Русская православная церковь в идеологии и практике общероссийских правомонархических партий и их отделов, подотделов на территории Беларуси
МГУ им.А.А.Кулешова (Могилёвский государственный университет)
Готовые диссертации
на тему: «Русская православная церковь в идеологии и практике общероссийских правомонархических партий и их отделов, подотделов на территории Беларуси»
по дисциплине: «История Беларуси»
2020
215 BYN
Русская православная церковь в идеологии и практике общероссийских правомонархических партий и их отделов, подотделов на территории Беларуси
Тип работы: Готовые диссертации
Дисциплина: История Беларуси
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 67.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ИСТОРИОГРАФИЯ, ИСТОЧНИКИ, МЕТОДОЛОГИЯ, МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
ГЛАВА 2. МЕСТО И РОЛЬ ПРАВОСЛАВИЯ В ПРОГРАММНЫХ ДОКУМЕНТАХ ПРАВЫХ ПАРТИЙ
ГЛАВА 3. РОССИЙСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ В ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАВОМОНАРХИЧЕСКИХ ПАРТИЙ
ГЛАВА 4. ОСОБЕННОСТИ ИДЕОЛОГИЧЕСКИХ ВОЗЗРЕНИЙ ПРАВОМОНАРХИЧЕСКИХ ПАРТИЙ. МЕСТО И РОЛЬ РПЦ В ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ НА ТЕРРИТОРИИ БЕЛОРУССКИХ ГУБЕРНИЙ В НАЧАЛЕ XX В.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Важным направлением истории является исследование общественно-политической жизни конца XIX – начала XX в.
Изучение взаимодействия между партиями, взаимоотношения их с РПЦ и властью даёт возможность уяснить сущность процессов, происходящих в странах Восточной Европы на современном этапе развития общества.
Одной из главных особенностей состояния России в конце XIX – начале XX вв. являлась её возрастающая политизация, которая ярче всего проявлялась в возникновении и деятельности многочисленных политических партий. Именно поэтому особое значение представляет изучение истории партий и движений, которые были против коренного изменения существовавшего политического и социального строя.
Происходящие современные процессы напоминают яркие события самоопределения классов и социальных групп населения России в конце XIX– начала XX вв., которые стремились убедить и отстоять собственные права на приоритетную значимость своих, коренных устремлений и потребностей. Следует отметить, что именно в этот период в России образуются те политические партии, с которыми и была связана история народов некогда существовавшей Российской империи вплоть до окончания Гражданской войны и утверждения однопартийной системы. Начавшееся противоборство, было направлено на изменения утвердившегося традиционного бытия, что вело к нарастанию кризисных явлений. Страну ожидали непредсказуемые потрясения, не было уверенности в завтрашнем дне.
В таких условиях объединяющим началом выступала монархическая власть, которая опиралась на дворянство и на созданный им чиновничье-бюрократический аппарат. Монархическая власть пыталась подчинить отдельные интересы интересами целого. Она гарантировала различного рода привилегии господствующим слоям населения и их защиту от всевозможных посягательств со стороны неимущих.
Дворянство, которое было защищено всей государственной системой, не имело стремлений к прямому столкновению с недружественными ему силами и не видело большой необходимости в создании каких-либо собственных политических организаций. Но, рост самосознания слоёв населения, которые были под властью эксплуататоров, и, как результат этого, подъём революционных движений заставил господствующее сословие предпринять шаги к созданию хоть какой-нибудь системы самозащиты.
Решение данной проблемы предлагалось в теоретических основах будущего монархического движения, которые были разработаны ещё в первой половине XIX в. Была провозглашена «теория официальной народности», которая выражалась в триаде: «Православие. Самодержавие. Народность», произошло это в 1832 г., а создателем её был Уваров Сергей Семёнович (1796 – 1855) – министр народного просвещения Российской империи (1838 – 1849).
Автор «теории официальной народности» считал, что именно православие составляет основу жизни русского человека, народного монархизма и патриотизма. Он яро утверждал, что самодержавие – это фундамент, на котором держится вся Россия. Народность, утверждал Уваров, такое же древнее понятие, как и православие, как и самодержавие. Россия развивалась и будет развиваться благодаря чувству патриотизма и опираться на православную веру, на монархию.
В исторических воззрениях славянофилов нашли своё дальнейшее развитие идеи о самобытности исторического предназначения России в духе национальной народности. Они считали, что истинная православная вера, пришедшая на Русь из восточной (византийской) церкви, чистейшего источника, поясняет, так сказать, историческую миссию русского народа.
Ведь именно в православии и приверженности человека русского к общинным формам бытия славянофилы видели глубинные корни русской народной души. Для начала оговорим что понимается в историографии под правыми, правомонархическими партиями, черносотенцами, и, вообще под термином «партия».
Известно, что возникновение политических партий в России относится к концу XIX – началу XX века. Понятие «партия» происходит от латинского partis (часть) и означает организованную группу людей, объединенных общими идеями и интересами. То же относится и к «политической партии», но здесь необходимо добавить, что политическая партия представляет собой организацию политического характера, которая чаще всего выражает интересы общественного класса или определенного социального слоя и объединяет наиболее активных их представителей в процессе достижения поставленных целей.
К правым партиям относят монархические партии крайнего, центристского и умеренного толка, которые отстаивают традиционный уклад жизни и выступают за сохранение общественно-политических и социально-экономических основ существующего строя. Правыми их назвали потому, что в Государственной думе (ровно так же и в парламентах западных стран) они занимали правую от председателя часть зала заседаний. Правые в России выступали за первенство православной веры и «истинно русских людей», под которыми понимались сами россияне, белорусы и украинцы, а также за сохранение неограниченного самодержавия.
Свое название правомонархическое движение получило от правых партий, возникших в 1905 – 1907 гг. Русские монархисты начала XX в. не случайно согласились с этим общеевропейским термином.
ГЛАВА 1. ИСТОРИОГРАФИЯ, ИСТОЧНИКИ, МЕТОДОЛОГИЯ, МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Более столетия прошло с тех пор, когда под влиянием Революции 1905 г. и как реакция на неё в России возникло черносотенно-монархическое движение, к которому относились крайне правые, консервативные партии и объединения, выступавшие под традиционалистскими и охранительными лозунгами. С начала 90-х гг. прошлого века, в связи с распадом СССР и образованием на месте бывших союзных республик суверенных независимых государств, оживает интерес к политической истории, в том числе и к одной из её важнейших составляющих – истории политических партий и движений. Возникает необходимость глубокого, беспристрастного, подлинно научного изучения и переосмысления опыта их организационного становления и практической деятельности в России начала XX в. – эпохи социальных потрясений и революционных катаклизмов.
Историографию монархического движения в Российской империи можно разделить на несколько периодов. Первый, дореволюционный период, с 1905 по 1917 гг., представлен многочисленными публицистическими работами идеологов различных политический течений, партий и союзов. Среди такого рода литературы прежде всего следует отметить публикации лидеров правых партий и организаций: В.А. Грингмута [23, c. 8], А.И. Дубровина [24, c. 212], И.И. Восторгова [20, c. 12], А.С. Вязигина [21, c. 36-37], Н.Е. Маркова [47, c. 324] и др.
Статья В.А. «Руководство к монарху черносотенцев» Гринмута, опубликованная в 1906 году, считается «политическим катехизисом черносотенцев». Статья в систематизированной и доступной для обычного человека форме отвечает на общественно-политические вопросы начала XX века. В этом документе приводится следующий список «внутренних врагов России»: конституционные демократы, социалисты, революционеры, анархисты и евреи. Эти и другие радикальные взгляды на Грингмута заставили его предстать перед судом в 1906 году по обвинению в «разжигании враждебности по отношению к одной части населения против другой». Он даже выступил против сословий, предложив заменить их властью уездных дворянских лидеров на представителей сословий, прикрепленных к ним для собрания. Он также выступает за концепцию «Москва – третий Рим», полагая, что в России «римское самодержавие, византийское православие и русская национальность объединены в гармоничное и неразрывное целое». Он был основным противником террора как метода борьбы [23].
Книга знаменитейшего русского консервативного политического деятеля Маркова 2-го, лидера Союза русского народа, после революции непримиримого эмигранта. «Освящение злобной деятельности тайных врагов человечества, темных ненавистников Христа», таково задание моего исследования», писал Николай Евгеньевич Марков. Тайные общества, еретические движения, революционные заговоры: все это описывается на обширном материале европейской консервативной историографии. Работа вышла в Париже в двух выпусках в 1928 и 1930 годах и повествует о борьбе христианского мира с различными темными силами, посягавшими на его существование в течение двух тысяч лет [47].
Важно отметить, что в целом работы вышеуказанных авторов носят пропагандистский характер, отличаются крайней субъективностью и резкостью суждений, однако, поскольку их авторы являлись современниками и активными участниками политических событий начала XX в., они содержат большой и ценный фактический материал и имеют значение важного исторического первоисточника.
Другая группа литературы этого периода состоит из трудов представителей либеральных и леворадикальных партий, в первую очередь работ вождя большевистской партии В.И. Ленина [45, c. 189-193]. Говоря о его роли в данном вопросе, нужно отметить, что ленинская терминология, классификация политических партий, выявление их социально-классовой сути, программных требований и идейной составляющей стали классическими и на долгие годы обусловили сугубо отрицательные, уничижительные оценки советскими историками монархического движения начала XX в.
Попытки проанализировать политический феномен русских правомонархических партий были предприняты в тот же период теоретиками меньшевизма Ю.О. Мартовым [48, c. 25], В.О. Цедербаумом (В.О. Левицкий) [44, c. 347-353].
Много фактического материала о формировании и росте политического влияния правых партий содержится в исследовании В. Левицкого. Учитывая данные газет о растущем влиянии монархистов на рабочих в Москве, Туле, Иваново-Вознесенске, Костроме, В. Левицкий считает опубликованные цифры преувеличенными. Стремясь найти объяснение этому факту, он повторил общие высказывания меньшевистских публицистов о том, что некоторые рабочие не могут понять «причины своего сложного положения ... потому что они не переросли в классовое сознание» [44].
Ю.О. Мартов предпринял исследование социал-демократии в 1905-1907 гг. Автор рассматривает вопросы деятельности социал-демократических организаций весной и летом 1905 г., приводит число «организованных рабочих» в Москве, Иваново-Вознесенске, Костроме, Твери, Тула и других местах, которые дают баланс симпатий между большевиками и меньшевиками в ЦК [48]. Эти материалы были частично включены в его более поздние исследования истории русской социал-демократии [26].
ГЛАВА 2. МЕСТО И РОЛЬ ПРАВОСЛАВИЯ В ПРОГРАММНЫХ ДОКУМЕНТАХ ПРАВЫХ ПАРТИЙ
Одно из основных мест в программах консервативных и правомонархических партий занимали конфессиональные вопросы, принявшие особую остроту в начале XXв. В числе важнейших для монархистов был вопрос о роли и месте в обществе Русской Православной Церкви, главенствующее положение и особый статус которой в государстве они неизменно отстаивали. Далее приводятся выдержки из основных программных документов правомонархических партий и организаций, в которых затрагиваются вопросы религии и Церкви.
Русское собрание
Программа Русского собрания (1905 г.)
«Православной вере - господство, каждой вере - почитание…» [12, с. 16].
Программа Русского собрания, 28 декабря 1906 г.
«1. Вера
Православная вера должна быть господствующей в России, как исповедуемая Царем и народом, как непреложная основа русского просвещения и народного воспитания.
2. Церковь
Церкви православной должна принадлежать свобода внутренней жизни и управления, в частности же свобода управления имуществами. Голос церкви должен быть выслушиваем властью во всех государственных делах, дабы власть никогда не расходилась, противно совести народной, с православными началами. Устройство прихода должно быть положено в основание церковного строя. Церковные соборы должны быть возрождены на точном основании канонов.
3. Духовенство
Православное духовенство, проникаясь началами своего высокого служения, должно быть примером единства и единения в исполнении своего призвания. Одной из главнейших задач церковного устроения должно быть безусловное устранение всякой розни в духовенстве и ревностное охранение исконного достоинства епископского сана. Прочное материальное обеспечение духовенства и возрождение богословской науки и духовного просвещения составляют неотложный долг правительства и общества.
4. Старообрядцы
Веруя в единую, святую, соборную и апостольскую Церковь и пламенно желая полного церковного единения, Русское собрание относится к старообрядцам, как к истинно русским людям, ревностно хранящим предания родной старины, и подразумевает их всякий раз, когда говорит о православных русских людях.
5. Иноверцы
Русское собрание, не мирясь ни с какой иноверческою проповедью в среде православной, относится с подобающим уважением ко всем, именующим себя христианскими, исповеданиям и не видит в разности религиозных воззрений повода к политической розни. К нехристианским исповеданиям Собрание относится с должною терпимостью, а в политическом отношении выражает сочувствие магометанам, в большинстве являющимся надежной опорою трезвых политических воззрений, порядка и государственного единства»[12, с. 19 – 20].
Союз русских людей
«Возвеличение единой православной церкви в истинно христианском и апостольском ее призвании
Православная церковь в России не находится в настоящее время на подобающей ей высоте. На окраинах наших она терпит гонение от инославных церквей, а в центре России она является не руководительницей русской духовной жизни и нравственности, а занимает второстепенное, подчиненное место, совершенно не соответствующее ее высокому призванию в Русском государстве. Но Православной церкви грозит еще горшая будущность в России, если исполнятся намерения ее врагов, желающих или совершенно обессилить Русскую Православную церковь - или превратить ее в орудие неверия и развращенности.
Наш союз, видящий в Православной церкви вернейший залог укрепления самодержавной власти и благоденствия русского народа, ставит себе целью обеспечить Православной церкви подобающее ей по закону первенствующее место в Русской Империи и то внутреннее благоустройство, при котором она могла бы действительно получить духовное и нравственное руководительство в жизни русского государства и народа, между прочим, и посредством правильной организации церковно-приходской жизни, направляемой истинно-православными служителями Божьими. Вместе с тем это благоустройство должно дать церкви широкую возможность распространять святое Христово учение, как в самой России, так и вне пределов ее, среди лиц и племен, не постигших еще его истины» [12, с. 37].
Союз русского народа
Основоположения Союза русского народа (1906 г.)
«Союз русского народа исповедует, что русское государство связано неразрывно и жизненно с православною церковью и поэтому она, единая истинная, апостольская и отеческая христова церковь, должна иметь и сохранить в России свое исконное господствующее положение. Ей должна принадлежать полная свобода канонического самоуправления и жизни с московским патриархом во главе, и только ей одной должно принадлежать право и свобода проповедования всем народам, населяющим русское государство. Инославным и иноверным исповеданиям предоставляется полная свобода отправления их обрядов и религиозной жизни, но пропаганда этих исповеданий безусловно воспрещается во всей империи.
ГЛАВА 3. РОССИЙСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ В ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАВОМОНАРХИЧЕСКИХ ПАРТИЙ
Осмысление участия православного духовенства в правомонархическом движении помогает полнее увидеть весь спектр общественно-политической жизни России в начале XX в., сложные процессы формирования многопартийной политической системы, гражданского общества и правового государства. Особый интерес представляет характеристика специфики епархиальных церковно-общественных организаций, например, таких, как Православный Всероссийский Братский Союз русского народа, которые вне церковно-политической практики не встречались.
Одним из главных пунктов программ многих монархических союзов, возникших в начале ХХ в., значилась защита православной веры и господства Православной Церкви. Черносотенные организации активно приглашали в свои ряды православных пастырей, освящали стяги, штаб-квартиры. Собрания монархистов начинались и заканчивались молитвою. Нередко можно было увидеть в православном храме и ^ черносотенную атрибутику: знамена и хоругви какого-либо союза. Среди духовных иерархов, оказывающих поддержку Союзу русского народа (далее - СРН), были такие известные дуя ховные лица и святые пастыри, как святой праведный Иоанн Кронштадтский; митрополиты Московский Владимир (Богоявленский), Киевский Флавиан (Городецкий) и Макарий (Парвицкий-Невский); архиепископ Тихон (Беллавин), будущий Святейший Патриарх, канонизированный Русской Церковью в лике святителей; архиепископ Антоний (Храповицкий); архимандрит Виталий (Максименко); архиепископы Андроник (Никольский), Никон (Рождественский); епископы Серафим (Чичагов), Агафангел (Преображенский), Гермоген (Долганев), Макарий (Гневушев), Ефрем (Кузнецов) и др. Некоторые видные церковные иерархи даже возглавляли отделы СРН. За период деятельности монархических союзов между ними и Православной Российской Церковью сложились достаточно тесные отношения. Черносотенцы были единственным в политическом спектре лагерем, который активно выступал в защиту Православной Церкви. Во время Первой русской революции православное духовенство вело совместную деятельность с СРН и другими черносотенными организациями, направленную на спасение монархии.
учредительные и программные документы СРН, по сути, не затрагивали каких-то внутренних церковных вопросов и многовековых проблем церковной жизни. Главными проблемами в жизни Церкви для черносотенцев являлись только незыблемость православия и господство Церкви в России. Многие столичные церковные иерархи по-разному воспринимали деятельность и программу Союза, а также его лидеров. Поэтому взаимоотношения православного духовенства и лидеров крайне правой организации были далеко не однозначны. Периодическое издание СРН, газета «Русское знамя», также позволяет проследить отношение православного духовенства к Союзу и отражает эту картину даже на уровне епархий.
Другое периодическое издание тех лет, общественная и церковная газета «Колокол», опубликовала критическую статью, в которой в определенной степени раскрывались отношения между СРН и православными пастырями.
Староверы являлись серьезным камнем преткновения во взаимоотношениях между СРН и православным духовенством. Проблема заключалась в том, что в Союзе одинаково относились как к официальной Церкви, так и к старообрядцам. В уставе Союза значилось, что черносотенцы «не делают различий между последователями нового и старого обряда» [27, с. 3]. Старообрядцы привлекали черносотенцев прежде всего как хранители традиции, народного быта и обычаев, что противопоставлялось активной вестернизации русского общества. Они были весьма организованной ячейкой общества, сплоченной и финансово крепкой, и эта ячейка в глазах черносотенцев являлась твердым оплотом в борьбе с левым лагерем. В СРН даже предлагали рассматривать второстепенные вопросы последователей старого обряда не в отдельных комиссиях, а в общей вероисповедной комиссии Государственной думы: «Старообрядцы всегда были русскими людьми, искренне преданными своей Родине, патриотами в истинном смысле этого слова, и поэтому защита "Народности" в программе «Союза Русскаго Народа» должна понравиться старообрядцам». СРН привлекало также положение епископа в старообрядчестве и отношение к нему в общине, когда епископ являлся не только духовным авторитетом, получившим право поселиться в известном казенном доме, но, как писало «Русское знамя», «он матка в народе, он центр всех, и знатных и не знатных, и бедных и богатых, это соборность без всяких регламентаций, это выборность без всяких сходок и голосований. Вот, что должно быть предметом пламенного стремления наших церковных людей. Вот, что надо ставить идеалом истинно отеческих и сыновьих отношений между архипастырями, пастырями и мирянами». В СРН, однако, выступали против того, чтобы по закону 17 апреля 1905 г. раскольники назывались старообрядцами. Союзники напоминали, что в XVIII столетии было запрещено их так наименовать, поскольку данное наименование заключает в себе «несправедливое порицание на православных «Яко сие суть новообрядцы». Тем не менее последователи старого обряда вызывали определенные опасения у Православной Российской Церкви, поскольку по указу о свободе совести и вероисповедания приобретали новые права и возможности. К тому же стоило бы учесть еще и тайных последователей старообрядчества, которые могли составлять, по некоторым данным, до 30 % от всего населения России [24, с. 155].
ГЛАВА 4. ОСОБЕННОСТИ ИДЕОЛОГИЧЕСКИХ ВОЗЗРЕНИЙ ПРАВОМОНАРХИЧЕСКИХ ПАРТИЙ. МЕСТО И РОЛЬ РПЦ В ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ НА ТЕРРИТОРИИ БЕЛОРУССКИХ ГУБЕРНИЙ В НАЧАЛЕ XX В.
Первые правые организации появились в белорусских городах накануне первой русской революции. Однако основная их часть возникла после образования в ноябре 1905 года СРН Всероссийского центра объединения всех правых монархических сил. Особенно активные подразделения и подразделения СРН были созданы в населенных пунктах Беларуси на последнем этапе первой русской революции - во второй половине 1906-1907 гг. И в первой половине 1908 г. Это связано с активизацией деятельности правых организаций в период избирательных кампаний во II и III Государственной Думе, в основном на периферийном уровне. По состоянию на середину 1908 года насчитывалось 64 подразделения СРН и более десятка других, ранее правых организаций защитного характера, которые почти все к середине 1907 года были поглощены или добровольно присоединились к СРН путем принятия программы. ваш собственный устав. После разделения СРН летом 1908 года в городах и деревнях Беларуси начали создаваться отделения СМА, и после того, как СРН окончательно рухнул, СРН был обновлен, и с декабря 1911 года, и особенно после падения 1912 г., подразделения ВДСРН. Умеренное право в это время было представлено ANS, ROO и Крестьянским обществом. Всего на территории пяти белорусских губерний со второй половины 1908 года до начала Первой мировой войны было организовано 22 отдела и 1 подразделение. Начало Первой мировой войны и разгром русских армий в 1915 году привели к углублению организационного кризиса монархического движения. Оккупация немцами западных районов Беларуси сопровождалась закрытием правых партий на этих территориях. Накануне февральской революции 1917 года в белорусских губерниях было 4 дивизии ВДРСН, 3 дивизии СМА и 1 дивизия ОПС. За довоенный период и годы войны число правых организаций здесь по сравнению с 1908 годом уменьшилось более чем в 9 раз.
Монархическое движение было совокупностью мировоззрения. Следует отметить, что триада «Православие. Самодержавие. Народность» претерпела некоторые изменения и теперь она уже не на третьем месте, а на первом месте - самодержавие. Это понятно, потому что в результате возникновения революционных взглядов самодержавие оказалось в опасности.
В первых программных документах вы можете найти идеологическое обоснование для этого. Российская монархическая партия, например, заявила: «Самодержавная власть русского монарха в настоящий момент находится в большой опасности. Враги этой державы хотят ограничить ее через Государственную думу, сделав думу конституционным парламентом, решениям которого суверенам придется подчиняться безоговорочно. Монархистская партия будет защищать самодержавную власть в ее нерушимой форме, в которой царь получил ее от своих царских предков, которые с помощью Бога и самоотверженного труда русского народа отдают все величие России благодаря этой особой державе, без которой Россия не может существовать. Таким образом, русская монархическая партия отстаивала идею сохранения неограниченной власти царя в России.
Идеологи монархизма никоим образом не отрицали необходимость национального представительства в России, но критиковали саму идею ограничения самодержавной власти. Что касается Государственной Думы, то здесь чётко прослеживается наличие двух точек зрения:
1) центристы и умеренные признавали её законодательные функции;
2) крайне правые оставляли ей роль совещательного органа при царе.
Более определённо высказывались в поддержку законодательных функций Государственной Думы русские националисты. Умеренно правые монархисты в качестве одной из основных целей определили упрочение русской государственности в началах самодержавия.
Позиции крайне правых по отношению к Государственной Думы не потерпели никаких изменений до их краха на политической арене.
Следует отметить, что Русская православная церковь являлась естественной и единственной опорой царского самодержавия, учитывая то, что православие являлось одним из главных пунктов в характеристике правых партий. Даже во всех программных документах монархических партий обязательно первым пунктом шли требования, которые касались непосредственно православия. Правые партии всегда подчёркивали роль православия в политической структуре всего государства Российского, всегда отдавали ей главенствующее положение среди всяких других конфессий [34, с 122].
В первом программном документе Русского Собрания содержатся основы идеологических воззрений правых по этому вопросу. Первый программный документ Русского Собрания провозглашал: «Православная Церковь должна сохранить в России господствующее положение. Ей должны принадлежать свобода самоуправления и жизни. Голос её должен быть выслушиваем законодательной властью в важнейших государственных вопросах». Ведь основой всего государственного и церковного устройства должна была стать правоспособная церковно-гражданская община, которая рассматривалась как православный приход.
Дополнялись указанные выше требования новыми положениями, которые расширяли права русской православной церкви в общественной жизни. «Монархическая партия, видящая в Православной Церкви вернейший залог укрепления Самодержавной Власти и благоденствия Русского народа, - декларировалось в ней, - ставит себе целью обеспечить Православной Церкви подобающее ей по закону первенствующее место в Русской Империи и то внутреннее благоустройство, при котором она могла бы действительно получить духовное и нравственное руководительство в жизни Русского Государства и народа, между прочим и посредством правительственной организации церковно-приходской жизни, направляемой истинно православными служителями Божьими.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, монархическое движение возникло как реакция на партии с социалистическими и либеральными взглядами. Именно на волне первой российской революции начинают действовать наиболее крупные правые партии: Русское Собрание, Союз русских людей, Русская монархическая партия, Всероссийский союз землевладельцев, Союз Русского Народа (с начала 1906 г. наиболее авторитетная монархическая партия).
Можно сделать вывод о том, что суть идеологии правомонархических партий состояла в известной триаде «Православие. Самодержавие. Народность». Приоритет был сделан на православную церковь как в политической, так и в общественной и религиозной жизни Российской империи.
Следует отметить и тот факт, что не смотря на то, что главенствующее место православной церкви в программных документах правомонахических партий отводилось на территории России, белорусы рассматривались ими наравне с русскими. Это послужило их консолидации для борьбы против окатоличевания белорусского православного населения.
Правомонархические партии стремились всеми возможными способами укрепить и защитить законные права русских людей всех сословий, без разделений. Нужно отметить и то, что инородцы, которые входили в состав Российской империи, могли пользоваться правом самоуправления, но только в рамках самой Российской империи, соблюдая все её законы. Что касается не совсем дружественных народностей, то программными документами правых предусматривалось ограничение их в правах.
Идеологическими построениями, целями и задачами политической борьбы определялись основные направления, формы, средства и способы практической деятельности монархических партий и союзов. Одной из важнейших своих задач белорусские монархисты считали выборы сторонников самодержавия в Государственную думу. Будучи не в состоянии противостоять более мощным в экономическом отношении национальным меньшинствам (полякам и евреям), они добивались введения вместо цензовой куриальной системы выборов и отдельного представительства в Думе от русского населения края. Эти требования в полной мере касались выборных земств в сельской местности, а также городских дум и управ. 7 Электронный архив библиотеки МГУ имени А.А. Кулешова Среди основных направлений практической деятельности отделов и подотделов правомонархических партий в белорусских губерниях была агитационно-пропагандистская и культурно-просветительская работа, направленная на сохранение традиционных устоев общества, объединение широких народных масс вокруг престола и Русской православной церкви, а также их участие в общероссийских мероприятиях по случаю крупных памятных дат или фамильных торжеств, связанных с домом Романовых. Белорусские отделы и подотделы общероссийских правых партий и местные организации уделяли самое серьезное внимание оказанию поддержки и материальной помощи своим собственным членам и политическим союзникам. 7. Одним из важнейших направлений совместной деятельности монархистов белорусских губерний с их однопартийцами в России было объединительное движение правых сил.
1. Аврех, А.Я. Распад третьеиюньской системы / А.Я. Аврех. — М.: Наука, 1985. — 260 с.
2. Бендин, А.Ю. Проблемы веротерпимости в Северо-Западном крае Российской империи (1863 – 1914 гг.) / А.Ю. Бендин. – Минск: БГУ, 2010. – 439 c.
3. Бондаренко, К. М. Брестский отдел Русского народного союза имени Михаила Архаангела: создание и деятельность / К. М. Бондаренко // Часопіс Беларус. дзярж. ун-та. Гісторыя. — 2017. — № 3. — С. 30–36.
4. Бондаренко, К. М. Всероссийский национальный союз в России и Беларуси (1908–1917 гг.) / К. М. Бондаренко // Куляшоўскiя чытаннi : матэрыялы Мiжнар. навук.-практ. канф., Магілёў, 26–27 крас. 2007 г. / рэд. савет: В. І. Рагаўцоў, Ю. З. Кушнер, А. М. Макарэвіч [і інш.]. — Магiлёў : МДУ iмя А. А. Куляшова, 2007. — С. 191–195.
5. Бондаренко, К. М. Епископ Гомельский Митрофан и его монархические нравоучения / К. М. Бондаренко // Религия и общество–5: актуальные проблемы свободы совести : сб. науч. ст. Междунар. науч.-практ. конф. / под общ. ред. В. В. Старостенко, О. В. Дьяченко. — Могилев : УО «МГУ им. А. А. Кулешова», 2010. — С. 12–14.
6. Бондаренко, К. М. Епископ Могилевский и Мстиславский Стефан о правах и свободах граждан революционной России (1905–1907 гг.) / К. М. Бондаренко // Религия и общество–8 : сб. науч. ст. / под общ. ред. В. В. Старостенко, О. В. Дьяченко. — Могилев: МГУ имени А. А. Кулешова, 2014. — С. 40–42.
7. Бондаренко, К. М. Из истории монархического движения на территории Могилевской губернии в начале ХХ в. / К. М. Бондаренко // Гісторыя Магілёва: мінулае i сучаснасць : зб. навук. прац удзельнікаў трэцяй Міжнар. навук. канф. «Гісторыя Магілёва: мінулае i сучаснасць», Магілёў, 22–23 мая 2003 г. : у 2 ч. / уклад. І. А. Пушкін, В. В. Юдзін ; Магілёўскі гарадскі выканаўчы камітэт [і інш.]. — Магілёў, 2003. — Ч. 1. — С. 260–266.
8. Бондаренко, К. М. История возникновения и деятельности политических партий России (монархистов, кадетов, октябристов и эсеров) в конце XIX – начале XX в. : учебно-методический комплекс / К. М. Бондаренко. — Могилев : МГУ имени А. А. Кулешова, 2015. — 103 с.
9. Бондаренко, К. М. К вопросу о государственном устройстве России в идеологических воззрениях монархистов / К. М. Бондаренко // Романовские чтения–6: (к 75-летию исторического факультета УО «МГУ им. А. А. Кулешова») : сб. ст. Междунар. науч. конф., Могилев, 24–25 нояб. 2009 г. / редкол.: И. А. Марзалюк [и др.]. — Могилев : УО «МГУ им. А. А. Кулешова», 2010. — С. 3–5.
10. Бондаренко, К.М., Лавринович, Д.С. Русские и белорусские монархисты в начале ХХ века / К. М. Бондаренко, Д. С. Лавринович. – Могилев: МГУ им. А. А. Кулешова, 2003. – 212 с.
11. Бондаренко, К. М. Монархическое движение в России и Беларуси в 1905–1917 гг. : хрестоматия : учеб-метод. пособие / авт.-сост. К. М. Бондаренко. — Могилев : УО «МГУ им. А. А. Кулешова», 2009. — 296 с.
12. Бондаренко, К. М. Монархическое движение и церковь в советской литературе 1920–30 гг. / К. М. Бондаренко // Религия и общество–4 : сб. науч. тр. / под общ. ред. В. В. Старостенко, О. В. Дьяченко. — Могилев : УО «МГУ им. А. А. Кулешова», 2009. — С. 93–96.
13. Бондаренко, К. М. Некоторые проблемы российской государственности в программных документах и деятельности правомонархических партий начала ХХ века / К. М. Бондаренко // Россия, Беларусь, Украина: история, современность, будущее : сб. науч. материалов / Представительство Россотрудничества в Республике Беларусь, Ин-т ист. Нац. акад. наук Беларуси ; редкол.: А. А. Коваленя (гл. ред.) [и др.]. — Минск : Медисонт, 2014. — С. 215–223.
14. Бондаренко, К. М. Общероссийские правомонархические партии на территории Беларуси: (1905 – февраль 1917 гг.) : автореф. дис. доктора ист. наук : 07.00.02 / К. М. Бондаренко ; Ин-т Истории НАН Беларуси. — Минск, 2016. — 46 с.
15. Бондаренко, К. М. Организационная структура монархических союзов: поиски оптимальной модели (1905–1912 гг.) / К. М. Бондаренко // Весн. Магілёўскага дзярж. ун-та iмя А. А. Куляшова. — 2008. — № 2–3 (30). — С. 3–13.
16. Бондаренко, К.М. Политические партии России. Конец XIX – первая четверть XX вв. Ч. 1: учебное пособие / К.М. Бондаренко. – Могилёв: МГУ им. А.А. Кулешова, 2004. – 172 с.
17. Бондаренко, К. М. Политическая стилистика в жизнедеятельности монархических партий и союзов / К. М. Бондаренко // Куляшоўскія чытанні : матэрыялы Міжнар. навук.-практ. канф, Магілёў, 29–30 крас. 2010 г. : у 2 ч. / рэдкал.: А. М. Макарэвіч, Т. І. Борбат, В. М. Саўчанка [і інш.]. — Магілёў : УА «МДУ імя А. А. Куляшова», 2010. — Ч. 2. — С. 308–311.
18. Бондаренко, К.М. Правые партии и их организации в Беларуси (1905 – 1917 гг.): монография / К.М. Бондаренко. – Могилёв: УО «МГУ им. А.А. Кулешова», 2010. – 416 с.
19. Войтоловский, Л.Н. Очерки коллективной психологии. Часть II. Психология общественных движений / Л.Н. Войтоловский. — М.; Л.: Государственное издательство. — 1925. — 119 с.
20. Восторгов, И.И. Патриотические союзы и их отношение к религии. Речь, произнесенная... 18 января 1907 г. / И.И. Восторгов. — М.: книгоизд-во «Верность», 1909. — 14 с.
21. Вязитин, А.С. «Гололобовский инцидент» (Страничка из истории политических партий в России) / А.С. Вязитин. — Харьков: Тип. жур-ла «Мирный труд», 1909. — 94 с.
22. Голос из обители преподобного Сергия по случаю манифеста 6 августа // Могилёвские Епархиальные ведомости. – 1905. – 1 октября. – С. 499.
23. Грингмут, В.А. Руководство черносотенца-монархиста / В.А. Грингмут. — изд. 2-е. — Москва: книгоизд-во «Верность», 1911. — 15 с.
24. Дубровин, А.И. Куда временщики ведут «Союз Русского Народа» / А.И. Дубровин. — СПб.: Отечественная типография, 1919. — 616 с.
25. Дякин, В.С. Самодержавие, буржуазия и дворянство в 1907 — 1911 гг. / B.С. Дякин. — Л.: Наука, 1978. — 248 с.
26. Жытко, А.П. Дваранства Беларусi перыяду кaпiтaлiзму. 1861 — 1914 гг. / А.П. Жытко. — Минск: БДПУ iмя М. Танка, 2003. — 233 с.
27. Забавский, Н.М. Прадстаунiцтва ад Беларусi у Дзяржаунай думе Расii (1906 — 1917 гг.) / Н.М. Забавский, В.С. Путик. — Минск: БДПУ iмя М.Танка, 1998. — 158 с.
28. Забаускi, М.М. Расiйская Дзяржауная дума у грaмaдскa-пaлiтычным жыццi Беларусi (1906 — 1917 гг.) / М.М. Забаускi. — Минск: БДПУ iмя М. Танка, 1999. — 212 с.
29. Залежский, В.Н. Монархисты / В.Н. Залежский. — Харьков: Пролетарий. — 1929. — 77 с.
30. История религии и свободы совести в Беларуси в документах и материалах: пособие: в 4 ч. – Ч. 3: Со второй половины XVIII в. до октября 1917 г. / автор-составитель В. В. Старостенко. – Могилёв: МГУ им. А. А. Кулешова, 2015. – 260 с.
31. Кандидов, Б.П. Церковь в 1905 г. (очерки и материалы) / Б.П. Кандидов. — 2-е изд., доп. — М.: Атеист, 1930. — 200 с.
32. Карр, Э. История Советской России / Э. Карр. М.: Прогресс, 1990. — 768 с. — Т. 1 —2: Большевистская революция. 1917 — 1923 г.; пер. с англ. / предисл. А.П. Ненарокова.
33. Киржниц, А. Рабоче-крестьянские массы в борьбе с погромами в 1905 г. / А. Киржниц. — М.: Издательство Всесоюзного общества политкаторжан и с.с.-поселенцев. — 1930. — 123 с.
34. Кирьянов, Ю.И. Правые партии в России. 1911 — 1917 гг. / Ю.И. Кирьянов. — М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2001. — 464 с.
35. Кирьянов, Ю.И. Русское собрание 1900 – 1917/ Ю. И. Кирьянов. – М.: РОССПЭН, 2003. – 260 с.
36. Коган, И. Погромы в дни свободы (октябрь 1905 г.) / И. Коган. — М.: Издательство Всесоюзного общества политкаторжан и с.с. поселенцев. — 1925. — 16 с.
37. Кожинов, В.В. Черносотенцы / В.В. Кожинов. — М.: Изд-во «Эксмо», изд-во «Алгоритм», 2004. — 384 с.
38. Кольцов, Д. Рабочие в 1905 — 1907 гг. / Д. Кольцов / / Общественное движение в России в начале XX в.: в 5 т. — СПб.: Типография товарищества «Общественная польза». — 1910. — Т. 2. — Вып. 1. — С. 272-277.
39. Костомаров, Г.Д. Черная сотня под флагом религии в 1905 году / Г.Д. Костомаров. — М.: Издательство «Безбожник», 1931. — 46 с.
40. Коцюбинский, Д.А. Русский национализм в начале XX столетия: Рождение и гибель идеологии Всероссийского национального союза / Д.А. Коцюбинский. — М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2001. — 528 с.
41. Лавринович, Д.С. Витебский отдел Отечественного патриотического союза в борьбе с Прогрессивным блоком IV Государственной думы России (1916 — февраль 1917 г.) / Д.С. Лавринович / / Беларусь и Европа: взаимодействие культур (история, уроки, опыт, современность): материалы Международной научно-практической конференции. 30 ноября — 1 декабря 2000 г. — Витебск: Витебский гос. ун-т им. П.М. Машерова, 2000. — С. 222-225.
42. Лавринович, Д.С. Из истории деятельности Всероссийского национального союза в Могилевской губернии начала XX века / Д.С. Лавринович / / Проблемы истории и культуры Верхнего Поднепровья: Международная научно-практическая конференция, г. Могилев, 25 — 26 октября 2001 г. / Могилевский гос. ун-т им. А.А. Кулешова, 2001. — С. 40 – 42.
43. Лакер, У. Черная сотня. Истоки русского фашизма / У. Лакер: Перевод с англ. В. Меникера. — М.: Изд-во «Проблемы Восточной Европы», 1994. — 479 с.
44. Левицкий, В. Правые партии / В. Левицкий / / Общественное движение в России в начале XX в.: в 5 т. — СПб.: Типография товарищества «Общественная польза». — 1914. — Т. 3. — Вып. 5. — С. 347-469.
45. Ленин, В.И. Черные сотни и организация восстания / В.И. Ленин / / Полн. собр. соч.: в 55 т. — Москва: Гос. изд-во политической литературы, 1960. - Т. 11. - С. 189-193.
46. Маевский, Е. Общая картина движения / Е. Маевский / / Общественное движение в России в начале XX в.: в 5 т. — СПб.: Типография Товарищества «Общественная польза». — 1910. — Т. 2. — Вып. 1. — С. 34-184.
47. Марков, Н.Е. Войны темных сил. Статьи. 1921 — 1937 / Н.Е. Марков. — М.: Москва, 2002. — 528 с.
48. Мартов, Л. Политические партии в России / Л. Мартов. - М.: Типография «Русская Печатня», 1917. - 36 с.
49. Мартюхова, М.А. На переломе революции: Общественно-политическое движение в Белоруссии в связи с учреждением Государственной думы в России (август 1905 — июль 1906 г.) / М.А. Мартюхова; под ред. Т.Е. Солодкова. — Минск: Наука и техника, 1986. — 141 с.
50. Меч, В. Силы реакции / В. Меч / / Борьба общественных сил в русской революции 1905 — 1906 гг. — М.: Типография Русского Тов-ва печатного и издательского дела, 1907. — Вып. 1. — Ч. 10-100.
51. Миронов, Б.Н. Социальная история России периода империи (XVIII – начало XX в.): в 2 т. / Б.Н. Миронов. – Санкт-Петербург: Дмитрий Буланин, 1999. – Т. 1. – 457 с.
52. Михедько, В.А. Крайне правые организации в Беларуси: формирование и деятельность (1903 — 1914 гг.): дис.. канд. ист. наук: 07.00.02 /В.А. Михедько. — Минск: 2001. — 134 с.
53. Обнинский, В.П. Последний самодержец: очерк жизни и царствования императора в России Николая II / В.П. Обнинский / / под ред. С.С. Волка. — М.: Республика, 1992. – 288 с.
54. Ольденбург, С.С. Царствование Императора Николая II: в 2 т. /С.С. Ольденбург. — М.: Издательская и рекламно-информационная фирма «Феникс», 1992. — 384 с.
55. Острецов, В. Черная сотня и красная сотня / В.М. Острецов. — М.: Воениздат, 1991. — 48 с.
56. Пайпс, Р. Русская революция / Р. Пайпс. — М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 1994. — Кн. 1. — 399 с.
57. Покровский, М.Н. Мир и реакция / М.Н. Покровский / / 1905. История революционного движения в отдельных очерках / Комиссия ЦИК СССР по организации празднования 20-летия революции 1905 г. и Истпарт ЦК РКП (б).; под ред. М.Н. Покровского. — М.; Л.: Госиздат. — 1925. — Т. 2. — 352 с.
58. Полеолог, М. Царская Россия во время мировой войны / М. Полеолог; пер. с фр. — 2-е изд. — М.: Междунар. отношения, 1991. — 240 с.; 61.
59. Попов, Ф.К. Попы-черносотенцы / Ф.К. Попов. — Иваново-Вознесенск: Типография «Красный Октябрь», 1932. — 64 с.
60. Рабинович, А. Большевики приходят к власти: Революция 1917 года в Петрограде / А. Рабинович; пер. с англ. / общ. ред. и послесл. Г.З. Иоффе. — М.: Прогресс, 1989. — 416 с.
61. Репников, А.В. Консервативные представления о переустройстве России (конец XIX — начало XX века) / А.В. Репников. — М.: Готика, 2006. — 424 с.
62. Ростов, Н. Духовенство и русская контрреволюция конца династии Романовых / Н.М. Ростов. — М.: Издательство «Безбожник». — 1930. — 156 с.
63. Санькова, С.М. Русская партия в России. Образование и деятельность Всероссийского национального союза (1908 — 1917 гг.) / С.М. Санькова. — Орел.: Издатель С.В. Зенина, 2006. — 307 с.
64. Соколов, А.В. Государство и православная церковь в России. Февраль 1917 – январь 1918 гг. (Диссертация) / А.В. Соколов. – Санкт-Петербург, 2014. – 810 с.
65. Союз русского народа. По материалам Чрезвычайной следственной комиссии Временного правительства 1917 г. / Сост. А. Черновский. Ред. и вступ. статья В.П. Викторова. — М.; Л.: Государственное издательство, 1929. - 420 с.
66. Спирин, Л.М. Крушение помещичьих и буржуазных партий в России (начало ХХ в. — 1920 г.) / Л.М. Спирин. — М.: Издательство «Мысль», 1977. — 366 с.
67. Сталюнас, Д. Границы в пограничье: белорусы и этнолингвистическая политика Российской империи на западных границах в период великих реформ / Д. Сталюнас // Ab imperio. – 2003. – № 1. – С. 279.
68. Старостенко, В.В. Свободомыслие и свобода совести в Беларуси: очерки истории: монография / В.В. Старостенко. – Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова, 2004. – 266 с.
69. Сташкевич, Н.С. Помещичье-монархические партии и организации в Беларуси / Н.С. Сташкевич, И.Ф. Романовский. — Минск: Згода, 1994. — 262 с.
70. Степанов, С.А. Программы черносотенных организаций (1905 — 1907 гг.) / С.А.Степанов / / Непролетарские партии России в трех революциях: сб. статей; отв. ред. К.В.Гусев. — М.: Наука, 1989. — С. 105-111.
71. Степанов, С.А. Черная сотня в России (1905 — 1914 гг.) / С.А. Степанов. — М.: Изд-во ВЗПИА/О «Росвузнаука», 1992. — 330 с.
72. Титлинов, Б.В. Православие на службе самодержавия в русском государстве / Б.В. Титлинов. — Л.: Государственное издательство, 1924. — 210 с.
73. Тишков, В.А. И русский, и российский / В.А. Тишков // Вестник Российской нации. – Москва, 2009. – № 2. – С. 4.
74. Уголовное уложение (высочайше утверждённое положение Госсовета от 22 марта 1903 г.) // Полное собрание законов Российской империи. – Собр. 3-е. – Т. XXIII. – 1903. – С. 175 – 274.
75. Устав общества под названием «Союз Русского Народа». – СПб., б.г. Отечественная типография. – 1906. – 16 с.
76. Фёдоров, В.А. Русская православная церковь и государство. Синодальный период. 1700 – 1917 / В.А. Фёдоров. – Москва: Русская панорама, 2003. – 480 с.
77. Фирсов, С.Л. Русская церковь накануне перемен (конец 1890-х – 1918 гг.) / С.Л. Фирсов. – Москва: Культурный центр «Духовная библиотека», 2002. – 640 с.
78. Черменский, Е.Д. Буржуазия и царизм в революции 1905 — 1907 гг. / Е.Д. Черменский; под ред. В.А. Быстрянского. — М.; Л.: Государственное социально-экономическое издательство, 1939. — 376 с.
79. Юдин, А.В. Исторические этапы взаимных отношений церквей Востока и Запада / А.В. Юдин // Введение к книге: Православие и католичество: от конфронтации к диалогу. Хрестоматия. – Москва: Наука, 2001. – 578 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 67.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты