Концептуальные основы экологической безопасности в системе правового обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь
ПГУ (Полоцкий государственный университет)
Диссертация
на тему: «Концептуальные основы экологической безопасности в системе правового обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь»
по дисциплине: «Экологическое право»
2021
286.00 BYN
Концептуальные основы экологической безопасности в системе правового обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь
Тип работы: Диссертация
Дисциплина: Экологическое право
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 55%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 54.
В работе также имеется презентация, выполненная в программе MS PowerPoint.
В работе также имеется презентация, выполненная в программе MS PowerPoint.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А-Е Нормативные правовые акты.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ НАЧАЛА И ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ КОНЦЕПЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
1.1 История становления концептуальных основ экологической безопасности: международный уровень
1.2 История становления концептуальных основ экологической безопасности: национальный уровень
1.3 Методологические начала исследования экологической безопасности
ГЛАВА 2 ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В КОНТЕКСТЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
2.1 Система национальных правовых актов, определяющих правовые механизмы обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь
2.2 Правовой механизм обеспечения экологической безопасности в Республике Беларусь
ГЛАВА 3 ПРАВОВОЙ МЕХАНИЗМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
В последние десятилетия происходили существенные изменения в политической и социально-экономической жизни, что оказывало негативное воздействие на окружающую среду. На каждом этапе истории человечество сталкивалось с угрозами. Но люди находили подход к данным угрозам, стремились обезопасить себя, получалось это всегда по-разному.
На данном этапе истории люди переживают большее количество угроз и проблем из-за своего развития и совершенствования, и они пытаются найти методы решения данных проблем. Следует отметить, что государства должны предпринимать меры касаемо безопасности граждан, чтобы уберечь их от угроз, от опасностей, которые могут в любой момент остро сказаться на здоровье и жизни.
Стоит выделить тот факт, что в правовом поле государство и союзы, всемирные организации должны предпринимать меры для предотвращения угроз. Люди не берегут экологию, строят производства, которые отходы утилизируют в грунт, воду и с целью наживы, уничтожают экологию. С течением определенного промежутка времени антропогенные факторы пагубно влияют на экологию.
Экология в 21 веке играет большую роль для людей, городов, государства и всего мира в целом. Стоит заметить, что экологическая обстановка - это главный элемент управления жизнью людей, поэтому нужно данную обстановку поддерживать, а не разрушать.
В последнее время стали набирать популярность эко активисты, которые поднимают вопросы, касающиеся экологических проблем в различных странах, в мире. Они пользуются тем, что человечество испытывает массу проблем с экологией, связанных с экономическим, научным, техническим прогрессом. Их выступления служат, как и для реального предотвращения проблем, так и для своей узнаваемости, возможно, даже воздействия на политических конкурентов.
Нельзя и не упомянуть тот факт, что с происхождением новых экологических проблем, которые затрагивают не только одну страну, а целый континент или несколько континентов остро встает вопрос о решении данных проблем в призме национальной и мировой экологической безопасности.
Подведем итог, что поднимать экологические проблемы следует, но также следует их решать путем договоров, правовых актов. Исходя из этого, рассмотрим, что такое экологическая безопасность и чем она поддерживается в правовом поле.
Указанные обстоятельства свидетельствуют об актуальности темы исследования.
Так, целью диссертационного исследования является комплексный анализ концепции экологической безопасности в Республике Беларусь, выработка предложений по их совершенствованию.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
– исследовать историю становления концептуальных основ экологической безопасности: международный уровень;
– рассмотреть историю становления концептуальных основ экологической безопасности: национальный уровень ;
– проанализировать методологические начала исследования экологической безопасности;
– изучить систему национальных правовых актов, определяющих правовые механизмы обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь;
– проанализировать правовой механизм обеспечения экологической безопасности в Республике Беларусь;
– охарактеризовать правовой механизм обеспечения экологической безопасности при использовании атомной энергии.
ГЛАВА 1 МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ НАЧАЛА И ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ КОНЦЕПЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
1.1 История становления концептуальных основ экологической безопасности: международный уровень
Происходящие в современном мире экологические катастрофы и связанная с ними угроза всему международному сообществу (глобальное потепление климата, загрязнение окружающей среды, истощение природных ресурсов) породили проблему обеспечения международной и национальной экологической безопасности. В Докладе Всемирной комиссии по окружающей среде и развитию (Брундтландский доклад) (1987 г.) говорится, что определение безопасности в ее традиционном понимании (политическая и военная угроза национальному суверенитету) должно быть расширено за счет включения в него воздействия экологических стрессов на национальном, региональном, локальном и глобальном уровнях [49].
Сложившаяся ситуация во взаимоотношениях людей, социумов и природной среды требует безотлагательной разработки концептуальных, стратегических мер для решения социально-экологических проблем. Одним из вариантов решения проблемы заключается в тесном международном сотрудничестве стран по сохранению природы. Главным образом, через создание международно-правовых механизмов регулирования безопасности и сохранности окружающей среды. Активное развитие международного экологического права отмечается с XIX века в связи с резким ухудшением состояния природы на Земле [13].
Международное право содержит комплекс правовых мер по поддержанию достойного уровня экологической безопасности на планете для сохранения здоровья каждого человека и населения в целом. На международном уровне подлежит контролю состояние Мирового океана, атмосферы, природных заповедников, парков и других комплексов, представителей растительной флоры и фауны, животного мира [49].
В настоящее время проблемы экологического кризиса можно решить не только усилием государства, необходимо еще в большей степени разрабатывать международное законодательство в сфере охраны окружающей среды. Для успешного решения экологических проблем необходимо взаимодействие на всех уровнях государственной власти, а также тесное международное сотрудничество. В качестве такого шага можно обозначить, например, кодификации международного права, с целью уточнения действующих норм права, устранение противоречивых моментов, сорных вопросов, а также выявление неопределенностей и замена устаревших правил.
Рассматривая концепцию экологической безопасности, необходимо отметить следующие положения.
Концепция экологической безопасности предполагает изменение традиционных подходов к охране окружающей среды; она призвана создать условия для безопасного экологического развития всех государств. Экологическая безопасность представляет собой сложную взаимосвязанную и взаимозависимую систему экологических составляющих планеты, сохранения и поддержания естественного природного баланса между ними.
Главное в концепции экологической безопасности – предотвращение экологических катастроф как условие выживания человечества. Эта концепция устанавливает прямую связь между охраной окружающей среды и безопасностью человечества. Юридическое содержание принципа экологической безопасности: обязанность государств осуществлять свою деятельность таким образом, чтобы исключить экологические стрессы на локальном, национальном, региональном и глобальном уровнях. Любая деятельность не должна причинять ущерб другим государствам и всему международному сообществу в целом [49].
ГЛАВА 2 ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В КОНТЕКСТЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
2.1 Система национальных правовых актов, определяющих правовые механизмы обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь
Национальная безопасность является одной из важнейших проблем геополитики. В большинстве современных демократических стран на высшем государственном уровне разработаны и утверждены доктрины либо концепции национальной безопасности, содержащие политические, военные и экономические направления внешней и внутренней политики. Данные документы предусматривают защиту многомерного коммуникационного пространства Государств от внешних и внутренних угроз и вызовов.
Правовую и методологическую основу системы обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь составляют Конституция [24], законы, нормативные правовые акты Президента Республики Беларусь, иные акты законодательства, регулирующие общественные отношения в сфере обеспечения национальной безопасности, принятые после 1994 г., в том числе международные договоры Республики Беларусь. В тот период наибольшую опасность для суверенного белорусского государства представляли отсутствие стройной политической системы, способной управлять страной и отстаивать ее интересы за рубежом, а также кризис в экономике (резкий спад промышленного и сельскохозяйственного производства; рост инфляции, безработицы и на этой основе – возрастающее расслоение населения; дезорганизация централизованной системы материально-технического снабжения; разрыв между ростом цен и реальной заработной платой работающих), падение моральных устоев, рост коррупции и организованной преступности [26, с.398].
На этапе становления белорусской государственности был избран фундаментальный подход − обеспечение национальной безопасности Республики Беларусь как безопасности личности, общества и государства. Данный принцип нашел отражение в первой Концепции национальной безопасности Республики Беларусь, утвержденной 27 марта 1995 г. решением Советом Безопасности Республики Беларусь. Данный документ явился основополагающим нормативным актом, регламентирующим вопросы обеспечения национальной безопасности нашего государства.
На основе положений первой Концепции была сформирована достаточно эффективная система защиты страны от внутренних и внешних угроз. Это позволило Республике Беларусь следовать основным принципам поступательного развития – многовекторности внешней политики и социальной направленности экономического курса. Стала проводиться политика по поддержанию военного паритета и стабильности в регионе, коллективной безопасности в рамках Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) и укреплению международной безопасности.
Исходя из развития внутриполитической и международной обстановки, ряд положений Концепции национальной безопасности 1995 г. был скорректирован в 2001 г. Новая редакция Концепции была утверждена Указом Президента Республики Беларусь от 17 июля 2001 г. № 3902 . В ней были определены жизненно важные интересы нашей страны в политической, экономической, военной, экологической, информационной, гуманитарной сферах, а также приоритетные направления их реализации, сформулированы основные факторы, создающие угрозу безопасности государства в наиболее важных сферах его деятельности. По своим качественным параметрам этот документ по сравнению с прежней редакцией Концепции был более высокого уровня: он явился концептуальной и методологической основой для принятия последующих решений и руководством к действию государственных органов, общественных объединений и граждан в данной области [4, с.55].
ГЛАВА 3 ПРАВОВОЙ МЕХАНИЗМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ
Эффективная работа механизма правового регулирования обеспечения безопасности при мирном использовании атомной энергии является важнейшей задачей на пути к обеспечению ядерной безопасности. Укрупнение и усложнение общественных отношений в этой отрасли ведут к осознанию необходимости обеспечить комплексный и унифицированный подход при подготовке и принятию нормативно-правовых актов в области обеспечения ядерной безопасности.
Атомная энергетика представляет собой наиболее экологически приемлемый вариант получения энергии в сравнении с «традиционными» способами обеспечения энергоресурсами общества и государства [31, с.52]. Вместе с тем она обладает наиболее потенциально опасным, высокорисковым потенциалом воздействия на окружающую среду в целом и на отдельные ее элементы в частности, вплоть до фактического разрушения экосистемы, воспроизводство которой может занять десятилетия. Таким образом, подобное эко-системное воздействие атомной энергетики требует надлежащего правового регулирования и создания средств и систем, которые могут обеспечить ее безопасное использование.
Национальная организационно-правовая система обеспечения ядерной безопасности при использовании атомной энергии основывается на положениях законодательных актов «Об использовании атомной энергии», «О радиационной безопасности», «Об охране окружающей среды». Указанные акты призваны обеспечить надлежащую охрану жизни и здоровья человека, окружающей среды при осуществлении любой деятельности, связанной с использованием атомной энергии [38; 39; 41].
Ядерная безопасность - состояние защищенности граждан и окружающей среды от вредного воздействия ионизирующего излучения ядерной установки и (или) пункта хранения, обеспеченное достижением надлежащих условий их эксплуатации, а также надлежащим обращением с ядерными материалами, отработавшими ядерными материалами и (или) эксплуатационными радиоактивными отходами. Данное определение содержится в статье 1 Закона Республики Беларусь «Об использовании атомной энергии» [39].
Если обратиться к понятию ядерной безопасности, которое дано в Глоссарии МАГАТЭ (Международное агентство по атомной энергии), то ядерная безопасность (nuclear safety) – это достижение надлежащих условий эксплуатации, предотвращение аварий или смягчение последствий аварии, благодаря чему обеспечивается защита работников, населения и окружающей среды от чрезмерной радиационной опасности [13]. Данное понятие содержит в качестве элементов своего содержание указание на превентивный потенциал ядерной безопасности, что особенно актуально в контексте необходимости унификации подходов к правовому регулированию охраны окружающей среды в сфере использования атомной энергии. В силу чего, включение данных признаков позволит повысить качество правового регулирования охраны окружающей среды в Республике Беларусь, в рамках рассматриваемой отрасли. Необходимо проводить унификацию таким образом, чтобы облегчить обмен опытом между государствами в области ядерной безопасности и повысить качество развития охраны окружающей среды в сфере использования атомной энергии в Республике Беларусь.
Важнейшее значение имеет Закон Республики Беларусь № 122-3 от 05 января 1998 г. «О радиационной безопасности» так как предусматривает правовое регулирование в области обеспечения радиационной безопасности, дает определения понятия радиационная безопасность населения как состояние защищенности настоящего и будущих поколений людей от вредного воздействия ионизирующего излучения [38].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, в данной работе были рассмотрены важнейшие вопросы. Некоторые из них следуют тщательной проработки со стороны ученых, исследователей для выявления реальных проблем, которые будут представлять опасность. Нами были выявлены понятия экологической безопасности и основные принципы, международные принципы в сфере охраны окружающей среды. Также были рассмотрены системы обеспечения экологической безопасности в Республике Беларуси. Также были выявлены правовые проблемы обеспечения экологической безопасности. Предлагались правовые методы решения экологических проблем.
В соответствии с тем, что экология в настоящее время очень много значит для людей, так как их здоровье и жизнь зависит напрямую от состояния окружающей среды. Также было определено, что благоприятное состояние влияет и на города, страны, планету. Было замечено, что экологическая обстановка - это главный элемент управления жизнью людей, поэтому нужно данную обстановку поддерживать, а не разрушать.
Также проблемы экологии стали освещать экологические активисты - люди, которые обеспокоены системами защиты окружающей среды от негативного воздействия, и они стараются следить за состоянием и настраивать других людей их поддержать. Активисты в роли учителей объясняют, каким образом стоит сохранять окружающую среду, что делать для того, что обеспечить сохранение и миллионы жизней в соответствии с развитием неблагоприятных ситуаций, происходящих в последнее время. Они поднимают вопросы, касающиеся экологических проблем в различных странах, в мире. Но иногда эко активисты пользуются тем, что человечество испытывает массу проблем с экологией, связанных с экономическим, научным, техническим прогрессом. Их выступления служат, как и для реального предотвращения проблем, так и для своей узнаваемости, возможно, даже воздействия на политических конкурентов.
Было четко определено то, что стоит обучать молодое поколение, как не загрязнять атмосферу, воду, почвы с раннего возраста. То есть следует разработать определенные государственные программы, направленные на обучение граждан. Данные программы должны задействоваться в полной мере, так как люди не до конца понимают и представляют степень тех или иных проблем, связанных с осуществлением их деятельности, которая может оказывать негативное воздействие.
Окружающая среда влияет на все организмы, протекающие на земле. В настоящее время можно наблюдать, как эпидемия вируса влияет на экологию. В некоторых местах она влияет положительно. В каналах Венеции вода стала чистой, и из-за этого в каналы вернулись дельфины и другие млекопитающие. В Китае атмосфера стала чище из-за того, что фабрики и предприятия приостановили работу.
В ходе изучения основных понятий и определений, главных принципов было выявлено то, что экологическая безопасность входит в систему национальной безопасности. Она является главным ее элементом, стоит предположить, что тщательно выстроив политику национальной безопасности и отмечая экологическое направление в данной политике, можно обеспечить безопасность не только окружающего мира какой-либо страны, субъекта, но и всего мира в целом.
Экологическая безопасность – это система взаимодействия всех людей по отношению к природе и использования природных ресурсов. Стоит также заметить то, что от деятельности одного человека может произойти экологическая катастрофа, например, путем нажатия ядерной кнопки и через несколько минут экологическая система уже не будет прежней, не известно будет ли она подлежать восстановлению.
Были приведены примеры и случаев того, что происходит, когда заводы сливают в почву, воды свои отходы. К сожалению, сложно представить экологию будущего, как она изменится, в лучшую или худшую сторону. Будет ли оказываться дальнейшее негативное воздействие или же, наоборот, произойдет улучшение во всех отраслях по отношению к состоянию окружающей среды. Будущее зависит от настоящего, то есть от того, смогут ли объединиться люди и решить вместе настоящие экологические катастрофы, устранить экологические проблемы для того, чтобы следующие поколения не испытывали проблем с качеством и уровнем жизни. Скорее всего, следующие поколения поменяют подходы к сохранению той среды, которая у них останется, и все полезные ископаемые не будут использоваться, и добываться в той мере, в какой это происходит сейчас.
1. Nuclear energy and the environmental debate: The context of choices / E. Bertel [et al.]: IAEA Bulletin, 1995. – P. 6.
2. Об использовании атомной энергии: Закон Республики Беларусь, 30 июля 2008 г., № 426-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. – Минск, 2021.
3. Глоссарий МАГАТЭ по вопросам безопасности: терминология, используемая в области ядерной безопасности и радиционной защиты. – Минск, 2016. – Режим доступа: https://www-pub.iaea.org/MTCD/publications/PDF/IAEASafetyGlossary2007/Glossary/SafetyGlossary_2007r.pdf. – Дата доступа: 20.04.2021
4. О радиационной безопасности: Закон Республики Беларусь, 18 июня 2019 г., № 198-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. – Минск, 2021.
5. Об утверждении норм и правил по обеспечению ядерной и радиационной безопасности «Безопасность при обращении с радиоактивными отходами. Общие положения»: Постановление Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь, 28 сентября 2010 г., № 47 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. – Минск, 2021.
6. Кодекс Республики Беларусь о земле [Электронный ресурс] : 23 июля 2008 г. № 425-З : принят Палатой представителей 17 июня 2008 г: одобр. Советом Респ. 28 июня 2008 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
7. Кодекс Республики Беларусь о недрах [Электронный ресурс] : 14 июля 2008 г., № 406-З : принят Палатой представителей 10 июня 2008 г. : одобр. Советом Респ. 20 июня 2008 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
8. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях [Электронный ресурс] : 21 апреля 2003 г., № 194-З : принят Палатой представителей 17 декабря 2002 г. : одобр. Советом Респ. 2 апреля 2003 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
9. Конституция Республики Беларусь 1994 года : с изм. и доп., принятыми на респ. референдумах 24 нояб. 1996 г. и 17 окт. 2004 г. – 10-е изд., стер. – Минск : Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь, 2014. – 62 с.
10. Экологическое право: учебник / С. А. Балашенко [и другие]; Минск: БГУ, 2015. – 501 с.
11. Экологическое право: пособие / С.А. Балашенко [и другие]. Минск: БГУ, 2013. – 240 с.
12. Экологическое право: пособие / С. А. Балашенко [и другие]; Т. Макарова, В. Е. Лизгаро. – Минск: Высшая школа, 2009. – 318 с.
13. Лизгаро, В.Э. Экологическое право: ответы на экзамен. вопр. / В.Е. Лизгаро, Т.И. Макарова. 5-е изд., Перераб. и дополн. Минск: ТетраСистемс, 2018. – 160 с.
14. Балашенко, С.А. Международная правовая охрана окружающей среды и права человека: Учебник. пособие / С.А. Балашенко, Т.И. Макарова. – Минск: «Всемирная печать», 2019. – 256 с.
15. Балашенко, С.А. Государственный регистр возобновляемых источников энергии / С. А. Балашенко, Е. Е. Ванкович // Право. – 2015. – № 1. – С. 55-59.
16. Балашенко, С.А. Правовое моделирование в системе обеспечения экологической безопасности государства / С.А. Балашенко // Современные тенденции правового регулирования экологических отношений / С. А. Балашенко [и другие]. – Минск: Изд. центр БГУ, 2016. – С. 3-6.
17. Балашенко С.А. Правовая поддержка использования альтернативных источников энергии и энергосбережения в Беларуси / С.А. Балашенко // Schriftenreihe der Deutsch-Belarussischen Juristenvereinigung. B. 2: Emeuerbare Energien und rechtsstaatliche Politik Belarussische und deutsche Positionen = Серия работ Немецко-Белорусской ассоциации юристов. T.2: Возобновляемые источники энергии и правовое государство: Позиция Германии и Беларуси / Hrsgb.: Гилберт Гониг, Эдгар Вайлер, 2013. – С. 13-28.
18. Бринчук, М.М. Экологическое право: учебник / М.М. Бринчук. – М .: МНИИ; Воронеж: MODEK, 2017. – 624 с.
19. Бринчук, М.М. Экологическое право: объекты экологических отношений / М.М. Бринчук. – М .: Институт государства и права Российской академии наук, 2017. – 151 с
20. Бринчук, М.М. Принципы экологического права / М.М. Бринчук. – М .: Юрлитинформ, 2016.- 208 с.
21. Дубовик, О.Л. Экологическое право. Учебник / О.Л. Дубовик, Л. Кремер, Г. Луббе-Вольф; отв. Ред. О. Дубовик. – Москва: Изд-во Эксмо, 2015. – 760 с.
22. Жлоба, А.А. Экологическое право Европейского Союза. Общая часть: пособие / А.А. Козел; Х. Герман, С. А. Балашенко, Т. Борик. – Минск: Зорный Верасок, 2016. – 156 с.
23. Институты экологического права / С.А. Боголюбов и другие. – М .: Эксмо, 2015. – 480 с.
24. Убышева, Н. Ж. Обоснование политики в области охраны окружающей среды на основе социально-экономической оценки социально значимых природных товаров: дис. ... канд. экономич. наук. – М., 2018. – 480 с.
25. Карпович, Н.А. Экологическая функция государства / Н. А. Карпович. – Минск: РИВШ, 2017. – 415 c.
26. Лаевская, Е.В. К вопросу о предметах защиты права на благоприятную среду / Е. В. Лаевская // Закон в современном белорусском обществе. / Национальный. Центр законодательных и правовых исследований. – Минск. – 2018. – Выпуск 7. – С.397-402.
27. Маврищев, В.В. Основы экологии: учебник / В.В. Мавришев. – Минск: Интерпресссервис, Вышейшая школа, 2015.- 416 с.
28. Макарова, Т.И. Экологический и правовой статус граждан Республики Беларусь / Т.И. Макарова. – Минск: БГУ, 2016. – 231 с.
29. Макарова, Т.И. Системные недостатки правового регулирования экологических отношений и пути их преодоления / Т.И. Макарова // Аграрное и земельное право. – 2018. – № 5 (89). – С.26-29.
30. Макарова, Т.И. Формирование правового регулирования экологических отношений в современной истории Беларуси / Т.И. Макарова // Мінск: Бизнеснесофсет, 2019. – С.454-459.
31. Макарова, Т.И. Экологическая и правовая концепция как научная основа регулирования отношений в сфере взаимодействия общества с окружающей средой / Т.И. Макарова // Право и демократия / под ред. В.Н. Бибило [и другие]. – Минск: БГУ, 2016. – С. 45 – 62.
32. Макарова, Т.И. Доктрина международного права окружающей среды: образование, фонды, содержание / Т.И. Макарова // Евразийский юридический журнал. – 2015. – №10. – С.51-54.
33. Об обращениях граждан: Закон Респ. Беларусь, 6 июня 1996 г.(в ред. Закона Респ. Беларусь от 1 ноября 2004 г.) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2004 г. – № 189. – 2/1089.
34. Лесной кодекс Республики Беларусь: принят Палатой представителей 8 июня 2000 г.; одобр. Советом Респ. 30 июня 2000 г. // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2021.
35. О животном мире: Закон Респ. Беларусь, 10 июля 2007 г., N 257-З // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2021.
36. Об охране окружающей среды: Закон Респ. Беларусь, 26 нояб. 1992 г., № 1982-XII // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2021.
37. Об утверждении Национального плана действий по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды в Республике Беларусь на 2006 - 2010 годы: Указ Президента Респ. Беларусь, 5 мая 2006 г., № 302 // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2021.
38. Агапов А. Б. Административное право: учебник / А. Б. Агапов. — 9-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2016. — 937 с.
39. Административное право: учебник. — 2-е изд., перераб. и доп. /Отв. ред. Л.Л. Попов. – М.: Проспект, 2015. – 560 с.
40. Административно-процессуальное право: учебник / А. Б. Зеленцов, П. И. Кононов, А. И. Стахов. — М.: Издательство Юрайт, 2016. — 341 с.
41. Административный процесс: учеб. пособие / В.В. Волкова [и др.]. — М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2013. — 175 с.
42. Административный процесс: учебник / под ред. М. А. Штатиной. — М.: Издательство Юрайт, 2015. — 364 с.
43. Глущенко П.П. Административное право. Краткий курс. /П.П. Глущенко, Н.Н. Жильский и др. — 2-е изд. — СПб.: Питер, 2011. — 272 с.
44. Конин Н. М. Административное право: учебник / Н. М. Конин, Е. И. Маторина. — М.: Издательство Юрайт, 2015. — 574 с.
45. Кононов П. И. Административное право: учебник / П. И. Кононов. — М.: Издательство Юрайт, 2014. — 648 с.
46. Копытов Ю. А. Административное право: учебник / Ю. А. Копытов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2015. — 649 с.
47. Макарейко Н. В. Административное право: конспект лекций/ Н. В. Макарейко. — М.: Юрайт, 2014. — 154 с.
48. Мигачев Ю. И. Административное право: учебник / Ю. И. Мигачев, Л. Л. Попов, С. В. Тихомиров; под ред. Л. Л. Попова. — 4-е изд., нерераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2015. — 519 с.
49. Стахов А. И. Административное право: учебник / А. И. Стахов, П. И. Кононов. — М.: Издательство Юрайт, 2014. — 651 с.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 55%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 54.
В работе также имеется презентация, выполненная в программе MS PowerPoint.
В работе также имеется презентация, выполненная в программе MS PowerPoint.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А-Е Нормативные правовые акты.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты