ВВЕДЕНИЕ
1. Проблема критериев смерти больного
2. Биологическая и клиническая смерть
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Значительное место в современной культуре занимает феномен смерти. Жизнь человека ограничена зачатием и смертью. Смерть – естественный этап, венчающий конец жизни [3]. Важной современной этико-философской проблемой является определение статуса смерти: в каком смысле следует признать ее существование? Если смерть существует, то существует она как умирание, как переход одного качества в другое: живого – в мертвое. Границей же бытия и небытия живого выступает особый вид существования – «клиническая смерть». Ее специфическая особенность – принципиальная обратимость, которая порождает этический императив, побуждающий к оказанию незамедлительной помощи умирающему [7].
К середине XX в., благодаря развитию реаниматологии, смерть превратилась в процесс, в который можно и нужно вмешиваться, который можно останавливать, возвращая человека к жизни [3]. Вместе с тем, процесс реанимирования нередко возвращает человека не только к жизни, но и к страданиям, или поддерживает жизнь на таком низком уровне ее качества, которое бывает невыносимым для больного. Поэтому одна из важнейших моральных проблем реаниматологии – проблема выбора, принятия решения о необходимости реанимирования, его продолжительности или прекращении; решение вопроса о том, до каких пор разумны усилия реаниматологов по продлению жизни безнадежно больного человека, и какими этико-правовыми нормами следует при этом руководствоваться [7].
1. Проблема критериев смерти больного
В настоящее время врач выступает в качестве посредника между человеком и его смертью. Но так было далеко не всегда. До определенного периода врач не имел никакого отношения к последним минутам жизни пациента, а для констатации смерти еще пару столетий назад приглашался священник. Понятие смерти и ее признаков стало входить в сферу медицины только после распространения такого явления, как медикализация смерти.
Само понятие медикализации означает, что состояние человека и его проблемы начинают рассматриваться сквозь призму медицины и таким образом попадают в сферу деятельности врачей. Данная категория прочно связана с такими категориями как, например, биовласть. В современной рефлексии термин «медикализация» обладает негативным значением и означает чаще всего объяснение нравственно нежелательного или социально девиантного поведения с помощью медицинских терминов (например, алкоголизация). В более широком смысле медикализация трактуется в качестве вхождения медицинского языка в массовый обиход.
Медикализация смерти означает, что констатация смерти и связанные с ней процедуры, такие, например, как свидетельство о смерти на основе экспертного заключения, относится к сфере медицины. Исследователи (в частности, М. Фуко) отмечают, что началом феномена медикализации смерти является сдвиг с идеи христианского спасения в сторону концепта «здоровья».
Явление это связано с фобиями, долгое время царившими в мировоззрении человека XVII–XVIII вв.: людьми овладели массовые страхи проснуться однажды на дне могилы.
Врачи в это время еще не занимались констатацией смерти и освидетельствованием умершего, более того, как только диагностировалась близкая кончина, врач считал своим долгом покинуть дом пациента, а родные приглашали священника.
2. Биологическая и клиническая смерть
Клиническая смерть – обратимое состояние, начинающееся с момента прекращения кровообращения и/или дыхания до наступления необратимых изменений в коре головного мозга [2].
Причины остановки кровообращения принято объединять в две группы: кардиогенной и некардиогенной природы.
К первой относятся инфаркт миокарда и тяжелое нарушение сердечного ритма, эмболия коронарных сосудов и истинный разрыв сердца, в кардиохирургической клинике – грубое сдавление органа, прямое препятствие кровотоку (тромб, турникет, палец хирурга).
Ко второй группе относят первичную катастрофу во внесердечных системах. Клиническая смерть является главным показанием к реанимации [1].
Временной интервал, характеризующий клиническую смерть – 5–6 минут (иногда менее) – количественно выраженная мера еще сохраняющейся жизни. Этический императив требует от медиков отношения к клинической смерти как состоянию, нуждающемуся в неотложных мерах помощи [6].
С феноменом «клинической смерти» тесно связана этическая проблема определения критерия смерти: какую степень деградации жизненного процесса следует считать объективно наступившей смертью? Современные концепции усматривают такой критерий в смерти головного мозга. Однако при этом могут сохраняться некоторые видимые еще признаки жизни (например, сокращения сердечной мышцы), поэтому вековые медицинские традиции не дают признать человека мертвым. И тогда возникает вопрос: не является ли отключение аппаратуры, искусственно поддерживающей существование, убийством? Этот вопрос носит не абстрактно-умозрительный характер; он содержит в себе этические основания для решения практических задач современной биомедицины [7].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Медикализация смерти означает, что констатация смерти и связанные с ней процедуры, такие, например, как свидетельство о смерти на основе экспертного заключения, относится к сфере медицины. Результатом медикализации смерти стал вопрос определения критериев смерти.
Последним «аккордом» жизни являются остающиеся еще признаки жизнеспособности мозга». В круг непосредственных интересов биомедэтики входят категории клинической смерти, биологической смерти, смерти мозга и связанные с ними проблемы морально-этического характера. В биоэтике проблема смерти и умирания человека рассматривается с позиций современных научных представлений о том, что смерть – это состояние полного прекращения жизнедеятельности человека.
Критерии смерти – признаки, определяющие окончательную степень деградации жизненного процесса и объективное наступление смерти. Современные концепции предлагают считать таким критерием смерти человеческого индивида омертвление головного мозга, ибо именно в этом случае утрачивается автономность и индивидуальность личности.
Формирование в 60-70-е годы реаниматологии многие считают признаком революционных изменений в медицине. Это связано с преодолением традиционных критериев человеческой смерти – прекращения дыхания и сердцебиения – и выходом на уровень принятия нового критерия – «смерти мозга».
1. Прасмыцкий, О.Т. Сердечно-легочная реанимация: учеб.-метод. пособие / О.Т. Прасмыцкий, Р.Е. Ржеутская. – Мн.: БГМУ, 2013. – 36 с.
2. Неотложные состояния: уч.-метод. пособие / Е.В. Никитина [и др.] – Витебск: ВГМУ, 2018. – 361 с.
3. Биомедицинская этика и коммуникации в здравоохранении: учебно - методическое пособие / А.Т. Щастный [и др.]; под ред. А.Т. Щастного. – Витебск: ВГМУ, 2018. – 310 с.
4. Актуальные проблемы биомедицинской этики и коммуникаций в здравоохранении: учебно-методическое пособие / А. И. Климович [и др.]. – Мн.: БГМУ, 2019. – 196 с.
5. Постановление Министерства здравоохранения РБ № 47 от 02.07.2002. «Об утверждении Инструкции о порядке констатации биологической смерти и прекращения применения мер по искусственному поддержанию жизни пациента»
6. Биомедицинская этика: Практикум / Под общ. ред. С.Д. Денисова, Я. С. Яскевич. – Мн.: БГМУ, 2011. – 255 с.
7. Биомедицинская этика: слов.-справ. / Т.В. Мишаткина [и др.]; под ред. Т.В. Мишаткиной. – Мн.: БГЭУ, 2007. – 90 с.