Особенности развития специальных координационных способностей спортсменов-таэкводистов 12-13 лет
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Диссертация
на тему: «Особенности развития специальных координационных способностей спортсменов-таэкводистов 12-13 лет»
по дисциплине: «Физическая культура»
2021
286.00 BYN
Особенности развития специальных координационных способностей спортсменов-таэкводистов 12-13 лет
Тип работы: Диссертация
Дисциплина: Физическая культура
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 40.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Комплекс упражнений.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
ГЛАВА 1 КООРДИНАЦИОННЫЕ СПОСОБНОСТИ В ПОДГОТОВКЕ СПОРТСМЕНОВ-ТАЭКВОНДИСТОВ
1.1 Характеристика координационных способностей
1.2 Средства и методы развития координационных способностей
1.3 Анатомо-физиологические особенности детей 12-13 лет
ГЛАВА 2 МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ
2.1 Особенности развития специальных координационных способностей спортсменов-таэквондистов 12-13 лет
2.2 Методика развития специальных координационных способностей спортсменов-таэквондистов 12-13 лет
2.3 Практические рекомендации по развитию специальных координационных способностей спортсменов-таэквондистов 12-13 лет
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Принадлежность таэквондо к олимпийским видам спорта, обязывает специалистов постоянно совершенствовать методику подготовки спортсменов с учетом современных достижений в области теории и практики спорта. Взгляды многих специалистов совпадают в том, что координационные способности являются предпосылкой успешного освоения техники вида спорта.
По классификации видов единоборств таэквондо относятся к ситуационным видам спорта со сложнокоординнационной двигательной деятельностью, при которой технико-тактические атакующие и защитные действия ударов, выполняемыми в условиях непрерывно меняющихся динамических ситуаций. Соревновательный бой связан с временными и пространственными параметрами движения, сложной координационной направленности.
Процесс противоборства таэквондистов отличается непрерывностью обмена между ними информацией о ходе поединка и одновременностью действий спортсменов. Результирующей целью является достижение бойцом одностороннего преимущества судейских оценок или выполнение нокаутирующего удара, приносящего чистую победу. Поединок поддерживается анаэробными энергетическими процессами, что способствует качественному выполнению взрывных мощных ударов.
Это позволяет говорить о том, что основой для успешной соревновательной деятельности в таэквондо является технико-тактическая подготовленность, а предпосылкой к успешному освоению основ противоборства будет высокий уровень развития координационных способностей. Следовательно, целенаправленное совершенствование координационных способностей даст возможность оптимизировать технико-тактическую подготовку в таэквондо.
Следовательно, рост спортивного мастерства в значительной степени зависит от уровня развития координационных способностей. В тоже время из кондиционных качеств наименее изученным является координационные способности. Методика развития координационных способностей в единоборстве таэквондо изучена недостаточно и требует теоретического обоснования выбора средств и методов её повышения.
В единоборстве таэквондо проявление координации связано со следующими способностями:
– ориентацией в пространстве, включающую несколько связанных компонентов движения: адекватное оценивание, своевременное, целесообразное и правильное восприятие динамической ситуации боя;
– выполнению двигательного действия в нужном направлении, предполагающее точное определение взаимоположения в соответствии с расположением положения своего тела;
– выбору момента начала атаки или защиты для успешного противодействия сопернику;
– адекватному определению динамических характеристик своих и учёт особенности действий соперника;
– к выполнению двигательные действия обеими ногами в равной степени;
– адекватному перестраиванию, преобразованию своих движений и приспособлению координационных способностей, в соответствии соревновательной обстановки боя.
Чтобы эффективно управлять процессом развития координационных способностей в единоборстве таэквондо, следует выбирать адекватные компоненты физической нагрузки.
Несмотря на признание многими учеными значимости координационных способностей в процессе технико-тактической подготовки материалов по совершенствованию координационных способностей юных таэквондистов, как перспективного направления освоении технико-тактического арсенала, явно недостаточно. В частности, вопрос развития специальных координационных способностей юных таэквондистов практически не освещен.
Изучением координационных способностей занимались такие ученые как Л.П. Матвеев, Г.Н. Сатиров, П.Ф. Лесгафт, Н. А. Бернштейна, В.Н. Платонов, Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов.
ГЛАВА 1 КООРДИНАЦИОННЫЕ СПОСОБНОСТИ В ПОДГОТОВКЕ СПОРТСМЕНОВ-ТАЭКВОНДИСТОВ
1.1 Характеристика координационных способностей
В условиях научно-технической революции такие качества как, например, способность к быстрому ориентированию в пространстве, тонкая дифференциация мышц и регуляция мышечного напряжения, быстрая реакция на сигналы окружающей среды, стабильность вестибулярного аппарата очень важны.
Термины «координация», «кондиция» и «ловкость» включают точность, чувство ритма, способность самостоятельно расслаблять мышцы и способность быстро и легко двигаться в изменяющихся условиях [11].
Именно эти способности имел ввиду профессор Л.П. Матвеев. По его мнению, в эпоху технической революции, грубая сила все больше и больше предоставляет универсальные возможности, в то время как возможности инерции были заменены динамическими условиями и скоординированным динамическим богатством. Уже современные профессии в производственной и транспортной отраслях требуют, по мнению Л.П. Матвеева, некую двигательную интеллигентность, устойчивость и лабильность функций анализаторов. И эти требования проявляют явную тенденцию к росту.
Сатиров Г.Н. - один из величайших ученых в области спорта школьников, отметил, что без этого сложного качества и умения невозможно научиться контролировать себя, свое тело и свои движения. Другими словами, невозможно сформировать общую способность (или умение) контролировать свои движения. Формирование интегральной способности является главной задачей и конечной целью общего среднего образования, что было четко отражено в высказываниях П.Ф. Лесгафта.
Способность развиваться оптимально (то есть точно, быстро и разумно) и целенаправленно управлять движением в настоящее время известна как координационная способность (КС). В то же время формирование комплекса КС еще не полностью развито, что создает значительные трудности для тренеров и учителей физкультуры. [8].
Многочисленные исследования Л.П. Матвеева, проведенные за последние десятилетия, показали, что различные координационные и обусловливающие способности человека в спорте, в физическом воспитании, на работе и в армии, а также в жизни очень специфичны. Потому вместо уже существующего определения «ловкость», оказавшегося очень многозначным и туманным, ввели в теорию и практику термин КС, начали говорить о системе таких способностей и необходимости дифференцированного подхода к их совершенствованию. Термин «CS» был введен как в теории, так и на практике вместо существующего определения «ловкость», которое оказалось очень расплывчатым. Начали говорить о системах этой способности и необходимости дифференциации, для того, чтобы их улучшить. Мнение авторов о том, что подразумевается под термином координационная способность, до сих пор неясно.
Н.А. Бернштейн дал это определение в 1946 году. Но еще ранее - более 100 лет тому назад - родоначальник и классик отечественной системы физкультурного образования П. Ф. Лесгафт отметил, что формирование умения управлять собой, своим телом, своими движениями, то есть координации, составляет главную задачу и конечную цель общего среднего образования в сфере физической культуры [23].
В последние 25 - 30 лет ученые начали широко пользоваться понятием «координационные способности». Они трактуются по-разному, например, как совокупность двигательных способностей, определяющих быстроту освоения новых движений, а также умения адекватно перестраивать двигательную деятельность при неожиданных ситуациях А. Г. Карпеев предлагает рассматривать «координационные способности» как способность согласовывать двигательные действия, обеспечивающие высокую эффективность управления движениями в соответствии с поставленной целью и взаимодействием с другими уровнями координации в деятельности человека [22].
В.Н. Платонов считает, что под координационными способностями следует понимать умение человека наиболее совершенно, быстро, точно, целесообразно, экономно и находчиво решать двигательные задачи, особенно сложные и возникающие неожиданно [29].
Определений много, но, несмотря на их многообразие, мнения авторов схожи в том, что координационные способности обеспечивают выполнение самых разнообразных движений, свойственных различным видам двигательной деятельности, причем способности могут достичь такого уровня, что выполнение осуществляется быстро даже в нестандартных ситуациях. Начиная с середины прошлого века, специалисты многих стран пытаются выделить способности, относящиеся к координации. С каждым годом число их растет. Сегодня среди координационных способностей принято выделять общие, специальные и специфические. По мнению Ж.К. Холодова, В.С. Кузнецова, под общими координационными способностями понимают способность быстро, точно, целесообразно, экономно и находчиво, т.е. наиболее совершенно решать сложные и неожиданно возникающие двигательные задачи.
ГЛАВА 2 МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ
2.1 Особенности развития специальных координационных способностей спортсменов-таэквондистов 12-13 лет
По классификации видов единоборств таэквондо относятся к ситуационным видом спорту со сложнокоординнационной двигательной деятельностью, при которой технико-тактические атакующие и защитные действия ударов, выполняемыми в условиях непрерывно меняющихся динамических ситуаций. Соревновательный бой связан с временными и пространственными параметрами движения, сложной координационной направленности. Процесс противоборства таэквондистов отличается непрерывностью обмена между ними информацией о ходе поединка и одновременностью действий спортсменов. Результирующей целью является достижение бойцом одностороннего преимущества судейских оценок или выполнение нокаутирующего удара, приносящего чистую победу. Поединок поддерживается анаэробными энергетическими процессами, что способствует качественному выполнению взрывных мощных ударов [3, 5, 7].
Следовательно, рост спортивного мастерства в значительной степени зависит от уровня развития координационных способностей. В тоже время из кондиционных качеств наименее изученным является координационные способности. Методика развития координационных способностей в единоборстве таэквондо изучена недостаточно и требует теоретического обоснования выбора средств и методов её повышения.
Координационные способности – это высшие формы проявления движения, включающие четыре основные составляющие: правильность (адекватность и точность), своевременность, рациональность (целесообразность, экономичность) и находчивость (стабильность, инициативность). Координационные способности, независимо от вида спорта, проявляются в регулировке этих составляющих двигательного тактико-технического действия и развиваются в процессе тренировочно-соревновательной деятельности и могут иметь различия на различных этапах подготовки [1].
В единоборстве таэквондо проявление координации связано со следующими способностями:
– ориентацией в пространстве, включающую несколько связанных компонентов движения: адекватное оценивание, своевременное, целесообразное и правильное восприятие динамической ситуации боя;
– выполнению двигательного действия в нужном направлении, предполагающее точное определение взаимоположения в соответствии с расположением положения своего тела;
– выбору момента начала атаки или защиты для успешного противодействия сопернику;
– адекватному определению динамических характеристик своих и учёт особенности действий соперника;
– к выполнению двигательные действия обеими ногами в равной степени;
– адекватному перестраиванию, преобразованию своих движений и приспособлению координационных способностей, в соответствии соревновательной обстановки боя.
Чтобы эффективно управлять процессом развития координационных способностей в единоборстве таэквондо, следует выбирать адекватные компоненты физической нагрузки [11].
В тренировке, направленной на повышение координационных возможностей, необходимо учитывать следующие компоненты физической нагрузки:
– сложность движений;
– интенсивность работы;
– продолжительность отдельного тренировочного задания;
– количество повторений одного упражнения или тренировочного задания;
– продолжительность и характер пауз отдыха между упражнениями, подходами, тренировочными заданиями.
Эти параметры должны строго соблюдаться. Невыполнение одного из указанных компонентов может принципиально изменить результаты в методике тренировки координационных способностей [6, с. 419]. Теоретический анализ, позволил выделить следующие параметры тренировочной нагрузки, которые необходимо учитывать в методике тренировки при развитии координационных способностей в единоборстве таэквондо. Эти компоненты нагрузки квалифицированных спортсменов представлены в таблице. Компоненты физической нагрузки при применении тренировочных заданий, направленных на развитие координационных способностей также за висят от уровня технико-тактических умений, периода, этапа подготовки, от уровня подготовленности, развития кондиционных качеств [13].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В современном мире все прогрессирует с неимоверной скоростью. В этих условиях значительно увеличился объём деятельности, осуществляемой в вероятностных и неожиданно возникающих ситуациях, которая требует проявления находчивости, быстроты реакции, способности к концентрации и переключению внимания, пространственной, временной, динамической точности движений, а также быстроты принятия решений.
Специфика вида двигательной деятельности предъявляет разные требования к данным координационным способностям. Ведущими координационными способностями можно назвать: реагирование, ориентирование, дифференцирование движений, сохранение равновесия, способность к произвольному расслаблению мышц.
Дети в возрасте от 12 до 13 лет достаточно хорошо обучаются двигательным навыкам и подают большие надежды на дальнейшее совершенствование своих способностей из-за быстрого перестроения систем организма. Но в то же время, в этом возрасте сложно дети поддаются формированию координационных способностей. Однако, если школьники выполняют поставленные перед ними задачи, стараются, то это большой шаг на пути к развитию и совершенствованию координационных способностей. Проявление координационных способностей зависит от целого ряда факторов, а именно:
- Способности человека к точному анализу движений.
- Деятельности анализаторов и особенно двигательного.
- Сложности двигательного задания.
- Уровня развития других физических способностей.
- Смелости и решительности.
- Возраста.
- Общей подготовленности занимающихся.
В настоящее время существуют различные взгляды на развитие координационных способностей в процессе подготовки спортсменов-таэквондистов 12-13 лет. Тем не менее, развитие координационных способностей является показателем двигательной активности и уровня физической подготовленности, что определяет общий уровень физической подготовки, выраженный в развитии физических и психических свойств и возможностей спортсмена.
Наибольшего результата в развитии координационных способностей можно достичь, уделяя большее внимания их развитию в сенситивные периоды. Однако, недостаточная тренировка координационных способностей в иные периоды жизни может привести к снижению уровня этих способностей. На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что упражнения на развитие координационных способностей необходимо всегда использовать в тренировочном процессе.
Методика обучения и тренировки спортсменов-таэквондистов отвечает основным принципам развития координационных способностей – при изучении таэквондо выполняются действия повышенной координационной сложности и содержащие элементы новизны (сами движения либо условия их исполнения).
Нами разработана методика развития координационных способностей на занятиях по таэквондо, которая сочетала в себе традиционные методы проведения занятий, с большим объемом имитационных упражнений, соревновательных заданий, использование необычного инвентаря и оборудования.
На основании результатов нами был сделан вывод о том, что целесообразно будет использование таких средств воспитания КС, как физические упражнения повышенной координационной сложности и содержащие элементы новизны, изменения временных и динамических параметров, комбинации двигательных навыков, использование зеркала или ориентиров для контроля движения, исключение зрительной информации (закрывание глаз) и упражнения с технико-тактическими действиями в таэквондо. При изучении техники упражнений действия целесообразно осваивать по восходящей траектории – сначала стандартную двигательную основу, а затем – вариативную.
1. Алаева, Л.С. Гимнастика: общеразвивающие упражнения: учебное пособие/ Л.С. Алаева, К.Г. Клецов, Т.И. Зябрева. – Омск: Изд-во СибГУФК., 2017. – 72 с.
2. Афонин, И.Д. Психология и педагогика высшей школы / И.Д. Афонин, А.И. Афонин. - М.: Русaйнc, 2018. - 256 c.
3. Афонин, И.Д. Психология и педагогикавысшей школы / И.Д. Афонин, А.И. Афонин. - М.: Русaйнc, 2018. - 256 c.
4. Блеер А.Н. Совершенствование специальных сенсомоторных навыков у единоборцев высшей квалификации / А.Н. Блеер, О.Б. Малков // Проблемы совершенствования технико-тактической подготовки в спортивных единоборствах: борьба, каратэ, тхэквондо, фехтование: сб. ст. / под общ. ред. А.Е. Блеера. - М., 2010. - С. 10-16.
5. Ботяев В.Л. Специфика проявления и контроль координационных способностей в сложнокоординационных видах спорта / В.Л. Ботяев // Теория и практика физ. культуры: тренер: журнал в журнале. – 2010. – № 2. – С. 73-74.
6. Буров, А.Э. Диагностика и оценка профессионально важных качеств в практике профессионально-прикладной физической культуры: научно-практическое пособие / А.Э. Буров, О.А. Ерохина. – Чебоксары: Издательский дом «Среда», 2020. – 192 с.
7. Варламов Д.Б., Егорычева Е.В., Чернышева И.В., Шлемова М.В. Координационные способности и факторы, влияющие на их развитие [Текст]/Варламов, Егорычева, Чернышева, Шлемова//Международный студенческий научный вестник №5, 2016 год.
8. Вишневский В.А. Взаимосвязь параметров кислородного режима организма с технико-тактическими действиями в тхэквондо / В.А. Вишневский, А.А. Монастырев, К.А. Каримов // Теория и практика физ. культуры. - 2014. - № 11. - С. 83-86.
9. Германов, Г. Н. Двигательные способности и физические качества. Разделы теории физической культуры: учеб. пособие для бакалавриата и магистратуры / Г. Н. Германов. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 224 с.
10. Гожин В.В. Волевые состояния и проявления волевых качеств в спортивной деятельности борца / В.В. Гожин // Проблемы совершенствования технико-тактической подготовки в спортивных единоборствах: борьба, каратэ, тхэквондо, фехтование: сб. ст. / под общ. ред. А.Е. Блеера. - М., 2010. - С. 24-34.
11. Головихин Е.В. Рекомендации по особенностям формирования специальных двигательных и координационных качеств тхэквондистов на примере сборной команды России по тхэквондо (ВТФ): учебно-методическое пособие. - М., 2007, с.12-20.
12. Григорян Э.А. Двигательная координация школьников в зависимости от возраста, пола и занятий спортом. - Киев, 2006. – 134 с.
13. Губа В.П. Методы математической обработки результатов спортивно-педагогических исследований: учебно-методическое пособие / В.П. Губа, В. В. Пресняков. – М.: Человек, 2015. – 283 с.
14. Демченко В.Я. Обучение приемам маневрирования в тактико-технических структурах в тхэквондо: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / Демченко Владимир Яковлевич; РГУФКСиТ. - М., 2007. - 124 с.
15. Донцов, Д.А. Возрастная психология и психология развития личности в макропериоде детства, в отрочестве и юности: учебное пособие: [16+] / Д.А. Донцов, М.В. Донцова. – 2-е изд., стер. – Москва: ФЛИНТА, 2019. – 308с.
16. Замогильнов, А.И. Теория и методика физической культуры: учебное пособие / А.И. Замогильнов. – Шуя: Издательство Шуйского филиала ФГОУ ВО «ИвГУ», 2017. – 283 с.
17. Иссурин В.Б., Лях В.И. Координационные способности спортсменов. / В. Б. Иссурин, В. И. Лях; пер. с англ. И. В. Шаробайко. - М.: Спорт, 2019,- 208 с.
18. Калашников М.Ю. Метод внешних управляющих сигналов при специализировании психомоторных реакций в тхэквондо / М.Ю. Калашников // Теория и практика физ. культуры. - 2014. - № 6. - С. 23.
19. Калашников М.Ю. Обыгрывание противника при выполнении комбинаций атакующих и контратакующих действий в тхэквондо / Калашников М.Ю. // Совершенствование системы подготовки кадров по единоборствам: материалы науч.-практ. конф. преподавателей каф. теории и методики единоборств / сост. Свищев И.Д., Игуменов В.М.; Рос. гос. ун-т физ. культуры, спорта и туризма, Каф. теории и методики единоборств. - М., 2010. - [Ч. 1, 2]. - С. 105-107.
20. Калашников М.Ю. Проблемы совершенствования применения боевых действий в тхэквондо в ситуациях альтернативного выбора / М.Ю. Калашников, О.Б. Малков // Научно-практическая межрегиональная конференция "Проблемы обучения восточным боевым искусствам и спортивным единоборствам в вузах", 23-24 янв. 2010 г.: материалы / Рос. гос. ун-т физ. культуры, спорта и туризма, Каф. теории и методики восточных боевых искусств. - М., 2010. - С. 21-24.
21. Калашников Ю.Б. Последовательность освоения и совершенствования действий нападения и обороны в тхэквондо на этапе спортивного совершенствования / Калашников Ю.Б., Калашникова Т.В. // Кафедральная научная конференция "Совершенствование системы подготовки кадров по единоборствам", 2011 г.: материалы / [сост. Игуменов В.М., Свищев И.Д.]; Рос. гос. ун-т физ. культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК), Каф. теории и методики единоборств. - М., 2011. - Ч. 2. - С. 72-74.
22. Киселев В.В. Возрастная психология и психология развития: учебное пособие: [16+] / Г.В. Гнездилов, А.Б. Курдюмов, Е.А. Кокорева, В.В. Киселев; отв. ред. В.В. Киселев. – Москва: Библио-Глобус, 2017. – 228 с.
23. Корольков А.Н. Педагогическая важность и статистическая значимость различий результатов педагогических экспериментов в спорте / А.Н. Корольков, В.Г. Никитушкин, Г.Н. Германов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 1 (131). - С.111-116.
24. Лебедихина, Т. М. Гимнастика: теория и методика преподавания: [учеб. пособие] / Т. М. Лебедихина; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2017. – 112 с.
25. Лойко, Т.В. Физиология спорта в схемах и таблицах: пособие / Т. В. Лойко. – Минск: БГУФК, 2015. – 108 с.
26. Лысова, Н. Ф. Возрастная анатомия и физиология: учеб. пособие / Н.Ф. Лысова, Р.И. Айзман. — Москва: ИНФРА-М, 2017. — 352 с.
27. Малков О.Б. Структурные компоненты и методы тактического совершенствования в ударных видах спортивных единоборств / О.Б. Малков // Проблемы совершенствования технико-тактической подготовки в спортивных единоборствах: борьба, каратэ, тхэквондо, фехтование: сб. ст. / под общ. ред. А.Е. Блеера. - М., 2010. - С. 35-52.
28. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: [учебник] / Л. П. Матвеев. - [3-е изд., перераб. и доп.]. - Москва: Физкультура и Спорт: СпортАкадемПресс, 2008. – 542
29. Минникаева, Н.В. Теория и методика физической культуры: избранные лекции: [16+] / Н.В. Минникаева, С.В. Шабашева; Кемеровский государственный университет. – Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2016. – 144 с.
30. Охромий Г.В. Психофизиологические методы и критерии подбора индивидуальных дозированных нагрузок у спортсменов секции тхэквондо / Охромий Г.В., Макарова Н.Ю., Касюга А.Н. // Физическое воспитание студентов. - 2014. - № 6. - с. 54-62.
31. Педагогика физической культуры: курс лекций / составитель С.Ю. Махов. – Орёл: МОО «Межрегиональная общественная организация «Академия безопасности и выживания», 2016. – 180 с.
32. Серикова, Ю.Н. Координационные способности: определение, основные подходы к изучению, современные средства и методы развития / Ю.Н. Серикова, В.А. Александрова, А.Ю. Нечаева // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2018. – № 6 (160). – С. 224 – 231.
33. Содержание педагогической деятельности тренера по тхэквондо в общеобразовательной школе / А.В. Павленко [и др.] // Теория и практика физ. культуры. - 2016. - № 6. - С. 100-102.
34. Солодков, А.С. Физиология человека: общая, спортивная, возрастная / А.С. Солодков, Е.Б. Сологуб. – 7-е изд. – Москва: Спорт, 2017. – 621 с.
35. Степанова, Т.А. Общеразвивающие упражнения: учебное пособие. Ч. 3 / Т. А. Степанова, В. А. Шпакова Южный федеральный университет. – Ростов-на-Дону: Издательство Южного федерального университета, 2016. – 98с.
36. Тинькова, Е.Л. Физиология спорта: учебное пособие / Е.Л. Тинькова, Г.В. Сейфулина. – Ставрополь: Ставролит, 2019. – 116 с.
37. Трофимов, А.М. Условия реализации двигательных функций организмом человека и достижения тренировочного эффекта при занятиях спортом (психофизиология, физиология, биохимия, биомеханика двигательной деятельности и спортивной тренировки): учебное пособие. – Елец: Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, 2019. – 112 с.
38. Учебно-методическое пособие по дисциплине «Физическая культура» «Теоретические основы развития физических качеств» / составитель Л.А. Коновалова. – Тольятти: Издательство ПВГУС, 2015. – 100 с.
39. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физической культуры и спорта: учебник для студ. учреждений высш.проф.образования/ Ж.К.Холодов, В.С.Кузнецов.-12-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 480 с.
40. Чинкин, А.С. Физиология спорта: учебное пособие: [12+] / А.С. Чинкин, А.С. Назаренко; Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма. – Москва: Спорт, 2016. – 120 с.
41. Щанкин, А.А. Возрастная анатомия и физиология: [16+] / А.А. Щанкин. – 2-е изд., стер. – Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2019. – 177с.
42. Тхэквондо ИТФ: прогр. спортив. подгот. для дет.-юнош. спортив. шк., специализир. дет.-юнош. шк. олимп. резерва : доп. Федер. агентством по физ. культуре и спорту / [авт.-разраб. Ю.Б. Калашников, О.Б. Малков]; Федер. агентство по физ. культуре и спорту. - М.: ФиС, 2009. - 159 с.
43. Чой Сунг Мо. Тхэквондо: основы олимпийского спарринга / С.М. Чой, Е.И. Глебов // Серия «Мастера боевых искусств». – Ростов-н/Дону: «Феникс», 2008. – 320 с.
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 40.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Комплекс упражнений.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты