ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования обусловлена тем, что в настоящее время недостаточно разработана система сопровождения лиц, проживающих период кризиса середины жизни. Возможно, это связано с отсутствием должного внимания к периоду жизни, связанным с поиском новых взаимоотношений с окружающим миром.
Период середины жизни, который многие исследователи определяют в границах возраста от 35 до 45 лет, является одной из критических фаз в структуре жизненного пути. Кризис, переживаемый взрослой личностью в этот период, называют кризисом середины жизни. Личность, находящаяся в кризисе, находится в проблемной ситуации, из которой не видит выхода. С одной стороны, ощущение неопределенности и безысходности, вызывают неприятные переживания, с другой – человек открыт для получения нового опыта. В связи с этим актуальной становится проблема психологического сопровождения взрослых людей, проживающих период кризиса середины жизни.
Данная работа посвящена изучению феномена кризиса середины жизни и созданию эффективных программ по оказанию психологической помощи людей, проживающих этот кризис. Психологическая помощь может способствовать более «мягкому» переживанию кризиса середины жизни.
Теоретический анализ и эмпирические исследования настоящей работы базировались на принципах экзистенционально–гуманистического и психоаналитического направлений. Часть исследования посвящена анализу феномена личностной зрелости, как фактора обуславливающего личностный характер протекания кризиса людей среднего возраста. К одному из важнейших атрибутов зрелой личности ряд авторов относит «осознание себя субъектом» – Б.Г. Ананьев [5], А.Г. Асмолов [8], Л.С. Выготский [22], А.Н. Леонтьев [47]. Осознание себя как субъекта называют поворотным моментом в развитии личности, ее вторым рождением. Личностно зрелого человека можно назвать
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ КРИЗИСА СЕРЕДИНЫ ЖИЗНИ
1.1. Основные теоретические подходы к изучению феномена кризиса середины жизни
В отечественной и зарубежной литературе феномену изучения кризиса середины жизни посвятили свои работы Б.Г. Ананьев [5], Е.И. Исаев [33], И.С. Кон [40], Д. Левинсон [104], Д.А. Леонтьев [47], Б. Ливерхуд [49], Ш. Шихи [96], К. Юнг [101], Э. Эриксон [99] и др.
Кризис (от греческого crisis – решение, поворотный пункт, исход) имеет несколько значений: переломный момент; тяжелое переходное состояние [38]; состояние душевного расстройства [64].
Кризис можно определить в качестве особого момента человеческого существования, в котором одновременно сосуществуют две противоположно направленные тенденции – разрушение отжившего и одновременно созидание нового и целостного. Кризис – это переломный момент жизненного пути, который способствует достижению определенного уровня психологической зрелости [96, с. 158].
Отличительными чертами теорий кризиса в современной психологической литературе, по мнению Дж. Якобсона [102, с. 172], является то, что они относятся преимущественно к индивиду, а также могут иметь как возможные патологические последствия кризиса, так и возможности роста и личностного развития.
Наиболее распространенными психологическими теориями о природе и сущности кризиса являются следующие:
– кризис как нарушение развития личности, функционирования организма (М.С. Лебединский, X. Ремшмидт, В.Е. Рожнов, Е.Л. Солдатова);
– кризис как нормативное явление, которое лежит в рамках нормативного хода жизни (А.Г. Здравомыслов), связанное с возникновением новой
2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ХАРАКТЕРА ПРОЖИВАНИЯ ЛИЧНОСТЬЮ КРИЗИСА СЕРЕДИНЫ ЖИЗНИ
2.1. Методология, методы и организация проведения исследования
Эмпирическое исследование проживания личностью периода середины жизни базировалось на теоретическом анализе особенностей развития среднего возраста и протекания периода середины жизни.
Эмпирическое исследование включало следующие этапы:
На первом этапе осуществлялось:
– исследование взрослых людей (35–45 лет) на наличие и характер протекания кризиса середины жизни: а) исследование уровня и структуры осмысленности их жизни; б) исследование уровня их личностной зрелости; в) исследование механизмов защитных комплексов;
– выявление группы людей, деструктивно проживающих кризис середины жизни и нуждающихся в дополнительном психологическом сопровождении;
– исследование значимых переживаний детства у группы людей, деструктивно проживающих кризис середины жизни, с целью подтверждения гипотезы о том, что деструктивный характер проживания кризиса середины жизни связан с негативными детскими переживаниями.
На втором этапе осуществлялось внедрение индивидуальной коррекционно-развивающей программы «Трансформация переживаний детства» в дополнительное психологическое сопровождение взрослых людей (35–45 лет), деструктивно проживающих кризис середины жизни. Целью данной коррекционно-развивающей программы явилась коррекция негативных субъективных переживаний детства взрослого человека с целью повышения его уровня самоактуализации. Описание коррекционно-развивающей программы «Трансформация переживаний детства» представлено в приложении 4.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
1. Кризис середины жизни – это особое психологическое состояние человека среднего возраста, обусловленное двумя его составляющими: наличием внутриличностного конфликта (являясь нормативным личностным кризисом) и наличием дополнительной составляющей – смысложизненного кризиса (духовным или экзистенциональным кризисом), обусловленным конфликтом смыслов (ценностный кризис). Кризис середины жизни может носить конструктивный и деструктивный характер. Значимые переживания детства представляют собой переживания, в основе которых лежат ранние воспоминания детства, которые не проходят бесследно в развитии личности – они оказывают решающее значение на дальнейший ход развития человека. Значимые переживания детства связаны с самоактуализацией взрослого человека – они обусловливают низкий уровень самоотношения и самоактуализации личности. Травматический опыт детства, отражающийся в детских переживаниях, обусловливает формирование искаженного представления о себе во взрослости.
2. Эмпирически установлен характер проживания кризиса середины жизни. Результаты исследования уровня и структуры осмысленности жизни у взрослых людей (35–45 лет) свидетельствуют о том, что обнаруживается группа людей (около 30%) с низким уровнем осмысленности жизни, низким уровнем самоактуализации, высоким уровнем защитных комплексов, что указывает на деструктивный характер протекания кризиса середины жизни. Установлено, что у взрослых людей, деструктивно переживающих кризис середины жизни, преобладают негативные переживания детства.
3. С целью коррекции негативных субъективных переживаний детства взрослых людей (35-45 лет), деструктивно проживающих кризис середины жизни, для повышения их уровня самоактуализации, а значит и уровня осмысленности жизни была разработана и внедрена коррекционно-развивающую программа, направленная на изменение восприятия переживаний
1. Абульханова-Славская, К.А. Стратегия жизни / К.А. Абульханова-Славская. – М.: Мысль, 1991. – 299 с.
2. Адлер, А. Наука жить / А. Адлер. – Киев, 1997. – 288 с.
3. Алферова, Л.О. Психологический анализ проживания личностью периода середины жизни: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.13 / Л.О. Алферова. – М.: МГППУ, 2010. – 211 с.
4. Алферова, М.О. Личностные особенности проживания кризиса середины жизни / М.О. Алферова // Мир психологии. – 2006. – № 3. – С.124–131.
5. Ананьев, В.А. Основы психологии здоровья. Книга 1. Концептуальные основы психологии здоровья / В.А. Ананьев. – СПб.: Речь, 2006. – 384 с.
6. Андронникова, О.О. Взаимосвязь переживания детства с формированием Я-концепции виктимного типа / О.О. Андронникова // Мир науки, культуры, образования. – 2014. – № 1 (44). – С. 276–279.
7. Анцупов, А.Я. Конфликтология / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. – СПб.: Питер, 2008. – 496 с.
8. Асмолов, А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа / А.Г. Асмолов. – М.: Смысл, 2001. – 416 с.
9. Ассаджиоли, Р. Духовное развитие и его кризисы / Перевод с нем. Т. Драбкиной // Типология психосинтеза: семь основных типов личности. – 2008. – С. 121–145.
10. Балтес, П.Б. Всевозрастной подход в психологии развития: исследование динамики подъемов и спадов на протяжении жизни / П.Б. Балтес // Психологический журнал. – 1994. – № 1. – С. 1–22.
11. Бассин, Ф.В. «Значащие» переживания и проблема собственно-психологической закономерности / Ф.В. Бассин // Вопросы психологии. – 1972. – № 3. – С. 105–124.
12. Баттерворт, Дж. Принципы психологии развития / Дж. Баттерворт, М. Харрис; пер с англ. – М.: Когито-Центр, 2000. – 532 с.
13. Бодалев, А.А. Вершина в развитии взрослого человека / А.А. Бодалев. – М.: Флинта. 1998. – 420 с.
14. Бондарева, М.О. Образ детства в связи с осмысленностью жизни / М.О. Бондарева // Омский научный вестник. – 2007. – № 2 (54). – С. 158–161.
15. Братусь, Б.С. К проблеме развития личности в зрелом возрасте / Б.С. Братусь // Вестник Моск. ун-та. – 1980. – № 2. – С. 3–11.
16. Брюхова, Н.Г. Психология развития и акмеологизация личности зрелого человека / Н.Г. Брюхова // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2011. – № 18. – С. 46–50.
17. Бурбо, Л. Пять травм, которые мешают быть самим собой / Пер. с англ. под ред. И. Старых. – М.: ООО Изд. дом «София», 2004. – 176 с.
18. Бурлачук, Л.Ф. Психология жизненных ситуаций / Л.Ф. Бурлачук, Е.Ю. Коржова. – М.: Просвещение, 1998. – 180 с.
19. Вайзер, Г.А. Смысл жизни и двойной кризис в жизни человека / Г.А. Вайзер // Психологический журнал. – 1998. – № 5. – С. 3–14.
20. Василюк, Ф.Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций) / Ф.Е. Василюк. – М.: МГУ, 1984. – 240 с.
21. Волынская, Л.Б. Смысл середины жизни: подведение итогов как основа дальнейшего пути / Л.Б. Волынская // Психология зрелости и старения. – М.: Весна, 2002. – С. 18–27.
22. Выготский, Л.С. Собрание сочинений: собр. соч. в 6 т. / Л.С. Выготский. – М.: Педагогика, 1984. – Т. 4. – 1004 с.
23. Галимзянова, М.В. Субъективные переживания детства и Я-концепция взрослого: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.13 / М.В. Галимзянова. – СПб.: Санкт-Петербургский гос. университет, 2006. – 327 с.
24. Галимзянова, М.В. Субъективные переживания детства, отношения в семье и формирование личности взрослого / М.В. Галимзянова // Вестник Санкт-Петербургского ун-та. – 2008. – № 3. – С. 98–106.
25. Галимзянова, М.В. Эмоциональные переживания, связанные с событиями детства и партнерскими отношениями / М.В. Галимзянова, Е.В. Романова // Вестник Санкт-Петербургского университета. – 2011. – № 1. – С. 209–205.
26. Гозман, Л.Я. Самоактуализационный тест / Л.Я. Гозман, М.В. Кроз, М.В. Латинская. – М.: Рос. пед. агентство, 1995. – 43 с.
27. Головаха, Е.И. Жизненная перспектива и ценностные ориентации личности / Е.И. Головаха // Психология личности в трудах отечественных психологов. – СПб.: Питер, 2000. – С. 256–269.
28. Дементий, Л.И. Ответственность личности как ресурс копинг-поведения / Л.И. Дементий // Вестник КрасГУ. – 2004. – № 6. – С. 164–170.
29. Дерманова, И.Б. Личностная зрелость: к определению психологического содержания / И.Б. Дерманова, В.Р. Манукян // Вестник Санкт-Петербургского ун-та. – 2010. – № 4. – С. 68–73.
30. Донченко, Е.А. Внутреннее психологическое противоречие как регулятор жизни личности / Е.А. Донченко // Жизненный путь личности: Вопросы теории и методологии социально-психологического исследования. – 1987. – С. 148–170.
31. Духновский, С.В. Кризис и его переживание личностью: результаты эмпирического исследования / С.В. Духновский // Вестник Костромского гос. ун-та. – 2015. – № 2. – Т. 2. – С. 30–34.
32. Ермолаева, М.В. Психология зрелого и позднего возраста / М.В. Ермолаева. – М.: Изд-во МПСИ, 2004. – 280 с.
33. Ипполитова, Е.А. Особенности представлений о жизненных перспективах личности в период кризиса середины жизни: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.01 / Е.А. Ипполитова. – Барнаул: Алтайский гос. ун-ет, 2005. – 196 с.
34. Исаев, Е.И. Возрастная психология / Е.И. Исаев, В.И. Слободчиков // Вопросы психологии. – 2002. – № 2. – С. 88–95.
35. Калинина, Р.Р. Проблема личностной зрелости в педагогической деятельности / Р.Р. Калинина // Вестник Псковского гос. ун-та. – 2010. – № 11. – С. 70–75.
36. Карпинский, К.В. Конфликт ценностей как предпосылка смысложизненного кризиса в развитии личности / К.В. Карпинский // Вопросы психологии. – 2013. – № 1. – С. 78–93.
37. Карпинский, К.В. Смысл жизни, текущие цели и психологический кризис в развитии личности / К.В. Карпинский // Психология зрелости и старения. – 2011. – № 3. – С. 5–33.
38. Клиническая психология: словарь / под ред. Н. Д. Твороговой. – М.: ПЕР СЭ, 2007. – 416 с.
39. Козлов, В.В. Работа с кризисной личностью / В.В. Козлов. – М.: Изд-во Института психотерапии, 2003. – 512 с.
40. Кон, И.С. В поисках себя. Личность и ее самосознание / И.С. Кон. – М.: Политиздат, 1984. – 365 с.
41. Кон, И.С. Социальная психология / И.С. Кон. – М.: Воронеж, 1999. – 384 с.
42. Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг. – СПб.: Питер, 2000. – 747с.
43. Кружкова, О.В. Феноменологические проблемы изучения кризисов в развитии человека / О.В. Кружкова, Я.Н. Нефагина // Теория и практика общественного развития. – 2013. – № 8. – С. 147–151.
44. Куликов, Л.В. Детерминанты удовлетворённости жизнью / Л.В. Куликов // Общество и политика. – 2000. – С. 476–510.
45. Куликова, Т.Ф. Психологическое содержание кризиса середины жизни работающей женщины: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.01 / Т.Ф. Куликова. – Краснодар: Кубанск. гос. университет, 2004. – 160 с.
46. Леви, В.Л. Куда жить? Человек в цепях свободы / В.Л. Леви. – М.: Торобоан, 2008. – 445 с.
47. Леонтьев, Д.А. Психология смысла: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.11 / Д.А. Леонтьев. – М.: МГУ, 1999. – 535 с.
48. Леонтьев, Д.А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО) / Д.А. Леонтьев. – М.: Смысл, 1992. – 18 с.
49. Ливехуд, Б. Кризисы жизни – шансы жизни: Развитие человека между детством и старостью / Б. Ливехуд; пер. с нем. – Калуга: Духовное познание, 1994. – 217 с.
50. Лукина, Е.А. Особенности самоосуществления человека в разные периоды взрослости: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.13 / Е.А. Лукина. – Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский гос. ун-ет, 2006. – 258 с.
51. Малкина-Пых, И.Г. Возрастные кризисы взрослости / И.Г. Малкина-Пых. – М.: Изд-во Эксмо, 2005. – 416 с.
52. Манукян, В.Р. Субъективная картина жизненного пути и кризисы взрослого периода: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.13 / В.Р. Манукян. – Санкт-Петербург: СПбГУ, 2003. – 217 с.
53. Маркова, О.Н. Личностная зрелость как проблема современной психологии / О.Н. Маркова // Вестник ТГУ. – 2006. – № 3 (Т.43). – С. 190–193.
54. Маслоу, А. Мотивация и личность / А. Маслоу. – СПб.: Питер, 2006. – 352 с.
55. Муздыбаев, К. Дилеммы распределения ресурсов / К. Муздыбаев // Вестник Санкт-Петербургского ун-та. – Сер.6. – Вып. 1. – 1992. – С. 62–69.
56. Олеш, П.К. Эмпирическая модель кризиса середины жизни у мужчин / П.К. Олеш // Возрастная, педагогическая и коррекционная психология: Сборник науч. тр. – 2000. – Вып. 2. – С. 78–82.
57. Олпорт, Г. Становление личности: Избранные труды / Г. Олпорт. – М.: Смысл, 2002. – 462 с.
58. Паттурина, В.П. Я и НЕ-Я как фактор личностного и духовного роста / В.П. Паттурина // Психологические проблемы самореализации личности. – 2001. – Вып. 5. – С. 67–77.
59. Пек, М.С. Нехоженые тропы: Новая психология любви, традиционных ценностей и духовного роста / М.С. Пек; пер. с англ. Н.Н. Михайлова. – М.: Авиценна, 1996. – 301 с.
60. Питанова, М.Е. Психологическое сопровождение учащихся в образовательных учреждениях / М.Е. Питанова // Известия Пензенского гос. пед. ун-та им. В.Г. Белинского. – 2011. – № 24. – С. 994–997.
61. Поливанова, К.Н. Психологический анализ кризисов возрастного развития / К.Н. Поливанова // Вопросы психологии. – 1994. – № 1. – С. 61–69.
62. Поливанова, К.Н. Психология возрастных кризисов / К.Н. Поливанова. – М.: Академия, 2000. – 184 с.
63. Полтавский, С.В. Психологические условия преодоления ценностно-смыслового кризиса середины жизни в процессе самопознания личности: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.13 / С.В. Полтавский. – Тамбов: Тамбоский гос. ун-ет, 2008. – 167 с.
64. Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г Мещерякова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Педагогика-Пресс, 1999. – 440с.
65. Психология жизненного пути личности: сборник научных статей / Под ред. К.В. Карпинского, Н.А. Логиновой. – Гродно: ГрГУ им. Я. Купалы, 2012. – 423 с.
66. Психология личности / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. – 288 с.
67. Ральникова, И.А. Трансформационные процессы перспективы личности в контексте переломных событий жизненного пути / И.А. Ральникова // Мир науки, культура и образования. – 2010. – № 1. – С. 167–169.
68. Реан, А.А. Социальная педагогическая психология / А.А. Реан, Я.Л. Коломинский. – СПб.: Речь, 2002. – 694 с.
69. Решетников, М.М. Психическая травма / М.М. Решетников. – СПб.: Восточно-Европейский Институт Психоанализа, 2006. – 169 с.
70. Робер, М.А. Психология индивида и группы / М.А. Робер, Ф. Тильман. – М.: Прогресс, 1988. – 486 с.
71. Роджерс, К. Взгляд на психотерапию. Становление человека / К. Роджерс. – М.: Прогресс, 1994. – 489 с.
72. Русалов, В.М. Психологическая зрелость: единая или множественная характеристика? / В.М. Русалов // Психологический журнал. – 2006. – № 5. – С. 83– 91.
73. Сапогова, Е.Е. Взгляд на взрослость изнутри: психологический дивертисмент / Е.Е. Сапогова // Психология старости и старения. – 2001. – № 1. – С. 21–25.
74. Сиврикова, Н.В. Особенности ценностно-смысловой сферы личности в возрастных кризисах взрослости / Н.В. Сиврикова // В мире научных открытий. – 2012. – № 114 (35). – С. 234–249.
75. Солдатова, Е.Л. Психологическое содержание нормативных кризисов развития личности взрослого человека / Е.Л. Солдатова // Вестник Южно-Уральского гос. ун-та. – 2008. – № 31 (131). – С. 39–47.
76. Солдатова, Е.Л. Эго-идентичность как системообразующий фактор формирования личностной зрелости / Е.Л. Солдатова, И.А. Шляпникова // Вестник Южно-Уральского гос. ун-та. – 2010. – № 27 (203). – С. 66–72.
77. Солодников, В.В. Кризис среднего возраста: теоретическая интерпретация переживаемого опыта / В.В. Солодников, И.В. Солодникова // Мониторинг общественного мнения. – 2009. – № 4 (92). – С. 178–202.
78. Стайн, М. В середине жизни: Юнгианский подход / Пер. Ю.М. Донц. – М.: Когито Центр; 2009. – 78 с.
79. Столин, В.В. Самосознание личности / В.В. Столин. – М.: МГУ, 1983. – 284 с.
80. Строгая, Ю.В. Проблема кризисов зрелого возраста / Ю.В. Строгая, О.В. Белановская // Известия Саратовского ун-та. – 2014. – № 3 (Т. 3). – С. 333–338.
81. Тимофеев, А.Д. Восприятие времени в период личностного кризиса: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.01 / А.Д. Тимофеев. – Москва: Институт Психологии им. Л.С. Выготского РГГУ, 2013. – 122 с.
82. Толстых, А. Возрасты жизни / А. Толстых. – М.: Молодая гвардия, 1988. – 540 с.
83. Труженникова, Н.С. Психологические условия развития личности в процессе преодоления экзистенциальных кризисов середины жизни: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.01 / Н.С. Труженникова. – Сочи: ГНОЦ Рос. академия образования, 2006. – 183 с.
84. Уэлс, Р.Дж. Женщина в зрелом возрасте / Р.Дж. Уэлс, М.С. Уэлс. – М.: Наука, 1999. – 318 с.
85. Франкл, В. Человек в поисках смысла / В. Франкл. – М.: Прогресс, 1990. – 368 с.
86. Франкл, В.Э. Теория и терапия неврозов / В.Э. Франкл. – СПб.: Речь, 2001. – 583 с.
87. Фрейд, З. Введение в психоанализ: Лекции / З. Фрейд. – М.: Наука, 1989. – 456 с.
88. Фрейд, З. Психопатология обыденной жизни / З. Фрейд // Психология бессознательного. – М.: Просвещение, 1989. – 345 с.
89. Фрейджер, Р. Теории личности и личностный рост / Р. Фрейджер, Дж. Фейдимен. – М.: Олма пресс, 2004. – 657 с.
90. Холлис, Дж. Перевал в середине пути. Кризис среднего возраста / Дж. Холлис. – М.: Инфра-М, 2002. – 141 с.
91. Хухлаева, О.В. Кризисы взрослой жизни. Книга о том, что можно быть счастливым и после юности / О.В. Хухлаева. – М.: Генезис, 2009. – 375с.
92. Цукерман, Г.А. Психология саморазвития / Г.А. Цукерман, Б.М. Мастерова. – М.: Интерпракс, 1995. – 287 с.
93. Чернобровкина, С.В. Гендерные особенности переживания и преодоления кризиса середины жизни / С.В. Чернобровкина // Вестник Омского ун-та. – 2014. – № 2. – С. 30–42.
94. Чудновский, В.Э. Психологические составляющие оптимального смысла жизни / В.Э. Чудновский // Вопросы психологии. – 2003. – № 3. – С. 3–15.
95. Шарп, Д. Кризис среднего возраста: Записки о выживании / Д. Шарп; перевод с английского. – М.: Класс, 2006. – 167 с.
96. Шихи, Г. Возрастные кризисы. Ступени личностного роста / Г. Шихи; пер. с англ. – СПб.: Ювента, 1999. – 436 с.
97. Шпунтова, В.В. Внутриличностный конфликт и способы его разрешения: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.01 / В.В. Шпунтова. – Самара: СГУ, 2008. – 180 с.
98. Штепа, Е.С. Феномен личностной зрелости / Е.С. Штепа // Психология XXI в.: матер. Междунар. науч.-практ. конф.. – СПб., 2004. – 391с.
99. Эриксон, Э. Детство и общество / Э. Эриксон. – СПб.: Питер, 1996. – 592 с.
100. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис / Э. Эриксон: пер. с англ. – М: Прогресс, 1996. – 344 с.
101. Юнг, К. Проблемы души нашего времени / К. Юнг. – М.: Прогресс, 1994. – 336 с.
102. Якобсон, П.М. Психологические компоненты и критерии становления зрелой личности / П.М. Якобсон // Психология личности в трудах отечественных психологов. – 2000. – 480 с.
103. Ялом, И. Экзистенциальная психотерапия / Пер. Т.С. Дрябкиной. – М.: Класс, 1999. – 576 с.
104. Levinson, D.J. The seasons of a woman’s life / D.J. Levinson. – N.Y.: A.A. Knopf, 1996. – 438 p.