Особенности ценностных ориентаций студентов специальностей гуманитарного профиля
ГГУ им.Ф.Скорины (Гомельский государственный университет)
Диссертация
на тему: «Особенности ценностных ориентаций студентов специальностей гуманитарного профиля»
по дисциплине: «Социальная психология»
2021
286.00 BYN
Особенности ценностных ориентаций студентов специальностей гуманитарного профиля
Тип работы: Диссертация
Дисциплина: Социальная психология
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 62.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Опросник терминальных ценностей И.Г. Сенина.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Методика «Диагностика реальной структуры ценностных ориентаций личности (С.С. Бубнова).
ПРИЛОЖЕНИЕ В Методика «Ценностные ориентации» Шварца.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Тест «Смысложизненных ориентаций» Д.А. Леонтьева).
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Первичные баллы по методикам.
Поделиться
Введение
Глава 1 Теоретические аспекты изучения ценностных ориентаций студентов специальностей гуманитарного профиля
1.1 Подходы к определению ценностей в современной психологии
1.2 Ценностные ориентации как предмет психологического исследования
1.3 Психологическая характеристика студенческого возраста
1.4 Особенности ценностных ориентаций студентов специальностей гуманитарного профиля
Выводы по первой главе
Глава 2 Эмпирическое исследование ценностных ориентаций студентов специальностей гуманитарного профиля
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Результаты исследования ценностных ориентаций студентов юридических специальностей
2.3 Изучение ценностных ориентаций студентов педагогических специальностей
2.4 Сравнительный анализ ценностных ориентаций студентов педагогических и юридических специальностей
2.5 Практические рекомендации с целью расширения поля ценностных ориентаций
Выводы по второй главе
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Введение
Ценностные ориентации человека являются важнейшей характеристикой его личности, поскольку определяют его отношения и особенности взаимодействия с окружающим миром, детерминируют и регулируют поведение человека. Осознавая собственные ценностные ориентации, человек ищет свое место в мире, размышляет над смыслом и целью жизнедеятельности
Несмотря на различные подходы к пониманию природы ценностных ориентаций, все исследователи признают, что особенности строения и содержания ценностных ориентаций личности обуславливают ее направленность и определяют позицию человека по отношению к тем или иным явлениям действительности.
Так же единодушно мнение, что ценностные ориентации играют главную роль в регуляции социального поведения человека, включая диспозицию личности, ее установки, мотивы, интересы и даже «смысл жизни».
Поскольку ценностные ориентации обычно определяются как направленность личности на цели и средства деятельности и, таким образом, выражают ее отношения к миру, т.е. являются элементом мировоззрения. Можно предположить, что их формирование как целостной психологической структуры начинается в период между старшим подростковым и началом юношеского возрастов. О том, что именно здесь (а не в более раннем возрасте) формируются ценностные ориентации, свидетельствует, по мнению некоторых исследователей, наличия главного условия их формирования – достаточно высокий уровень рефлексии, осознанного жизненного опыта и произвольного поведения.
Вторым важнейшим компонентом структуры ценностно-смысловой сферы личности являются смысложизненные ориентации, которые осуществляют функции регуляции направленной деятельности человека как субъекта, как личности. Они представляют собой обобщенную структурно-иерархическую и динамическую систему представлений, являющуюся базовым элементом внутренней (диспозиционной) структуры личности, сформированную и закрепленную жизненным опытом индивида в ходе социализации и социальной адаптации на фоне индивидуально-типологических особенностей, и являются, таким образом, субъективными составляющими феномена смысла жизни.
Значимость ценностных ориентаций особенно возрастает в студенчестве. Лишь к этому периоду складываются необходимые для реального выполнения системой ценностных ориентаций всех своих регулятивных функций предпосылки. Однако, современная студенческая молодежь характеризуется отсутствием мировоззренческих основ, размыванием ценностных основ, снижением интереса к общественной культуре, низкой активностью студенческой молодежи в решении социокультурных проблем. Благоприятное нравственное развитие общества невозможно без утверждения общечеловеческих ценностей.
Кроме того, в студенческой среде происходит снижение силы мотивации ценностей, связанных с духовными интересами, развитием личности. Это свидетельствует о сложности и неоднозначности процесса формирования системы ценностных ориентации у современной молодежи. В свете вышесказанного изучение ценностных ориентаций преподавателей учреждений высшего образования в контексте психологии поколений соответствует новой стратегии психологических исследований.
Степень разработанности проблемы. Изучением проблемы ценностных ориентаций занимались многие зарубежные (А. Маслоу М. Рокич, С. Шварц, Э. Шпрангер, В. Франкл) и отечественные (Б.Г. Ананьев, Д.А. Леонтьев, В.А. Ядов) ученые. На сегодняшний день сформировалось достаточно много подходов и направлений изучения ценностных ориентаций – гуманистический, экзистенциальный, деятельностный, функциональный и т.д.
В последние годы повышается интерес к изучению ценностных ориентаций у студентов. В работах Н. А. Буравлевой, Л.Н. Зыбиной, Э. Петровой, И.Ф. Толкач, А.А. Поповановой выявлены ценности студентов вузов различных специальностей.
Выбор профессии накладывает отпечаток на ценностную сферу, в то же время ценностные ориентации влияют на выбор профессии. Тем самым обусловлена важность изучения ценностных ориентаций студентов специальностей гуманитарного профиля (педагогических и юридических специальностей).
Однако, проблема изучения особенностей ценностных ориентаций студентов специальностей гуманитарного профилей (педагогических и юридических специальностей) в современной психологии остается недостаточно освещённой.
Актуальность работы заключается в том, что в настоящее время проблема ценностных ориентаций студентов решена далеко не в полной мере. Будущее поколение – основа успешности государства. Сформированные ценностные ориентации являются важнейшим показателем личностной и социальной зрелости студентов. Важно изучить особенности ценностных ориентаций студентов специальностей гуманитарного профиля (педагогических и юридических специальностей), так как это позволит лучше понять специфику системы ценностей современного студенчества. Знание этих особенностей может быть психологам и педагогам социальным для более эффективного психологического сопровождения студентов.
Объект исследования – ценностные ориентации.
Предмет исследования – особенности ценностных ориентаций студентов специальностей гуманитарного профиля.
Цель работы: выявить особенности ценностных ориентаций студентов гуманитарного профиля, а именно студентов юридических и педагогических специальностей.
Задачи:
- осуществить теоретико-методологический анализ проблемы ценностных ориентаций студентов гуманитарного профиля.
- провести эмпирическое исследование особенностей ценностных ориентаций студентов гуманитарного профиля.
Глава 1 Теоретические аспекты изучения ценностных ориентаций студентов специальностей гуманитарного профиля
1.1 Подходы к определению ценностей в современной психологии
В современном научном знании проблема ценностей активно изучается, начиная со второй половины XX века. За этот период накопилось множество теоретического и эмпирического материала, легшего в основу построения различных теорий ценностей.
Проблема ценностей берет свое начало с античных времен в трудах Платона и Сократа. Развиваясь сначала в рамках философского научного знания (Аристотель, Р.Декарт, Э. Кант, М. Шелер, Д. Юм, Эдуард фон Гартман и т.д.), она постепенно становится предметом исследования социологов (М. Вебер, Э. Дюркгейм, А. Г. Здравомыслов, Н. И.Лапин, Д. Рисмен, Т. Парсонс, В. А. Ядов и т.д.), культурологов (О. Шпенглер, А. Тойнби, П.А. Сорокин и т.д.), психологов (Д.А. Леонтьев, М. Рокич, М.С. Яницкий и т.д.).
В настоящее время существует более 400 определений понятия «ценности». Если проанализировать все эти определения, можно выделить различные подходы к изучению данного феномена: материалистический (ценность, понимаемая, как благо), культурологический (ценность как совокупность принятых норм, традиций, объединяющих общество в единую культуру), социологический (ценность как некий ориентир, способствующий социализации и адаптации индивида в социуме), психологический (субъективная сторона восприятия ценностей, определяющих человеческое поведение и деятельность) и т.д. Следует также отметить довольно диалектичный характер данного понятия, так как в разных подходах содержание понятия ценности может быть противоположным (например, материалистический и социологический подходы).
Д.А. Леонтьев выделяет три формы существования ценностей: ценность как общественный идеал, как опредмеченное произведение духовной культуры и как источник мотивации, определяющий поведение человека. Эти формы перетекают одна в другую, по заданному сценарию: ценности общества побуждают человека действовать в соответствии с «моделью должного», тем самым формируя его; сформированная личность опредмечивает свое внутреннее содержание в виде материальных ценностей; созданные материальные ценности в свою очередь вносят вклад в изменение ценностей общества; на следующем этапе данная модель замыкается и начинает повторяться «по спирали» [1].
Говоря о ценностях, также нельзя не упомянуть о понятии «ценностные ориентации», в некоторых источниках «личные ценности» (более подробно мы рассмотрим данное понятие в следующем параграфе) [1, 122].
В Большой психологической энциклопедии ценностные ориентации определяются как «отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров» [2].
В психологической литературе существует большое разнообразие трактовок понятия «ценность», что обусловлено различиями подходов к ее объяснению.
Большинством авторов ценности и ценностные ориентации часто рассматриваются как синонимы, но в то же не сводятся к тождеству.
Я. Мусек, Т.В. Михайлова рассматривали ценностные ориентации как ценности, функционирующие на уровне личности, т.е. ценности конкретной личности, взятые из ценностей общества [3, 15].
По мнению Ш. Шварца, гранью между ценностями и ценностными ориентациям является эмоциональный аспект. Ценности сами по себе всегда находятся вне ситуации, существуют априори и, следовательно, эмоционально индифферентны, в то время как ценностные ориентации всегда включены в актуальную ситуацию и эмоционально окрашены [4].
Таким образом, можно заключить, что понятие «ценностные ориентации» было введено рядом психологов для выделения узкоспециализированного психологического смысла из обширного многообразия подходов к пониманию ценностей. При этом следует отметить тот факт, что понятие «ценностные ориентации» включает в себя преимущественно эмоциональный и поведенческий аспекты человеческой психики.
В научном понимании чаще всего говорят о трех формах существования ценностей. В первом случае рассматривают ценность как значимость и идеал, выработанный общественным сознанием. С другой точки зрения ценность выступает в объективированной или материальной форме воплощения этих идеалов. С позиций третьего направления ценности входят в психологическую структуру личности, являются фактом сознания и выступают источником отношений человека с окружающей действительностью и мотивации его поведения [5, с. 55].
В зарубежной психологии понятие ценностей изучено широко. Так, В. Франкл считал, что ценности индивида – это «универсалии смысла», то есть смыслы, присущие большинству членов общества, всему человечеству на протяжении всего его исторического развития. По мнению В. Франкла, субъективная значимость ценности должна сопровождаться принятием ответственности за ее реализацию [6, c. 64].
С. Шварц и В. Бильский выделяют три группы потребностей: биологические (витальные) потребностей; взаимодействия, необходимого для межличностной координации; и социальные потребности для группового благополучия и выживания. В австрийской школе психологии (А. Мейнонг, Х. Эренфельс, И. Крейбиг) ценности – исключительно субъективный феномен. Согласно Х. Эренфельсу, ценность объекта – это желательность, которая определяется как возможность получения удовольствия [4, c. 38].
В гуманистической психологии изучение жизненных ценностей получило особое развитие. А. Маслоу, говоря о естественности внутренних «психобиологических» ценностей, подчеркивает, что «любые инстинктивные тенденции человека гораздо слабее сил цивилизации». В то же время он также, как и К. Роджерс, видит «жизненно важную» роль психолога в актуализации, «пробуждении» внутренних ценностей личности [7, c. 45].
Глава 2. Эмпирическое исследование ценностных ориентаций студентов специальностей гуманитарного профиля
2.1 Организация и методы исследования
Целью эмпирического исследования явилось выявить особенности ценностных ориентаций педагогических специальностей, а именно студентов юридических и педагогических специальностей.
Задачи исследования:
1. Изучить ценностные и смысложизненные ориентации студентов юридических специальностей.
2. Определить ценностные и смысложизненные ориентации студентов педагогических специальностей.
3. Сравнить ценностные ориентации студентов педагогических и юридических специальностей.
В исследовании приняли участие 120 человек. Выборку исследования составили 2 группы: 60 студентов юридических специальностей и 60 студентов педагогических специальностей.
Гипотеза исследования:
1. Ценностные ориентации студентов юридических и педагогических специальностей различны.
2. Чем выше для студентов значимость ценности «развитие себя», тем более выражена у него вера в свои силы контролировать события собственной жизни.
Для достижения поставленной цели и выдвинутой гипотезы были использованы следующие методики:
1. Опросник терминальных ценностей И.Г. Сенина.
Цель: выявление терминальных ценностей.
С помощью методики можно оценить общую выраженность каждой из восьми терминальных ценностей или жизненных целей: собственный престиж, духовное удовлетворение, креативность, активные социальные контакты, развитие себя, высокое материальное положение, достижение, сохранение собственной индивидуальности (Приложение А).
2. Методика «Диагностика реальной структуры ценностных ориентаций личности С.С. Бубновой.
Цель: изучение реализации ценностных ориентаций личности в реальных условиях жизнедеятельности.
С помощью методики можно выявить следующие ценностные ориентации: приятное времяпрепровождение, высокое материальное благосостояние, поиск и наслаждение прекрасным, милосердие, любовь, познание нового, высокий социальный статус, признание, социальная активность, общение, здоровье (Приложение Б).
3. Методика изучения ценностей Ш. Шварца.
Цель: исследование ценностных ориентаций.
Методика даёт количественное выражение значимости каждого из десяти мотивационных типов ценностей на двух уровнях: на уровне нормативных идеалов; на уровне индивидуальных приоритетов.
С помощью методики можно выявить следующие ценности: власть, достижение, гедонизм, стимуляция, самостоятельность, универсализм, доброта, традиция, конформность, безопасность (Приложение В).
4. Тест «Смысложизненных ориентаций» Д.А. Леонтьева).
Цель: оценка «источника» смысла жизни, который может быть найден человеком или в будущем (цели), или в настоящем (процесс) или прошлом (результат), а также во всех трех составляющих жизни.
Шкалы опросника характеризуют источники смысла жизни. Общий показатель по методике отражает уровень осмысленности жизни, то есть наличие смысла жизни у испытуемого.
Опросник включает 20 пар утверждений, которые являются противоположными и отражают представления о факторах осмысленности жизни личности. Испытуемым зачитывается инструкция, согласно которой им предлагается выбрать одно из утверждений, более всего соответствующее действительности, и отметить одну из трех цифр в зависимости от уверенности в своем выборе в шкале 3210123. Обработка данных осуществляется согласно ключу методики (Приложение Г).
Методы математико-статистической обработки данных. Полученные в ходе исследования данные подверглись статистической обработке с помощью программы «STATISTICA» v. 12.0.
Применялся U-критерий Манна-Уитни – непараметрический критерий, используемый для оценки различий между двумя независимыми выборками по уровню какого-либо признака, измеренного количественно. Позволяет выявлять различия в значении параметра между малыми выборками.
Также применялся критерий линейной ранговой корреляции rs-Спирмена – непараметрический критерий, предназначенный для изучения связи между показателями. Он не требует нормального распределения, позволяет установить не только наличие, но и характер связи между переменными.
Заключение
В современной психологии ценности рассматриваются в точки зрения трех подходов: ценность как значимость и идеал, выработанный общественным сознанием; ценность выступает в объективированной или материальной форме воплощения этих идеалов; ценность как компонент психологической структуры личности, являются фактом сознания и выступают источником отношений человека с окружающей действительностью и мотивации его поведения. Несмотря на многообразие взглядов на толкование понятия «ценности» и их природу, основными пунктами согласия большинства авторов является их функциональное назначение, а также их ключевая роль структуре личности и детерминации поведения человека. Ценности осознаны и отрефлексированы личностью, влияют на относительно постоянные отношения человека к основным сферам жизни, миру, другим людям, себе.
В зарубежной и отечественной психологии проявляется многообразие подходов к проблеме ценностных ориентаций личности, что расширяет рамки научно – исследовательской деятельности. В психологических исследованиях понятия «личностные ценности» и «ценностные ориентации» утвердились прочно, наметилось их место в структуре личности и мотивации поведения и деятельности. В зарубежной психологии в изучении ценностных ориентаций преобладают когнитивное, необихевиористическое и гуманистическое направление. В отечественной психологии проблема ценностных ориентаций анализируется с позиции субъектно-деятельностного подхода, в котором преимущественное внимание уделяется исследованию нравственных ценностей и ценностных ориентаций личности. На основе разработанных теоретических положений возникло ценностно-деятельностное направление. Ценностные ориентации упорядочивают действительность, вносят в ее осмысление оценочный аспект, содержит избирательное отношение к миру и дает возможность выбора. Ценностные ориентации формируются в ходе социализации и закрепляются жизненным опытом. Структура ценностных ориентаций позволяет рассматривать их как регуляторы активности, благодаря которым личность соотносит собственные ценности и потребности с ценностями и требованиями социума.
Студенческий возраст – это стадия онтогенетического развития, совпадающая с юношеским возрастом. Психологическими особенностями юношеского возраста являются развитие самосознания, формирование рефлексии, самооценки. Юношеский возраст являются периодом интенсивного формирования системы ценностных ориентаций, которая оказывает влияние на становление характера и личностных особенностей. Формирование мировоззрения в этот период происходит на фоне увеличения объема знаний, расширения кругозора, потребности в определении своего места.
Наиболее яркой особенностью структуры ценностных ориентаций личности студентов гуманитарной направленности является центральная позиция в ней такой категории, как «личность». Доминирующей ценностной потребностью являются гармоничные отношения с окружающей средой, с социумом на всех уровнях внутрисоциального взаимодействия, а также с самим собой, что выражается в необходимости для гуманитария создавать вокруг себя доброжелательный, комфортный психологический климат. Данной ценностной потребностью обусловлено образование в чертах характера гуманитариев такого важнейшего гуманистического внутриличностного образования, как эмпатия. Кроме того, потребность в гармонии определяет высокий уровень нравственности, склонность к позитивному мироощущению и высокому уровню духовного развития.
Проведенное эмпирическое исследование позволяет сформулировать следующие выводы:
1. Сравнительный анализ показывает, что существуют достоверные различия между группами студентов юридических и педагогических специальностей по терминальным ценностям. У студентов юридических специальностей выше значимость таких терминальных ценностей, как: «высокое материальное положение» (U=24 при р≤0,05); «достижения» (U=197,5 при р≤0,05); «духовное удовлетворение» (U=118,5 при р≤0,05); «сохранение собственной индивидуальности» (U=305 при р≤0,05). У студентов педагогических специальностей выше значимость таких терминальных ценностей, как: «креативность» (U=115,5 при р≤0,05); «активные социальные контакты» (U=193 при р≤0,05); «развитие себя» (U=68 при р≤0,05).
2. Выявлены достоверные различия между группами студентов юридических и педагогических специальностей по ценностным ориентациям. У студентов юридических специальностей в реальных условиях жизнедеятельности больше реализуются ценности высокого социального статуса (U=177 при р≤0,05) и социальной активности (U=128,5 при р≤0,05). У студентов педагогических специальностей в реальных условиях жизнедеятельности больше реализуются ценности помощи и милосердия к другим людям (U=301,5 при р≤0,05).
3. Обнаружены достоверные различия между группами студентов юридических и педагогических специальностей по ценностным ориентациям на уровне убеждений. У студентов юридических специальностей выше убежденность в необходимости следовать таким ценностям, как: «конформность» (U=316,5 при р≤0,05); «традиции» (U=310,2 при р≤0,05); «доброта» (U=34 при р≤0,05); «универсализм» (U=67 при р≤0,05); «безопасность» (U=101 при р≤0,05). У студентов педагогических специальностей выше убежденность в необходимости следовать таким ценностям, как: «гедонизм» (U=34,5 при р≤0,05); «достижения» (U=102 при р≤0,05).
4. Существуют достоверные различия между группами студентов юридических и педагогических специальностей по смысложизненным ориентациям. У студентов юридических специальностей более выражены «Локус контроля «Я»« (U=200,5 при р≤0,05); «Локус контроля «Жизнь»« (U=185 при р≤0,05), а также выше общий показатель осмысленности жизни (U=185 при р≤0,05). Следовательно, гипотеза исследования о том, что ценностные ориентации студентов юридических и педагогических специальностей различны, подтвердилась.
1. Леонтьев, Д.А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции / Д.А. Леонтьев // Вопросы философии. – 1996. – № 4. – С. 15 – 26.
2. Большая психологическая энциклопедия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://sbiblio.com/biblio/content.aspx?dictid=67&wordid=751359.
3. Михайлова, Т.В. Направленность, ценности и ценностные ориентации: к вопросу о разделении понятий / Т.В. Михайлова // Ценности и смыслы. – 2012. – №6(22). – С. 85-90
4. Schwartz, S.H. Toward a universal psychological structure of human values / S.H. Schwartz, W. Bilsky // Journal of Personality and Social Psychology. – 1987. – V. 53. – P. 550-562.
5. Воронкова, Е.С. Проблема формирования ценностных направлений в процессе профессионального образования / Е.С. Воронкова // Профессиональное образование в современном мире. – 2011. – № 2. – С.4-5.
6. Франкл, В. Человек в поисках смысла / В. Франкл // Пер. с англ. и нем. – М.: Смысл, 2005. – 368 с.
7. Маслоу, А. Мотивация и личность / А. Маслоу // Перевод А.М. Татлыбаевой. – СПб.: Питер, 2008. – 352 с.
8. Олпорт, Г. Становление личности/ Г. Олпорт. – М: Смысл, 2012. – 464 с.
9. Роджерс, К.Р. Становление личности: Взгляд на психотерапию / К.Р. Роджерс. – М.: Эксмо-Пресс, 2001. – 416 с.
10. Ганжа, А.О. К истории создания работы У. Томаса и Ф. Знанецкого «Польский крестьянин в Европе и Америке» // Социологические исследования. – 2007. – № 7.
11. Клакхон, К. Зеркало для человека: отношение антропологии к современной жизни / К. Клакхон. – Беркли, Калифорния: Уиттлси Хаус, 1949. 313p.
12. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – М.: Педагогика, 1996. – 200 с.
13. Мясищев, В.Н. Психология отношений [Электронный ресурс]. – Точка доступа:: http://lib100.com/common_psychology/psihologiya_otnosheniy/html/?page.
14. Тугаринов, В.П. О ценностях жизни и культуры / В.П. Тугаринов – Ленинград: Типография ЛОЛГУ, 1960. – 155 с.
15. Ежевская, Т.И. Ценности как важный психологический ресурс личности / Т.И. Ежевская // Гуманитарный вектор. – 2010. – № 2. – С. 55-59.
16. Гуревич, П.С. Преображение ценностей в квантовой парадигме / П.С. Гуревич // Философская школа. – 2018. – №6.
17. Воронова, А.Г. Становление жизненной позиции подростка через ценностные ориентиры М. Рокич / А.Г. Воронова // АНИ: педагогика и психология. – 2016. – №4 (17).
18. Ананьев, Б.Г. Психология и проблемы человекознания / Б.Г. Ананьев ; под ред. А.А. Бодалева. – М.: Институт практической психологии, 1996.- 384 с.
19. Яницкий, М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система/ М.С. Яницкий. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2011. – 204 с.
20. Платонов, К.К. Структура и развитие личности / К.К. Платонов ; отв. ред. А.Д. Глоточкин ; АН СССР, Ин-т психологии. – Москва: Наука, 1986. – 254
21. Шпрангер, Э. (1882-1963).Формы жизни: гуманитарная психология и этика личности / Э. Шпрангер ; [пер. А.К. Судакова]. – Москва: Канон+, 2014. – 399 с.
22. Ядов, В.А. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности / В.А. Ядов. – М.: ЦСПиМ, 2013. – 376 с.
23. Волков, Е.С. Зависимость ценностных ориентаций студентов от смены вида деятельности: Метод. рекомендации / Е.С. Волков. – М.: МГПИ, 1981. – 29 с.
24. Анцыферова, Л.И. Развитие личности и проблемы геронтопсихологии / Л.И. Анцыферова ; Рос. акад. наук, Ин-т психологии. – М.: Ин-т психологии РАН, 2004 (Электросталь: ООО ПК Мега-Арт). – 413
25. Альбуханова-Славская, К.А. Стратегия жизни / К.А. Альбуханова-Славская. – М.: Мысль, 2016. – 158 с.
26. Братусь, Б.С. К проблеме человека в психологии / Б.С. Братусь// Вопросы психологии. – 2007. – № 5. – С. 98-101 В
27. Бубнова, С.С. Ценностные ориентации личности как многомерная нелинейная система / С.С. Бубнова // Психологический журнал. -1999. – № 5. – С. 38-44.
28. Тощенко, Ж.Т. Ценности и ценностные ориентации // Тезаурус социологии: тематический словарь-справочник / Под ред. Ж.Т. Тощенко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. – С. 103-107.
29. Наумова, Н.Ф. Социологические и психологические аспекты целенаправленного поведения / Н.Ф. Наумова. – М: Академия, 2010. – 199 с.
30. Василюк, Ф.Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций) / Ф.Е. Василюк. – М.: Изд-во МГУ, 2014. – 200 с.
31. Елишев, С.О. Теоретико-методологические подходы к изучению понятий «ценность», «ценностные ориентации» / С.О. Елишев // Вестник Московского университета. – 2010. – № 3. – С. 74-90.
32. Мытько, Н.В. Анализ понятия «ценностные ориентации студентов» / Н.В. Мытько // Социаьно-гуманитарный вестник. – Краснодар, 2010. – 56-59.
33. Шаров, А.С. Система ценностных ориентаций как психологический механизм регуляции жизнедеятельности человека: автореф. дис. … канд. психол. наук / А.С. Шаров. – Москва, 2000. – 25 с.
34. Кон, И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание / И.С. Кон. – СПб.: Питер, 2002. – 465 с.
35. Немов, Р.С. Психология / Р.С. Немов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – Кн. 1. – 513 с.
36. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – СПб: Питер, 2016. – 400 с.
37. Попова, М.В. Становление персональной идентичности в юношеском возрасте: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.13 / М.В. Попова. – Нижний Новгород, 2005. – 21 с.
38. Бодалев, А.А. Личность и общение: избранные труды / А.А. Бодалев. – Москва: Педагогика, 1983. – 271 с..
39. Выготский, Л.С. (1896-1934). Психология развития ребенка / Л.С. Выготский. – Москва: Эксмо, 2005. – 507 с.
40. Зимняя, И.А. Педагогическая психология / И.А. Зимняя. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2017. – 480с.
41. Гурова, С.И. Философская антропология П.П. Блонского / С.И. Гурова // Вестник МГТУ.– 2008. – №4.
42. Толстых, А.В. Наедине со всеми: о психологии общения / А.В. Толстых. – Минск: Полымя, 1990. – 207 с.
43. Лисовский, В.Т. Советское студенчество: Социол. очерки / В.Т. Лисовский. – М.: Высш. шк., 1990. – 302
44. Буслаева, Е.Л. Ценностно-смысловые ориентации студентов высшей профессиональной школы / Е.Л. Буслаева // Вестник Оренбургского гос. ун-та. – 2011. – № 2. – С. 16-22.
45. Шеховцова, Е.А. Становление ценностных ориентаций в юношеском возрасте / Е.А. Шеховцова, Е.В. Шеховцов // Современные тенденции и проблемы развития экономики, управления и права. – Ставрополь, 2014. – С. 310-314.
46. Белановская, О.В. Ценностные ориентации белорусских и литовских студентов: сравнительный анализ / О.В. Белановская // Лингвокультурное образование в системе вузовской подготовки специалиста. – 2020. – № 5 (13). – С. 16-26.
47. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка / С.И.Ожегов, Н.Ю. Шведова. – М., 2006.
48. Шмурыгина, Н.В. Особенности самоорганизации «студентов-гуманитариев» (на примере высших учебных заведений): автореф. дис.. . канд. социол. наук. / Н.В. Шмурыгина. – Биробиджан, 2016.
49. Егорычева, И.Д. Генезис самореализации как особого типа деятельности и роль подросткового возраста в ее развитии: автореферат дис. ... доктора психологических наук: 19.00.07 / И.Д. Егорычева; [Место защиты: Моск. псих.-соц. ун-т]. – Москва, 2012. – 47 с.
50. Лишин, О.В. Педагогическая психология воспитания: учебное пособие / под. ред. Д.И. Фельдштейна. М., 2003
51. Зверева, Л.Г. Система ценностных ориентаций студентов педагогических вузов / Л. Г. Зверева // Аллея науки. – 2019. – № 5. – С. 40-44.
52. Семиков, B.A. Особенности развития смысложизненной сферы студентов-гуманитариев как будущих профессионалов / В.А. Семиков // Акмеология. – 2008. – №4.
53. Суднева, О.Ю. Особенности социального интеллекта студентов гуманитарных и негуманитарных специальностей / О.Ю. Суднева, К.Р.Шарафиева, В.Г.Цой, О.В.Каракулова // Вестник Томского государственного университета. – 2013. – № 371.
54. Хусаинова, Р.М. Особенности жизненных ценностей студентов гуманитарного и технического направлений вузов / Р.М. Хусаинова, А.Б. Анисимова // Профессиональное и личностное самоопределение молодежи современной России Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции. – Самара, 26-27 сентября 2013. – С. 54-56.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 62.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Опросник терминальных ценностей И.Г. Сенина.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Методика «Диагностика реальной структуры ценностных ориентаций личности (С.С. Бубнова).
ПРИЛОЖЕНИЕ В Методика «Ценностные ориентации» Шварца.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Тест «Смысложизненных ориентаций» Д.А. Леонтьева).
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Первичные баллы по методикам.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты