нейробиологии и философии, когнитивная экономика опирается на понимание умственной активности человека и разрабатывает свои модели в связи с этими науками и их прогрессом.
Область когнитивной экономики (в узком смысле), которую мы в дальнейшем будем называть просто когнитивной экономикой, основана на применении когнитивной науки к экономике. Она изучает модели принятия экономических решений в сознании человека. Сюда относятся собственно сама когнитивная экономика, экспериментальная и поведенческая экономики. В этой области в научных исследованиях используются методы нейрофизиологии, психологии, лингвистики, антропологии, а также весь аппарат современных компьютерных наук вплоть до робототехники и моделирования мозга на суперкомпьютере. Все эти направления так или иначе связаны с представлением знаний в мозге человека.
Новые направления в когнитивной экономике в широком смысле возникают в зонах пересечения трех рассмотренных областей. На пересечении областей интеллектуальных систем в экономике и управления знаниями в экономике (зона 1) лежат бизнес-аналитика, data mining (интеллектуальный анализ данных), text mining (интеллектуальный анализ текстов), web mining (интеллектуальный веб-анализ), business intelligence (системы бизнес-интеллекта). Эта зона связана с созданием систем поддержки принятия решений и обработки данных для инновационных бизнес-процессов.
На пересечении областей интеллектуальных систем в экономике и когнитивной экономики (в узком смысле) (зона 2) лежат гибридные интеллектуальные системы с настройкой на сознание и логику эксперта. Они состоят из когнитивной и аналитической частей, причем нижний уровень (когнитивный) предоставляет информацию для обработки верхним (аналитическим) уровнем.
На пересечении областей управления знаниями в экономике, когнитивной экономики (в узком смысле) и интеллектуальных систем в экономике (зона 3) лежат системы бизнес-аналитики для экономики знаний на основе интеллектуальных систем поддержки принятия решений, использующие когнитивные методы анализа сознания людей, вовлеченных в эти процессы, а также тестирование качества лиц, принимающих решение, по их мозговой активности для параметрической настройки интеллектуальных систем поддержки принятия решений.
Актуальность цифровизации объясняется, прежде всего, тем, что она имеет в себе огромный потенциал для обмена информацией, ведения бизнеса, образования, сотрудничества на различных уровнях, взаимодействия государства, бизнеса, общества, экономического роста, повышения производительности труда, создания новых отраслей и рынков [1, с. 29]
Цифровизация осуществляется всех секторов экономики: государственных органов, реального сектора экономики, банковской сферы. Цифровизация привнесла не просто новые формы платежей и коммуникаций, но новые формы управления и экономических отношений [2, с. 61]. Запускается огромное количество прикладных проектов, реализуется отраслевые и региональные программы информатизации, ведутся научные исследования [3; 4]. Появились новые бизнес-модели, такие как электронная торговля, интернет-магазины приложений, онлайн-реклама, облачные технологии, платежные сервисы, высокочастотная торговля, совместные сетевые платформы.
Обзор существующих точек зрения относительно статусных характеристик создаваемого в рамках экономики знания когнитивного ресурса показал, что от выбора рыночного или общественного статуса этого ресурса во многом зависит сама конфигурация формируемой экономики знаний. С одной стороны, если в рамках данного типа экономики знанию придается характер товара, то подобная экономика неизбежно трансформируется в когнитивный капитализм: «Изучение роли знания в эпоху когнитивного капитализма и возникающих в связи с этим очагов напряжения позволяет выявить проблемы и двусмысленности, связанные с вышеуказанным различием рыночной экономики и капитализма. В самом деле, в большинстве экономических рассуждений за принцип анализа принимается статус знания как товара. …Знание и информация составят основной источник производительности. Когнитивный капитализм – это вид капитализма, в котором знание (в широком смысле, включающем и науку, и другие формы знаний) становится доминантой в процессе накопления».
С другой стороны, если в рамках формируемой экономики знаний когнитивному ресурсу придается статус общественного блага, то производство, распределение и использование такого ресурса в экономике указанного типа неизбежно становится заботой всего общества и государства: «Необходима срочная и радикальная переориентация социально-экономической политики страны, направленная на развитие всех компонентов когнитивного процесса: создания знаний, распространения и закрепления знаний, хранения и аккумуляции знаний, использования знаний.
РАЗДЕЛ II. IT-КОМПАНИИ В ПРАВОВОМ ПОЛЕ И ЭКОНОМИЧЕСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ
Глава 1 Возникновение IT-компаний и их роль в экономическом процессе. Отдельные аспекты хозяйственной деятельности IT-компаний
Человеческая речь была первым носителем знаний о совместно совершаемых действиях людей. Знания постепенно накапливались и передавались устно из поколения в поколение.
Первый этап развития информационных технологий - «ручные» информационные технологии (до второй половины XIX века). Ящик для инструментов: ручка, чернильница, бухгалтерская книга. Форма передачи информации - почтовая. Но уже в 17 веке. начал разрабатывать инструменты, которые позволили в будущем создавать механизированные, а затем автоматизированные ИТ.
В этот период английский ученый Ч. Бэббидж теоретически исследовал процесс выполнения вычислений и обосновал основы компьютерной архитектуры (1830 г.); математик А. Лавлейс разработал первую программу для машины Бэббиджа (1843 г.)
Второй этап развития информационных технологий - «механические» информационные технологии (с конца XIX века). Оборудование: пишущая машинка, телефон, фонограф. Информация передается с помощью улучшенной почтовой связи, и есть поиск удобных способов подачи и передачи информации.
В этот период английский математик Джордж Буль опубликовал книгу «Законы мышления», которая была инструментом для проектирования и анализа сложных схем, многие тысячи которых составляют современный компьютер (1854 г.). телеграфные провода (1876 г.); производство счетно-пробивных машин и перфокарт (1896 г.).
Третий этап развития информационных технологий начался в конце 1940-х годов. XX век. - с момента создания первых компьютеров.
В настоящее время многие компании различных размеров и сферы деятельности прибегают к использованию современных информационных технологий (далее – ИТ). От их применения и качества их сопровождения зависит оказание услуг внешним пользователям, что оказывает существенное влияние на конкурентоспособность компании. Кроме того, информационные технологии играют важную роль в принятии стратегических и оперативных решений в компании. Поэтому требования к эффективности ИТ довольно высоки.
Согласно ГОСТ ИСО 9000-2015 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь» эффективностью является соотношение между достигнутым результатом и использованными ресурсами. Под информационными технологиями понимаются все процессы, способы, методы применения средств, используемых для информационной поддержки управления. Эффект от применения ИТ-системы непросто увидеть «в чистом виде».
Компании с разными типами бизнеса по-разному формулируют свои ИТ-цели. Однако остается общее правило: цели должны способствовать достижению стратегических, качественных или количественных выгод.
Стратегические преимущества оцениваются на основе объема внедряемых инноваций, роста уровня качества, достижения лидирующих позиций на рынке и конкурентных преимуществ.
В настоящее время руководители компаний не сомневаются в преимуществах информационных технологий. Все методы оценки производительности предоставляют обширную информацию об использовании ИТ. Чтобы получить правильную оценку, необходимо четко обозначить цели и задачи их использования, которые в будущем будут представлены в виде набора измеримых показателей. С помощью такого набора осуществляется анализ и контроль эффективности. Рассмотренные методы позволяют максимально быстро создавать конкурентные преимущества и повышать качественный уровень компании.
Информационные технологии сегодня играют важную роль. Они проникли во все сферы жизни: политику, экономику, науку и др. Под информационными технологиями понимаются методы и средства получения, преобразования, передачи, хранения и использования информации [1]. Их основная цель - удовлетворить потребность пользователя в определенной информации.
В экономике современные информационные технологии могут выступать в качестве инструмента. Например, у каждой организации есть важные документы, и чтобы иметь к ним доступ в любой момент, они могут использовать «облако». Облако - это хранилище, из которого можно скачивать информацию. Эту технологию можно разделить на три типа:
частное;
гибридное;
публичное [8].
Но важным является и то, что для любой информации нужно обеспечить качественную защиту.
Значительное расширение возможности использования информационных технологий приводит к уменьшению офисных операций.
РАЗДЕЛ III. СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ IT-КОМПАНИЙ И ЕЕ РОЛЬ В ЭКОНОМИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ
Глава 1 Зарубежная практика регулирования инновационной деятельности IT-компаний
Сегодня процесс эффективного управления предприятием в глобальной экономике все больше основывается, наряду с надлежащим управлением, на применении передовых информационных технологий, и, в частности, инструментов сети Интернет. Ученые касаются различных аспектов поднятого вопроса: теоретико-методического, организационного, технологического, финансового. Однако, недостаточно внимания уделяется определению возможностей информационных технологий, а именно эффективных инструментов Интернета, которые позволяют малому бизнесу конкурировать с крупными предприятиями [1; 8].
За счет систематизации российского законодательства, осуществленной в информационно-правовых системах, использование их снимает необходимость функционирования в органах государственной власти служб по кодификации нормативных правовых актов или по крайней мере минимизирует их работу как по количеству специалистов, так и в содержательной части.
В перспективе планируется полностью перейти к автоматизированному анализу состояния законодательства и выявлению потребностей его обновления, систематизации и устранения пробельности. Однако вопрос целесообразности такого перехода в научной литературе остается дискуссионным. В свою очередь, Д.А. Керимов настаивал на том, что законотворчество, как и любое другое творчество, не может быть полностью формализованным, а следовательно, компьютеризированным. Однако он не отрицал служебной роли современных информационных технологий.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что проведение систематизации с помощью новых информационных технологий имеет важный практический смысл.
Компьютеры и вычислительная техника способны преодолевать человеческие возможности и проводить систематизацию законодательства с меньшими затратами, но в более короткие сроки, а главное – качественнее. Более того, в век господства медиа и других коммуникаций решить вопрос правовой информатизации общества не представляет сложности. Так почему бы государству не использовать предоставляемые возможности? Тем более что имеет место обратный процесс, согласно которому общество, получающее меньшую информацию, чем оно рассчитывает или нуждается, может резко и радикально выражать свое недовольство сложившейся ситуацией. Поэтому государство, проводя автоматизацию и компьютеризацию систематизационной деятельности, тем самым идет навстречу возрастающим информационным потребностям современного общества.
В XXI веке информационный продукт стал особым товаром, ценность которого продолжает расти. Таким образом, можно говорить об информационном обществе – обществе, которое характеризуется: высокой степенью компьютеризации, большим объемом информации, которая передается преимущественно по электронным каналам связи, дематериализацией объектов экономического обмена. Экономика такого общества определяется активным использованием информационных технологий [1].
В 2016 году в Израиле была осуществлена Международная программа «Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) для продвижения малого бизнеса» под руководством Израильского агентства MASHAV.
MASHAV — это Израильское агентство международного сотрудничества в области развития, целью которого является предоставление развивающимся странам лучших достижений Израиля в области разработок и планирования. Государство Израиль в качестве полноправного члена международного сообщества вносит свой вклад в борьбу с бедностью и обеспечение устойчивого развития. MASHAV как представитель государства
Целью Международной программы «Использование информационно-коммуникационных технологий для продвижения малого бизнеса» являлось содействие обеспечению гендерного равенства и устойчивого развития путем изучения возможности использования ИКТ в создании малого бизнеса в качестве источника получения доходов и занятости, создания потенциала. Кроме этого, программа также предоставляла поддержку, методические указания и управленческие инструменты по использованию ИКТ в малом бизнесе.
Были предложены различные модели систем поддержки малого и среднего бизнеса, а также представлена практика социального предпринимательства, изучались и обсуждались различные аспекты планирования, развития и управления малыми предприятиями и использования ИКТ.
Прежде всего, акцент был сделан на то, что при открытии собственного бизнеса в Израиле сначала проводят детальный анализ рынка, определяются с запросами потребителей, описывают портрет клиента, анализируют конкурентов, обязательно рассчитывают точку безубыточности.
По результатам исследований перед израильскими предпринимателями, желающими открыть собственный бизнес, чаще всего возникали проблемы, распределенные следующим образом: 27 % — поиск клиентов; 19 % — боязнь конкуренции; 11 % — финансовые проблемы; 10 % — высокая себестоимость рабочей силы; 8 % — бюрократия открытия бизнеса [7].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, изложенные в главе теоретические подходы к формированию самостоятельного сектора цифровой экономики преимущественно рассматриваются в рамках информационного права. В этой связи для дальнейшего уверенного развития данного сектора экономики следует обратить внимание на важность научных исследований указанной отрасли права.
В отношении понимания вопроса взаимосвязи когнитивной и цифровой экономики требуется дальнейшее изучение в том числе и в рамках информационного права. Вместе с тем на наш взгляд данные понятия можно соотнести как общие закономерности (процесс), представленные в виде новых направлений в когнитивной экономике, и практические способы их реализации, выраженные в процессах цифровой экономики. По своей сути цифровизация – это современная тенденция внешних изменений когнитивной экономики.
Одним из важнейших приоритетов становится развитие человеческого капитала и квалификации 4.0, обеспечение экономики Республики Беларусь квалифицированными конкурентоспособными специалистами, адаптированными к потребностям экономики в условиях цифровой трансформации и повсеместного использования цифровых технологий и платформ. При этом обеспечение безопасности внедрения цифровых информационно-коммуникативных технологий, обеспечение национальной информационной и экономической безопасности для государства, бизнеса и населения также является актуальной задачей цифровой трансформации экономики.
Несмотря на использование указанных методов, обеспечение информационной безопасности предприятия на должном уровне возможно лишь тогда, когда информационная составляющая экономической безопасности будет рассматриваться как неотъемлемый элемент процесса управления предприятием. Опыт показывает, что практически каждое предприятие имеет антивирусные средства защиты, системы идентификации пользователей, системы управления доступом к информационной системе и пр. То есть потенциал средств защиты есть, но он не реализуется фирмами полностью. Более того, обладая сложными аппаратными средствами защиты информации, большинство предприятий даже наполовину не используют их потенциал. Подавляющее большинство требований стандартов информационной безопасности могут быть реализованы имеющимися у фирм средствами защиты.
Таким образом, нормативная установка приоритетов в области защиты информации охватывает широкий спектр деятельности компаний, оказывающих юридические услуги в этой сфере. В соответствующем направлении перспективна разработка схемы реализации основных приоритетов обеспечения информационной безопасности предприятия на основе использования юридических услуг, которая позволит оценить реальные результаты обеспечения целостной экономической безопасности предприятия.
Помимо того, что право на информацию не может быть использовано для пропаганды войны или экстремистской деятельности, а также для совершения иных противоправных действий, в настоящее время речь идет о злоупотреблении гражданами правом на получение определенной информации. В частности, проблема касается необоснованных систематических обращений граждан за получением какой-либо информации от государственного органа. В то же время вопрос о критериях «обоснованности» или «необоснованности» поиска информации крайне противоречив и требует дальнейшей научной и практической разработки.
1. Аналитическое обеспечение инновационного развития бизнеса / под ред. В. И. Бариленко. – М. : Экономическая газета, 2013. – 304 с.
2. Андрощук, В. В. Понятия и виды публичного обсуждения проектов нормативных правовых актов // Информационные технологии и право: Правовая информатизация – 2018: сб. материалов VI Междунар. науч.-практ. конф., Минск, 17 мая 2018 г. / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь; под общ. ред. Е. И. Коваленко. Минск, 2018. С. 60–69.
3. Антанович, Н.А., 2005. Электронное правительство как технология перехода от государственного администрирования к эффективному государственному менеджменту / Н.А. Антанович // Наука и инновации. – 2005. – № 1: 15-24.
4. Бекасова, Е.Ю. Особенности обеспечения информационной безопасности как услуги // Вопросы новой экономики. – 2015. – №1 (33). – С. 81-87.
5. Беларусь запустила регулируемую биткоин-биржу в рамках ПВТ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://forklog.com/belarus-zapustilareguliruemuyu-bitkoin-birzhu-v-ramkah-pvt/.
6. Беляцкая, Т.Н., 2019. Готовность населения к экономическому поведению в условиях электронной экономики: проблемы электронного здравоохранения / Т.Н. Беляцкая, О.М. Маклакова // Цифровая трансформация. – 2019. – №2(7): 13-28.
7. Булатенко, М.А. Повышение эффективности управления инновационными рисками организаций – как основа обеспечения экономической безопасности государства // Russian Journal of Management. – 2019. – Т. 7. № 3. – С. 46-50.
8. Бухвальд, Е. М. Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в России до 2030 года: амбиции и реалии / Е. М. Бухвальд // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. – 2016. – № 1 (43). – С. 66–80.
9. Бюджет Республики Беларусь для граждан, 2020. / Министерство финансов Республики Беларусь. – Минск, 2020. – 50 с.
10. О Парке высоких технологий [Электронный ресурс] : Декрет Президента Республики Беларусь от 22 сентября 2005 г. № 12 // Нац. правовой Интернет-портал Республики Беларусь. — Минск, 2005.— Режим доступа: http://www.pravo.by/document/.
11. Винокурова, Т. Н. Особенности терминологии, передающей понятия искусственного интеллекта в английском языке // Омский научный вестник. Филол. науки. 2010. № 1(85). С. 113–115.
12. Внутренние затраты на научные исследования и разработки. Национальный статистический комитет Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.belstat.gov.by/ofitsialnayastatistika/realny-sector-ekonomiki/nauka-iinnovatsii/.
13. Головенчик, Г.Г. Становление и развитие цифровой экономики в современных условиях глобализации: автореф. дисс. на соискание ученой степени канд. эк. наук: 08.00.14 / Г. Г. Головенчик ; Бел. гос. ун-т.— Минск, 2019. — 24 с.
14. Головенчик, Г.Г. Цифровая экономика как новый этап глобализации / Г. Г. Головенчик // Цифровая трансформация. — 2018. — № 1 (2). — С. 26-36.
15. Гражданский кодекс Российской Федерации. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/.
16. Давыдова, А. В. Государственная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства: Россия и ЕС / А. В. Давыдова // Проблемы экономики и юридической практики. – 2018. – № 6. – С. 110–113.
17. Дорош, А. Д. Цифровые компетенции и профессии будущего. Адаптация образовательных программ к цифровой экономике. Цифровая трансформация образования [Электронный ресурс]: сб. мат. 2й Межд. науч.-практ. конф., Минск, 27 марта 2019 г. / отв. ред. А. Б. Бельский. – Минск: ГИАЦ Минобразования, 2019. — C.339-346. — Режим доступа: http://dtconf.unibel.by/doc/Conference_2019.pdf/.
18. Ермолаева, Ж. Е. Терминография: условия и методика формирования понятийнотерминологической культуры специалистов пожарно-технического профиля. М.: Академия ГПС МЧС России, 2017. 162 с.
19. Жидко, Е.А. Научно-обоснованный подход к классификации угроз информационной безопасности // Информационные системы и технологии. – 2015. – №1 (87). – С. 132-139.
20. Захарченко, Л.А., Медведева, Г.Б. Изменение компетенций специалиста в контексте цифровой трансформации экономики Республики Беларусь / Л. А. Захарченко, Г. Б. Медведева // Инновации: от теории к практике: коллективная монография; под науч. Ред.: А.М. Омельянюка [и др.]. — Брест: Издательство БрГТУ, 2019. — С. 134-140.
21. Иванцова, Ю. Г. Проблемы в понятийно-категориальном аппарате информационного законодательства // Информационные технологии и право (Правовая информатизация – 2015): мат-лы V Междунар. науч.-практ. конф., Минск, 28 мая 2015 г. [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь; под общ. ред. Е. И. Коваленко. Минск, 2015. С. 118–120. URL: http://pravo.by/conf2015/files/proceedings_of_the_conference_2015.pdf.
22. Информационно-аналитический ресурс юридической терминологии национального законодательства [Электронный ресурс] // Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. URL: http://multilang.pravo.by/ru?type=0&term=продукция&ch=Все&size=25.
23. Информационно-аналитический ресурс юридической терминологии национального законодательства [Электронный ресурс] // Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. URL: http://multilang.pravo.by/ru/Term/Index?name=ПРОДУКЦИЯ&langName=ru&size=25&page=2&ch=Вс е&term=продукция&type=0.
24. Кайдановский, С.П., Кайдановская, Т.В. Перспективы развития цифровой экономики в Республике Беларусь / С. П. Кайдановский, Т. В. Кайдановская // Инновации: от теории к практике: коллективная монография; под научн. ред. А. М. Омельянюка [и др.]. — Брест: Издательство БрГТУ, 2019. — С. 312 — 316.
25. Калинина, Н. «Теперь понятно»… [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://news.tut.by/economics/682103.html.
26. Климова, Н.П. О важности государственного стимулирования автоматизации бизнес-процессов в промышленности в целях повышения эффективности инновационной деятельности / Н.П. Климова // Цифровая трансформация. — № 1 (10). — 2020. — С. 14-22.
27. Ковалев, М.М., 2018. Цифровая экономика – шанс для Беларуси: монография / М.М. Ковалев, Г.Г. Головенчик. – Минск : Изд. центр БГУ, 2018:327.
28. Ковалев, М. М. Цифровая экономика – шанс для Беларуси : монография / М. М. Ковалев, Г. Г. Головенчик. – Минск: Изд. центр БГУ, 2018. – 327 с.
29. Ковалев, М.М. Цифровая экономика — шанс для Беларуси : моногр. / М. М. Ковалев, Г. Г. Головенчик. — Минск : Изд. центр БГУ, 2018. — 327, [4] с.
30. Комарова, О. В. Институт поддержки малого и среднего бизнеса: опыт Германии и уроки для России / О. В. Комарова // Азимут научных исследований: экономика и управление. – 2018. – Т. 7, № 3 (24). – С. 125–129.
31. Крупский, Д.М. О концептуальных подходах к организации цифровой трансформации национальной экономики Беларуси / Д. М. Крупский //Цифровая трансформация. — 2018— № 2. — С. 29—36.
32. Кузнецов, С. А. Большой толковый словарь русского языка [Электронный ресурс]. URL: https://gufo.me/dict/kuznetsov/информационный.
33. Кузнецова, Е. А. Дефиниции терминов информационного права как способ структурирования научного знания // Вестник МГОУ. Серия «Лингвистика». 2014. № 4. С. 55–62.
34. Кузьмина, Т. Н. Экономический потенциал и проблемы структурно-инновационного развития малого бизнеса Израиля / Т. Н. Кузьмина // Международный научно-исследовательский журнал. – 2020. – № 4 (94). – С. 26–29.
35. Маргелов, В. Цифровая трансформация экономики: возможности и риски / В. Маргелов // Финансы. Учет. Аудит. — № 6. — 2018. — С. 29—33.
36. Медведева, И.В. Цифровизация экономики: вызовы для статистики / И. В. Медведева // Белорусский экономический журнал. — 2019. — № 2. — С. 152-155.
37. Митрович, С. Проблемы и тенденции внедрения технологий бизнес-интеллекта в процесс экономического анализа в России и за рубежом / С. Митрович // Финансы и управление. – 2019. – № 2. – С. 1–16.
38. Нестеров, А., 2020 Эксперты – об электронном правительстве и цифровизации [Электронный ресурс] / Александр Нестеров / СБ Беларусь сегодня. – Режим доступа: https://www.sb.by/articles/ot-bukvy-k-tsifre.html.
39. О национальных статистических показателях развития цифровой экономики в Республике Беларусь / Национальный статистический комитет Республики Беларусь. — Режим доступа : https://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/makroekonomika-iokruzhayushchaya-sreda/informatsionno-telekommunikatsionnyetekhnologii/tsifrovaya-ekonomika/o-natsionalnykh-statisticheskikhpokazatelyakh-razvitiya-tsifrovoy-ekonomiki-v-respublike-belarus/.
40. О нормативных правовых актах Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь, 130-З от 17.07.2018, с изм. и доп. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2021.
41. О развитии цифровой экономики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://president.gov.by/ru/official_documents_ru/view/dekret-8-ot-21-dekabrja2017-g-17716.
42. Панченко, Н.Б. Классификация приоритетных угроз информационной безопасности // Экономика и предпринимательство. – 2015. – №12-2 (65). – С. 37-39.
43. Петрова, Г.В. Финансы и экономика «цифрового пространства»: правовые проблемы защиты и практика формирования международных и национальных норм // Проблемы экономики и юридической практики. – 2018. – № 1. – С. 118-122.
44. Подледнов, Д.Д. Правовое и организационное обеспечение информационной безопасности: проблемы и решения // Аллея науки. – 2017. – Т. 2. № 14. – С. 506-519.
45. Полянина, А. К. Понятие информационной продукции как ключевой категории системы правового обеспечения информационной безопасности детей // Lex russica. 2015. № 11. С. 75–82.
46. Равнянский, А. К. Малое инновационное предпринимательство в России на современном этапе: проблемы и пути развития / А. К. Равнянский, В. И. Таланцев // Интернет журнал «Науковедение». – 2016. – Т. 8, № 6. – URL: http://naukovedenie.ru.
47. Расходы на научные исследования в Беларуси выросли на 16%, 2020. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://thinktanks.by/publication/2020/02/24/rasho dy-na-nauchnye-issledova – Сайт белорусских исследований.
48. Северин, В.А. Концептуальные аспекты безопасности информации при производстве и реализации товаров // Безопасность бизнеса. – 2017. – № 1. – С. 30-35.
49. Словарь многих выражений [Электронный ресурс]. URL: http://all–words.academic.ru/29737/ информационный.
50. Стратегия развития государственной статистики Республики Беларусь до 2022 года / Национальный статистический комитет Республики Беларусь. — Режим доступа : https://www.belstat.gov.by/upload-belstat/upload-belstat-pdf/obelstate/Stategija_razv_2022.pdf.— Дата доступа : 27.03.2021.
51. Стратегия развития информатизации в Республике Беларусь на 2016 – 2022 годы : утверждена на заседании Президиума Совета Министров от 03.11.2015 № 26, одобрена Постановлением коллегии Минсвязи от 30.09.2015 № 35 /Портал об электронном правительстве и госуслугах онлайн в Беларуси/ — Режим доступа : http://e-gov.by/zakony-i-dokumenty/strategiya-razvitiya-informatizacii-vrespublike-belarus-na-2016-2022-gody.
52. Стрельцов, А.А. Новая доктрина информационной безопасности российской федерации: информационно-правовые основы обеспечения безопасности информационных угроз // Труды по интеллектуальной собственности. – 2017. – Т. 28. № 1. – С. 116-123.
53. Суперанская, А. В., Подольская Н. В., Васильева Н. В. Общая терминология: вопросы теории. М.: ЛИБРОКОМ, 2009. 248 с.
54. Толковый словарь русского языка с включением сведений о происхождении слов / РАН. Институт русского языка им. В. В. Виноградова; отв. ред. Н. Ю. Шведова. М.: Азбуковник, 2011. 1175 с.
55. Ходакова, А. Г. Системная семантика термина (на материале англоязычных терминов интернета): автореф. дис. … канд. филол. наук: 10.02.04. Белгород, 2010. 20 с.
56. Цели устойчивого развития в Беларуси / Национальный статистический комитет Республики Беларусь. — Режим доступа : http://sdgplatform.belstat.gov.by/sites/belstatfront/home.html.
57. Цифровая экономика. Национальные статистические показатели развития цифровой экономики в Республике Беларусь / Национальный статистический комитет Республики Беларусь. — Режим доступа : https://www.belstat.gov.by/ofitsialnayastatistika/makroekonomika-i-okruzhayushchaya-sreda/informatsionnotelekommunikatsionnye-tekhnologii/tsifrovaya-ekonomika/.
58. Цифровизация экономики как драйвер инновационного развития / М. Ачаповская // Банкаўскі веснік. — 2019. — № 3 — С. 5258.
59. Что такое цифровая экономика? Тренды, компетенции, измерение: докл. к XX апрельской междунар. науч. конф. по проблемам развития экономики и общества, Москва, 9-12 апреля 2019 г. / науч. ред. Л. М. Гохберг; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». – М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2019: 82.
60. Чуйко, Е. П. Роль малого и среднего бизнеса в экономике стран Ближнего востока (на примере Королевства Марокко и Государства Израиль) / Е. П. Чуйко // ВКР. – СПб, 2017. – URL: https://dspace.spbu.ru/bitstream/11701/11109/1/ VKR_CHujko_Elizaveta.pdf.
61. Электронное правительство, 2020. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://nces.by/e-government/.
64. Daniels, K. ami Johnson, G. (2002) On trees and triviality traps: locating the debate on the contribution of cognitive mapping to organizational research, Organization Studies
65. Davenport, T.H. and Prusak, L. (1998) Working Knowledge: How Organisations Manage What They Know. Boston, MA: Harvard Business School Press.
66. David A. Bray (2008) Information Pollution, Knowledge Overload, Limited Attention Spans, and Our Responsibilities as IS Professionals Global Informationr
67. Debely J (2007)The Consequences of Information Overload in Knowledge Based Service Economies Geneva School of Business Administration July 2007
68. Dijksterhuis A. (2004). Think different: the merits of unconscious thought in preference development and decision making. Journal of Personality and Social Psychology, Vol. 60, pp. 817-830.
69. Douglas M., Wildavsky A. (1987).A risk and culture. Berkeley, CA: University of California press, 1982; Johnson B., Covello V. (eds). The social and cultural construction of risk. Boston, MA: D. Reidel,
70. Drucker P. F. 1959Landmarks of tomorrow. A report on the new 'postmodern' world.
71. Edwards, W., Winterfeldt, D. (1986). On Cognitive Illusions and Their Implications. Southern California Law Review, Vol. 59, pp. 401—451.
72. Eisenhardt K. M., Santos R M. (2002). Knowledge-based view: A new theory of strategy? In: Pettigrew A., Thomas H., Whittington R. (eds.). Handbook of Strategy and Management. Sage Publications: London; 139-164.
73. Felin T., Foss N. J. (2009) Organizational rou-tines and capabilities: Historical drift and a course-correction toward microfoundation. Scandinavian Journal of Management 25 (2): 157-167.
74. Fenton, E.M. and Pettigrew, (2000)A. Theoretical perspectives on new forms of organizing, // Innovating Organization. London: p. 212.
75. Fischhoff B. (1982). Debiasing. In: Kahneman D., Slovic P., Tversky A. (Eds.). Judgment Under Uncertainty: Heuristics and Biases (pp. 422-444).
76. Fisher, D. (1993) Communication in Organizations, 2nd edn. Minneapolis, MN: West Publishing.
77. Freeman R. E. (1984).Strategic Management: A Stakeholder Approach. Boston, 1
78. Clawson G. (2008)Some Recommended Readings on Leadership and Organizational Behavior //University of Virginia Darden School of Business
79. Galbraith J. K. The affluent society. Boston: Houghton Mifflin Co., 1958. P. 78.
80. Gigerenzer G., Hoffrage U., Kleinbolting H. (1991). Probabilistic mental models: a brunswikian theory of confidence. Psychological Review, Vol. 98, pp. 506-528.
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 68.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты