Взаимосвязь совладающего поведения и самореализации подростков
ГГУ им.Ф.Скорины (Гомельский государственный университет)
Диссертация
на тему: «Взаимосвязь совладающего поведения и самореализации подростков»
по дисциплине: «Психология»
2021
286.00 BYN
Взаимосвязь совладающего поведения и самореализации подростков
Тип работы: Диссертация
Дисциплина: Психология
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 80%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 48.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Диагностический инструментарий.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Первичный эмпирический материал.
Поделиться
Введение
1 Теоретико-методологический анализ проблемы совладающего поведения подростков в психологии
1.1 Подходы к изучению совладающего поведения в психологической науке
1.2 Специфика совладающего поведения в подростковом возрасте
2 Современное состояние проблемы самореализации подростков в психологии
2.1 Подходы к изучению феномена самореализации в зарубежной и отечественной психологии
2.2 Характер связи копинг-поведения и самореализации у подростков
3 Эмпирическое исследование взаимосвязи совладающего поведения и самореализации подростков
3.1 Организация и результаты исследования
3.2 Анализ взаимосвязи совладающего поведения и самореализации подростков и рекомендации по оптимизации совладающего поведения и повышению уровня самореализации подростков
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Введение
На протяжении всей жизни почти каждый человек сталкивается с ситуациями, которые субъективно воспринимаются как трудные и нарушающие нормальный ход жизни. В стрессовых ситуациях повышается психическая напряженность, происходит особая внутренняя работа по преодолению жизненных событий или травм, изменение самооценки и мотивации, а также выраженная потребность в их коррекции и в психологической поддержке извне.
Совладающее поведение в подростковом возрасте играет большую роль в успешной социальной адаптации. Начало подросткового возраста характеризуется появлением ряда специфических черт, важнейшими из которых являются стремление к общению со сверстниками и желание утвердить свою самостоятельность, независимость, личностную автономию. Конструктивное совладающее поведение позволяет не только успешно функционировать в обществе, но и развиваться в личностном плане.
Проблему преодоления поведения подростками затрагивали как многими зарубежными, так и советскими психологами (Л. Мерфи, С. Фолкман, Э. Хейм, К.А. Абульханова, В.А. Бодров, А.А. Либин, К. Муздыбаев, И.М. Никольская и другие). Однако, копинг-поведение подростков до сих пор слабо изучено. Учет особенностей копинг-поведения в подростковом возрасте позволяет выявить адекватные и неадекватные стратегии выхода из проблемных и критических ситуаций, снизить негативное влияние негативных обстоятельств и трудностей в личностном развитии подростков.
Особый интерес представляет изучение самореализации в связи с совладающим поведением. Ведь именно в самореализации проявляется глубина человеческой личности как мера ее богатства, осуществляются возможности развития «Я» посредством собственных усилий, целостно проявляются сбалансированность и гармоничность развития различных аспектов личности с помощью приложения данных усилий, направленных на раскрытие и реализацию индивидуальных и личностных потенциалов.
В подростковом возрасте потребность в самореализации особенно важна. Подросток стремится доказать, что полезен в той или иной сфере. Самореализованность для него становится синонимом успеха. Постоянная самоактуализация становится движущим стимулом для развития и покорения новых высот. В этом возрасте потребность в принятии себя и самовыражении своих мыслей, чувств, потенциалов выходит на новый уровень. Поэтому важно правильно построить работу с подростком и создать ему условия для успешной самореализации своих способностей.
Изучением самореализации личности занимались представители различных психологических школ (А. МАслоу, К. Роджерс, В. Франкл, Р. Мэй, А. Адлер, К. Юнг, Э. Фромми др.)
В последние годы исследовательский интерес к проблеме самореализации личности резко возрос (Ф.У. Базаева, Л.Н. Куликова, С.А. Минюрова, А.В. Забелина, И.В. Костакова, Л.А. Коростылева, С.И. Кудинов и др.)
Усиление внимания к этой проблеме связано с пониманием ее определяющей роли в развитии личности, предъявлением более высоких требований к таким качествам человека, как способность к саморазвитию и самосовершенствованию, что продиктовано социально-экономическими условиями, обострившими конкурентноспособность на профессиональном рынке труда.
Методологической основой исследования взаимосвязи совладающего поведения и самореализации подростков выступили следующие теоретические положения:
– полисистемный подход исследования самореализации личности С.И. Кудинова, согласно которому самореализации личности может проявляться на Интенсивном, гармоничном, адаптивном, инертном и иррациональном уровнях, а также быть личностно, социальной и деятельностной;
– теория потребностей А. Маслоу, согласно которому наивысшей потребностью человека является потребность в самореализации;
– когнитивная теория совладающего поведения Р. Лазаруса, С. Фолкмана.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в современном обществе большое значение придается личностному успеху, профессиональному росту, компетентности, конкурентоспособности в различных сферах деятельности. Особую востребованность приобретают психологические исследования проблемы самореализации личности, поскольку в рамках современной социально-экономической ситуации приоритетом является формирование активной, целеустремленной, стремящейся к саморазвитию творческой личности. Именно в подростковом особенно важна и актуальна проблема самореализация личности, когда перед молодыми людьми открыты все пути достижения желаемого, имеются ресурсы для самореализации. Установление взаимосвязи совладающего поведения и самореализации подростков позволит определить пути оптимизации совладающего поведения и повышения уровня самореализации подростков, что внесет свой вклад в развитие психического здоровья подрастающего поколения.
Цель диссертационной работы: теоретически обосновать и эмпирическим путем выявить взаимосвязь совладающего поведения и самореализации подростков.
Задачи исследования:
- проанализировать подходы к изучению совладающего поведения в психологической науке;
- раскрыть специфику совладающего поведения в подростковом возрасте;
- рассмотреть подходы к изучению феномена самореализации в зарубежной и отечественной психологии;
- теоретически определить характер связи копинг-поведения и самореализации у подростков;
- эмпирическим путем установить взаимосвязь совладающего поведения и самореализации подростков;
- разработать рекомендации по оптимизации совладающего поведения и повышению уровня самореализации подростков.
1 Теоретико-методологический анализ проблемы совладающего поведения подростков в психологии
1.1 Подходы к изучению совладающего поведения в психологической науке
Совладающее поведение в психологии рассматривается как целенаправленное поведение, позволяющее индивиду справляться со стрессом и трудной жизненной ситуацией способами, адекватными личностным особенностям и ситуации (Л.И. Анцыферова, Т.Л. Крюкова, С.К. Нартова-Бочавер, И.Г. Малкина-Пых, Л.А. Пергаменщик, Н.А. Сирота, С.А. Станибула, В.М. Ялтонский и др.).
В зарубежной психологии понятие копинга рассматривается в рамках взаимодействия субъекта с задачами внешнего или внутреннего характера – попытками овладеть или смягчить, привыкнуть или уклониться от требований проблемной ситуации. Р. Лазарус и С. Фолкман определяют «копинг» как динамичное взаимодействие человека с ситуацией, как когнитивные, поведенческие и эмоциональные усилия, направленные на устранение внешних или внутренних противоречий [4, с. 102].
В советскую психологию проблема копинга вошла благодаря Л.И. Анцыферовой под термином «совладание». Согласно автору, стратегиями совладания называются основанные на осознаваемых усилиях конкретные действия для регуляции субъектом эмоционального и интеллектуального напряжения с целью оптимальной психологической адаптации к внешним обстоятельствам [5, с. 48].
Понятие «преодоление («coping») означает поведенческие, когнитивные и эмоциональные действия человека, предпринимаемые им для преодоления трудных ситуаций и адаптации к возникшим обстоятельствам. В психологической литературе встречаются различные термины, которыми обозначаются стратегии преодоления стресса. Преодоление – это индивидуальный способ взаимодействия личности с ситуацией в соответствии с ее логикой, значимостью в жизни и ее психологическими возможностями. Главной задачей преодоления является удержание индивида в состоянии психического равновесия, если он попадает в напряженную, экстремальную ситуацию [6, с. 24].
В современной психологии понятие совладающего поведение анализируется с позиций диспозиционного, ситуационного и интегративного подходов. Диспозиционный подход объясняет копинг в терминах личностных черт. Поведение индивида в определенной трудной ситуации определяется набором личностных особенностей. Особенности личности во многом детерминируют определенную предрасположенность человека реагировать похожим образом в преодолении различных трудностей. В основе данного подхода лежит приоритет выявления степени эффективности определенных диспозиционных тенденций, то есть стратегии совладания, насколько успешно они обеспечивают улучшение психологического здоровья и благополучия [7, с. 162].
Представители диспозиционного направления выделяли взаимосвязь индивидуально-типологических особенностей личности с копинг-стратегиями, использующимися индивидом в период стресса. Показана взаимосвязь способов совладания с интеллектуальным уровнем развития личности, оптимизмом, негативной эффективности, враждебности, нейротизма, локуса контроля на совладающие аспекты жизнедеятельности личности [8, с. 128].
Ситуационный подход рассматривает копинг в качестве динамического процесса, который определяется субъективностью переживания ситуации и многими другими факторами. Копинг-поведение предполагает преодоление конкретной трудной ситуации, оказывающей влияние на намерения и действия человека. В рамках этого подхода широко распространена когнитивная модель совладающего поведения Р. Лазаруса и С. Фолкмана, где совладание с жизненными трудностями рассматривается как «постоянно изменяющимися когнитивными и поведенческими усилиями индивида с целью управления специфическими внешними и внутренними требованиями» [9, с. 190]. Так, авторами совладание интерпретируется как осознанный ситуационный процесс, который имеет свои динамические характеристики.
В рамках ситуационного подхода к совладающему поведению ключевым вопросом является определение особенностей стрессовых ситуаций. Согласно Л. Анцыферовой, «стрессовые ситуации требуют от субъекта таких действий и условий, которые находятся на границе его адаптивных возможностей или даже превосходят имеющиеся у него ресурсы» [5, с. 46]. Они связаны с конкретной новизной для личности, когда у нее отсутствуют четкие выработанные реакции и ответы на стрессовые события. Так, индивид каждый раз сталкивается с необходимостью оценки или переоценки этих ситуаций и их особенностей для выработки конкретных стратегий совладающего поведения. Кроме того, стрессовые ситуации обладают определенной субъективной значимостью для конкретного индивида, потому к ним может относиться любое событие [10, с. 7].
По мнению С.К. Нартовой-Бочавер, «копинг (или преодоление) - это индивидуальный способ взаимодействия человека с ситуацией в соответствии с ее собственной логикой, ее значимостью в жизни личности и психологическими возможностями самого человека» [11, с. 25]. Также С.К. Нартова-Бочавер в своих исследованиях определяла те личностные характеристики, которые помогают личности минимизировать воздействие различного рода психологических нагрузок. По данным автора, к таким личностным характеристика относятся: «психическое здоровье, оптимизм, вера в себя, чувство собственной ценности, способность упрощать жизненные трудности» [11, с. 29].
2 Современное состояние проблемы самореализации подростков в психологии
2.1 Подходы к изучению феномена самореализации в зарубежной и отечественной психологии
В зарубежной психологии феномен самореализации личности рассматривался в рамках проблемы самоактуализации. В работах К. Гольдштейна самоактуализация рассматривалась в качестве фундаментального процесса, управляемого тенденцией актуализировать в наибольшей степени свои способности. Необходимой предпосылкой для самоактуализации и самореализации всего организма признавалась потребность в самоактуализации, а именно удовлетворение этой потребности. Отсюда следует, что организмом управляет тенденция актуализировать в наиболее возможной степени индивидуальные способности. Самоактуализация является основой развития и совершенствования организма, творческой тенденцией человеческой природы [27, с. 46].
В гуманистической психологии А. Маслоу и К. Роджерс понятие самореализации личности также отождествляется с термином «самоактуализация». Согласно А. Маслоу, «самоактуализация является желанием стать тем, кем возможно, потребностью в самосовершенствовании, в реализации своего личностного потенциала, своих возможностей и способностей. Самоактуализация – это путь, выводящий личность на новый уровень существования – уровень полноценного бытия, связанный со сменой «неистинных» жизненных проблем к «истинным» или экзистенциальным проблемам» [28, с. 126].
К. Роджерс под самоактуализацией понимал ту силу, которая подталкивает человека к развитию на всех уровнях и полагал, что самоактуализирующий человек – это полностью функционирующая личность. Пытаясь стать такой личностью, индивид проживает свою жизнь, наполняя ее поисками и смыслом. Самоактуализация при этом является врожденной тенденцией человека, главным мотивом в совокупности мотивации индивида. Процесс роста управляет человеком, в процессе которого осуществляется его личностный потенциал [29, с. 44].
В контексте взглядов К. Роджерса стремление к самоактуализации как процесс осуществляется на протяжении всей жизни человека, а став самоактуализирующейся личностью, живет экзистенциально, наслаждается каждым моментом и активно и полно участвует в ней. При этом самоактуализация не знает границ, ей не присуще конечное состояние совершенства. К. Роджерс отмечает, что человек не может стать самоактуализированным в такой степени, чтобы отбросить все свои мотивы, остановиться в своем самосовершенствовании [29, с. 45].
В психоаналитическом подходе самореализация рассматривается через такие термины как «личностный рост» и анализируется в связи с проблемами преодоления неврозов, тревоги, фиксаций, комплексов. Так, К. Юнг описывал «процесс развития личности в метафорическом аспекте, где данный процесс мог осуществляться лишь при взаимодействии самости, сознательного морального выбора, давления обстоятельств» [30, с. 78].
А. Адлер говорил о стремлении к превосходству или совершенству, которое лежит в основе разрешения жизненных проблем и находит свое выражение в том, как индивид реагирует на эти проблемы. Достижение совершенства, по мнению А. Адлера, не столько выражение потенциальных возможностей, сколько достижение завершенности [31, с. 84].
Согласно А. Адлеру, особую важность имеют не врожденные особенности и качества человека, а наличие у него идеалов. Поскольку человек, с точки зрения А. Адлера, является существом как индивидуальным, там и общественным, то стремление к превосходству будет ему свойственно в обеих сферах: как к индивидуальному совершенству, так и к совершенству общества. Таким образом, человек, стремящийся к самореализации, в понимании А. Адлера, в отличие от взглядов представителей гуманистической психологии, в некотором роде лишен абсолютной свободы и ответственности, напротив, он является «заложником» бессознательных процессов [31, с. 86].
В эпигенетической теории Э. Эриксон критериями личности, способной к самореализации, называет следующие: расширение самоидентичности, наличие индивидуальности, самостоятельности, своеобразия, отказ от эгоцентрической позиции, включение значимых других как продолжение себя и собственной идентичности [32, с. 48].
Экзистенциальные психологи (В. Франкл, Дж. Бьюдженталь, Р. Мэй, И. Ялом и др.) говорили об отсутствии врожденного стремлении к самоактуализации, считая ее прижизненным образованием. Так, Р. Мэй рассматривает самоактуализацию личности как поток непрекращающихся жизненных выборов и решений, которые связаны с реализацией ею своего бытия [33, с. 63].
В. Франкл понимает самоактуализацию как «феномен, являющийся не конечным предназначением человека, а лишь результатом осуществления смысла; самоактуализация есть не цель жизни человека, а средство осуществления смысла, трансценденции, возможной при выходе за пределы себя с целью обретения смысла» [34, с. 112].
По мнению Э. Фромма, «люди стремятся к идеальному осмыслению совершенной жизни, а не к тому, чтобы выразить свои врожденные потенциальные возможности, что осуществляется сознательно, и без участия самости» [35, с. 116]. Согласно автору, личность должна иметь систему взглядов – устойчивое и согласованное средство восприятия и осмысления мира. Самосовершенствуясь, человек реализует свою природу.
3 Эмпирическое исследование взаимосвязи совладающего поведения и самореализации подростков
3.1 Организация и результаты исследования
Методологической основой исследования взаимосвязи совладающего поведения и самореализации подростков выступили следующие теоретические положения:
– полисистемный подход исследования самореализации личности С.И. Кудинова, согласно которому самореализации личности может проявляться на Интенсивном, гармоничном, адаптивном, инертном и иррациональном уровнях, а также быть личностно, социальной и деятельностной;
– теория потребностей А. Маслоу, согласно которому наивысшей потребностью человека является потребность в самореализации;
– когнитивная теория совладающего поведения Р. Лазаруса, С. Фолкмана.
Программа исследования:
Цель: выявить взаимосвязь совладающего поведения и самореализации подростков.
Задачи:
1) эмпирическим путем установить взаимосвязь совладающего поведения и самореализации подростков;
2) разработать рекомендации по оптимизации совладающего поведения и повышению уровня самореализации подростков.
Средства достижения поставленных задач:
- тестирование (методика «Многомерный опросник самореализации личности» (С.И. Кудинов), методика «Иерархия потребностей» модификация И.А. Акиндиновой, опросник «Способы совладающего поведения» Р. Лазаруса, С. Фолкмана, в адаптации Т.Л. Крюковой);
- методы математико-статистической обработки данных критерий корреляции rs-Спирмена).
База исследования: исследование проводилось на базе ГУО «Средняя школа №17 г. Гомеля».
Характеристика выборки исследования. В исследовании приняли участие 50 учащихся 8-9 классов в возрасте 13-14 лет.
Объект исследования: совладающее поведение и самореализация подростков.
Предмет исследования: взаимосвязь совладающего поведения и самореализации подростков.
Описание методик исследования:
1. Многомерный опросник самореализации личности С.И. Кудинова [1].
С помощью методики можно выявить соотношение личностной, социальной и профессиональной самореализации, а также следующие уровни самореализации: интенсивный, гармоничный, адаптивный, инертный, иррациональный.
Шкалы методики: социально-корпоративные установки, субъектно-личностные установки, активность, инертность, оптимистичность, пессимистичность, интернальность, экстернальность, социоцентрическая мотивация самореализации, эгоцентрическая мотивация самореализации, креативность, консервативность, конструктивность, деструктивность, социальные барьеры, личностные барьеры
Опросник содержит 102 утверждения. Испытуемому предлагается оценить каждое утверждение по шкале от 1 до 6. Обработка проводится по ключу.
Критерии оценки: от 151 балла – интенсивный уровень, от 101 до 150 баллов – гармоничный уровень, 51-100 баллов – адаптивный уровень, от 21 до 50 баллов – инертный уровень, от 0 до 20 баллов – иррациональный уровень (Приложение А).
2. Методика «Диагностика степени удовлетворенности потребностей» по А. Маслоу [2].
Цель: определение степени удовлетворенности потребностей.
В основе методики лежит пирамида потребностей А. Маслоу, где потребность рассматриваете как физиологический и психологический недостаток чего-либо. С помощью методики можно выявить удовлетворенности следующих потребностей: потребность в безопасности, потребность социальная потребность в уважении, потребность в самореализации. Опросник включает 20 утверждений.
Критерии оценки: 20 и более баллов- мотивы, выделенные в этой колонке, являются очень важными; ярко выраженные мотивы; 15-19 баллов – эти мотивы менее важны; выраженные мотивы; 10-14 баллов – умеренно выраженные мотивы; До 10 баллов – слабо выраженные мотивы (Приложение А).
3. Опросник «Способы совладающего поведения» Р. Лазаруса, С. Фолкмана, в адаптации Т.Л. Крюковой [3].
Цель: диагностика стратегий преодоления стресса, трудностей в разных сферах психической деятельности, стратегий совладающего поведения. С помощью методики можно выявить частоту использования каждой из стратегий совладания, ее эффективность.
Шкалы методики: 1) конфронтация; 2) дистанцирование; 3) самоконтроль; 4) поиск социальной поддержки; 5) принятие ответственности; 6) бегство-избегание; 7) планирование решения проблемы; 8) положительная переоценка.
Заключение
Теоретический анализ по теме исследования показал, что совладающее поведение представляет собой целенаправленное поведение субъекта, устраняющее или уменьшающее негативное воздействие стресса адекватными личностным особенностям и ситуационным характеристикам стратегиями. Совладающее поведение реализуется через копинг-стратегии – набор действий, направленных на преодоление психического напряжения, возникшего в трудной ситуации. Совладающее поведение детерминируется совокупностью личностных, ситуативных, регулятивных, социально-психологических факторов. Ресурсы совладающего поведения являются основными компонентами, которые позволяют личности эффективно справляться с стрессовыми событиями.
Подростковый период жизни - один из самых стрессовых периодов жизни человека, так как он связан с кризисными ситуациями, которые затрагивают практически все сферы жизни. Поведение младших подростков характеризуется преобладанием эмоционально-ориентированных стратегий, направленных на отвлечение от проблемы, вытеснение неприятных эмоций, регуляцию своих эмоциональных состояний. Старшие подростки используют более широкий репертуар копинг-стратегий, однако основу его составляют усилия по решению проблемы, саморегуляции и самоконтролю эмоциональных состояний и положительной переоценке ситуации с точки зрения ее позитивного значения для роста и развития личности. В качестве ресурсов совладающего поведения в подростковом возрасте можно выделить их личностные качества.
Самореализация рассматривается как осуществлением своего личностного потенциала в той или иной деятельности, воплощение своих способностей и возможностей в данный момент. Человек может реализовать себя в различных сферах: личностной, социальной и профессиональной. Совокупностью внутренних факторов, препятствующих самореализации, являются барьеры самореализации.
Существует взаимосвязь копинг-поведения и самореализации у подростков. Совладающее поведение актуализируется в стрессовых ситуациях, когда необходимо предпринять действия, направленные на преобразование данной ситуации, либо на снижение интенсивности негативного влияния на личность. Самореализация основывается на реальных способностях человека с целью полного их воплощения. Потому важно, чтобы у подростка был развиты определенные качества и умения, позволяющие успешно совладать со стрессом.
В результате эмпирического исследования было установлено, что большая часть подростков обладает адаптивным уровнем самореализации – они не ставят в приоритет личностное, профессиональное и социальное совершенство, но хотят быть не хуже других, но время от времени стремятся развить в себе какие-либо качества, овладевать профессиональным мастерством. В подростковом возрасте преобладает профессиональная самореализация - стремление достигнуть весомых результатов в определённой профессиональной деятельности. У подростков более выражены субъектно-личностные установки самореализации, пассивность в проявлениях самореализации, пессимизм при начинании нового дела, экстернальность, склонность перекладывать ответственность на других людей, эгоцентрическая мотивация самореализации, консервативность при самореализации, непродуктивность самореализации личности, личностные барьеры самореализации. Для подростков характерна частичная неудовлетворённость потребности в самореализации, что свидетельствует об умеренно выраженном желании потребностей развивать собственные силы и способности, стремиться к новому опыту, заниматься делом, которое полной отдачи и актуализации внутренних ресурсов;
Выяявлено, что подростки в стрессовой ситуации склонны использовать такие копинг-стратегии, как: конфронтация и бегство-избегание. Они решают проблемы за счет осуществления конкретных действий, направленных либо на изменение ситуации, либо отреагирования негативных эмоций (импульсивность, враждебность, конфликтность). Также они часто отрицают или полностью игнорируют проблему, уходят от ответственности и действий по разрешению возникших трудностей, проявляют пассивность. Менее всего подростки склонны использовать стратегии самоконтроля, планирования решения проблемы.
В результате корреляционного анализа установлено, что существует взаимосвязь между совладающим поведением и самореализацией подростков. Выбор стратегии «конфронтация» связан с субъектно-личностными установками самореализации, экстернальностью, эгоцентрической мотивацией самореализации, личностными барьерами самореализации. Выбор стратегии «дистанцирование» связан с пессимистичностью и деструктивностью. Выбор стратегии «самоконтроль» обратно связан с экстернальностью и личностными барьерами самореализации. Выбор стратегии «поиск социальной поддержки» напрямую связан с социально-корпоративными установками самореализации, социоцентрической мотивацией самореализации и обратно с связан с экстернальностью и личностными барьерами. Выбор стратегии «принятие ответственности» связан с интернальностью и обратно с связан с социальными барьерами самореализации. Выбор стратегии «бегство-избегание» связан с инертностью и консерватизмом. Выбор стратегии «планирование решения проблемы» связан с креативностью, обратно связан с инертностью и социальными барьерами. Выбор стратегии «положительная переоценка» связан с активностью, оптимистичностью, креативностью, конструктивностью, и обратно связан с пессимистичностью.
1 Кудинов, С.И. Разработка методики исследования самореализации личности [Электронный ресурс]. – Электронный ресурс: https://studfile.net/preview/4521396/page:2/.
3 Методика «Диагностика степени удовлетворенности потребностей» по А. Маслоу // Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов. – М., 2002. – C.470-473.
3 Опросник способов совладания (адаптация методики WCQ) // Журнал практического психолога / Т.Л. Крюкова. – 2007. – № 3. – С. 93-112.
4 Битюцкая, Е. В. Современные подходы к изучению совладания с трудными жизненными ситуациями / Е. В. Битюцкая // Вестник московского университета. – 2011. – № 1. – С. 100–110.
5 Анцыферова, Л. И. Личность в трудных жизненных условиях / Л. И. Анцыферова // Психологический журнал. – 1994. – № 1. – С. 45–49.
6 Пергаменщик, Л. А. Кризисная психология / Л. А. Пергаменщик. – Мн.: Вышэйшая школа, 2004. – 288 с.
7 Хачатурова, М. Р. Совладающий репертуар личности / М. Р. Хачатурова // Психология. Журнал ВШЭ. – 2013. – № 3. – С. 160–169.
8 Останина, Н. В. Подходы к классификации копинг-поведения в научной литературе / Н. В. Останина // Известия РГПУ. – 2008. – № 70. – С. 127–130.
9 Хазова, С. А. Копинг-ресурсы субъекта: основные направления и перспективы исследования / С. А. Хазова // Вестник КГУ. – 2013. – № 5, Т. 19. – С. 188–191.
10 Светлакова, В. П. Выбор когнитивно обусловленных механизмов совладания со стрессом / В. П. Светлакова // Психопедагогика в правоохранительных органах. – 2009. – № 3. – С. 43–46.
11 Нартова-Бочавер, С.К. «Coping behavior» в системе понятий психологии личности / С.К. Нартова-Бочавер // Психологический журнал. – 1997. – Т. 18, № 5. – С. 20-51.
12 Сирота, Н. А. Преодоление эмоционального стресса подростками. Модель исследования / Н. А. Сирота, В. М. Ялтонский. – Обозреватель психиат. и мед. психологии. – 1993. – № 1. – С. 125–128.
13 Грановская, Г. М. Психологическая защита у детей / Г. М. Грановская, И. М. Никольская. – СПб.: Речь, 2006. – 342 с.
14 Крюкова, Т. Л. Психология совладающего поведения в разные периоды жизни: монография / Т. Л. Крюкова. – Кострома: Изд-во КГУ им. Н.А. Некрасова, 2010. – 296 с.
15 Дерманова, И. Б. Совладающее поведение как механизм развития личности / И Б. Дерманова // Вестник СПбГУ. – 2011. – № 2. – С. 14–18.
16 Яковлева, С. А. Особенности совладающего поведения старшеклассников с учетом локуса контроля / С. А. Яковлева // Ученые записки Забайкальского государственного университета. – 2012. – № 1. – С. 259–262.
17 Рассказова, Е. И. Копинг-стратегии в структуре деятельности и саморегуляции / Е. И. Рассказова, Т. О. Гордеева, Е. Н. Осин // Психология. Журнал Высшей школы экономики. – 2013. – Т. 10, № 1. – С. 82–118.
18 Обухова Л. Ф. Возрастная психoлогия. – М.: Педагогическое общество России, 2004. – 442 с.
19 Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). – М.: Гардарики, 2005. – 349 с.
20 Асекритова, Т.А. Характеристика особенностей самооценки в подростковом возрасте / Т.А. Асекритова // Приоритетные научные направления: от теории к практике. – 2016. – № 34 (1). – С. 127-130.
21 Мошак, И.Ф. Психологические особенности старшеклассников с нарушенной активной жизненно позицией / И.Ф. Мошак // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. – 2020. - № 1. – С. 5-10.
22 Михайлова, М.С. Развитие мотивационной сферы учащихся в старшем подростковом возрасте / М.С. Михайлова, Т.В. Шамовская // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Гуманитарные и общественные науки. 2021. Т. 5. № 1 (17). С. 11-20.
23 Николаева, А.А. Совладающее поведение подростков / А.А. Николаева // Образовательные ресурсы и технологии. – 2019. - № 2. – С. 54-59.
24 Булгаков А. Наши неуправляемые подростки. - М.: Москва, 2008. - С. 432.
25 Туманова, Е.Н. Кризисные ситуации в жизни подростков из неблагополучных семей: автореф. дис. .. канд. психол. наук / Е.Н. Туманова. – СПб., 2001. – 2 5с.
26 Хазова, С.А. Возрастная специфика совладающего поведения подростков / С.А. Хазова // Сибирский педагогический журнал. – 2014. - № 2. – С. 90-97.
27 Базаева, Ф.У. Анализ феномена самореализации в зарубежной гуманистической психологии [Текст] / Ф.У. Базаева // Среднее профессиональное образование. – 2012. – № 3. – С. 46-50.
28 Маслоу, А. Самоактуализация [Текст] // Психология личности / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. – М., 2008. – С. 118-125.
29 Роджерс, К. Взгляд на психотерапию. Становление человек [Текст] / Пер. Е.И. Исениной. – М.: Смысл, 2008. – 463 с
30 Юнг, К.Г. Сознание и бессознательное: Сборник [Текст] / Пер. с не. А. А. Алексеев. – СПб.: Университетская книга, 1997. – 544 с.
31 Адлер, А. Наука жить [Текст] / Пер. с англ. Е. О. Любченко. – Киев, 1997. – 288 с.
32 Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис [Текст] / Э. Эриксон: пер. с англ. – М.: Прогресс, 1996. – 344 с.
33 Мэй Р. Смысл тревоги / пер. М.И. Завалова, А.Ю. Сибуриной. М.: Независимая фирма «Класс», 2001. 384 с.
34 Франкл В. Человек в поисках смысла: пер. с англ. и нем. / под общ. ред. Л.Я. Гозмана, Д.А. Леонтьева; вступ. ст. Д.А. Леонтьева. М.: Прогресс, 1990. 368 с.
35 Фромм, Э. Бегство от свободы [Текст] / Пер. с англ. А. И. Фета. – М.: Аст, 2011. – 288 с.
36 Абульханова-Славская, К А. Стратегия жизни [Текст] / К.А. Альбуханова-Славская. – М.: Мысль, 1991. – 299 с.
37 Куликова, Л.Н. Проблемы саморазвития личности [Текст] / Л.Н. Куликова. – Благовещенск: Благовещенский государственный педагогический университет, 2001. – 342 с.
38 Минюрова, С.А. Психология самопознания и саморазвития [Текст] / С.А. Минюрова. – Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т., 2013. – 316 с.
39 Кудинов С.И. Самореализация как системное психологическое образование // Ростовская электронная газета. 2007. № 16. – С. 40-47.
40 Коростылева, Л.А. Психология самореализации личности: Основные сферы жизнедеятельности: автореф. дис. … канд. психол. наук / Л.А. Коростылева. – Москва, 2001. – 26 с.
41 Забелина, А. В. Проблема самоактуализации личности / А. В. Забелина // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого. – 2013. – № 3 (7). – С. 26-31.
42 Костакова, И.В. Психологическая основа профессиональной самореализации личности [Текст] / И.В. Костакова // Нац. психологический журнал. – 2014. – № 3 (15). – С. 80-85.
43 Осипова, А. В. Роль профессиональной деятельности в самоактуализации современной женщины: автореф. дис. ... канд. психол. наук / А. В. Осипова. – СПб., 2004. – 18 с.
44 Маралов В.Г. Основы самопознания и саморазвития. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 256 с.
45 Щукина М.А. Мотивация саморазвития личности // Создание мотивирующей образовательной среды. – Орехово-Зуево, 2019. – С. 123-129.
46 Акатов, Л.И. Самоопределение личности школьника как ведущая образовательно-воспитательная проблема / Л.И. Акатов // Курск, гос. ун-т. Курск, 2013. - С. 10-15.
47 Костина, К.А. Профессиональная самореализация подростков как часть самореализации / К.А. Костина // Актуальные проблемы теории и практики. – Москва, 2021. – С. 562-566.
48 Опекина, Т.П. Теоретический анализ понятий самореализации / Т.П. Опекина // Вестник Костромского государственного университета. – 2021. – Т. 27, № 2. – С. 7–15.
49 Азимова, С. Ф. «Копинг-стратегии» и «копинг-поведение» подростков / С.Ф. Азимова // Academy. – 2020. – №. 12 (63).- С. 113-117.
50 Фролова С.В., Сенина Т.В. Cтресс-совладающее поведение подростков в различных социально-психологических ситуациях // Проблемы социальной психологии личности. СГУ. Саратов, 2008.
51 Попова, Т.М. Развитие копинг-ресурсов у подростков с риском алкоголизации: автореф. дис... канд. психол. наук: 19.00.13. - Тамбов: РГБ, 2007. – 28 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 80%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 48.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Диагностический инструментарий.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Первичный эмпирический материал.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты