Основы работы Школы сахарного диабета
ГГМУ (Гомельский государственный медицинский университет)
Диссертация
на тему: «Основы работы Школы сахарного диабета»
по дисциплине: «Эндокринология»
2016
286.00 BYN
Основы работы Школы сахарного диабета
Тип работы: Диссертация
Дисциплина: Эндокринология
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 51.
В работе имеется следующие приложение:
Примерный план занятий в «Школе самоконтроля сахарного диабета»
В работе также имеется презентация.
Поделиться
От автора
1. Роль «Школы сахарного диабета»
2. Объём клинических знаний для обеспечения консультирования пациентов с сахарным диабетом
3. Методологические основы работы в «Школе сахарного диабета»
4. Модель обучения пациентов в «Школе сахарного диабета»
5. Предупреждение риска для жизни у больных сахарным диабетом
Список тем для самообразования
Список использованных источников
Приложение
От автора
За последние десятилетия проблема профилактики, ранней диагностики, контроля за течением сахарного диабета (СД) у детей и взрослых стала острейшей медико-социальной проблемой, которая в большинстве стран мира обозначена в числе приоритетных направлений развития здравоохранения. Приводя к тяжелым осложнениям и ранней потере трудоспособности, СД характеризуется высокой смертностью, в том числе в молодом возрасте [22].
Согласно статистическим данным, представленным ВОЗ [2], в настоящее время в мире насчитывается 346 млн. человек, больных СД.
По прогнозам ВОЗ, за период 2005-2030 гг. число случаев смерти от СД удвоится. В промышленных странах распространенность СД составляет 5-6% и имеет тенденцию к дальнейшему увеличению [14].
В этой связи становится все более актуальной проблема обеспечения детей и взрослых, больных СД, знаниями и навыками, необходимыми для его самостоятельного «ведения», выхода из кризов и изменения образа жизни, что является основой для успешного лечения заболевания [22].
Целью написания методического руководства является систематизация знаний для работы с пациентами в «Школе сахарного диабета».
Данное руководство предназначено для специалистов в области эндокринологии, для среднего медицинского персонала и помощников врача-эндокринолога.
Список подлежащих рассмотрению вопросов: роль «Школы сахарного диабета»; объём клинических знаний для обеспечения консультирования пациентов с сахарным диабетом; методологические основы работы в «Школе сахарного диабета»; модель обучения пациентов в «Школе сахарного диабета»; предупреждение риска для жизни у больных сахарным диабетом.
После каждой темы представлены вопросы для самоконтроля, а в заключении – список тем для самообразования.
1. Роль «Школы сахарного диабета»
Прежде чем раскрыть роли «Школы сахарного диабета» в лечении и профилактике данного заболевания, остановимся немного на статистике. Так, по данным Национального статистического комитета, на начало 2016 года в Беларуси было зарегистрировано почти 267 тыс. человек, страдающих СД, из них 1,7 тыс. – дети. Ежегодно выявляют диабет у 21-22 тысяч человек. У 93% заболевших сахарный диабет второго типа, у 5% первого типа, у остальных диагностированы другие специфические формы данного заболевания.
Школа больных сахарным диабетом (далее – Школа) создается в составе лечебно–профилактических учреждений (центров здоровья) на функциональной основе.
Работу Школы возглавляет заведующий, назначаемый руководителем соответствующего учреждения здравоохранения. Как правило, это врач-эндокринолог или медицинская сестра с высшим образованием, прошедшая специальную подготовку.
Школа в своей деятельности руководствуется нормативными актами Министерства здравоохранения РБ (Приказ МЗ РБ от 30.08.1994 №197 «О создании в Республике Беларусь «Школы диабета»; Указ Президента РБ от 19.01.2012 №41 «О государственной адресной социальной помощи»), уставом учреждения здравоохранения, на базе которого она создана.
Обучение проводится по структурированным программам отдельно для каждой категории больных:
- больные СД 1–го типа;
- больные СД 2–го типа;
- больные СД 2–го типа, получающие инсулин;
- дети и подростки, больные СД и их родственники;
- беременные, больные СД [22].
Обучение в Школе также необходимо адаптировать к возрасту и степени полового созревания пациента. На этом принципе основывается формирование возрастных групп обучаемых.
В первую группу включают родителей новорожденных и детей первых лет жизни. Маленькие пациенты полностью зависят от родителей и медицинского персонала (прием пищи, инъекции, мониторинг), поэтому нуждаются в формировании близких отношений с обеспечивающим медицинскую помощь работником. Немаловажно создание психологического контакта с матерью больного ребенка, поскольку на фоне нарастающего стресса у нее снижается связь с ребенком и отмечается депрессия [9].
Проблемами, которые необходимо решать обучающей бригаде медицинских работников в данном случае, являются: колебание настроения у больного СД новорожденного ребенка; сопряженность инъекций и контроля уровня глюкозы в крови с болевыми ощущениями, которые возникают вследствие медицинских манипуляций и ассоциируются у ребенка с белым халатом врача.
2. Объём клинических знаний для обеспечения консультирования пациентов с сахарным диабетом
По данным ВОЗ, 80% консультаций, проводимых в амбулаторных учреждениях, оказано лицам с хроническими заболеваниями. К сожалению, ВОЗ отмечает отсутствие равновесия между успехами медицинской помощи в лечении экстренных состояний и недостаточно эффективным контролем над лечением и выполнением пациентами рекомендаций в случае хронических болезней. Подготовка медицинских работников для обучения больных жизни с болезнью в настоящее время является частью медицинского терапевтического процесса.
Лечение больных сахарным диабетом требует от медицинского персонала хорошей организации труда, энтузиазма и обязательности. Его проведение можно организовать несколькими способами, но без заинтересованности и желания все они будут неэффективны.
Лучше всего наблюдать больных сахарным диабетом в специально организованных амбулаториях или больницах, разместив в них все службы, необходимые для длительного лечения больных диабетом.
Необходимо наладить тесное взаимодействие врачей общей практики и специалистов в стационарах, чтобы больные могли обращаться к любому из сотрудников в соответствии с их потребностями в лечении и консультативной помощи, Опираясь на зарубежный опыт, можно сказать, что во многих регионах Великобритании развиты Службы интегрированной помощи больным сахарным диабетом (СИП), которые могут служить примером организации работы для врачей других специальностей, поскольку не только эффективно оказывают медицинскую помощь, но и обеспечивают тесную связь населения со стационарами [22].
В задачи врачей при оказании медицинской помощи больным сахарным диабетом входит:
1. Ведение реестра больных сахарным диабетом.
2. Выделение времени для приема больных сахарным диабетом.
3. Специализация по диабетологии (по желанию).
4. Обеспечение всех необходимых лабораторных исследований.
5. Обеспечение возможности обязательного обследования больных на развитие осложнений диабета, направление больных на обследование по выявлению диабетической ретинопатии.
6. Организация для больных обучения, диетологического консультирования и получения рекомендаций по уходу за стопами.
Медицинская помощь при сахарном диабете должна быть комплексной, включая:
- выявление диагноза и начало лечения;
- обучение пациентов;
- достижение оптимального контроля течения сахарного диабета;
- обязательное обследование и выявление осложнений.
3. Методологические основы работы в «Школе сахарного диабета»
Известно, что перегрузка врача на амбулаторном приеме ведет к ухудшению качества разъяснительной работы больным с хронической патологией. Особенно актуально это для пациентов с СД, нуждающимся в получении особых знаний по своей проблеме, поскольку в состоянии здоровья этой категории пациентов могут происходить изменения, нуждающиеся в квалифицированном комментарии.
Методика программно-целевого обучения в «Школе сахарного диабета» является новой востребованной формой работы по снижению социальных последствий СД, пришедшая к нам из-за рубежа.
Первый опыт организации «Школы сахарного диабета» в республике в 1992 г. был осуществлен на базе 3 детской клинической больнице г. Минска, для родителей детей, болеющих сахарным диабетом.
Созданная усилиями многих профессионалов, в числе которых пионером стала профессор Е.А. Холодова, основоположник этого направления, К.А. Радюк, И.К. Кунавич, З.А. Заборовская и другие, «Школа сахарного диабета» в настоящее время получила широкое распространение.
Ее успешное функционирование в организациях здравоохранения зависит также от деятельности эндокринологических МС. Важнейшей задачей обучения больных СД является подготовка к активному применению знаний, способствующих повышению качества их жизни, зависящего от уровня компенсации, позволяющей противостоять негативным факторам болезни.
СД внесен рабочей группой ВОЗ (1998 г.) в список заболеваний и состояний, при которых обучение составляют существенную часть лечебного процесса. Кроме этого, ряд документов помогает в организации обучения больных СД.
Нормативно-правовая база и отечественных и международных организаций по борьбе с сахарным диабетом:
1. Резолюция Генеральной Ассамблеи Организации объединенных Наций от 20 декабря 2006 г.
2. Соглашение о сотрудничестве государств-участников Содружества Независимых Государств в борьбе с ростом заболеваемости сахарным диабетом от 14 ноября 2008 г. в г. Кишинев (согласно положения Резолюции Генеральной Ассамблеи Организации объединенных Наций от 20 декабря 2006 г).
3. Программа развития здравоохранения Республики Беларусь на 2016-2020 гг.
4. Приказ Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 27 июля 2006 г. №615 «Об усовершенствовании организации медицинской помощи больным сахарным диабетом в Республике Беларусь».
4. Модель обучения пациентов в «Школе сахарного диабета»
В системе здравоохранения Республике Беларусь, предусматривается расширение полномочий, роли и функций медицинских работников различного звена [12]. Это связано, в первую очередь, ростом числа больных с хронической патологией, что связано с постарением населения.
Приоритетными в стратегии развития образования медицинских работников можно считать:
1. Овладение современными актуальными моделями консультирования пациентов по вопросам здоровья;
2. Формирование менталитета медицинских работников, направленного на сотрудничество с другими ведомствами и организациями в освоении новых социальных навыков;
3. Активную позицию медицинских работников в противодействии негативным социальным процессам;
4. Поддержку вхождения в открытое информационное пространство через дистанционное обучение медицинских работников с введением в обучающие программы предметов информатики, иностранного языка, культуры общения [6].
Подобная стратегия позволяет реализовать ресурс выбора каждому медицинскому работнику.
Формирование правильного поведения человека в отношении собственного здоровья стало важным направлением деятельности как Министерства здравоохранения Республики Беларусь, так и отдельных медицинских учреждений.
Обучение пациентов – это плановая работа с использованием набора методов, включая обучение, консультирование, а также методы изменения поведения, направленные на расширение знаний пациента и изменение его поведения в отношении собственного здоровья. В основе консультирования по вопросам здоровья лежат процессы индивидуальной работы, предполагающие наставничество и совместное решение проблем, помогающие пациенту более эффективно решать проблемы собственного здоровья и рационально использовать имеющиеся ресурсы.
Наблюдается этап повышения значения сестринского образования и социального статуса руководителя сестринского дела, когда особенно важно их обучение востребованному направлению деятельности по решению медико-социальных проблем общества.
В ряде документов системы здравоохранения [12, 13] отмечается необходимость совершенствовать сестринские технологии, базирующиеся на единстве науки и практики, учитывающей обучение идеологии здорового поведения.
5. Предупреждение риска для жизни у больных сахарным диабетом
СД относится к тяжелому прогрессирующему заболеванию, приводящему к ряду ограничений, осложнений и инвалидности. Тяжелая инвалидность вследствие диабетической «стопы» при неблагоприятном течении заболевания приводят к стойкой утрате не только трудоспособности, но и нарушению самообслуживания.
В связи с этим, знание специалиста основных принципов и особенностей подбора кресла-коляски является признаком ее компетентности и обеспечит качество ухода за инвалидом, что также расширяет диапазон ее функций.
Принципы подбора инвалидных кресел-колясок. Правильный совет можно дать, только изучив требования к креслу-коляске. Требования к креслу-коляске во вспомогательной технике, как правило, нуждаются люди, страдающие тяжелыми физическими недостатками, включающими ограничения подвижности в суставах, костно-мышечные деформации, изменения мышечного тонуса, с ампутацией конечностей [3].
Большинство видов деятельности осуществляется в положении сидя, поэтому пациенту важно обеспечить безопасную и устойчивую позицию с функциональными наилучшими возможностями.
Психологический и физический статус больного при подборе кресла-коляски определяется состоянием организма, которое, зависит от факторов окружающей среды. Это следует учитывать при выборе кресла-коляски. В этом вопросе пациент вынужден полагаться на опыт медицинского работника в сохранении здоровья, безопасности и комфорта. Плохо подобранное кресло-коляска может стать причиной травм, вторичной деформации, вынужденной недееспособности, других осложнений необратимого характера.
Специальных требований, предъявляемых к снятию мерок с больного, не существует, однако желательно, чтобы кресло-коляска максимально соответствовала его размерам. Измерения, проводимые в положении сидя, обеспечивают наиболее правильное положение пациента в кресле. При поборе кресла необходимо учитывать анатомические особенности пациента и факторы окружающей среды.
Анатомическими зонами, которым придают первостепенное значение, являются лопатки, седалищные бугры, подколенные области. При пользовании креслом-коляской именно здесь раздражение кожного покрова и нарушение кровообращения приводит к образованию пролежней, представляющих наиболее серьёзные проблемы.
Их болезненность и последующее лечение сопряжено с длительной госпитализацией больного. Для правильного подбора инвалидного кресла-коляски необходимо провести замеры пациента в 6 основных позициях:
- ширина сиденья;
1. Альтман, Н.Н. Опыт реформирования системы управления сестринскими кадрами // Н.Н. Альтман // Главная медицинская сестра. – 2001. – №10. – С. 9-15.
2. Алехин, Е.А. Психология делового преуспевания / Е.А. Алехин, М.И.
3. Горбачев, Т.И. Колесников и др. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. – 304 с.
4. Анисонян, М. Сахарная болезнь / М. Анисонян // Спортивная жизнь России. – 2007. – №5. – С. 28-29
5. Бахвалова, Л.В. Сегодня мы вместе / Л.В. Бахвалова // Народная асвета. – 2007. – №7. – С. 51-56.
6. Богомолов, М.В., Вагина, И.М. Психологические проблемы пациентов с сахарным диабетом. М.: КубКа, 2006. С. 92-93.
7. Висмонт, Т.А. Новый подход к формированию здорового образа жизни / Т.А. Висмонт, Л.Н. Шумилина // Медицинские знания. – 2008. – №2. – С. 18.
8. Войтехович, Л.Л. Проблемы и препятствия на пути формирования трудовой мотивации персонала / Л.Л. Войтехович, Т.Я. Волчкевич // Материалы VI Междунар. конф. «Медико-социальная экология личности: состояние и перспективы» Минск: Изд. центр БГУ. – 2008. – С. 19-21.
9. Гайдук, С.А. Физическая культура и здоровье // Материалы VI
10. Международной конференции, 4-5 апреля 2008. – Минск, в 2 ч., ч. 1. – С. 24-25.
11. Дедов, И.И. Сахарный диабет у детей и подростков / И.И. Дедов – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. – 172 с.
12. Еленский, Н.Г. Современные образовательные технологии и начальная школа / Н.Г. Еленский, О.Я. Коломинская, А.А. Ходова – Минск: НИО, 2003. – 135 с.
13. Ермалович, Л.П., Соглаева, Л.А. Тенянко, М.Ю. Социальнопсихологические факторы здоровья как условие реализации человеческого капитала // Материалы VI Международной конференции, 4-5 апреля 2008. – Минск, в 2 ч., ч. 1. – С. 39-42.
14. Закон Республики Беларусь «О здравоохранении» от 18 июня 1993 г. № 2435-XII: в ред. Закона Республики Беларусь от 20 июня 2008 г. №363-3 // Национ. реестр правовых актов Республики Беларусь, 2001 г., №2/399. – С.12.
15. Закон Республики Беларусь от 4 января 2002г. № 80-3 «О демографической Безопасности Республики Беларусь».
16. Здравоохранение в Республике Беларусь: офиц. стат. сб. за 2015 г. – Минск: ГУ РНМБ, 2015. – 280 с.
17. Игумнов, С.А. Управление стрессом: современные психологические и медикаментозные подходы. – Минск, 2004. – 78 с.
18. Кабанов, А.Я. Этика деловых отношений: учебник / А.Я. Кабанов, Д.К. Захаров, В.Г. Коновалова – М.: ИНФРА, 2002. – 368 с.
19. Карнитис, Э.,Кучинскис, М. Рост качества жизни населения Латвии: модель развития и ее реализация. Экономический бюллетень НИЭИ Министерства экономики Республики Беларусь., 2006. – №10. – С. 21-24.
20. Марищук, В.Л., Марищук, Л.В., Платонова, Т.В. Сохранять здоровье выгоднее, чем лечиться: вопросы оздоровительной физической культуры в содержании здорового образа жизни // Материалы VI Международной конференции, 4-5 апреля 2008. – Минск, в 2 ч., ч. 1. – С.60-63.
21. Марков, А.В. Государственная инновационная политика: теоретические основы и механизм реализации /А.В. Марков. – Минск: Право и экономика, 2005. – 370 с.
22. Марков, А.В. Пути формирования национальной инновационной системы Беларуси. Сб. докладов XIV Белорусского конгресса по телекоммуникациям информационным и банковским технологиям / А.В. Марков. – «Тибо-2007». – Минск. – С. 27-35.
23. Матвейчик, Т.В. Индивидуальная форма повышения качества сестринских навыков: наставничество / Т.В. Матвейчик, А.Э. Вальчук, В.И. Иванова и др./Инструкция по применению Минздрава РБ, рег. №9-0105 – Минск. – 30 с.
24. Носков, С.М. Сахарный диабет / С.М. Носков – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 547 с.
25. Сапин, М.Р. Анатомия человека: Учеб. для студентов высш. учеб. заведений: В 2 кн. Кн.2 / М.Р. Сапин, Г.Л, Билич. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: ОНИКС: Мир и Образование, 2006. – 480 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 51.
В работе имеется следующие приложение:
Примерный план занятий в «Школе самоконтроля сахарного диабета»
В работе также имеется презентация.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты