Управление процессом предупреждения профессионального выгорания педагогов в УДО
МозГПУ им.И.П.Шамякина (Мозырский государственный педагогический университет)
Готовые диссертации
на тему: «Управление процессом предупреждения профессионального выгорания педагогов в УДО»
по дисциплине: «Педагогика»
2017
75 BYN
Управление процессом предупреждения профессионального выгорания педагогов в УДО
Тип работы: Готовые диссертации
Дисциплина: Педагогика
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность 84 %.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 60.
В работе имеется только первая глава.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
1.1 Сущность проблемы профессионального выгорания педагогов ДУ
1.2 Факторы риска развития профессионального выгорания сотрудников учреждения педагогов дошкольного образования и условия его предупреждения.
1.3 Модель управления процессом предупреждения профессионального выгорания педагогов ДУ.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
ВВЕДЕНИЕ
Обоснование темы исследования и её актуальность
Актуальность исследования проблемы профессионального выгорания обусловлена тенденцией к неуклонному повышению требований общества к уровню профессионализма в условиях повышения профессиональной деятельности в системе ценностей современного человека. В связи с глубокими и быстро протекающими социально-экономическими изменениями, происходящими в нашей стране, гуманизацией общества, особую значимость приобретают помогающие профессии, представителями которой являются врачи, психологи, педагоги, социальные работники. Поскольку в этих сферах социальной практики средством профессиональной деятельности выступает сама личность специалиста, требуется пристальное внимание к особенностям процесса их личностно-профессионального самоопределения, к условиям, оказывающим на него влияние.
В отечественной литературе понятие «профессиональное выгорание» появилось сравнительно недавно, хотя за рубежом этот феномен выявлен и активно исследуется уже более 30 лет (С. Джексон, К. Маслач, Н. Френдерберг и др.). Профессиональное выгорание – это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человек (1).
Синдром эмоционального выгорания возникает в любой деятельности связанной с интенсивным общением и контактами с клиентами. Его развитие постепенно приводит к необратимым изменениям личностной структуры специалиста, что препятствует успешному осуществлению его профессиональной деятельности.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
1.1 Сущность проблемы профессионального выгорания педагогов ДУ
Теоретические и эмпирические исследования феномена эмоционального выгорания широко представлены в зарубежной психологии (10, 11, 12, 13). Изучение феномена отечественными исследователями (3, 8, 14) строится на основе зарубежных исследований и только начинает свой путь. На сегодняшний день не существует единого представления о закономерностях возникновения и развития эмоционального выгорания.
В современной психологии сложились следующие подходы к изучению феномена «эмоционального выгорания»:
– процессуальный подход, рассматривающий феномен эмоционального выгорания как процесс, включающий в себя серию последовательных стадий или фаз (3, 5, 6);
– интерперсональный подход, рассматривающий в качестве основной причины эмоционального выгорания межличностные взаимоотношения специалиста с субъектами профессиональной деятельности (7);
– организационный подход, рассматривающий в качестве причин эмоционального выгорания факторы рабочей среды (15);
– индивидуальный подход, согласно которому именно особенности мотивационной и эмоциональной сфер личности оказывают влияние на возникновение эмоционального выгорания (13).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключении можно сделать следующие выводы:
Согласно анализу теоретических аспектов вопроса профессионального выгорания мы смогли определить, что синдром профессионального выгорания представляет собой сложный, многоплановый конструкт, состоящий из целого ряда негативных психологических переживаний, вызванных длительными и интенсивными межличностными коммуникациями, эмоционально насыщенными или когнитивно сложными.
Синдром выгорания представляет собой ответную реакцию на продолжительные стрессы, возникающие в процессе межличностных коммуникаций, и ярче всего данный синдром проявляется у представителей профессий, относящихся к системе «человек - человек».
1. Акиндинова И.А. Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности педагога: проявления и профилактика / И.А. Акиндинова, А.А. Баканова // Педагогические вести. – 2003. – № 5. – С. 25–29.
2. Лэнгле А. Эмоциональное выгорание с позиций экзистенциального анализа / А. Лэнгле // Вопросы психологии. – 2008. – № 2. – С. 3–16.
3. Бойко В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении / В.В. Бойко. – СПб.: Питер, 1999. – С. 99–105.
4. Влах Н.И. Особенности симптомов эмоционального выгорания у представителей «помогающих» профессий / Н.И. Влах // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 8–3. – С. 356–358.
5. Greenberger R.S. Job hazard – how «bornout» aff ects corporate managers and their performances / R.S. Greenberger // The Wall Street Journal. April 23, 1981. – 245 p.
6. Perlman B., Burnout: Summary and Future and Research / B. Perlman, E.A. Hartman // Human relations. – 1982. – V. 35 (4). – С. 115–119.
7. Эннс Е.А. Психологическая характеристика помогающих профессий / Е.А. Эннс // Современная психология: материалы междунар. науч. конф. (г. Пермь, июнь 2012 г.). – Пермь: Меркурий, 2012. – С. 92–93.
8. Водопьянова Н.Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика / Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова. – СПб.: Питер, 2009. – С. 223.
9. Ронгинская Т.И. Синдром выгорания в социальных профессиях / Т.И. Ронгинская // Психологический журнал. – 2002. – № 3. – Т. 23. – С. 85–95.
10. Anderson M.B.G. The burnout syndrome and its relationship to teacher motivation / M.B.G. Anderson, E.F. Iwanicki. – Los Angeles, 1981. – 423 p.
11. Burish M. In search of theory: some ruminations on the nature and etiology of burn-out // Professional burnout: Recent developments in the theory and research / Ed.W.B. Shaufeli, Cr. Maslach, T. Marek. – Washington: Taylor & Francis, 1993. – P. 75–93.
12. Freudenberger H.J. Staff burn-out. Journal of Social Issues / H.J. Freudenberger. – 1974. – V. 30.
13. Pines A. Helpers’ motivation and the burnout syndrome // Wills T.A. (ed.). Basic processes in helping relationships. – N.Y.: Acad. Press, 1982. – Р. 453-457.
14. Никифоров Г.С. Психология здоровья / Г.С. Никифоров. – СПб.: Речь, 2002. – 256 с.
15. Cherniss C. Long-term consequences of burnout: An exploratory stady / С. Chemiss // J. of Organizational Behavior. – 1992. – V. 13 (1). – P. 1–11.
16. Королева Е.Г. Синдром эмоционального выгорания / Е.Г. Королева, Э.Е. Шустер // Журнал ГрГМУ. – 2007. – № 3 (19). – С. 108–111.
17. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других / В.В. Бойко. – М.: Наука, 1996. – 154 с.
18. Kondo K. Burnout syndrome / K. Kondo // Asian Medical J. – 1991. – № 34 (11). – С. 129–135.
19. Cox, Т. The Burnout Companion to Study and Practice. A Critical Analysis / Т. Cox, А. Griffits, L., 1998. – 463 с.
20. Гришина Н.В. Помогающие отношения: профессиональные и экзистенциальные проблемы / Н.В. Гришина // Психологические проблемы самореализации личности. – СПб., 1998. – С. 143–156.
21. Karaunann R. Das Burnout-Sybndrom. Phanomenologie, Verlauf, Vergleich. Vortrag an der osterreichischenvan Swieten-Tagungvom, 1994.
22. Maslach C. Maslach burnout inventory: manual / C. Maslach, S.E. Jackson; with a special supplement «Burnout in education» by R. L. Schwab. – 2nd ed. – Palo Alto, Calif.: Consulting Psychologists Press, 1986. – 34 p.
23. Орел В.Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии. Эмпирические исследования: учебное пособие / В.Е. Орел. – СПб.: прайм–ЕВРОЗНАК, 2006. – 221 с.
24. Самоукина Н.В. Синдром профессионального выгорания / Н.В. Самоукина // Медицинская газета. – 2005. – № 43 – С. 11–15.
25. Ермакова Е.В. Изучение синдрома эмоционального выгорания как нарушения ценностно-смысловой сферы личности / Е.В. Ермакова // Культурно-историческая психология. – 2010. – № 1. – С. 27–39.
26. Молчанова Л.Н. Профиль деятельности и состояние психического выгорания у воспитателей детских садов и учителей начальных классов общеобразовательных школ // Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова. Сер. «Педагогика и психология». – 2011 – №3 – С. 90-98.
27. Богданова О.А. Деформация социального статуса учителя как фактор его профессионального выгорания: автореф. дисс. … канд. психол. наук: 19.00.01 / О.А. Богданова. – М.: РУДН, 2013. – 208 с.
28. Умняшкина С.В. Синдром эмоционального выгорания как проблема самоактуализации личности (в сфере помогающих профессий): автореф. дисс. … канд. психол. наук: 19.00.04 / С.В. Умняшкина. – Томск: ТГУ, 2001. – 162 с.
29. Форманюк Т.В. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителя / Т.В. Форманюк // Вопросы психологии. – 2009. – № 6. – С. 57–64.
30. Борисова М.В. Психологические детерминанты феномена эмоционального выгорания у педагогов / М.В. Борисова // Вопросы психологии. – 2005. – № 2. – С. 96–104.
31. Beehr T.A. Human stress and cognition in organizations / Т.А. Beehr. –N.Y.: John Wiley and Sons, 1985. – 386 с.
32. Водопьянова Н.Е. Синдром психического выгорания в коммуникативных профессиях / Под ред. Г.С. Никифорова // Психология здоровья. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2000. – С. 443–463.
33. Селье Г. Стресс без дистресса / Пер. с англ. – М.: Прогресс, 1979. – 128 с.
34. Аминов Н.А. Психофизиологические и психологические предпосылки педагогических способностей / Н.А. Аминов // Вопросы психологии. – 2003 – № 8. – С. 31–39.
35. Ковальчук В.И. Психическое «выгорание» тренеров / В.И. Ковальчук // Сборник тезисов научно-практической конференции «Ананьевские чтения». – СПб., 2000. – С. 312–315.
36. Орел В.Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования / В.Е. Орел // Журнал практической психологии и психоанализа. – 2001. – № 3. – С. 1–11.
37. Алиев Х.М. Защита от стресса: как сохранить и реализовать себя в современных условиях / Х.М. Алиев – М.: Мартин, 1996. – 412 с.
38. Березовская Л.Г. К вопросу критериев риска развития синдрома «эмоционального выгорания» / Л.Г. Березовская, В.Ю. Слабинский // Проблемы исследования синдрома «выгорания» и пути его коррекции у специалистов «помогающих» профессий. – 2007. – С. 17–19.
39. Милевич К.С. Синдром эмоционального выгорания как факт деформации профессиональной деятельности педагогов / К.С. Милевич // Современная социология и образование. – 2007. – № 12. – С. 107–108.
40. Холмогорова А.Б. Принципы и навыки психогигиены эмоциональной жизни: учебное пособие / А.Б. Холмагорова. – СПб.: Алетейя, 2005. – 213 с.
41. Буртовая Н.Б. Личностные и профессиональные предпосылки формирования эмоционального выгорания у преподавателей высшей школы / Н.Б. Буртовая // Вестник ТГПУ. – 2010. – № 12. – С. 141–147.
42. Макаревич Р.А. Влияние психической напряженности на процесс общения учителя с учащимися / Р.А. Макаревич // Психология учителя. – М., 1989. – 436 с.
43. Бойкова О.А. Особенности эмоционального выгорания педагогов общеобразовательного учреждения / О.А. Бойкова, Т.И. Кувшинова // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 5. – С. 5–9.
44. Водопьянова Н.Е. Психическое выгорание / Н.Е. Водопьянова // Стоматолог. – М.: Медицина, 2002. – №7. – С. 12.
45. Кухтова Н.В. Экспресс-диагностика специалистов помогающих профессий: методические рекомендации / Н.В. Кухтова. – Витебск: ВГУ им. П.М. Машерова, 2013. – 55 с.
46. Меркулова Н.Н. Синдром эмоционального выгорания и программа его преодоления в сфере «помогающих профессий» / Н.Н. Меркулова // Вестник ТГУ. – 2011. – № 12. – Т. 104. – С. 199–205.
47. Алексеева Е.Е. Психологический тренинг профилактики эмоционального выгорания и профессиональной дезадаптации педагогов // Дошкольная педагогика – 2010 – №10 – С. 52–57.
48. Анализ состояний психологического кризиса и их динамика [Текст]: Психологический журнал / – М. Спутник +, 2005. – № 6. – С. 7‒12.
49. Ананьев Б.А. Введение в психологию здоровья / Б.А. Ананьев. – СПб.: Питер, 1999. – 123 с.
50. Анциферова Л.И. Условия деформации личности/Л.И. Анциферова // Новые исследования. – М.: Наука, 1998. – С. 32‒38.
51. Бабич О.И. Личностные ресурсы преодоления синдрома профессионального выгорания педагогов: Дис…канд.психол. наук – Хабаровск, 2007 – 128 с.
52. Барабанова М.В. Изучение психологического содержания синдрома выгорания / М.В. Барабанова // Вестник Московского университета. Серия 14. «Психология». – М.: Издательство МГУ, 1995. – №1. – С. 54.
53. Белов В.М. Психология здоровья / В.М. Белов. – СПб.: Алетейя, 1997. – 231 с.
54. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других / В.В. Бойко. – М.: Наука, 1996. – 154 с.
55. Бойко В.В. Методика диагностики уровня эмоционального выгорания // Практическая психодиагностика / под ред. Д.Я. Райгородского. – Самара, 2009. – С. 161–169.
56. Болучевская В.В. Профессиональное самоопределение будущих специалистов помогающих профессий: монография / В.В. Болучевская. – Волгоград: Изд-во ВолГМУ, 2010. – 264 с.
57. Болучевская В.В. Профессиональное самоопределение будущих специалистов помогающих профессий: монография. – Волгоград: Изд-во ВолГМУ, 2010. – 264 с.
58. Боровикова, С.А. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности [Текст]: учебное пособие / С.А. Боровикова – М.: Просвещение, 2004. – 151 с.
59. Демина А.Д. Психологическая адаптация к умственному труду в условиях нервно-эмоционального напряжения: учебное пособие / А.Д. Демина. – М.: Просвещение, 2006. – 236 с.
60. Доценко О.Н Эмоциональная направленность представителей социономических профессий с различным уровнем выгорания: автореф. дисс. … канд. психол. наук: 19.00.03 / О.Н. Доценко. – М.: МГУ, 2008. – 28 с.
61. Дроздова М.С. Эмоциональное выгорание у педагогов как фактор риска психосоматических заболеваний / М.С. Дроздова, Т.Н. Кичигина // Психотерапия и клиническая психология. – 2009. – № 3. – С. 41–42.
62. Зеер Э.Ф. Психология профессий / Э.Ф. Зеер, 1997. – 309 с.
63. Елдышова О.А. Профессиональное выгорание в помогающих профессиях / О.А. Елдышова // Роль служб экстренной психологической помощи по телефону в решении проблемы сиротства в России: I Международная конференция детских телефонов доверия 17–18 ноября 2006 г.: Сборник статей выступлений. – Москва, 2006. – С. 38–41.
64. Капустина А.Н. Многофакторный личностный опросник Р. Кеттелла / А.Н. Капустина. – СПб.: Речь, 2001. – 112 с.
65. Кецко Т.В. Гендерные особенности проявления синдрома эмоционального выгорания в педагогической профессии / Т.В. Кецко // Проблемы исследования синдрома «выгорания» и пути его коррекции у специалистов «помогающих» профессий (в медицинской, психологической и педагогической практике). – 2007. – С. 74–78.
66. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения / Е.А. Климов. – М.: Академия» 2005. – 304 с.
67. Козлов В.Н. Физиология и психология труда: учебное пособие / В.Н. Козлов. – М.: Просвещение, 2004. – 220 с.
68. Копина О.С., Суслова Е.А. Профессиональный стресс // Вопросы психологии. ‒ 2001. ‒ №3. ‒ С. 34-42.
69. Кораблина Е.П. Субъект помогающей деятельности как предмет психологического исследования / Е.П. Кораблина // Психологические проблемы самореализации личности. – 2000. – Вып. 4. – С. 147–154.
70. Кораблина Е.П. Теоретические и прикладные аспекты помогающей деятельности / Е.П. Кораблина // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. – 2003. – № 6. – Т. 3. – С. 104–122.
71. Котова С.А. Проблема поддержки психологического здоровья представителей помогающих профессий / С.А. Котова // Медицинская психология в России. – 2013. – №1 (18). – С. 1–8.
72. Крылова А.А. Психологические проблемы самореализации личности: учебное пособие / А.А. Крылова. – СПб.: Изд. С-П ун-та, 2003. – 240 с.
73. Леонова А.Б. Основные подходы к изучению профессионального стресса: учебное пособие / А.Б. Леонова. – Харьков, 2004. – 316 с.
74. Маркова А.К. Психология профессионализма / А.К. Маркова. – М.: Академия, 2003. – 230 с.
75. Милакова В.В. Психологические особенности профессионального самоопределения будущих специалистов помогающих профессий социономического типа: автореф. дисс. … канд. психол. наук: 19.00.13 / В.В. Милакова. – Астрахань: АГУ, 2007. – 234 с.
76. Моцкин Ю.В. Психологические основы профилактики перенапряжения: учебное пособие / Ю.В. Моцкин. – СПБ.: Алетейя, 2006 – 263 с.
77. Наенко Н.И. Психическая напряжённость / Н.И. Наенко. – М.: Наука, 1976. – 235 с.
78. Немчин Т.А. Состояние нервно-психического напряжения / Т.А. Немчин. – Л.: Издательство Ленинградского университета, 1983. – 187 с.
79. Орел В.Е. Синдром психического выгорания личности / В.Е. Орел. – М.: Институт психологии РАН, 2005. – 330 с.
80. Очерки поведенческой психологии здоровья. Аргументы, факты, тесты: Научно-методическое пособие / Под ред. Н.А. Барабаш – Кемерово: Издательство Кемеровской Государственной Медицинской Академии, 1995. – 245 с.
81. Полунина Н.В., Нестеренко Е.И., Мадьянова В.В. Инновационная деятельность лечебно-профилактических учреждений, её эффективность и влияние на состояние здоровья врачей / Н.В. Полунина, Е.И. Нестеренко, В.В. Мадьянова // Профилактика заболеваний и укрепление здоровья. – М.: Медиа Сфера, 2002. – №4. – С. 3‒8.
82. Практическая психодиагностика. Методика и тесты: учебное пособие / Под ред. Е.И. Комарова. – Самара: Изд. Дом «БАХРАХ», 2007. – 272 с.
83. Психологические тесты / Под ред. А.А. Карелина – В 2-х-т. – Т. 1. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 312 с.
84. Психологический словарь / Авт.-сост. А.В. Петровский. – М.: Просвещение, 2005. – 598 с.
85. Ракицкая А.В. Симптоматика синдрома эмоционального выгорания у педагогов / А.В. Ракицкая // Психологический журнал. – 2011. – № 3–4. – С. 48–54.
86. Реан А.А., Баранов А.А. Факторы стрессоустойчивости учителей / А.А. Реан, А.А. Баранов // Вопросы психологии. – М.: Школа-Пресс, 1997. – №1. – С. 45-53.
87. Редина Т.В. Личностные детерминанты эмоционального выгорания у специалистов учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья. Дис….канд.психол. наук – М., 2010 – 211 с.
88. Роберте Г.А. Профилактика выгорания // Обзор современной психиатрии. ‒ 1998. ‒ №1. ‒ С. 39‒46.
89. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека / Пер. с англ. М.М. Исениной. – М.: Прогресс, 1994. – 465 с.
90. Романова Е.С., Горохова М.Ю. Личность и эмоциональное выгорание // Вестник практической психологии образования. – №1. – 2004. – С. 18‒23.
91. Скугаревская М.М. Синдром эмоционального выгорания // Медицинские новости. – 2002. – №7 – С. 8‒15.
92. Смирнова И.Е. Оценка и критерии профессионального выгорания / И. Е. Смирнова // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. – 2014. – № 3 (20). – 43–46.
93. Смолова Л.В. Анализ устойчивости к психологическому стрессу педагогов общеобразовательных школ: автореф. дисс. … канд. психол. наук: 19.00.11 / Л.В. Смолова. – СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 1999. – 180 с.
94. Сорокоумова С.Н. Специфика профессиональной деятельности специалистов помогающих профессий / С.Н. Сорокоумова, В.П. Исаев // Педагогическое образование в России. – 2013. – № 4. – С. 186–189.
95. Судаков К.В. Системные механизмы эмоционального стресса / К.В. Судаков – М.: Медицина, 1999. – 168 с.
96. Судаков К.В. Эмоциональный стресс в современной жизни / К.В. Судаков, Е.А. Юматов – М.: Медицина и здравоохранение, 1991. – 243 с.
97. Трунов Д. Синдром сгорания: позитивный подход к проблеме / Д. Трунов // Журнал практического психолога. – М.: Издательство МГУ, 1998. – №8. – С. 84‒89.
98. Ушаков И.Б., Сорокин О.Г. Адаптационный потенциал человека / И.Б. Ушаков, О.Г. Сорокин // Вестник Государственной Академии Медицинских Наук. – М.: Медицина – 2004. – №3. – С. 8‒13.
99. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов. – М.: Издательство Института Психотерапии, 2002. – 490 с.
100. Физиологические и психические основы труда: учебное пособие / Под ред. А. Б. Леонова. – СПб.: прайм–ЕВРОЗНАК, 2007 – 138 с.
101. Физиологические и психологические основы научной организации труда: учебное пособие / Под ред. Ю.В. Моцкина. – СПб.: Мирт, 2003. – 237 с.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность 84 %.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 60.
В работе имеется только первая глава.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты