1.2. Характеристика роли прокурора в гражданском процессе в странах Европы
Список использованных источников
1.2. Характеристика роли прокурора в гражданском процессе в странах Европы
В 2008 году участники Конференции генеральных прокуроров европейских стран отметили важность защиты прав человека и общественных интересов органами прокуратуры вне сферы уголовного преследования. Единого подхода нет, государства сами определяют правовые механизмы, направления деятельности и полномочия прокуратуры [1]. Тенденцией современного государственного строительства и создания механизмов деятельности государственных органов является конвергенция, восприятие лучшего опыта зарубежных государств с целью применения в своей стране.
Прокуратура входит в состав Министерства юстиции. Общее руководство деятельностью возложено на министра юстиции ФРГ [2, с. 88], министры юстиции земель. Прокуроры прикреплены к судам, прикреплены к соответствующим судам, но независимы от них (статья 150 Закона о судебной власти). Компетенция прокуроров определяется компетенцией соответствующего суда (абзац 1 части 4 статьи 142 Закона о судебной власти). Существуют специализированные суды в области общего, трудового, социального, административного, финансового права. Каждое направление отличается своей системой судов и высшей инстанцией (например, земельный и местные суды [9, с. 160], Федеральный суд по трудовым спорам [9, с. 158]).
Суды по трудовым спорам в Германии были созданы в соответствии с Законом о трудовых судах 1953 года, судопроизводство является разновидностью гражданского процесса, Закон о трудовых судах не устанавливает полномочий прокурора [10]. В случае вступления в процесс полномочия прокурора соответствуют полномочиям стороны [1, с. 66-69]. Следовательно, прокурор имеет право участвовать в судебном разбирательстве на общих основаниях.
Специализированный суд в области экономики финансовый, наделенный узкой компетенцией, не рассматривает вопросы защиты интересов государства, в решении которых мог бы участвовать прокурор [9, с. 165].
В каждом земельном суде есть палаты по коммерческим делам. Согласно Закону о судебной системе, к коммерческим делам относятся споры, возникающие между участниками сделок, участниками коммерческих товариществ, споры по векселям, применение закона о чеках, защите товарных знаков и т. д. споры регулируются Гражданским процессуальным кодексом Германии; он не дает прокурору права участвовать в рассмотрении дел данной категории судами.
Прокуратура Франции входит в состав Министерства юстиции [2, с. 5] во главе с министром юстиции [3, с. 10].
Полномочия прокуроров участвовать в судопроизводстве по защите прав других лиц путем участия в рассмотрении гражданских дел судами регулируются Законом от 8 февраля 1995 г. № 95-125, определяющим порядок организации гражданского судопроизводства. [5] и отраслевые нормативные акты, например, Кодекс законов о труде [5].
Структура прокуратуры соотносится со структурой судебной системы [3, с. одиннадцать]. Согласно ст. L122-1 Кодекса организации судопроизводства [5], прокуратура представлена в Кассационном суде, апелляционных судах и судах первой инстанции. Согласно ст. Л122-2, во всех судах первой инстанции свою деятельность осуществляют прокуроры республики (уровень районных прокуроров). На основании ст. L122-3 Генеральная прокуратура участвует в работе апелляционных судов и присяжных.
Генеральную прокуратуру Кассационного суда Франции возглавляет Генеральный прокурор, он является высшим должностным лицом прокуратуры (статья L 432-1 Кодекса организации судопроизводства) [5]. Его задачи: участие в отправлении правосудия, привлечение к ответственности виновных, обеспечение единства судебной практики. Генеральный прокурор имеет право выступать на заседаниях, давать письменные и устные заключения по делам о спорах между сторонами трудовых отношений в кассационной инстанции (статья 1019 ГПК) [8]. Генеральную прокуратуру апелляционного суда возглавляет соответствующий генеральный прокурор (ст. L 312-7 Кодекса организации судопроизводства) [5].
1. Роль прокуратуры в защите прав человека и публичных интересов вне уголовно-правовой сферы: итоговый документ Конференции генеральных прокуроров стран Европы. Санкт-Петербург, 2-3 июля 2008 г. - URL: http://www.coe.int/t/dghl/cooperation/ccpe/conferences/2008/ConclusionsRussia_ru.pdf
2. Давтян, А. Г. Гражданское процессуальное право Германии: Основные институты : автореф. дис. ... д-ра юрид. наук / Давтян А. Г. - Москва, 2002. - 46 с.
3. Basic Law for the Federal Republic of Germany. - URL: http://www.gesetze-im-internet.de/basic_law_for_the_federal_republic_of_germany.pdf
4. Гражданский процессуальный кодекс Германии от 30.01.1877 // Официальный сайт Федерального министерства юстиции Германии. - URL: http ://zakoniros.ru/?p=2015 9
5. Елисеев, Н. Г. Краткий комментарий к Гражданскому процессуальному уложению Германии / Н. Г. Елисеев // Справочно-правовая система «Гарант». - URL: http://base.garant.ru/5213390/
6. Статьи 14-15 Конституции Бремена. - URL: https://www.uni-trier.de/fileadmin/fb5/inst/IEVR/Arbeitsmaterialien/Staatskirchenrecht/Deutschland/Rel igionsnormen/Erster_Teil_Verfassungen_Bremen.pdf
7. Закон о судоустройстве (GVG). - URL: http://www.gesetze-im-internet.de/englisch_gvg/courts_constitution_act.pdf
8. Закон о судьях земли Макленбург - Передняя Померания (Gerichtsstrukturgesetz). -URL: http://https://de.wikipedia.org/wiki/Gerichtsstrukturgesetz
9. Судебные органы зарубежных стран : учеб. пособие / отв. ред. А. Б. Гафуров. -Ташкент : Центр повышения квалификации юристов «Baktria press», 2014. - 259 с.
10. Закон о трудовых судах. - URL: https://www.gesetze-im-internet.de/arbgg/