Характер проживания личностью периода кризиса середины жизни в связи со значимыми переживаниями детства
РГСУ филиал (Российский государственный социальный университет)
Готовые диссертации
на тему: «Характер проживания личностью периода кризиса середины жизни в связи со значимыми переживаниями детства»
по дисциплине: «Психология»
2017
215 BYN
Характер проживания личностью периода кризиса середины жизни в связи со значимыми переживаниями детства
Тип работы: Готовые диссертации
Дисциплина: Психология
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 135.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Методики изучения кризиса середины жизни Методика смысложизненных ориентаций (СЖО)
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Таблицы
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Таблица П. 3.1 – Сводная таблица результатов по методике СЖО
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Индивидуальная коррекционно-развивающая программа «Трансформация переживаний детства»
В работе имеется расчеты методик и сводные таблицы.
Поделиться
Введение
1. Теоретический анализ проблемы кризиса середины жизни
1.1. Основные теоретические подходы к изучению феномена кризиса середины жизни
1.2. Понятие личностной зрелости как психологический фактор, обуславливающий характер проживания кризиса середины жизни
1.3. Критерии наличия кризиса середины жизни
1.4. Значимые переживания детства. Защитные комплексы в зависимости от значимых переживаний детства
Выводы
2. Эмпирическое изучение характера проживания личностью кризиса середины жизни
2.1. Методология, методы и организация проведения исследования
2.2. Эмпирическое изучение факторов, обуславливающих характер проживания личностью периода середины жизни
2.3. Динамика факторов, влияющих на характер проживания кризиса середины жизни после прохождения программы по корректировке субъективных переживаний детства
Выводы
Заключение
Список используемой литературы
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования обусловлена тем, что в настоящее время недостаточно разработана система сопровождения лиц, проживающих период кризиса середины жизни. Возможно, это связано с отсутствием должного внимания к периоду жизни, связанным с поиском новых взаимоотношений с окружающим миром.
Период середины жизни, который многие исследователи определяют в границах возраста от 35 до 45 лет, является одной из критических фаз в структуре жизненного пути. Кризис, переживаемый взрослой личностью в этот период, называют кризисом середины жизни. Личность, находящаяся в кризисе, находится в проблемной ситуации, из которой не видит выхода. С одной стороны, ощущение неопределенности и безысходности, вызывают неприятные переживания, с другой – человек открыт для получения нового опыта. В связи с этим актуальной становится проблема психологического сопровождения взрослых людей, проживающих период кризиса середины жизни.
Данная работа посвящена изучению феномена кризиса середины жизни и созданию эффективных программ по оказанию психологической помощи людей, проживающих этот кризис. Психологическая помощь может способствовать более «мягкому» переживанию кризиса середины жизни.
Теоретический анализ и эмпирические исследования настоящей работы базировались на принципах экзистенционально–гуманистического и психоаналитического направлений. Часть исследования посвящена анализу феномена личностной зрелости, как фактора обуславливающего личностный характер протекания кризиса людей среднего возраста. К одному из важнейших атрибутов зрелой личности ряд авторов относит «осознание себя субъектом» – Б.Г. Ананьев [5], А.Г. Асмолов [8], Л.С. Выготский [22], А.Н. Леонтьев [47]. Осознание себя как субъекта называют поворотным моментом в развитии личности, ее вторым рождением. Личностно зрелого человека можно назвать
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ КРИЗИСА СЕРЕДИНЫ ЖИЗНИ
1.1. Основные теоретические подходы к изучению феномена кризиса середины жизни
В отечественной и зарубежной литературе феномену изучения кризиса середины жизни посвятили свои работы Б.Г. Ананьев [5], Е.И. Исаев [33], И.С. Кон [40], Д. Левинсон [104], Д.А. Леонтьев [47], Б. Ливерхуд [49], Ш. Шихи [96], К. Юнг [101], Э. Эриксон [99] и др.
Кризис (от греческого crisis – решение, поворотный пункт, исход) имеет несколько значений: переломный момент; тяжелое переходное состояние [38]; состояние душевного расстройства [64].
Кризис можно определить в качестве особого момента человеческого существования, в котором одновременно сосуществуют две противоположно направленные тенденции – разрушение отжившего и одновременно созидание нового и целостного. Кризис – это переломный момент жизненного пути, который способствует достижению определенного уровня психологической зрелости [96, с. 158].
Отличительными чертами теорий кризиса в современной психологической литературе, по мнению Дж. Якобсона [102, с. 172], является то, что они относятся преимущественно к индивиду, а также могут иметь как возможные патологические последствия кризиса, так и возможности роста и личностного развития.
Наиболее распространенными психологическими теориями о природе и сущности кризиса являются следующие:
– кризис как нарушение развития личности, функционирования организма (М.С. Лебединский, X. Ремшмидт, В.Е. Рожнов, Е.Л. Солдатова);
– кризис как нормативное явление, которое лежит в рамках нормативного хода жизни (А.Г. Здравомыслов), связанное с возникновением новой
2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ХАРАКТЕРА ПРОЖИВАНИЯ ЛИЧНОСТЬЮ КРИЗИСА СЕРЕДИНЫ ЖИЗНИ
2.1. Методология, методы и организация проведения исследования
Эмпирическое исследование проживания личностью периода середины жизни базировалось на теоретическом анализе особенностей развития среднего возраста и протекания периода середины жизни.
Эмпирическое исследование включало следующие этапы:
На первом этапе осуществлялось:
– исследование взрослых людей (35–45 лет) на наличие и характер протекания кризиса середины жизни: а) исследование уровня и структуры осмысленности их жизни; б) исследование уровня их личностной зрелости; в) исследование механизмов защитных комплексов;
– выявление группы людей, деструктивно проживающих кризис середины жизни и нуждающихся в дополнительном психологическом сопровождении;
– исследование значимых переживаний детства у группы людей, деструктивно проживающих кризис середины жизни, с целью подтверждения гипотезы о том, что деструктивный характер проживания кризиса середины жизни связан с негативными детскими переживаниями.
На втором этапе осуществлялось внедрение индивидуальной коррекционно-развивающей программы «Трансформация переживаний детства» в дополнительное психологическое сопровождение взрослых людей (35–45 лет), деструктивно проживающих кризис середины жизни. Целью данной коррекционно-развивающей программы явилась коррекция негативных субъективных переживаний детства взрослого человека с целью повышения его уровня самоактуализации. Описание коррекционно-развивающей программы «Трансформация переживаний детства» представлено в приложении 4.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
1. Кризис середины жизни – это особое психологическое состояние человека среднего возраста, обусловленное двумя его составляющими: наличием внутриличностного конфликта (являясь нормативным личностным кризисом) и наличием дополнительной составляющей – смысложизненного кризиса (духовным или экзистенциональным кризисом), обусловленным конфликтом смыслов (ценностный кризис). Кризис середины жизни может носить конструктивный и деструктивный характер. Значимые переживания детства представляют собой переживания, в основе которых лежат ранние воспоминания детства, которые не проходят бесследно в развитии личности – они оказывают решающее значение на дальнейший ход развития человека. Значимые переживания детства связаны с самоактуализацией взрослого человека – они обусловливают низкий уровень самоотношения и самоактуализации личности. Травматический опыт детства, отражающийся в детских переживаниях, обусловливает формирование искаженного представления о себе во взрослости.
2. Эмпирически установлен характер проживания кризиса середины жизни. Результаты исследования уровня и структуры осмысленности жизни у взрослых людей (35–45 лет) свидетельствуют о том, что обнаруживается группа людей (около 30%) с низким уровнем осмысленности жизни, низким уровнем самоактуализации, высоким уровнем защитных комплексов, что указывает на деструктивный характер протекания кризиса середины жизни. Установлено, что у взрослых людей, деструктивно переживающих кризис середины жизни, преобладают негативные переживания детства.
3. С целью коррекции негативных субъективных переживаний детства взрослых людей (35-45 лет), деструктивно проживающих кризис середины жизни, для повышения их уровня самоактуализации, а значит и уровня осмысленности жизни была разработана и внедрена коррекционно-развивающую программа, направленная на изменение восприятия переживаний
1. Абульханова-Славская, К.А. Стратегия жизни / К.А. Абульханова-Славская. – М.: Мысль, 1991. – 299 с.
2. Адлер, А. Наука жить / А. Адлер. – Киев, 1997. – 288 с.
3. Алферова, Л.О. Психологический анализ проживания личностью периода середины жизни: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.13 / Л.О. Алферова. – М.: МГППУ, 2010. – 211 с.
4. Алферова, М.О. Личностные особенности проживания кризиса середины жизни / М.О. Алферова // Мир психологии. – 2006. – № 3. – С.124–131.
5. Ананьев, В.А. Основы психологии здоровья. Книга 1. Концептуальные основы психологии здоровья / В.А. Ананьев. – СПб.: Речь, 2006. – 384 с.
6. Андронникова, О.О. Взаимосвязь переживания детства с формированием Я-концепции виктимного типа / О.О. Андронникова // Мир науки, культуры, образования. – 2014. – № 1 (44). – С. 276–279.
7. Анцупов, А.Я. Конфликтология / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. – СПб.: Питер, 2008. – 496 с.
8. Асмолов, А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа / А.Г. Асмолов. – М.: Смысл, 2001. – 416 с.
9. Ассаджиоли, Р. Духовное развитие и его кризисы / Перевод с нем. Т. Драбкиной // Типология психосинтеза: семь основных типов личности. – 2008. – С. 121–145.
10. Балтес, П.Б. Всевозрастной подход в психологии развития: исследование динамики подъемов и спадов на протяжении жизни / П.Б. Балтес // Психологический журнал. – 1994. – № 1. – С. 1–22.
11. Бассин, Ф.В. «Значащие» переживания и проблема собственно-психологической закономерности / Ф.В. Бассин // Вопросы психологии. – 1972. – № 3. – С. 105–124.
12. Баттерворт, Дж. Принципы психологии развития / Дж. Баттерворт, М. Харрис; пер с англ. – М.: Когито-Центр, 2000. – 532 с.
13. Бодалев, А.А. Вершина в развитии взрослого человека / А.А. Бодалев. – М.: Флинта. 1998. – 420 с.
14. Бондарева, М.О. Образ детства в связи с осмысленностью жизни / М.О. Бондарева // Омский научный вестник. – 2007. – № 2 (54). – С. 158–161.
15. Братусь, Б.С. К проблеме развития личности в зрелом возрасте / Б.С. Братусь // Вестник Моск. ун-та. – 1980. – № 2. – С. 3–11.
16. Брюхова, Н.Г. Психология развития и акмеологизация личности зрелого человека / Н.Г. Брюхова // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2011. – № 18. – С. 46–50.
17. Бурбо, Л. Пять травм, которые мешают быть самим собой / Пер. с англ. под ред. И. Старых. – М.: ООО Изд. дом «София», 2004. – 176 с.
18. Бурлачук, Л.Ф. Психология жизненных ситуаций / Л.Ф. Бурлачук, Е.Ю. Коржова. – М.: Просвещение, 1998. – 180 с.
19. Вайзер, Г.А. Смысл жизни и двойной кризис в жизни человека / Г.А. Вайзер // Психологический журнал. – 1998. – № 5. – С. 3–14.
20. Василюк, Ф.Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций) / Ф.Е. Василюк. – М.: МГУ, 1984. – 240 с.
21. Волынская, Л.Б. Смысл середины жизни: подведение итогов как основа дальнейшего пути / Л.Б. Волынская // Психология зрелости и старения. – М.: Весна, 2002. – С. 18–27.
22. Выготский, Л.С. Собрание сочинений: собр. соч. в 6 т. / Л.С. Выготский. – М.: Педагогика, 1984. – Т. 4. – 1004 с.
23. Галимзянова, М.В. Субъективные переживания детства и Я-концепция взрослого: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.13 / М.В. Галимзянова. – СПб.: Санкт-Петербургский гос. университет, 2006. – 327 с.
24. Галимзянова, М.В. Субъективные переживания детства, отношения в семье и формирование личности взрослого / М.В. Галимзянова // Вестник Санкт-Петербургского ун-та. – 2008. – № 3. – С. 98–106.
25. Галимзянова, М.В. Эмоциональные переживания, связанные с событиями детства и партнерскими отношениями / М.В. Галимзянова, Е.В. Романова // Вестник Санкт-Петербургского университета. – 2011. – № 1. – С. 209–205.
26. Гозман, Л.Я. Самоактуализационный тест / Л.Я. Гозман, М.В. Кроз, М.В. Латинская. – М.: Рос. пед. агентство, 1995. – 43 с.
27. Головаха, Е.И. Жизненная перспектива и ценностные ориентации личности / Е.И. Головаха // Психология личности в трудах отечественных психологов. – СПб.: Питер, 2000. – С. 256–269.
28. Дементий, Л.И. Ответственность личности как ресурс копинг-поведения / Л.И. Дементий // Вестник КрасГУ. – 2004. – № 6. – С. 164–170.
29. Дерманова, И.Б. Личностная зрелость: к определению психологического содержания / И.Б. Дерманова, В.Р. Манукян // Вестник Санкт-Петербургского ун-та. – 2010. – № 4. – С. 68–73.
30. Донченко, Е.А. Внутреннее психологическое противоречие как регулятор жизни личности / Е.А. Донченко // Жизненный путь личности: Вопросы теории и методологии социально-психологического исследования. – 1987. – С. 148–170.
31. Духновский, С.В. Кризис и его переживание личностью: результаты эмпирического исследования / С.В. Духновский // Вестник Костромского гос. ун-та. – 2015. – № 2. – Т. 2. – С. 30–34.
32. Ермолаева, М.В. Психология зрелого и позднего возраста / М.В. Ермолаева. – М.: Изд-во МПСИ, 2004. – 280 с.
33. Ипполитова, Е.А. Особенности представлений о жизненных перспективах личности в период кризиса середины жизни: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.01 / Е.А. Ипполитова. – Барнаул: Алтайский гос. ун-ет, 2005. – 196 с.
34. Исаев, Е.И. Возрастная психология / Е.И. Исаев, В.И. Слободчиков // Вопросы психологии. – 2002. – № 2. – С. 88–95.
35. Калинина, Р.Р. Проблема личностной зрелости в педагогической деятельности / Р.Р. Калинина // Вестник Псковского гос. ун-та. – 2010. – № 11. – С. 70–75.
36. Карпинский, К.В. Конфликт ценностей как предпосылка смысложизненного кризиса в развитии личности / К.В. Карпинский // Вопросы психологии. – 2013. – № 1. – С. 78–93.
37. Карпинский, К.В. Смысл жизни, текущие цели и психологический кризис в развитии личности / К.В. Карпинский // Психология зрелости и старения. – 2011. – № 3. – С. 5–33.
38. Клиническая психология: словарь / под ред. Н. Д. Твороговой. – М.: ПЕР СЭ, 2007. – 416 с.
39. Козлов, В.В. Работа с кризисной личностью / В.В. Козлов. – М.: Изд-во Института психотерапии, 2003. – 512 с.
40. Кон, И.С. В поисках себя. Личность и ее самосознание / И.С. Кон. – М.: Политиздат, 1984. – 365 с.
41. Кон, И.С. Социальная психология / И.С. Кон. – М.: Воронеж, 1999. – 384 с.
42. Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг. – СПб.: Питер, 2000. – 747с.
43. Кружкова, О.В. Феноменологические проблемы изучения кризисов в развитии человека / О.В. Кружкова, Я.Н. Нефагина // Теория и практика общественного развития. – 2013. – № 8. – С. 147–151.
44. Куликов, Л.В. Детерминанты удовлетворённости жизнью / Л.В. Куликов // Общество и политика. – 2000. – С. 476–510.
45. Куликова, Т.Ф. Психологическое содержание кризиса середины жизни работающей женщины: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.01 / Т.Ф. Куликова. – Краснодар: Кубанск. гос. университет, 2004. – 160 с.
46. Леви, В.Л. Куда жить? Человек в цепях свободы / В.Л. Леви. – М.: Торобоан, 2008. – 445 с.
47. Леонтьев, Д.А. Психология смысла: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.11 / Д.А. Леонтьев. – М.: МГУ, 1999. – 535 с.
48. Леонтьев, Д.А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО) / Д.А. Леонтьев. – М.: Смысл, 1992. – 18 с.
49. Ливехуд, Б. Кризисы жизни – шансы жизни: Развитие человека между детством и старостью / Б. Ливехуд; пер. с нем. – Калуга: Духовное познание, 1994. – 217 с.
50. Лукина, Е.А. Особенности самоосуществления человека в разные периоды взрослости: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.13 / Е.А. Лукина. – Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский гос. ун-ет, 2006. – 258 с.
51. Малкина-Пых, И.Г. Возрастные кризисы взрослости / И.Г. Малкина-Пых. – М.: Изд-во Эксмо, 2005. – 416 с.
52. Манукян, В.Р. Субъективная картина жизненного пути и кризисы взрослого периода: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.13 / В.Р. Манукян. – Санкт-Петербург: СПбГУ, 2003. – 217 с.
53. Маркова, О.Н. Личностная зрелость как проблема современной психологии / О.Н. Маркова // Вестник ТГУ. – 2006. – № 3 (Т.43). – С. 190–193.
54. Маслоу, А. Мотивация и личность / А. Маслоу. – СПб.: Питер, 2006. – 352 с.
55. Муздыбаев, К. Дилеммы распределения ресурсов / К. Муздыбаев // Вестник Санкт-Петербургского ун-та. – Сер.6. – Вып. 1. – 1992. – С. 62–69.
56. Олеш, П.К. Эмпирическая модель кризиса середины жизни у мужчин / П.К. Олеш // Возрастная, педагогическая и коррекционная психология: Сборник науч. тр. – 2000. – Вып. 2. – С. 78–82.
57. Олпорт, Г. Становление личности: Избранные труды / Г. Олпорт. – М.: Смысл, 2002. – 462 с.
58. Паттурина, В.П. Я и НЕ-Я как фактор личностного и духовного роста / В.П. Паттурина // Психологические проблемы самореализации личности. – 2001. – Вып. 5. – С. 67–77.
59. Пек, М.С. Нехоженые тропы: Новая психология любви, традиционных ценностей и духовного роста / М.С. Пек; пер. с англ. Н.Н. Михайлова. – М.: Авиценна, 1996. – 301 с.
60. Питанова, М.Е. Психологическое сопровождение учащихся в образовательных учреждениях / М.Е. Питанова // Известия Пензенского гос. пед. ун-та им. В.Г. Белинского. – 2011. – № 24. – С. 994–997.
61. Поливанова, К.Н. Психологический анализ кризисов возрастного развития / К.Н. Поливанова // Вопросы психологии. – 1994. – № 1. – С. 61–69.
62. Поливанова, К.Н. Психология возрастных кризисов / К.Н. Поливанова. – М.: Академия, 2000. – 184 с.
63. Полтавский, С.В. Психологические условия преодоления ценностно-смыслового кризиса середины жизни в процессе самопознания личности: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.13 / С.В. Полтавский. – Тамбов: Тамбоский гос. ун-ет, 2008. – 167 с.
64. Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г Мещерякова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Педагогика-Пресс, 1999. – 440с.
65. Психология жизненного пути личности: сборник научных статей / Под ред. К.В. Карпинского, Н.А. Логиновой. – Гродно: ГрГУ им. Я. Купалы, 2012. – 423 с.
66. Психология личности / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. – 288 с.
67. Ральникова, И.А. Трансформационные процессы перспективы личности в контексте переломных событий жизненного пути / И.А. Ральникова // Мир науки, культура и образования. – 2010. – № 1. – С. 167–169.
68. Реан, А.А. Социальная педагогическая психология / А.А. Реан, Я.Л. Коломинский. – СПб.: Речь, 2002. – 694 с.
69. Решетников, М.М. Психическая травма / М.М. Решетников. – СПб.: Восточно-Европейский Институт Психоанализа, 2006. – 169 с.
70. Робер, М.А. Психология индивида и группы / М.А. Робер, Ф. Тильман. – М.: Прогресс, 1988. – 486 с.
71. Роджерс, К. Взгляд на психотерапию. Становление человека / К. Роджерс. – М.: Прогресс, 1994. – 489 с.
72. Русалов, В.М. Психологическая зрелость: единая или множественная характеристика? / В.М. Русалов // Психологический журнал. – 2006. – № 5. – С. 83– 91.
73. Сапогова, Е.Е. Взгляд на взрослость изнутри: психологический дивертисмент / Е.Е. Сапогова // Психология старости и старения. – 2001. – № 1. – С. 21–25.
74. Сиврикова, Н.В. Особенности ценностно-смысловой сферы личности в возрастных кризисах взрослости / Н.В. Сиврикова // В мире научных открытий. – 2012. – № 114 (35). – С. 234–249.
75. Солдатова, Е.Л. Психологическое содержание нормативных кризисов развития личности взрослого человека / Е.Л. Солдатова // Вестник Южно-Уральского гос. ун-та. – 2008. – № 31 (131). – С. 39–47.
76. Солдатова, Е.Л. Эго-идентичность как системообразующий фактор формирования личностной зрелости / Е.Л. Солдатова, И.А. Шляпникова // Вестник Южно-Уральского гос. ун-та. – 2010. – № 27 (203). – С. 66–72.
77. Солодников, В.В. Кризис среднего возраста: теоретическая интерпретация переживаемого опыта / В.В. Солодников, И.В. Солодникова // Мониторинг общественного мнения. – 2009. – № 4 (92). – С. 178–202.
78. Стайн, М. В середине жизни: Юнгианский подход / Пер. Ю.М. Донц. – М.: Когито Центр; 2009. – 78 с.
79. Столин, В.В. Самосознание личности / В.В. Столин. – М.: МГУ, 1983. – 284 с.
80. Строгая, Ю.В. Проблема кризисов зрелого возраста / Ю.В. Строгая, О.В. Белановская // Известия Саратовского ун-та. – 2014. – № 3 (Т. 3). – С. 333–338.
81. Тимофеев, А.Д. Восприятие времени в период личностного кризиса: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.01 / А.Д. Тимофеев. – Москва: Институт Психологии им. Л.С. Выготского РГГУ, 2013. – 122 с.
82. Толстых, А. Возрасты жизни / А. Толстых. – М.: Молодая гвардия, 1988. – 540 с.
83. Труженникова, Н.С. Психологические условия развития личности в процессе преодоления экзистенциальных кризисов середины жизни: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.01 / Н.С. Труженникова. – Сочи: ГНОЦ Рос. академия образования, 2006. – 183 с.
84. Уэлс, Р.Дж. Женщина в зрелом возрасте / Р.Дж. Уэлс, М.С. Уэлс. – М.: Наука, 1999. – 318 с.
85. Франкл, В. Человек в поисках смысла / В. Франкл. – М.: Прогресс, 1990. – 368 с.
86. Франкл, В.Э. Теория и терапия неврозов / В.Э. Франкл. – СПб.: Речь, 2001. – 583 с.
87. Фрейд, З. Введение в психоанализ: Лекции / З. Фрейд. – М.: Наука, 1989. – 456 с.
88. Фрейд, З. Психопатология обыденной жизни / З. Фрейд // Психология бессознательного. – М.: Просвещение, 1989. – 345 с.
89. Фрейджер, Р. Теории личности и личностный рост / Р. Фрейджер, Дж. Фейдимен. – М.: Олма пресс, 2004. – 657 с.
90. Холлис, Дж. Перевал в середине пути. Кризис среднего возраста / Дж. Холлис. – М.: Инфра-М, 2002. – 141 с.
91. Хухлаева, О.В. Кризисы взрослой жизни. Книга о том, что можно быть счастливым и после юности / О.В. Хухлаева. – М.: Генезис, 2009. – 375с.
92. Цукерман, Г.А. Психология саморазвития / Г.А. Цукерман, Б.М. Мастерова. – М.: Интерпракс, 1995. – 287 с.
93. Чернобровкина, С.В. Гендерные особенности переживания и преодоления кризиса середины жизни / С.В. Чернобровкина // Вестник Омского ун-та. – 2014. – № 2. – С. 30–42.
94. Чудновский, В.Э. Психологические составляющие оптимального смысла жизни / В.Э. Чудновский // Вопросы психологии. – 2003. – № 3. – С. 3–15.
95. Шарп, Д. Кризис среднего возраста: Записки о выживании / Д. Шарп; перевод с английского. – М.: Класс, 2006. – 167 с.
96. Шихи, Г. Возрастные кризисы. Ступени личностного роста / Г. Шихи; пер. с англ. – СПб.: Ювента, 1999. – 436 с.
97. Шпунтова, В.В. Внутриличностный конфликт и способы его разрешения: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.01 / В.В. Шпунтова. – Самара: СГУ, 2008. – 180 с.
98. Штепа, Е.С. Феномен личностной зрелости / Е.С. Штепа // Психология XXI в.: матер. Междунар. науч.-практ. конф.. – СПб., 2004. – 391с.
99. Эриксон, Э. Детство и общество / Э. Эриксон. – СПб.: Питер, 1996. – 592 с.
100. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис / Э. Эриксон: пер. с англ. – М: Прогресс, 1996. – 344 с.
101. Юнг, К. Проблемы души нашего времени / К. Юнг. – М.: Прогресс, 1994. – 336 с.
102. Якобсон, П.М. Психологические компоненты и критерии становления зрелой личности / П.М. Якобсон // Психология личности в трудах отечественных психологов. – 2000. – 480 с.
103. Ялом, И. Экзистенциальная психотерапия / Пер. Т.С. Дрябкиной. – М.: Класс, 1999. – 576 с.
104. Levinson, D.J. The seasons of a woman’s life / D.J. Levinson. – N.Y.: A.A. Knopf, 1996. – 438 p.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 135.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Методики изучения кризиса середины жизни Методика смысложизненных ориентаций (СЖО)
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Таблицы
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Таблица П. 3.1 – Сводная таблица результатов по методике СЖО
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Индивидуальная коррекционно-развивающая программа «Трансформация переживаний детства»
В работе имеется расчеты методик и сводные таблицы.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты