Прокурорский надзор за исполнением природоохранного законодательства РБ
БрГУ им.А.С.Пушкина (Брестский государственный университет)
Готовые диссертации
на тему: «Прокурорский надзор за исполнением природоохранного законодательства РБ»
по дисциплине: «Юриспруденция»
2017
215 BYN
Прокурорский надзор за исполнением природоохранного законодательства РБ
Тип работы: Готовые диссертации
Дисциплина: Юриспруденция
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность 52%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 61.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Протест
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Кассационный протест
Поделиться
Введение
Общая характеристика работы
Глава 1. Организация прокурорского надзора за исполнением природоохранного законодательства Республики Беларусь
1.1 Прокуратура в системе государственных органов в области реализации экологического права
1.2 Сущность прокурорского надзора, его цели и задачи в сфере экологии
1.3 Правовое регулирование деятельности прокуратуры в сфере надзора за исполнением природоохранного законодательства и оценка его эффективности
Глава 2. Реализация природоохранной надзорной функции прокуратуры
2.1 Предмет прокурорского надзора и полномочия прокурора при осуществлении надзора за исполнением законов в природоохранной сфере
2.2 Средства выявления нарушений природоохранного законодательства и реагирования на нарушения законности
2.3 Направления совершенствования прокурорского надзора за исполнением природоохранного законодательства
Заключение
Список использованной литературы
Приложение А
Приложение Б
ВВЕДЕНИЕ
Человек является частью природы. Вне природы, не пользуясь ее ресурсами, он вовсе не может существовать. Природа всегда будет основным источником жизни человека. По отношению к человеку она выполняет ряд функций, которые связаны с удовлетворением его потребностей, а именно экологическую, экономическую, эстетическую, рекреационную, научную, культурную и другие.
Конституция Республики Беларусь, которая содержит указание на регулирование и защиту прав и свобод человека и гражданина [1]. Такое указание, с одной стороны, можно толковать как исключительную прерогативу Республики Беларусь на законодательное установление тех либо иных прав человека и гражданина, в том числе экологических прав. В качестве субъектов обеспечения следует назвать прокуратуру Республики Беларусь, которая осуществляет прокурорский надзор за исполнением природоохранного законодательства.
Проблема совершенствования прокурорского надзора за исполнением природоохранного законодательства, является весьма актуальной. Это и определило выбор темы диссертационного исследования, основной целью которого является оказание практической помощи законодателю, прокурорским работникам, непосредственно осуществляющим надзор за исполнением природоохранного законодательства, путем выработки научно обоснованных предложений, реализация которых в определенной мере поможет совершенствованию этого значимого направления прокурорского надзора за исполнением законов.
Также актуальность рассматриваемой темы обусловлена реальным состоянием законности в сфере экологии и в целом экологической ситуацией в государстве. Она не просто напряжена, но и продолжает ухудшаться.
Цель исследования – на основе комплексного, системного анализа рассмотреть особенности прокурорского надзора за исполнением природоохранного законодательства Республики Беларусь, определить направления совершенствования прокурорского надзора в данной сфере.
Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в сфере осуществления прокуратурой надзора за исполнением природоохранного законодательства Республики Беларусь.
Предмет исследования – соответствующие нормы права Республики Беларусь, регламентирующие надзор за исполнением природоохранного
ГЛАВА 1 ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ПРИРОДООХРАННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
1.1 Прокуратура в системе государственных органов в области реализации экологического права
Конституция провозгласила, что государственная власть в Республике Беларусь осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную [1, с. 6].
В государствах, где правление осуществляется в соответствии с требованиями свободы и демократии, важное место занимают принципы народовластия и разделения властей. Последний был выдвинут еще в период революции в Англии в XVII веке левелларами, а затем получил теоретическое развитие и обоснование в учениях Джона Локка, Монтескье и других мыслителей прошлого [5, с. 269]. Указанный принцип оказался жизнеспособным и нашел воплощение в конституциях цивилизованных стран [14, с. 5], в том числе в Конституции Республики Беларусь.
В системе государственной власти прокуратура Беларуси занимает неоднозначное положение, так как не относится ни к одной из указанных ветвей власти. Прокуратура не наделена законодательными полномочиями, вследствие чего ее нельзя отнести к законодательному органу. Осуществление правосудия в нашем государстве возложено исключительно на судебные органы, что также свидетельствует о невозможности отнесения прокуратуры к органам судебной власти.
Прокуратура является скорее независимым правоохранительным органом, который обеспечивает соблюдение законности и правопорядка в государстве. Ни один орган нашего государства более не наделен подобным полномочием, что свидетельствует об исключительности прокуратуры и о ее самостоятельности.
А.А. Чувилев отмечает, что прокуратура является неким органом, обеспечивающим систему «сдержек и противовесов» в механизме разделения власти. Она устанавливает и принимает меры к устранению любых нарушений законов, от кого бы они ни исходили. Одновременно всей своей деятельностью прокуратура способствует взаимодействию ветвей власти, их согласованному функционированию как единой государственной власти; все они заинтересованы в сохранении и укреплении законности, обеспечивать
ГЛАВА 2 РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИРОДООХРАННОЙ НАДЗОРНОЙ ФУНКЦИИ ПРОКУРАТУРЫ
2.1 Предмет прокурорского надзора и полномочия прокурора при осуществлении надзора за исполнением законов в природоохранной сфере
Под предметом прокурорского надзора следует понимать сферу общественных отношений, на регулирование которой направлена деятельность прокурора [22, с. 12].
В.Г. Мелкумов характеризует предмет прокурорского надзора как определенную область общественных отношений, которые складываются в ходе осуществления надзорной деятельности и отличаются от отношений, являющихся предметом других отраслей права [37, с. 74].
Г.П. Химичева предмет прокурорского надзора определила как совокупность общественных отношений [7, с. 12].
Ст. 26 Закона «О прокуратуре» устанавливает, что в качестве предмета надзора за исполнением законодательства выступает точное и единообразное исполнение законов, декретов, указов и иных нормативных правовых актов республиканскими органами государственного управления и иными государственными организациями, подчиненными Совету Министров Республики Беларусь, местными представительными, исполнительными и распорядительными органами, общественными объединениями, религиозными организациями и другими организациями, должностными лицами и иными гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями [17].
Соответственно, предмет прокурорского надзора за исполнением природоохранного законодательства – это точное и единообразное исполнение природоохранного законодательства республиканскими органами государственного управления и иными государственными организациями, подчиненными Совету Министров Республики Беларусь, местными представительными, исполнительными и распорядительными органами, общественными объединениями, религиозными организациями и другими организациями, должностными лицами и иными гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями.
Отсюда можно выделить следующие поднадзорные органы:
- республиканские органы государственного управления;
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Основные научные результаты диссертации:
1. Прокуратура Республики Беларусь – это единая и централизованная система органов, которые осуществляют от имени государства надзор за точным и единообразным исполнением нормативных правовых актов на территории Республики Беларусь, а также выполняют другие функции, установленные законодательством.
Прокуратура не уполномочена осуществлять надзор за Правительством Беларуси, за деятельностью Парламента, Верховного суда Республики Беларусь. При этом прокуратура тесно взаимодействует со всеми ветвями власти посредством осуществления надзора за их деятельностью.
Важнейшие полномочия прокуратуры связаны непосредственно с охраной экологических прав и свобод человека и гражданина.
2. От деятельности прокуроров по надзору за исполнением природоохранного законодательства зависит здоровье нации и будущих поколений.
Прокурорский надзор в сфере экологического права представляет собой систему мер, которые направлены на предупреждение, выявление и пресечение правонарушений в данной сфере. При этом на прокуратуру возложен надзор за исполнением природоохранного законодательства Республики Беларусь, который входит в состав общего надзора.
3. Правовую основу деятельности прокуратуры Республики Беларусь составляют: Конституция Республики Беларусь; Закон Республики Беларусь «О прокуратуре Республики Беларусь»; иные законодательные акты, определяющие компетенцию, организацию, порядок деятельности прокуратуры и полномочия прокурорских работников. Данные законодательные акты призваны определить статус прокуратуры Республики Беларусь в системе государственных органов, ее цели и задачи, функции и компетенцию, а также структуру.
На сегодняшний день можно точно сказать, что прокуратура Республики Беларусь в полной мере осуществляет свои надзорные функции в сфере экологического права, она выявление существующие нарушения и пресекает их.
4. Предметом прокурорского надзора за исполнением природоохранного законодательства является точное и единообразное исполнение такого законодательства поднадзорными органами. Любой нормативный правовой акт, в том числе в сфере экологических правоотношений, должен быть исполнен органами государственного управления, органами государственной власти именно таким образом, как это предусмотрено самим
1 Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). – Минск : Амалфея, 2005. – 48 с.
2 Бибило, В.Н. Судоустройство : учебник / В.Н. Бибило. – Минск : Право и экономика, 2001. – 328 с.
3 Воронин, О.В. Прокурорский надзор в Российской Федерации : вопросы Общей части : учебное пособие / О.В. Воронин. – Томск : Изд0во НТЛ, 2007. – 192 с.
4 Емельянов, С.Л. Прокурорский надзор : курс лекций / С.Л. Емельянов. – Гомель : ГГУ им. Ф. Скорины, 2005. – 144 с.
5 Нерсесянц, В.С. История политических и правовых учений / В.С. Нерсесянц. – М. : НОРМА-ИНФРА-М, 1998. – 736 с.
6 Паламарчук, А.В. Прокурорский надзор за исполнением экологического законодательства : пособие / А.В. Паламарчук. – М. : Генеральная прокуратура Российской Федерации, 2013. – 336 с.
7 Химичева, Г.П. Прокурорский надзор : учебник для вузов / Г.П. Химичева. – М. : Юнити-Дана, 2001. – 382 с.
8 Чувилев, А.А. Прокурорский надзор в Российской Федерации : учебник / А.А. Чувилев. – М. : Юристъ, 1999. – 400 с.
9 Шостак, М.А. Прокурорский надзор. Ответы на экзаменационные вопросы / М.А. Шостак. – 3-е изд., перераб. – Минск : ТетраСистемс, 2012. – 288 с.
10 Винокуров, Ю. Деятельность прокуратуры в сфере охраны окружающей среды / ю. Винокуров, А.С. Сугробов. – М., 1992. – 76 с.
11 Пустовалова, О.А. Совершенствование прокурорского надзора за исполнением экологического законодательства : автореф. дис. … канд. юрид. наук / О.А. Пустовалова. – Москва, 2011. – 27 с.
12 Кириченко, С.Г. Прокурорский надзор за соблюдением природоохранного законодательства : Дис. … канд. юрид. наук : 12.00.11 / С.Г. Кириченко. – Москва, 2003. – 182 с.
13 Бессарабов, В.Г. Прокуратура в системе государственного контроля Российской Федерации : автореф. дисс. … докт. юрид. наук / В.Г. Бессарабов. – М., 2001. – 27 с.
14 Абдуллина, Р.Р. Конституционные основы места прокуратуры в государственном механизме Российской Федерации / Р.Р. Абдуллина // Российская газета. – 2007. – № 218. – С. 5.
15 Крамник, А.Н. Исполнительная власть и государственное управление / А.Н. Крамник // Юстыцыя Беларусi. – 2011. – № 11. – С. 9–11.
16 Дубовицкий, В.Н. Исполнительная власть в Республике Беларусь : понятие и система органов / В.Н. Дубовицкий. – Минск : Белорусская наука, 2006. – 175 с.
17 О прокуратуре Республики Беларусь : Закон Респ. Беларусь, 8 мая 2007 г., № 220-З // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
18 Сухарев, А.Я. Российский прокурорский надзор : учебник / А.Я. Сухарев. – М. : Норма, 2001. – 384 с.
19 Василевич, Г.А. Конституционное право : учебное пособие / Г.А. Василевич. – Минск : Регистр, 2012. – 192 с.
20 Федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» [Электронный ресурс] / Консультант Плюс. – Режим доступа : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_262/. – Дата доступа : 16.11.2017.
21 Об охране окружающей среды : Закон Респ. Беларусь, 26 нояб. 1992 г., № 1982-XІІ // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
22 Прокурорский надзор : учебник / Ю.Э. Винокуров [и др.] ; под общ. ред. Ю.Э. Винокурова. – 6-е изд., перераб. и доп. – М. : Высшее образование, 2005. – 60 с.
23 Маташева, О.Д. Место прокуратуры в системе органов, осуществляющих надзор в сфере экологии / О.Д. Маташева // Правовая инициатива. – 2013. – № 3. – С. 21–24.
24 Добрецов, Д.Г. Обеспечение экологической безопасности / Д.Г. Добрецов // Мониторинг правоприменения. – 2014. – № 3 (12). – С. 35–42.
25 О борьбе с коррупцией : Закон Респ. Беларусь, 15 июл. 2015 г., № 305-З // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
26 Об обращениях граждан и юридических лиц : Закон Респ. Беларусь, 18 июл. 2011 г., № 300-З // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
27 О противодействии экстремизму : Закон Респ. Беларусь, 4 янв. 2007 г., № 203-З // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
28 Об утверждении Положения о коллегии Генеральной прокуратуры Республики Беларусь : Указ Президента Респ. Беларусь, 27 мар. 2008 г., № 181 // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
29 О совершенствовании системы органов прокуратуры Республики Беларусь : Указ Президента Респ. Беларусь, 28 нояб. 2005 г., № 552 // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
30 Об утверждении Положения о прохождении службы в органах прокуратуры Республики Беларусь : Указ Президента Респ. Беларусь, 27 мар. 2008 г., № 181 // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
31 О государственной службе в Республике Беларусь : Закон Респ. Беларусь, 14 июн 2003 г., № 204-З // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
32 Текущие затраты на охрану окружающей среды в Республике Беларусь в 2016 году [Электронный ресурс] / Национальный статистический комитет Республики Беларусь. – Режим доступа : http://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/makroekonomika-i-okruzhayushchaya-sreda/okruzhayuschaya-sreda/operativnye-pokazateli-za-period-s-1995-po-2010-gody/tekushchie-zatraty-na-okhranu-okruzhayushchey-sredy-v-respublike-belarus-za-2016-god/. – Дата доступа : 16.11.2017.
33 В Беларуси незначительно сократилось число зарегистрированных преступлений [Электронный ресурс] / Официальный интернет-портал БелаПАН. – Минск, 2017. – Режим доступа : http://belapan.by/archive/2017/02/06/887462/. – Дата доступа : 15.11.2017.
34 Прокуратурой Брестской области проведено обобщение следственно-судебной практики по уголовным делам о незаконной добыче рыбы, незаконной охоте, незаконном перемещении и разделке диких животных [Электронный ресурс] / Генеральная прокуратура Республики Беларусь. – Режим доступа : http://www.prokuratura.gov.by/main.aspx?guid=45191. – Дата доступа : 15.11.2017.
35 Органами прокуратуры Могилевской области уделяется значительно внимание надзору за исполнением природоохранного законодательства [Электронный ресурс] / Генеральная прокуратура Республики Беларусь. – Режим доступа : http://www.prokuratura.gov.by/ru/info/novosti/nadzor-za-ispolneniem-zakonodatelstva/prirodookhrannoe-i-zemelnoe/organami-prokuratury-mogilevskoy-oblasti-udelyaetsya-znachitelnoe-vnimanie-nadzoru-za-ispolneniem-pr/. – Дата доступа : 15.11.2017.
36 Органами прокуратуры Брестской области приняты меры к предотвращению загрязнения земель [Электронный ресурс] / Генеральная прокуратура Республики Беларусь. – Режим доступа : http://www.prokuratura.gov.by/ru/info/novosti/nadzor-za-ispolneniem-zakonodatelstva/prirodookhrannoe-i-zemelnoe/organami-prokuratury-brestskoy-oblasti-prinyaty-mery-k-predotvrashcheniyu-zagryazneniya-zemel/. – Дата доступа : 15.11.2017.
37 Мелкумов, В.Г. Советская прокуратура и проблемы общего надзора / В.Г. Мелкумов. – Душанбе, 1970. – 244 с.
38 Марихова, Н. Прокурорский надзор за исполнением экологического законодательства / Н. Марихова // Вестник университета имени О.Е. Кутафина. – 2016. – № 1. – С. 108–111.
39 Об охране атмосферного воздуха : Закон Респ. Беларусь, 16 дек. 2008 г., № 2-З // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
40 Об обращении с отходами : Закон Респ. Беларусь, 20 июл. 2007 г., № 271-З // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
41 О гидрометеорологической деятельности : Закон Респ. Беларусь, 9 янв. 2006 г., № 93-З // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
42 О растительном мире : Закон Респ. Беларусь, 14 июн. 2003 г., № 205-З // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
43 О животном мире : Закон Респ. Беларусь, 10 июл. 2007 г., № 257-З // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
44 Об охране озонового слоя : Закон Респ. Беларусь, 12 нояб. 2001 г., № 56-З // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
45 Водный кодекс Республики Беларусь : принят Палатой представителей 2 апреля 2014 г. : одобр. Советом Респ. 11 апреля 2014 г. : текст Кодекса по состоянию на 11 апр. 2014 г. – Минск : Амалфея, 2016. – 112 с.
46 Кодекс Республики Беларусь о земле : принят Палатой представителей 17 июня 2008 г. : одобр. Советом Респ. 28 июня 2008 г. : текст Кодекса по состоянию на 18 июл. 2016 г. – Минск : Амалфея, 2016. – 125 с.
47 Кодекс Республики Беларусь о недрах : принят Палатой представителей 10 июня 2008 г. : одобр. Советом Респ. 20 июня 2008 г. : текст Кодекса по состоянию на 18 июл. 2016 г. – Минск : Амалфея, 2017. – 96 с.
48 О таксах для определения размера возмещения вреда, причиненного окружающей среде : Указ Президента Респ. Беларусь, 24 июн. 2008 г., № 348 // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
49 О критериях отнесения хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает вредное воздействие на окружающую среду, к экологически опасной деятельности : Указ Президента Респ. Беларусь, 24 июн. 2008 г., № 349 // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
50 Даев, В.Г. Основы теории прокурорского надзора / В.Г. Даев, М.Н. Маршунов. – Л. : Изд-во Ленингр. ун-та 1990. – 136 с.
51 Бывальцева, С.Г. Разграничение компетенции органов экологического надзора и прокуратуры в сфере охраны окружающей среды / С.Г. Бывльцева, Л.А. Белых // Бизнес, менеджмент и право. – 2013. – № 1. – С. 132–135.
52 О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь : Указ Президента Респ. Беларусь, 16 окт 2009 г., № 510 // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
53 Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь : принят Палатой представителей 24 июня 1999 г. : одобр. Советом Респ. 30 июня 1999 г. : текст Кодекса по состоянию на 5 января 2016 г. – Минск : Академия МВД, 2016. – 343 с.
54 Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь : принят Палатой представителей 10 дек. 1998 г. : одобр. Советом Респ. 18 декабря 1998 г. : в Кодекс с 9 января 2017 г. изм. и доп. не вносились – Минск: Академия МВД, 2017. – 259 с.
55 Галиев, Ф.Ф. Протест прокурора как акт правоприменительный / Ф.Ф. Галиев // Правовое государство : теория и практика. – 2012. – № 3 (29). – С. 81–86.
56 Алексеев, С.Л. Прокурорский надзор : учебное пособие / С.Л. Алексеев, Н.Р. Вотчель, Ф.Н. Багаутдинова. – Казань: Информационно-технологический центр АСО, 2014. – 126 с.
57 Прохоров, А.М. Большой энциклопедический словарь / А.М. Прохоров. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Большая Российская Энциклопедия, 1998. – 1560 с.
58 Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка : 80 000 слов и фразеологических возражений / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. – 4-е изд., изм. и доп. – М. : ООО «А ТЕМП», 2010. – 1234 с.
59 Коробейников, Б.В. Курс прокурорского надзора / Б.В. Коробейников, В.И. Басков. – М. : Зерцало, 2000. – 512 с.
60 Герасимова, С.И. Настольная книга прокурора / С.И. Герасимова. – М. : ЩИТ-М, 2002. – 840 с.
61 Данилевич, А.А. Прокурорский надзор : учеб-метод. пособие для студентов юрид. спец. БГУ / А.А. Данилевич. – Минск : БГУ, 2013. – 35 с.
62 Филипенко, С.В. Признаки актов прокурорского реагирования / С.В. Филипенко // Российский юридический журнал. – 2014. – № 6. – С. 139–141.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность 52%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 61.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Протест
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Кассационный протест
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты