А special theoretical and practical interest is an inquiry in the customs law. The danger of crimes in this sphere is growing, as it acquires a more organized and large-scale character. The article examines the inquiry as a form of preliminary investigation in the activities of customs authorities.
Дознание – это форма предварительного расследования преступления (вместе с предварительным следствием). В отличие от предварительного следствия, при осуществлении дознания следственные органы обязаны принимать необходимые уголовно-процессуальные меры для выявления преступления и установления личности виновного.
В соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Республики Беларусь (далее – УПК) следственными органами являются: органы внутренних дел, органы государственной безопасности в Вооруженных Силах Республики Беларусь и ряд других органов. К таковым относятся и таможенные органы [1].
В компетенцию таможенного органа как органа дознания входит функция проведения предварительного следствия по видам преступлений, которые предусмотрены статьями 228-231 и статьям 328.1 и 333.1 Уголовного кодекса Республики Беларусь [1].
Специфика процессуальной деятельности органов дознания в таможенных органах обусловливает самостоятельное обращение к такому важному вопросу, как правомочия начальника органа дознания как должностного лица соответствующего подразделения таможенных органов.
Следует отметить, что в рамках осуществляемой таможенными органами деятельности у них имеются полномочия в различных сферах. Поэтому необходимо правильно различать и соотносить между собой их функции как органов, осуществляющих таможенный и иные формы государственного контроля в сфере внешнеэкономической деятельности (ВЭД), и их уголовно-процессуальные функции как органов дознания.
Кроме того, таможенные органы как органы дознания обязаны проводить необходимые оперативно-розыскные и иные мероприятия, предусмотренные уголовно-процессуальным законодательством, в целях установления состава преступления и лица, его совершившего. Таможенные органы также обязаны принимать все меры по предупреждению и пресечению преступлений.
Одним из основных вопросов в области гражданских прав при осуществлении дознания является вопрос о правах личности при проведении оперативно-розыскной деятельности. Так, по мере сокращения этих полномочий, а также их расширения, происходят нарушения прав граждан в сфере личных или социальных прав, поскольку, например, контрабанда снижает выплату налогов, что в свою очередь сказывается на социально-экономических возможностях отдельных лиц.
Борьба с преступностью и предупреждение преступности являются основой для реализации гражданских и политических прав, а также социальных и экономических прав. С помощью оперативно-розыскной деятельности можно защитить граждан от нарушений их прав, а также предупредить и пресечь такие нарушения.
В современной правовой системе Республики Беларусь вопрос о самостоятельном проведении таможенными органами как органами дознания оперативно-розыскной деятельности остается нерешенным. С одной стороны, орган дознания несет ответственность за проведение оперативно-розыскных мероприятий по выявлению признаков преступления, что предусмотрено уголовно-процессуальным законодательством, но не предусматривает условий и порядка применения этих мер, поэтому оперативно-розыскные мероприятия не могут считаться процессуальными.