Формирование умений безопасной жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевой игры
БрГУ им.А.С.Пушкина (Брестский государственный университет)
Готовые диссертации
на тему: «Формирование умений безопасной жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевой игры»
по дисциплине: «Дошкольная педагогика»
2017
215 BYN
Формирование умений безопасной жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевой игры
Тип работы: Готовые диссертации
Дисциплина: Дошкольная педагогика
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность 81 %.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 84.
В работе также имеются следующие приложения:
Анкета «Формирование представлений о безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста в учреждении дошкольного образования»
Протокол результатов анкетирования педагогов
Индивидуальная беседа
Методика "картинки"
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ БЕЗОПАСНОЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ
1.1 Особенности формирования умений безопасной жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста
1.2 Сюжетно-ролевая игра как средство формирования умений безопасной жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ БЕЗОПАСНОЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ
2.1 Мотивационный компонент в формировании умений безопасной жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевой игры
2.2 Содержательный компонент в формировании умений безопасной жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевой игры
2.3 Технологический компонент в формировании умений безопасной жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевой игры
2.4 Оценочно-результативный компонент в формировании умений безопасной жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевой игры
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. В настоящее время образовательные стандарты дошкольного образования в Республике Беларусь определяют цель разностороннего развития и социализацию воспитанника дошкольного возраста, учитывая его возрастные и индивидуальные возможности, способности и потребности [1].
Содержание учебной программы дошкольного образования ориентировано на развитие способностей детей в различных видах деятельности и создание оптимальных условий для стимулирования и поддержки эмоционального, нравственного и интеллектуального развития и саморазвития ребенка, проявления самостоятельности, инициативности. С учетом целей и задач содержание учебной программы структурировано по пяти направлениям: физическое, социально-нравственное и личностное, познавательное, речевое, эстетическое развитие воспитанника. Каждое направление представлено образовательными областями (отдельными дидактическими единицами содержания), которые в единстве составляют его комплексную характеристику.
Одним из направлений учебной программы является социально-нравственное и личностное развитие воспитанника. Содержание данного направления реализуется в образовательной области «Ребенок и общество» и предполагает формирование у него стремления к самопознанию, позитивного отношения к себе, взрослым и сверстникам, первоначальных представлений о личной гигиене и культуре питания, основах безопасной жизнедеятельности, мире и родном крае, отношения к ним, воспитание нравственности, патриотических чувств, трудолюбия, приобщение к общечеловеческим ценностям, национальным культурным традициям, сопричастности к современным событиям.
Особую роль в социальном развитии играет воспитание основ культуры безопасной жизнедеятельности [12]. Проблема безопасности жизнедеятельности человека признается во всем мире. Основы безопасности жизнедеятельности – область знаний, в которой изучаются опасности, угрожающие человеку, закономерности их проявлений и способы защиты от них.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ БЕЗОПАСНОЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ
1.1 Особенности формирования умений безопасной жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста
Основы безопасности жизнедеятельности – область знаний, в которой изучаются опасности, угрожающие человеку, закономерности их проявлений и способы защиты от них.
Безопасность – это такие условия, в которых находится человек, когда действие внешних и внутренних факторов не влечет действий, считающихся отрицательными по отношению к данному объекту [2].
Культура безопасности – это сложное интегральное качество личности, включающее в себя знания, умения и навыки по правилам безопасного поведения, позволяющие распознать, предвидеть опасные ситуации, видеть пути их устранения, ответственность за свою жизнь и жизнь других людей [8].
Необходимость и важность формирования в дошкольном возрасте основ культуры безопасности определяется рядом следующих соображений в организации данного направления воспитания:
- Вне зависимости от того, организуют ли взрослые целенаправленный процесс приобщения ребенка к культурный ценностям или нет, он объективно происходит. Таким образом, нет дилеммы – воспитывать или нет культуру безопасности у детей. Существует выбор – попытаться оптимизировать процесс, происходящий естественным образом, или остаться безучастным, полагаясь на природу ребенка или на третьих лиц.
- Воспитание самостоятельного, ответственного человека предполагает поддержку постепенного объективного роста степеней самостоятельности ребенка. При этом каждый шаг в данном направлении должен быть обеспечен соответствующими представлениями о безопасности и навыками безопасного осуществления разных видов деятельности, бытовых операций.
- Возможность, необходимость и результативность воспитания основ культуры безопасности, формирование готовности к эффективной и продуктивной деятельности в различных социально-значимых ситуациях определяются наличием личностных и психологических новообразований.
ГЛАВА II. МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ БЕЗОПАСНОЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ
2.1 Мотивационный компонент в формировании умений безопасной жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевой игры
Задачи формирования основ безопасности жизнедеятельности относятся к процессу социализации и направлены на развитие социальной компетентности у детей дошкольного возраста. Как правило, перед старшими дошкольниками встает проблема перехода в новые социальные условия – в школу. Иными словами, к этому моменту важно у ребенка сформировать социальную компетентность, выраженную в наборе поведенческих компетенций, которые позволят ему интегрироваться в новый коллектив.
Целью создания программы стало привлечение дошкольников к получению знаний по безопасному поведению и практическому их использованию.
Для последующей разработки методики формирования умений безопасной жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевой игры нами было проведено эмпирическое исследование, направленное на выявление сформированности умений безопасной жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста.
База исследования – государственные учреждения образования «Ясли-сад № 14 г. Бреста» и «Ясли-сад № 25 г. Бреста».
Участие в исследовании приняли 85 детей старшего дошкольного возраста.
Исследование проходило в три этапа:
1. Констатирующий (проведение диагностики на выявление представлений об основах безопасной жизнедеятельности).
2. Формирующий (разработка программы формирования основ безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста средствами сюжетно-ролевой игры, а также разработка доолнительных рекомендаций для педагогов и родителей).
3. Контрольный (проведение повторной диагностики на выявление представлений об основах безопасной жизнедеятельности).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ литературы и других источников по теме диссертационного исследования позволили сделать следующие выводы:
1. Система педагогических условий, направленных на формирование опыта безопасного поведения в быту детей старшего дошкольного возраста, включающая поэтапное взаимодействие трех субъектов образовательного процесса – родителей, педагогов и детей. Критерием эффективности созданных педагогических условий является умение ребенка действовать с потенциально опасными предметами домашнего обихода с соблюдением мер предосторожности.
2. Сюжетно-ролевая игра – это творческая игра детей дошкольного возраста в развитом виде представляет деятельность, в которой дети берут на себя роли взрослых и в обобщенной форме в специально создаваемых игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними.
3. Сюжетно-ролевая игра как средство воспитания ребенка имеет большое значение в формировании культуры общения, чувства коллективизма, в развитии воображения, умственных способностей и в приобретении эмоционального и двигательного опыта. Отмечается тот факт, что воспитательное значение игры во многом зависит именно от педагога (его профессионального мастерства, знания психологии ребенка, учета его возрастных и индивидуальных особенностей, правильного методического руководства взаимоотношениями детей, четкой организации и проведения всевозможных игр).
4. Этапы сюжетно-ролевой игры, их четыре, именно они и отражают общее развитие сюжетно-ролевой игры. Будучи увлекательным занятием для старших дошкольников, сюжетно-ролевая игра вместе с тем является важнейшим средством их воспитания и развития. Но это происходит тогда, когда она включается в организованный и целенаправленный педагогический процесс. Развитие и становление игры в значительной степени происходит именно при использовании её как средства воспитания.
5. Игровое творчество развивается под влиянием воспитания и обучения, уровень его зависит от приобретенных знаний и привитых умений, от сформированных интересов ребенка.
6. Проблема формирования основ безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста как никогда актуальна в наше время, так как именно в старшем дошкольном возрасте идет полноценное осознание того, что можно делать и чего не стоит делать.
1. Авдеева, Н.Н. Безопасность: учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста / Н.Н. Авдеева, Н.Л. Князева, Р. Б. Стеркина. – СПб.: ДЕТСТВО–ПРЕСС, 2004. – 144 с.
2. Авдеева, Н.Н. Основы безопасности детей дошкольного возраста. Программа для дошкольных образовательных учреждений / Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина // ОБЖ. – 1999. – №9. – С. 23.
3. Артемова, Л.В. Театрализованные игры дошкольников [Текст] / Л.В. Артемова. – М.: Просвещение, 1995. – 127 с.
4. Белая, К.Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников : пособие для педагогов дошкольных учреждений и родителей / К.Ю. Белая. – М.: Мозаика-синтез, 2014. – 64 с.
5. Белоус, А.Н. Учите детей познавать мир: пособие для педагогов учреждений дошк. образования / А.Н. Белоус. – Минск: Аверсэв, 2009.
6. Вдовиченко, Л.А. Ребенок на улице. Цикл занятий для старших дошкольников по обучению правилам дорожного движения. / Л.А. Вдовиченко.-СПб, Детство-Пресс., 2008-96 с.
7. Гаткин, Е.Я. Безопасность ребенка / Е.Я. Гаткин. – М.: Лист, 1997. – 174 с.
8. Гомезо, М.В., Матюхина, М.В. Возрастная и педагогическая психология. / М.В. Гомезо, М.В. Матюхина. – М.: Просвещение, 2001. – 256 с.
9. Диагностика умственного развития дошкольников / Под ред. Л. А. Венгера. – М., 1977. – 247 с.
10. Жолнерович, Н. Учим детей безопасному поведению / Н. Жолнерович, М. Калиновская // Пралеска. – 2009. – № 1. – 50 с.
11. Загвоздкина, Т.В. Безопасность жизни и деятельности дошкольников / Т.В. Загвоздкина. – Минск: Полымя, 2001. – 178 с.
12. Зворыгина, Е. Комарова, Н. Педагогические условия формирования сюжетно-ролевой игры. // Дошкольное воспитание. – 1989. – №5. – С. 31-40.
13. Знакомим дошкольников с ОБЖ / Л.И. Прус; под общ. ред. С.Б. Павлова. – 3-е изд. – Мозырь: Белый Ветер, 2009. – 95 с.
14. Игра дошкольника. / Под ред. Т.И. Бабаевой. – С-Пб., 2002.
15. Клименко, В.Р. Обучайте дошкольников правилам движения / В.Р. Клименко – М.: «Просвещение», 1973 – 48 с.
16. Крупская, Н.К. О дошкольном воспитании / Н.К. Крупская – М.: Просвещение, 1973. – 288 с.
17. Кодекс Республики Беларусь об образовании : Кодекс Респ. Беларусь, 13 янв. 2011 г., № 243-З : принят Палатой представителей 2 дек. 2010 г. : одобр. Советом Респ. 22 дек. 2010 г.: текст Кодекса по состоянию на 26 мая 2012 г. // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2013.
18. Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь (утверждена постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 14.12. 2006 №125).
19. Короткова, Н., Михайленко, Н. Педагогические принципы организации сюжетно-ролевой игры // Дошкольное воспитание – 1989 – №4. – С. 23.
20. Короткова, Н.А. Сюжетная игра с детьми раннего возраста // Ребенок в детском саду. – 2006 – №6. – С. 83.
21. Лисина, М.И. Общение, личность и психика ребенка / М.И. Лисина. – М.: Институт практической психологии, 1997. – 384 с.
22. Львов, М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка [Текст] / М.Р. Львов.– М.: Просвещение. – 2000. – 253 с.
23. Люблинская, А.А. Воспитателю о развитии ребенка. / А.А. Люблинская. – М., 2001. – 256 с.
24. Максаков, А.И., Тумакова, Г.А. Учите, играя. / А.И. Максаков. – М., 2005. – 144 с.
25. Михайленко, Н.Я. Организация сюжетной игры в детском саду: пособие для воспитателя / Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова. – Изд. 2-е. – М.: «ГНОМ и Д», 2000. – 96 с.
26. Научно-педагогические основы формирования профессиональной направленности студентов средствами волонтерской деятельности» / А.Н.Сендер, Т.В.Соколова; Брест. Гос. Ун-т им. А.С. Пушкина. – Брест: БрГУ, 2016. – 267 с
27. Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения / сост. Г.В. Щурпач. – Мозырь: Белый Ветер, 2008. – 99 с.
28. Панько, Е.А. Игра в жизни дошкольника: пособие для педагогов учреждений дошк. образования / Е.А. Панько, Я.Л. Коломинский. – Минск: Нац. ин-т образования, 2012. – 184 с.
29. Петрова, Т.И. Подготовка и проведение театрализованных игр в детском саду [Текст] / Т.И. Петрова, Е.Л. Сергеева, Е.С. Петрова. – М.: Школьная пресса, 2003. – 128 с.
30. Правила дорожного движения для детей / сост. В. Надеждина. – Минск: Харвест, 2006. – 191 с.
31. Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста Сост. Н.А. Извекова, А.Ф. Медведева, Л.Б. Полякова, А.Н. Фетодова.; Под ред. Е.А. Романовой, А.Б. Малюшкина. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 64 с.
32. Пралеска: программа дошкольного образования / Е.А. Панько [и др.]; под общ. ред. Е.А. Панько. – Минск: НИО; Аверсэв, 2007. – 320 с.
33. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми / учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / И.В. Дубровина, А.Д. Андреева, Е.Е. Данилова, Т.В. Вохмянина; под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 160 с.
34. Семенюк, В.И. Работа с детьми по изучению правил дорожного движения / В.И. Семенюк, Н.В. Владимиров. – Минск: Полымя, 1983. – 95 с.
35. Степаненкова, Э.Я., Филенко, М.Ф. Дошкольникам о правилах дорожного движения / Э.Я. Степаненкова, М.Ф. Филенко – М.: «Просвещение», 2005. – 49 с.
36. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога. / Е.И. Рогов. – М., 1999. – 480 с.
37. Усова, А.П. Обучение в детском саду [Текст] / Под ред. А.В. Запорожца. – М.: Просвещение, 1981. – 400 с.
38. Учебная программа дошкольного образования – Режим доступа: http://adu.by/wp-content/uploads/2014/umodos/ypyp/2015/Uchebnaya%20programma%20doshkolnogo%20obrazovaniya_RUS.pdf – Дата доступа: 09.08.2017.
39. Шитова, Т.П. Развитие фантазии и творчества дошкольников в сюжетно-ролевых играх // Ребенок в детском саду. – 2004 – №6. – С. 33.
40. Школа дорожных наук: Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма. / О.Ю. Старцева – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 64 с.
41. Хейзинг, Й. Человек играющий: монография / Й. Хейзинг – М
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность 81 %.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 84.
В работе также имеются следующие приложения:
Анкета «Формирование представлений о безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста в учреждении дошкольного образования»
Протокол результатов анкетирования педагогов
Индивидуальная беседа
Методика "картинки"
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты