Экспертиза качества предметно-развивающей среды в учреждении дошкольного образования Диссертация
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Диссертация
на тему: «Экспертиза качества предметно-развивающей среды в учреждении дошкольного образования»
по дисциплине: «Дошкольное образование»
2019
Выполнено экспертами Зачётки c ❤️ к студентам
115.00 BYN
Экспертиза качества предметно-развивающей среды в учреждении дошкольного образования
Тип работы: Диссертация
Дисциплина: Дошкольное образование
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 28.
В работе имеется только первая глава.
Поделиться
ГЛАВА 1. Теоретические основы проектирования развивающей предметно-пространственной среды дошкольного учреждения
1.1. Понятие развивающей образовательной среды
1.2. Основные характеристики развивающей предметно- пространственной среды учреждения дошкольного образования
1.3. Современные подходы к проектированию развивающей предметно-пространственной среды в учреждениях дошкольного образования
Список использованных источников
ГЛАВА 1. Теоретические основы проектирования развивающей предметно-пространственной среды дошкольного учреждения
1.1. Понятие развивающей образовательной среды
Современные концептуальные подходы к конструированию образовательного процесса в Республике Беларусь требуют переосмысления и обогащения существующих образовательных ресурсов. В учреждении дошкольного образования в качестве такого образовательного ресурса выступает среда, которая рассматривается с точки зрения её образовательного, воспитательного и развивающего влияния на личность и деятельность ребёнка [54].
На сегодняшний день система дошкольного образования начинает перестраиваться - поворачиваться от авторитарной к личностно ориентированной модели построения педагогического процесса. Как известно, базис личности закладывается в первые семь лет жизни. Компоненты, которые не вошли в структуру личности в дошкольном возрасте, впоследствии либо не ассимилируются (видоизменяются), либо ассимилируются с большим трудом, и репродуцируются (воспроизводятся) с малым коэффициентом надёжности [50].
Модель личностно - ориентированного воспитания всё шире внедряется в дошкольных учреждениях. Изучая и применяя на практике разные способы общения, воспитатели поняли, что только сотрудничество с ребёнком, использование разных стилей общения с ним, предпочтение ситуаций, требующих от ребёнка активности, может приблизить к главной цели - становлению личности ребёнка.
Решение задач личностно - ориентированного образования в учреждении дошкольного образования невозможно без создания современной развивающей среды, направленной на «гармонизацию с точки зрения количества, разнообразия, неординарности, изменчивости, степени влияния на личность ребенка» всех ее компонентов, которая способствует развитию личности дошкольника [15].
В педагогике и психологии термин «среда» появился в 20-е годы 20 века, когда достаточно часто употреблялись понятия «педагогика среды» (С. Т. Шацкий), «общественная среда ребенка» (П. П. Блонский), «окружающая среда» (А. С. Макаренко). В целом ряде исследований последовательно и обстоятельно доказывалось, что объектом воздействия педагога должен быть не ребенок, не его черты (качества) и даже не его поведение, а условия, в которых он существует: внешние условия — среда, окружение, межличностные отношения, деятельность. А также внутренние условия — эмоциональное состояние ребенка, его отношение к самому себе, жизненный опыт, установки [ 5;29;61].
Понятие «развивающая среда», в психолого-педагогической литературе трактуется в широком и в узком смысле.
В самом широком контексте развивающая образовательная среда представляет собой любое социокультурное пространство, в рамках которого стихийно или с различной степенью организованности осуществляется процесс развития личности. С позиций психологического контекста, по мнению Л. С. Выготского и его последователей: П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, Л. В. Занкова, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина и др., развивающая среда — это определенным образом упорядоченное образовательное пространство, в котором осуществляется развивающее обучение [11c.44;14; 64].
1.2. Основные характеристики развивающей предметно-пространственной среды учреждения дошкольного образования
Развивающая предметная среда - это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития. Обогащенная среда предполагает единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребёнка [27].
Предметно-развивающая среда учреждения дошкольного образования призвана развивать ребенка как духовно, так и физически. Задача воспитателя - педагогически грамотно её смоделировать. Цель воспитателя группы учреждения дошкольного образования по созданию предметно-развивающей среды заключается в конструировании многофункциональной и многоуровневой предметно-развивающей среды для полноценного и всестороннего развития личности воспитанника на всех этапах его пребывания в учреждении дошкольного образования.
Форма, дизайн и содержание предметно-развивающей среды должны быть ориентированы на возраст детей и обеспечение им безопасности. Кроме того, она должна учитывать психологические и физические особенности развития детей группы [35].
Цветовую гамму в основном представляют теплые и пастельные тона. Эти цвета создают атмосферу спокойствия и защищенности. В отличие от взрослых, детей не раздражают яркие краски, они стимулируют их физическую и умственную активность, благотворно влияют на настроение и реакцию на окружающее.
Цветовое решение интерьеров дошкольных учреждений активно воздействует на ребенка: или положительно влияет на его развитие, самочувствие, в том числе психологическое; или становится преградой, мешающей ребенку проявлять творческую индивидуальность, может отрицательно повлиять даже на процесс обучения. Существуют четкие параметры воздействия цвета на человека. Поэтому очень важно создать правильную цветовую обстановку, отвечающую разнообразным потребностям детей и способную предотвратить угасание ориентировочных реакций и зрительных ощущений.
Цвет является одним из эффективных средств оформления современного интерьера. Однако цвет не только определяет художественные качества помещения, он также помогает создать наиболее благоприятные условия для жизнедеятельности взрослых и детей. Цвет воздействует на здоровье, он влияет на настроение, работоспособность и даже на успешность в воспитании детей, поэтому стоит внимательно отнестись к тому, какие цвета окружают нас.
Цветовое оформление дошкольного учреждения должно соответствовать законам цветовосприятия.
Оформление помещения группы в учреждении дошкольного образования — неотъемлемая составляющая всего образовательного процесса, т.к. правильно организованная предметно-пространственная среда способствует разностороннему развитию личности воспитанника, его социализации и саморазвитию [63].
Важно учитывать, что ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игровая деятельность. Одной из причин является обновление развивающей предметно-пространственной среды дошкольного учреждения [23].
Важно при организации предметно-развивающей среды учитывать, что она должна иметь открытый и незамкнутый характер, предусматривающий возможности ее корректировки и развития. То есть среда группы не только развивающая, но и развивающаяся.
С течением времени предметно-развивающая среда должна изменяться и соответствовать возрастным особенностям детей, периоду их обучения и требованиям образовательной программы.
1.3. Современные подходы к проектированию развивающей предметно-пространственной среды в учреждениях дошкольного образования
Вопросами проектирования предметно-пространственной среды в Республике Беларусь занимались Н. П. Бондарь, И. В. Валько, А. Л. Давидович, Л. В. Лобынько, Т. В. Пятница, Е. И. Смолер, Л. С. Ходанович.
В Российской федерации вопросами проектирования предметно-пространственной среды занимались Г. В. Глушкова и С. И. Мусиенко, Н. Д. Епанчинцева, Н. А. Короткова, О. А. Комарова, Е. А. Лобанова, М. В. Машарина, Н.В. Микляева, Е. О. Смирнова, И.В. Кирилова, С.А. Калашникова, О. В. Цаплина, Л.С. Зиновьева, Р. М. Чумичева и др.
Невозможно рассматривать качество образовательного процесса без наличия определённых условий для деятельности детей и профессиональной деятельности педагогов, т.е. без создания развивающей предметно-пространственной среды в группах с учётом современных требований, включая оснащённость образовательного процесса средствами воспитания и обучения в соответствии с Перечнем, утверждённым постановлением Министерства образования РБ.
Развивающая среда выступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности ребёнка, она обогащает его развитие, способствует раннему проявлению разносторонних способностей, включению в активную познавательно-творческую деятельность [60].
Стратегия и тактика построения среды определяются особенностями личностно-ориентированной развивающей модели воспитания и подчинены следующим принципам:
- учёта возрастных особенностей детей;
- развивающей направленности;
- эстетичности;
- психологической и физической безопасности;
- динамичности (мобильности);
- ориентации на индивидуальные интересы и потребности;
- достаточности.
При создании развивающей среды целесообразно опираться на принцип амплификации (обогащения) детского развития, что предполагает расширение возможностей ребёнка в дошкольных формах жизнедеятельности (игре, общении, экспериментировании, конструировании и др.) на основе предметной базы.
Кроме того, следует учитывать требования к организации развивающей среды:
- создание условий для формировании ведущих видов деятельности и одновременный учёт особенностей других видов;
- соответствие возможностям ребёнка для перехода к следующему этапу развития;
- включение не только известных ребёнку объектов, но и тех, которые побуждают его к последующей деятельности [48].
Материалы и оборудование должны создавать максимально насыщенную (без обилия и недостатка) многофункциональную, трансформирующуюся среду.
Начиная с 4—5 лет необходимо учитывать полоролевые отличия дошкольников и обеспечивать среду как общим так и специфичным материалом для мальчиков и девочек.
Среда не должна быть завершённой, застывшей, её следует периодически преобразовывать, обновлять. Сочетание новых и традиционных её компонентов предполагает внесение или создание нового, неизвестного для стимулирования активности, творчества детей. К вариантам новых компонентов среды можно отнести: тематические выставки; мини-музеи; выставки детского творчества и др. В создание среды необходимо активно включать детей. Это способствует формированию у них особого отношения к среде, понимания взаимозависимости всех её компонентов, необходимой комфортности для всех детей и взрослых группы.
1. Авдулова, Т.П. Насыщенность образовательной среды и ее психологическая безопасность / Т.П. Авдулова // Справочник старшего воспитателя. – 2014.-№8. – С. 18-20
2. Агранович, М. Л. Методические вопросы сравнительной оценки субнациональных образовательных систем/ М.Л.Агронович.- Москва 2014 с.123
3. Артамонова, О. Предметно-пространственная среда: ее роль в развитии личности / О. Артамонова // Дошкольное воспитание. - 1995. - № 4. С.35-37
4. Бабаева Т.И., «Мониторинг в детском саду». Научно-методическое пособие/ Т.И. Бабаева, А.Г. Гороберидзе.- «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011 с.256
5. Блонский, П. П. Избранные педагогические произведения / П.П. Блонский. - М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1961. - 696 с.
6. Богуславская, Т. Н. Основные подходы и направления оценки качества современного дошкольного образования // Детский сад: теория и практика./ Т.Н. Богуславская. - 2016. С.44-48
7. Богуславская, Т. Н. Типология подходов к оценке и определению качества дошкольного образования/ Т.Н. Богуславская // Вестн. Владимирского гос. ун-та им. А. Г. и Н. Г. Столетовых. Сер.: Педагогические и психологические науки. - 2011. - № 29.С. 7-13
8. Волков, И.П. Цель одна - дорог много: проектирование процессов обучения / Е.С. Кузьмин, И.П. Волков, Ю.Н. Емельянов. - М.: Просвещение, 2018. - 159 c
9. Виноградова, Н.А. Интерактивная предметно-развивающая и игровая среда детского сада / Н.А. Виноградова. – М.:УЦ «Перспектива», 2011. – 208 с.
10. Ворошилова, В.М. Эковалеологический подход к созданию развивающей предметной среды в дошкольном образовательном учреждении / В.М. Ворошилова, Т.А. Новикова // Педагогическое образование в России. №4. – 2012. – С. 153-159.
11. Выготский, Л.С. Собрание сочинений в 6 тт. Т. 4 Детская психология / Л.С. Выготский. – М.: Педагогика, 1984. – 432 с.
12. Глушкова, Г. Предметная среда действительно развивающая? / Г. Глушкова, С. Мусиенко // Дошкольное воспитание. - 2008. - № 2. – С. 107-112.
13. Гогоберидзе, А.Г. Перечень оборудования, учебно-методических и игровых материалов для ДОУ/ А.Г. Гогоберидзе.- Москва 2003. – 253 с.
14. Давыдов, В. В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования./ В.В. Давыдов. - М.: Педагогика, - 1986 - 239 с.
15. Добротворская, С.Г. Организация развивающей среды в образовательном учреждении: Учебное пособие / С.Г. Добротворская. – Казань: Казанский (Приволжский) федеральный университет, 2017. – 176 с.
16. Еремеева, Т.С. Теоретико-методологические основы оценки качества современного образования в регионах/ Т.С. Еремеева, Н.А. Семенихина // Вестник Амур/ -2012. С. 63-69
17. Зарубежный опыт оценки, улучшения и сертификации педагогического качества детских садов (на примере Германии) [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://dob.1september.ru/articles/2010/08/14
18. Зиновьева, Л. С. Предметно-развивающая образовательная среда как приоритетное направление деятельности детского сада по системе Монтессори / Л. С. Зиновьева // Педагогическое мастерство: материалы V междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2014 г.). – М.: Буки-Веди, 2014. – С. 156-158.
19. Калашникова, С.А. Психолого-педагогические аспекты проектирования инклюзивной образовательной среды / С. А. Калашникова // Образование и воспитание. - 2015. - №3. - С. 26-29
20. Кирилова, И. В. Проектирование развивающей предметно- пространственной среды в условиях реализации ФГОС / И. В. Кирилова // Теория и практика образования в современном мире: материалы VI междунар. науч. конф.–СПб.:Заневская площадь, 2014. – С. 118-122
21. Кирьянова, Р.А. Принципы построения предметно-развивающей среды в дошкольном учреждении/ Р.А. Кирьянова // Дошкольная педагогика. 2005. № 1.
22. Колесникова, И.А. Теория и практика модульного преобразования воспитательной среды образовательного учреждения / И.А. Колесникова. – СПб.: Изд-во РГПУ. – 195 с.
23. Колосова, И. Речевая развивающая среда : основные направления ее организации / И. Колосова // Дошкольное воспитание. - 2010. - № 6. - с. 67-70.
24. Комарова, О.А. Взаимодействие педагога и детей в условиях среды дошкольного образовательного учреждения / О.А. Комарова // Дискуссия. – 2011. – № 10 (18). – С. 104-107.
25. Комарова, О.А. Наполнение развивающей среды в соответствии с образовательными областями / О.А. Комарова //Справочник старшего воспитателя. – 2014 -№8. – С. 26-29.
26. Комарова, Т.С. Эстетическая развивающая среда в ДОУ / Т.С. Комарова, О.Ю. Филипс. - М.: Педагогическое общество России. 2005.-128 с.
27. Короткова Н.А. Материалы и оборудования для построения предметно-развивающей среды/ Н.А. Короткова.- Москва 2006. – 168 с.
28. Крынцылова, И. Предметная среда как пространство социального развития детей раннего возраста / И.Крынцылова // Дошкольное воспитание. - 2004. - № 9. - с. 28-29.
29. Макаренко, А.С. Педагогические сочинения: В 8 т. - Т. 1: Педагогические произведения 1922–1936 гг. / А.С. Макаренко. - М.: Педагогика, 1983. – 365 с.
30. Монтессори, М. Дом ребенка. Метод научной педагогики / М. Монтессори. - пер. с ит.- СПб.: Астрель, М.: АСТ, 2005. – 272 с.
31. Мухина, B.C. Психология детства и отрочества / В.С. Мухина. - VI.: Институт практической психологии. - 1999. – 488 с.
32. Недоспасова, В.А. Растем играя: средний и старший дошкольный возраст/ В.А. Недопасова// Пособие для воспитателей и родителей. - М.: Просвещение, 2004. - 94 с.
33. Никитина, Т.А. Педагогический мониторинг качества организации педагогической деятельности в ДОУ/ Т.А. Никитина. – М..2013.
34. Нищева, Н.В. Предметно-развивающая среда в детском саду/ Принципы построения, советы, рекомендации/Н.В.Нищева.- СПБ, Детство- пресс,2006.
35. Нищева, Н.В. Организация предметно-пространственной развивающей среды в средней логопедической группе / Н. В. Нищева // Дошкольная педагогика. - 2004. - № 4. - С. 28-31.
36. Новиков, A.M. Методология образования / А.М. Новиков. – 2-е изд. - М.: Эгвес, 2006. - 488 с.
37. Новоселова С. Л. Развивающая предметная среда: методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн-проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах / С. Л. Новоселова. -М.: Центр инноваций в педагогике,1995г.
38. Новоселова, С. Развивающая предметно-игровая среда детства : мир «Квадро» / С. Новоселова // Дошкольное воспитание. - 1998. - № 4.
39. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва // Российская газета. -2013. - 25 ноября
40. Пахомов, И.А. Роль пространственного фактора в формировании коллективного смысла / И.А. Пахомов, О.Н. Арестова // Вестник МГУ. Сер.14. - 2001. - №3. - С. 15-24.
41. Петровский В.А. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении / В.А. Петровский, Л.М. Кларина, Л.А. Смывина, Л.П. Стрелкова. - М., 2003. - 211 с.
42. Полякова, М.Н. Построение развивающей среды в детском дошкольном учреждении СПБ/ М.Н. Полякова. - Детсво-пресс, 2006.
43. Полякова, М. Особенности организации предметно-пространственной среды / М. Полякова // Дошкольное воспитание. - 2006. - № 11. - С. 43-51.
44. Предметно-пространственная развивающая среда в учреждении дошкольного образования/ сост. Н.А. Ковтун, Е.Н. Шутова. – Гомель, 2017. – 51 с.
45. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации / сост. Н. В. Нищева. – СПб. : Детство-Пресс, 2006. – 128 с.
46. Проблемы оценки качества образования: теория и практик / Брызгалина Е.В. Философский факультет МГУ имени М.В. Ломоносова, Москва, Россия
47. Пуденко, Т. И. К вопросу о критериях оценки эффективности деятельности дошкольных образовательных организаций/ Т.И. Пуденко, Т.Н. Богуславская // Управление образованием: теория и практика. - 2015. - № 2. - С. 13-29.
48. Пятница, Т. В. Развивающая среда дошкольного учреждения : пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошк. образования / Т. В. Пятница. – Мозырь : ООО ИД «Белый Ветер», 2008. – 291 с.
49. Результаты апробации шкал оценки образовательной среды Ecers-R Ecers-E в детских садах г. Москвы [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://ioe.hse.ru/data/2015/12/15/1134314853/ECERS%20 ВШЭ%202.0%20 %20%20%20%2015.12.15.pdf
50. Рубцов, В.В. Оценка образовательной среды школы / В.В. Рубцов // 2-я Российская конференция по экопсихологии: мат-лы – М.: Экопсицентр РОСС, 2000. – С. 176-177.
51. Сафонова, О. А. Независимая оценка качества образования в дошкольной образовательной организации: метод. пособие./О.А. Сафонова - Н. Новгород, 2016. – 183 с.
52. Слободчиков, В.И. Психология развития человека. Развитие субъективной реальности в онтогенезе / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев. - М.: Школьная Пресса, 2000. - 416 с.
53. Смирнова, Е. Типичные трудности организации предметной игровой среды в ДОУ / Е. Смирнова, М. Соколова // Дошкольное воспитание. - 2013. - № 2. - с. 93-99.
54. Смолер, Е. Концептуальные основы проектирования развивающей предметно-пространственной среды в учреждениях дошкольного образования/ Е. Смолер, Т.Титовец// Пралеска. – 2018. С 16-19
55. Смирнова, Е.Н. Детский сад: оценка предметно-развивающей среды // Дошкольное воспитание./Е.Н. Смирнова.- 2010 №4 с.38-42
56. Стеркина, Р.Б. «Я, ты, мы»-программа по социально-эмоциональному развитию детей дошкольного возраста/ Р.Б. Стеркина// Журнал «Дошкольное Воспитание», М., «Дрофа-Дик» , №7, 1999г.
57. Улановская, И.А. О проблемах вхождения дошкольников в образовательную среду школы / И.А. Улановская // Психологическая наука и образование, 2010. - № 3. – С. 116-122.
58. Фуряева Т.В. Педагогическая диагностика: сравнительный аспект; - монография/ Т.В. Фуряева-2008.-256с.
59. Хармс, Т. ECERS. Шкалы для комплексной оценки качества образования в дошкольных образовательных организациях / Т. Хармс, Р.М. Клифорд, Д. Крайер. – М.: Национальное образование, 2016. - 130 с.
60. Шаховская, Н. Н. Образовательная среда ДОУ: условия повышения качества дошкольного образования / Н. Н. Шаховская // Управление РЕПОЗИТОРИЙ БГПУ. – 2006. – № 2. – С. 8–17.
61. Шацкий, С.Т. Роль среды в педагогическом процессе / С.Т. Шацкий // Народное просвещение. - 1928. - N7 -С. 19.
62. Шеридан, С. Применение шкал ECERS для оценки качества образования и кросс-культурных исследований в Швеции / С. Шеридан // Современное дошкольное образование. Теория и практика. - №7 (59). – 2015. – С. 18-20.
63. Шлапик, А. Развивающая предметно-пространственная среда в первой младшей группе/ А.Шлапик// Пралеска. – 2019.№7 С 25-29
64. Эльконин, Д.Б. Психология игры / Д.Б.Эльконин. 2-е изд. - М.: Владос, 1999 – 360 с.
65. Юдина, Е.Г. Оценка качества дошкольного образования: сравнительный анализ российской и международной практики/ Е.Г. Юдина. – Москва, 2015 – С. 31-37
66. Юдина, Е.Г. Шкалы ECERS как метод оценки качества и развития российской системы дошкольного образования / Е.Г. Юдина // Современное дошкольное образование. Теория и практика. - №7 (59). – 2015. – С. 22-26.
67. Ясвин, В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию / В.А. Ясвин. – М.: Смысл, 2001. – 365 с.
68. Яценко, И.А. Предпосылки возникновения систем экспертного измерения и развития качества деятельности дошкольных учреждений в ФРГ / И.А. Яценко // Теория и практика общественного развития. - №9. – 2012. – С. 128-133.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 28.
В работе имеется только первая глава.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты