Пути совершенствования правового обеспечения международного научно-технического сотрудничества в Республике Беларусь
ВГУ им.П.М.Машерова (Витебский государственный университет)
Диссертация
на тему: «Пути совершенствования правового обеспечения международного научно-технического сотрудничества в Республике Беларусь»
по дисциплине: «Международное право»
2021
286.00 BYN
Пути совершенствования правового обеспечения международного научно-технического сотрудничества в Республике Беларусь
Тип работы: Диссертация
Дисциплина: Международное право
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 68.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕЖДУНАРОДНОГО НАУЧНО-ТЕХНИЧСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА
1.1 Понятие и содержание международного научно-технического сотрудничества
1.2 Значение международного научно-технического сотрудничества для общества
1.3 Механизм государственного регулирования международного научно- технического сотрудничества
2 АНАЛИЗ ПРАВОВОГО ПОЛЯ МЕЖДУНАРОДНОГО НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2.1 Количественный анализ международного научно-технического сотрудничества в Республике Беларусь
2.2 Нормативно-правовые акты Республики Беларусь, регулирующие международное научно-техническое сотрудничество
2.3 Сравнительно-правовой анализ норм правового обеспечения международного научно-технического сотрудничества в Республике Беларусь и зарубежных странах
3 РАЗРАБОТКА ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. На современном этапе развития экономики на смену прежней экономической системе, невосприимчивой к новым технологиям, отличающейся ресурсоемкостью, должна прийти новая, более устойчивая. В условиях белоруской экономики освоение достижений НТП и проведение грамотной технологической и инновационной политики рассматривается как один из важнейших путей преодоления кризиса и нормализации функционирования реального сектора экономики.
В условиях глобализации мировой экономики причина различий в экономическом росте и неравенстве между странами объясняется техническими различиями.
В свою очередь, экономический рост определяется как увеличение объема выпуска товаров и услуг, которые будут использоваться для удовлетворения потребностей человека в любой стране или регионе. Качество темпов роста так же важно, как их размер.
Цель науки и техники – дать возможность предприятиям и отдельным лицам более эффективно использовать технологии, поскольку это приводит к снижению затрат и повышению производительности. Использование новых технологий открывает путь для производства новых более дешевых товаров и накопления капитала, что повышает международную конкурентоспособность отдельных стран, а также качество деятельности научных учреждений.
Технологический прогресс включает в себя применение науки в промышленных или коммерческих целях, а также использование научных методов для достижения коммерческих или промышленных целей и внесение «новшеств» в производственные машины, методы производства и продукцию для увеличения объема производства или эффективности. Все это приводит к конкурентным преимуществам и увеличению прибыли. Поэтому научно-технический играет ключевую роль в экономическом росте, так как использование технологических достижений может оказать значительное влияние на конкретную фирму, сектор или страну.
Научно-техническое сотрудничество является важным фактором, увеличивающим темпы роста экономики на макроуровне, а также прибыли и доли компаний на микроуровне. Социальное развитие происходит, если общество может делать технологические достижения и отражать их в своей социальной и культурной жизни. Похоже, что экономика руководит технологиями, поскольку инновации, внедряемые благодаря технологическим достижениям, тесно связаны с экономикой и следуют экономическим отношениям. Страны, которые могут эффективно распространять технологии и информацию во всех сферах жизни общества, могут создавать новые сферы занятости в своих странах. Однако эти новые области требуют квалифицированной рабочей силы.
Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в процессе международного научно-технического сотрудничества в Республике Беларусь.
Предметом исследования выступают нормы белорусского законодательства, регламентирующие порядок международного научно-технического сотрудничества в Республике Беларусь, учебные пособия, монографии, научные статьи в периодических изданиях по теме исследования.
Целью исследования комплексный и всесторонний анализ путей совершенствования правового обеспечения международного научно-технического сотрудничества в Республике Беларусь.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕЖДУНАРОДНОГО НАУЧНО-ТЕХНИЧСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА
1.1 Понятие и содержание международного научно-технического сотрудничества
Внешняя торговля не ограничивается формами сделок, связанных с потоком товаров, проектов и услуг, хотя они занимают важное место. Особые формы внешнеторговых операций представлены международным экономическим сотрудничеством в промышленности, науке и технике.
«Такого рода сотрудничество между странами и предприятиями различных стран является объективной необходимостью и результатом международного разделения труда и научного прогресса. В этом процессе создаются все новые и новые формы, которые превосходят обычную торговлю. В законодательстве Республики Беларусь и иностранных государств не содержится общего понятия научно-технического сотрудничества, так как дать единое и полное его определение не позволяет многообразие и различие его форм, которые были выработаны международной практикой. Основу международного научно-технического сотрудничества составляют прямые связи предприятий и, в ряде случаев, конкретизация видов отношений сторон в сделках непосредственных участников путем заключения межправительственных соглашений и различных договоров» [1, c. 79].
В международных документах и контрактах сторон используются различные термины для описания намерений сторон. «В их число входят такие, как «экономическое сотрудничество», «торгово-экономическое сотрудничество», «производственное сотрудничество», «производственно-техническое сотрудничество», «специализация и кооперирование», «промышленная кооперация», «научное сотрудничество», «научно-техническое сотрудничество», «научно-техническое и промышленное (производственное) сотрудничество», «соглашения о разделе продукции» и прочее. Такой широкий термин призван отражать самые разнообразные намерения участников сотрудничества и цели, которые они ставят перед собой» [1, c. 80].
«Анализ различных форм сотрудничества позволяет сделать вывод об отсутствии общепринятого метода по этому важному вопросу и классификации этих форм. В то же время, базовая структура взаимоотношений между участниками кооператива также была четко прослежена. Основной для всех его форм выступает понятие «международное экономическое сотрудничество». Этот вид сотрудничества обычно оформляется международными межправительственными договорами или соглашениями» [2, c. 85].
«Национальное законодательство и международные документы не содержат определения общего понятия «научно-техническое сотрудничество», поскольку из-за разнообразия форм такого сотрудничества трудно дать такое определение в нормативном поведении. Однако в Гражданском кодексе Республики Беларусь содержится понятие, связанное с научно-техническим сотрудничеством, но его формулировка очень краткая, в связи с чем достаточно затруднительно полностью понять данное явление. Кроме того, в Гражданском кодексе Республики Беларусь говорится не об общем понятии научно-технического сотрудничества, а о более узком понятии, то есть о договорах на выполнение научно-исследовательских работ» [2, c. 86].
Так, в соответствии со статьей 723 Гражданского кодекса Республики Беларусь, «по договору на выполнение научно-исследовательских работ одна сторона (исполнитель) обязуется провести обусловленные техническим заданием заказчика научные исследования» [3]. Условия контракта на выполнение исследовательской работы должны соответствовать законам и другим правовым актам, связанным с исключительными правами (правами интеллектуальной собственности). Положения этого правила очень скупы. Тем не менее, некоторые стандарты позволяют предпринимателям ориентироваться при ведении переговоров с иностранными партнерами.
2 АНАЛИЗ ПРАВОВОГО ПОЛЯ МЕЖДУНАРОДНОГО НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2.1 Количественный анализ международного научно-технического сотрудничества в Республике Беларусь
В настоящее время качественное формирование и эффективная реализация человеческого капитала во многом обусловлены ростом научно-технического и инновационного потенциала. Если мы не увеличим инвестиции в образование и научные исследования, экономический рост различных стран значительно сократится. В свою очередь, инновации выступают важнейшим фактором устойчивого социально-экономического развития. Сравнительный анализ достигнутого уровня научно-технического развития и оценка его статуса в различных рейтингах помогут стране сосредоточиться на преодолении проблем успешного развития этой области международного сотрудничества.
Глобальный экономический рост все больше зависит от уровня развития науки, технологий и активов знаний. В мировой структуре производства высокотехнологичной продукции в обрабатывающей промышленности лидирующие позиции занимают три отрасли: фармацевтическая продукция, производство полупроводников и медицинское оборудование, измерительные приборы и производство оптического оборудования. В мировом производстве коммерческих наукоемких услуг лидерство закрепилось за деловыми услугами (бизнес-услугами), на которые приходится более 50%, а также за финансовыми услугами, информационными услугами и связью. Исследователи отметили, что в производстве высокотехнологичной и высокотехнологичной продукции в мире наибольшая доля добавленной стоимости, а наибольший рост приходится на высокотехнологичные услуги, в то время как доля высокотехнологичного производства остается стабильной в мировой экономике в течение длительного времени [29, c. 178-179].
Индустрия, основанная на знаниях и технологиях (KTI), производит более 9 трлн долл. США, что составляет 11% мирового валового внутреннего продукта (ВВП). Следует заметить, что научные ресурсы и наукоемкие производства сосредоточены в небольшом числе стран. Основные центы производства знаний и высокотехнологичной продукции находятся в Израиле, США, Западной Европе, Японии, развитых странах Юго-Восточной Азии, Китае и России. США являются крупнейшим в мире производителем продукции в отраслях с высоким уровнем НИОКР, на которые приходится почти треть мирового производства. Китай и Европейский союз (ЕС) являются вторыми по величине производителями (около 20% мирового рынка каждый). Также можно отметить, что на протяжении последних 15 лет удельный вес и доля таких традиционных стран и регионов-лидеров в научно-технической сфере, как Западная Европа и Япония, снижается, США остается примерно той же, и, наоборот, существенным образом возрастает роль развитых стран Юго-Восточной Азии и Китая в частности. Что касается масштабов экспорта продукции KTI, то США являются третьим по величине экспортером в мире после ЕС и Китая [30].
Высокий научно-технический и инновационный потенциал страны является важнейшим условием ее устойчивого социально-экономического развития и успешного международного научно-технического сотрудничества в области инноваций. Далее проанализируем перспективы развития международного научно-технического сотрудничества в области инноваций в Беларуси и сравним соответствующие ключевые показатели и показатели для оценки этих потенциалов в нашей стране и некоторых других странах и регионах мира.
В сферу НИОКР вовлечены финансовые ресурсы как правительств, так и частного бизнеса, средства благотворительных организаций и фондов, как национальных, так и международных. Для сопоставления объемов выделяемых средств на НИОКР возьмем, к примеру, такой обобщающий показатель, как расходы на НИР в ВВП. В среднем по развитым странам он составляет примерно 2-3% и, как отмечают исследователи, – это оптимальный уровень их финансирования. Так, например, к странам-лидерам по этому показателю относятся Израиль и Южная Корея (в 2017 году было расходовано 4,6%), Швеция, Япония, Австрия, Дания и Германия (в пределах 3-3,3%), в США и Финляндии – по 2,8%. Причем наибольший прирост этих расходов за 2000-2017 годы отмечался в Южной Корее, Китае, Израиле, Австрии. Для сравнения: в Китае удельный вес расходов на НИОКР составил 2,1%, в России – 1,1%, а в Беларуси – всего 0,6% [31].
3 РАЗРАБОТКА ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
В настоящее время стремительно набирает обороты процесс глобализации, включающий формирование единого экономического, технологического, научного и информационного пространства, в котором все структурные элементы, их движение и использование определяются условиями глобального рынка.
Здесь необходимо отметить рост интеграционных процессов в областях науки, техники и информации. Сотрудничество между странами в области науки на мировом уровне становится важнейшим фактором развития социальных инноваций. Это побуждает страны, стремящиеся к технологическому лидерству, устанавливать тесные связи с другими странами посредством участия ученых и экспертов из других стран и установления контактов с зарубежными научными, образовательными и исследовательскими учреждениями. Все это привело к тому, что международное научно-техническое сотрудничество является объектом чрезвычайно пристального внимания со стороны отдельных стран и различных международных организаций. Лидеры различных стран (включая развитые и развивающиеся страны) считают, что международное научно-техническое сотрудничество является «точкой отсчета» на стыке науки, экономики и политики, и рассматривают его как эффективный инструмент развития научного потенциала и долгосрочного экономического роста в своих странах [55, с. 21].
Одним из основных факторов человеческой эволюции и двигателем прогресса является сотрудничество, то есть совместное выполнение работы, участие в решении проблем или задач и оказание помощи друг другу. МНТС между странами и предприятиями различных стран является объективной необходимостью, результатом международного разделения труда и научного прогресса. В этом процессе создаются новые формы и формы, которые превосходят обычную торговлю.
Как уже отмечалось, в 2021 году утверждена Государственная программа инновационного развития Республики Беларусь на 2021-2025 года. Стратегической целью данной программы является создание инновационной, конкурентоспособной на мировом рынке, наукоемкой, ресурсо- и энергосберегающей экономики.
Интерес Республики Беларусь в развитии международного научно- технического сотрудничества в части передачи и получения инноваций и знаний заключается в следующем:
- «в привлечении (изучении и адаптации к белорусским условиям) мирового опыта управления государственным сектором науки, мониторинга, оценки результативности и финансирования научных исследований и разработок;
- в реализации совместных проектов, дающих возможность приобретения научных знаний мирового уровня, а также опыта и современного инструментария проведения исследований;
- в осуществлении совместных проектов в области прикладных исследований, в приобретении и адаптации опыта коммерциализации результатов научной деятельности;
- в реализации международных обменов научной информацией, учеными, аспирантами и докторантами с целью повышения кадрового потенциала белорусской науки;
- в обеспечении участия белорусских ученых в международных научных форумах и исследовательских программах, направленных на решение глобальных проблем;
- в обеспечении участия белорусских ученых в крупных международных исследовательских проектах, предполагающих решение технологических и технических проблем, развитие передовых технологий и прочее» [56, c. 43].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании проведенного исследования, а также согласно поставленным задачам, сделаем некоторые выводы.
Развитие научно-технического сотрудничества фактически стало процессом, обусловленным всеобщим человеческим развитием.
Основными целями научно-технического сотрудничества являются интеграция стран в мировое научно-технологическое инновационное пространство; развитие новых форм сотрудничества в области науки; повышение качества и конкурентоспособности технологий, а также вывод на мировой рынок высокотехнологичной продукции и инноваций.
Практика показывает, что международное научно-техническое сотрудничество позволяет странам:
- максимально эффективно использовать преимущества международного разделения труда в области науки и техники для собственного развития;
- использование знаний, полученных в мире, и опыт работы высококвалифицированных кадров, которыми обладают другие страны, для проведения национальных исследований;
- наиболее успешное решение глобальных человеческих проблем, требующих совместных и скоординированных усилий.
При правильном осуществлении научно-технического сотрудничества оно является огромной движущей силой эффективного развития любой страны без навязывания финансовых, технических, культурных, религиозных и других ценностей. Научно-технические достижения, компьютерные системы и средства массовой информации должны играть равную роль. Этот процесс служит потребностям всех стран, способствует взаимопониманию, укрепляет контакты и создает новые точки соприкосновения в диалоге.
Сравнительный анализ данных Республики Беларусь и других стран мира показывает, что текущая ситуация в области науки и техники в моей стране привела к увеличению разрыва между ее уровнем технологического развития и ведущим мировым уровнем. Сегодня необходимо целенаправленно и активно преодолевать этот разрыв путем формирования эффективной национальной инновационной системы, а также путем создания реальных предпосылок для развития международного научно-технического сотрудничества.
Можно отметить, что для некоторых стран характерны различные модели международных организаций научно-технического сотрудничества, а также различные модели механизмов правового надзора за связями с общественностью в области международного сотрудничества.
Прежде всего, возрастающая роль права в регулировании международного научно-технического сотрудничества находит отражение в необходимости совершенствования его правовых норм. Во-вторых, неотъемлемой частью теоретико-правового понимания проблем и перспектив в этой области международного взаимодействия является формирование теории и правовых концепций соответствующего механизма правового регулирования, который должен основываться на системном представлении о его детерминантах. В-третьих, к этим факторам относятся модель международного научно-технического сотрудничества, усиление роли программного и стратегического надзора, а также новые тенденции в его организации и инфраструктурной поддержке.
Договорная база Республики Беларусь в области научно-технического сотрудничества находится в стадии формирования и, безусловно, имеет потенциал для дальнейшего развития и совершенствования.
Правовую базу научно-технического сотрудничества условно можно разделить на две большие группы: «внешнюю» базу международного научно-технического сотрудничества (имеется ввиду международная договорная база Республики Беларусь); «внутреннюю» базу научно-технического сотрудничества (законы и подзаконные акты Республики Беларусь, а также соответствующие локальные нормативные акты, касающиеся отдельных аспектов научно-технического сотрудничества)».
1. Тишков, В.Н. Внешнеторговая политика: тарифное и нетарифное регулирование внешней торговли / В.Н. Тишков. – СПб.: С-Пб. Гос. университет экономики и финансов, 2007. – 258 с.
2. Герчикова, И.Н. Маркетинг и международное коммерческое дело / И.Н. Герчикова. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Аспект-Пресс, 2017. – 328 с.
3. Гражданский кодекс Республики Беларусь от 7 декабря 1998 г., № 218-З: принят Палатой представителей 28 октября 1998 года: одобрен Советом Республики 19 ноября 1998 года: с изм. и доп. от 5 января 2021 г. [Электронный ресурс] // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
4. Международное научно-техническое сотрудничество: региональный аспект (на примере Северо-Западного федерального округа РФ и Республики Беларусь) / К.А. Задумкин [и др.]. – Вологда: ИСЭРТ РАН, 2012. – 154 с.
5. Плетнев, К.И. Научно-техническая сфера России: проблемы и перспективы / К.И. Плетнев. – М.: Наука, 2011. – 272 с.
6. Сенцов, С.В. Трансформация международного научно-технического сотрудничества в условиях глобализации и предпосылки интеграции в него России: дис. … канд. экон. наук: 08.00.14 / С.В. Сенцов. – М., 2016. – 211 с.
7. Jung, J. International research collaboration among academics in China and South Korea / J. Jung // International Journal of Chinese Education. – 2012. – № 1. – P. 235-254.
8 Sonnenwald, D. H. Scientific collaboration / D. H. Sonnenwald // Annual Review of Information Science and Technology. – 2007. – Vol. 41. – P. 643-681.
9. Lipsett, M.S. Reflections on Indicators of International Cooperation in S&T / M.S. Lipsett, J. A. D. Holbrook [Electronic resource] // Simon Fraser University. – Mode of access: <http://summit.sfu.ca/item/13401>.
10. Sarwar, R. A bibliometric assessment of scientific productivity and international collaboration of the Islamic World in science and technology (S&T) areas / R. Sarwar, S. U. Hassan // Scientometrics. – 2015. – Vol. 105, № 2. – P. 1059-1077.
11. Гумеров, Л.А. Правовое регулирование научно-технического сотрудничества государств – участников СНГ: автореф. дис. … канд. юрид. наук: 12.00.10 / Л. А. Гумеров; Казан. гос. ун-т им. В. И. Ульянова-Ленина. – Казань, 2001. – 22 с.
12. Дик, А.В. Оценка развития Республики Беларусь в научно-технической и инновационной сферах на основе международных рейтингов / А.В. Дик, Е.А. Гуринов // Проблемы управления. – 2014. – № 2 (51). – С. 52-56.
13. Семенов, К.А. Международные экономические отношения / К.А, Семенов. – М.: Гардарики, 2008. – 436 с.
14. Ноздрева, Р.Б. Организация и управление внешнеэкономической деятельностью / Р.Б. Ноздрева. – М.: Дашков и К0, 2018. – 480 с.
15. Нетребова, В.Н. Основные перспективы и направления развития международного научно-технического сотрудничества в современных условиях глобализации / В.Н. Нетребова // Инновации и инвестиции. – 2018. – № 2. – С. 89-91.
16. Данилова, Е.В. ВТО: регулирование торговли услугами / Е.В. Данилова. – М.: Академкнига, 2008. – 216 с.
17. Белов, А.П. Международное промышленное и научно-техническое сотрудничество: понятие и правовые формы / А.П. Белов // Российский внешнеэкономический вестник. – 2010. – № 6. – С. 24-30.
18. Новокшонова, Л.В. Международные экономические отношения. Активные методы обучения: Учебное пособие / Л.В. Новокшонова, Н.В. Шмелева, М.Л. Горбунова. – М.: Магистр, 2017. – 352 c.
19. Халевинская, Е.Д. Мировая экономика и международные экономические отношения: Учебник / Е.Д. Халевинская. – М.: Магистр, 2017. – 416 c.
20. Фельдман, Д.И. Система международного права / Д.И. Фельжман. – Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1973. – 119 с.
21. Тункин, Г.И. Теория международного права / Г.И. Тункин; под общ. ред. Л.Н. Шестакова; Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова. Юрид. фак. – Москва: Зерцало, 2000. – XVI, 397 с., [2] л.
22. Борисов, К.Г. сновы международноправового регулирования многостороннего научно-технического прогресса государств мирового сообщества: автореферат дис. ... доктора юридических наук: 12.00.10. Карточка. Борисов, Кир Георгиевич. Основы международноправового регулирования многостороннего научно-технического прогресса государств мирового сообщества: автореферат дис. ... доктора юридических наук: 12.00.10 / Моск. ин-т междунар. отношений. – Москва, 1990. – 61 с.
23. Мирская, Е.З. Международное научное сотрудничество / Е.З. Мирская // Науковедение. – 2014. – № 1. – С. 144-156.
24. Шугуров, М.В. Факторы развития механизма правового регулирования международного научно-технологического сотрудничества в условиях четвертой промышленной революции: теоретико-правовые аспекты / М.В. Шугуров // Вестник Саратовской государственной юридической академии. – 2020. – № 5 (136). – С. 34-47.
25. Хабриева, Т.Ю. Правовое измерение научного прогресса / Т.Ю. Хабриева // Журнал российского права. – 2009. – № 8. – С. 14-24.
26. Кацемир, М. Выбор направлений научно-технического сотрудничества России / М. Кацемир // Форсайт. – 2015. – Т. 9. № 4. – С. 54-72.
27. Балякин, АА. Позиционирование международного научно-технического сотрудничества в правовых документах стран-участников научной глобализации / А.А. Балякин // Вестник РУДН. – 2018. – № 4. – С. 651-667.
28. Казарина, Н.В. Международное научно-техническое сотрудничество: терминологический анализ / Н.В. Казарина // Журнал международного права и международных отношений. – 2018. – № 1-2. – С. 90-101.
29. Стефанович, И.В. Количественный анализ и оценка потенциала развития международного научно-технического сотрудничества Республики Беларусь Бизнес. Образование. Экономика: Междунар. науч.-практ. конф., Минск, 2 апреля 2020 г.: сб. ст. В 2 ч. / редкол.: В.В. Манкевич (гл. ред.) [и др.]. – Минск: Институт бизнеса БГУ, 2020. – Ч. 1. – С. 178-183.
30. Production and Trade of Knowledge and Technology Intensive Industries. Executive summary [Electronic resource]. – Mode of access: https://ncses.nsf.gov/pubs/nsb20205.
31. Мировой атлас данных [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://knoema.ru/atlas/ topics.
32. National Science Foundation [Electronic resource]. – Mode of access: https://www.nsf.gov/statistics/ seind/.
33. Рейтинг стран мира по уровню расходов на образование [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://gtmarket.ru/ratings/expenditure-on-education/info.
34. Национальный статистический комитет Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.belstat.gov.by.
35. Официальный сайт Национального Статистического Комитета Республики Беларусь / Официальная статистика [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://belstat.gov.by
36. Рейтинг стран по количеству патентов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://nonews. co/directory/lists/countries/number-patents.
37. World Intellectual Property Indicators 2019 [Electronic resource]. – Mode of access: https://www. wipo.int/publications/ru/details.jsp?id=4464/.
38. Рейтинг инновационных экономик [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://nonews.co/ directory/lists/countries/most-innovative-nation.
39. The Global Innovation Index 2020 Innovation Feeding the World // Cornell University, INSEAD, and the World Intellectual Property Organization, 2018 – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://nonews.co/wpcontent/uploads/2020/01/gii2019.
40. Драчик, Н.В. Сущность инновационной деятельности и ее значение для развития современной экономики / Н.В. Драчик // Проблемы современной экономики. – 2013. – № 2 (46). – С. 72-75.
41. Тышлек, В. Беларусь на мировой карте инноваций / В. Тышлек // Наука и инновации. – 2020. – № 2 (204). – С. 32-37.
42. Шумак, Ж.Г. Инновационная деятельность в Республике Беларусь: проблемы, перспективы / Ж.Г. Шумак // Устойчивое развитие экономики: состояние, проблемы и перспективы: сб. науч. статей перв. Междунар. конф. Пинск, 10 – 11 мая 2007 г.: В 4 ч.– Пинск: ПолесГУ, 2007. – Ч. 2. – С. 279-283.
43. Казарина, Н.В. Правовое регулирование международного научно-технического сотрудничества / Н.В. Казарина // Материалы XVI Международной научной конференции, посвященной 96-летию образования Белорусского государственного университета. – Минск: Издательский центр БГУ, 2017. – С. 169-171.
44. Об утверждении Основных направлений внутренней и внешней политики Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 14 ноября 2005 г. № 60-З: в ред. от 04.06.2015 г. // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
45. Мацель, В.М. Сотрудничество Республики Беларусь и Китайской Народной республики в научно-технической сфере / В.М. Мацель // Проблемы управления. – 2004. – № 3. – С. 98 – 104.
46. Бударина, Н.А. Актуальные проблемы международных отношений и дипломатии (вторая половина ХХ – начало ХХІ в.). материалы международной научно-практической конференции / Н.А. Бударина; отв. Ред. А.П. Косов, 2013. – С. 192-195.
47. Павлековская, И.В. Влияние научно-технического прогресса на развитие информационного общества / И.В. Павлековская // Вестник экономической безопасности. – 2017. – №3. – С. 31-38.
48. Стефанович, И.В. Перспективы участия Республики Беларусь в международном научно-техническом сотрудничестве / И.В. Стефанович, А.А. Муравицкая // Проблемы устойчивого развития: отраслевой и региональный аспект: Материалы международной научно-практической конференции, Тюмень, 16–17 мая 2019 года / Отв. ред. О.В. Ямова. – Тюмень: Тюменский индустриальный университет, 2019. – С. 144-149.
49. Рутко, Д.Ф. Экономический вестник университета / Д.Ф. Рудко // 2018. – № 37-2. – С. 298-307.
50. Кублицкая, Т.М. Инновационное развитие Беларуси: сравнительный анализ / Т.М. Кублицкая // Новая экономика. – 2013. – №1(61). – С. 23-29.
51. Богдан, Н.И. Международные индикаторы инноваций: оценка сильных и слабых сторон национальной инновационной системы Беларуси / Н.И. Богдан // Белорусский экономический журнал. – 2016. – №4. – С.31-48
52. Шумилин, А. Приоритеты международного научно-технического и инновационного сотрудничества Республики Беларусь / А. Шумилин // Наука и инновации. – 2020. – № 4 (206). – С. 31-48.
53. Давыдов, А.А. Инновационный потенциал: настоящее и будущее / А.А. Давыдов // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.isras.ru/blog_modern_3.html.
54. О приоритетных направлениях научной, научно-технической и инновационной деятельности на 2021-2025 годы: Указ Президента Республики Беларусь от 7 мая 2020 г., № 156 // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
55. Балашенко, С.А. Научные исследования по вопросам возможностей и правового обеспечения трансграничного сотрудничества в Республике Беларусь в рамках еврорегиональной модели / С.А. Балашенко, О.И. Чуприс, Е.А. Достанко; БГУ, Юридический фак., Центр международных исследований факультета международных отношений. – Минск: БГУ, 2015. – 64 с.
56. Степаненко, Д.М. Инновационная деятельность в Республике Беларусь и ее государственная поддержка / Д.М. Степаненко // Вестник Таджикского государственного университета права, бизнеса и политики. Серия общественных наук. – 2018. – № 1. – С. 39-50.
57. Тригубович, Л.Г. Анализ государственной политики по формированию инновационной восприимчивости экономики / Л.Г. Тригубович // Экономика и банки. – 2019. – № 1. – С. 1-5.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 68.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты