Введение
В своей первоначальной форме образование означало передачу наиболее важной, жизненно ценной информации и рабочих навыков посредством обучения и воспитания - древнейших видов культурной деятельности человека. Со временем он стал самостоятельной функцией общества, выступая для человека способом войти в мир культуры.
Для конкретной личности это не просто процесс восприятия и сохранения определенных знаний и ценностей, а их постепенное изменение и совершенствование. Будучи социокультурным феноменом и выполняя социокультурные функции, образование становится необходимым и важным фактором развития как отдельных сфер (экономики, политики, культуры и др.), так и общества в целом.
Существует множество определений и формулировок понятия «образование». Его значение было разработано в конце 18 века. под влиянием И. Гете, И. Г. Песталоцци и неогуманистов (имеется в виду общий духовный процесс становления человека). Это понимание образования является широким и, следовательно, включает более узкие определения.
Образование - сложное и многогранное социальное явление, сфера передачи, усвоения и обработки знаний и социального опыта. Американский ученый Н. Смелзер определяет образование как институционализированный процесс, на основе которого общество передает ценности, навыки и знания от одного человека, группы, сообщества к другому. Задача любого образования состоит в том, чтобы индивид в процессе овладения совокупностью систематизированных знаний и связанных с ними навыков и умений приобщился к совокупности культурных ценностей, доминирующих в данном обществе.
Вся совокупность образовательных, учебных и общеобразовательных учреждений выстроена в систему в рамках конкретного города, региона, страны. На протяжении веков формировались различные образовательные учреждения, например: детские сады, гимназии, школы-интернаты, лицеи, колледжи, институты, университеты, академии, центры повышения квалификации и профессиональной переподготовки, дворцы творчества и т. Д.
В конечном итоге обучение обеспечивает определенный уровень развития познавательных потребностей и способностей человека, определенный уровень знаний, умений, навыков, его подготовку к тому или иному виду практической деятельности.
Образование как социокультурный феномен. Основные функции и элементы образования. Виды образования
Существование макропараметров, таких как язык и мышление, во многом определяет поведение конкретного человека и их совокупность: от разных социальных групп до социальных сообществ.
В целом человек содержится не только в объективно существующем физическом мире, но и в созданной искусственно ноосфере - мире, созданном сознательной деятельностью человека.
К понятию ноосферы независимо пришли французский антрополог Пьер Тейяр де Шарден и русский ученый и философ В.И. Вернадский. Обобщая теорию, можно сказать, что человек живет в искусственном мире своей культуры. На самом деле существование отдельного человека практически недостижимо; это миф, моральная утопия: человек возникает и существует только во взаимодействии с другими людьми, под их влиянием и воздействием. Соответственно, существования «биологического программного обеспечения» для человека недостаточно, чтобы быть членом общества. «Биокультурное программное обеспечение», по сути, является коллективной работой. Соответственно, «культурное программное обеспечение» позволяет реализовать миф и / или утопию о человеке. Этот процесс представляет собой непрерывное движение и развитие, и субстанция, на которой основана эта коллективная работа, в мире научной и философской традиции называется духом или душой.
Можно отметить, что естественный процесс, знаковое формирование человеческого духа, традиционно называемый воспитанием, представляет собой определенный порядок, состоящий из нескольких этапов: обучение, воспитание и социализация. Существует и другой вариант содержательной трактовки категории образования, включающий четыре компонента:
- образование как ценность;
- образование как система;
- образование как процесс;
- образование как результат.
Ценные характеристики образования представляют собой набор из трех модулей: образование как ценность государства, образование как ценность общества и образование как ценность личности.
Важность образования как государственной ценности очевидна: каждое государство воспринимается через призму морального, интеллектуального, экономического, социального и культурного измерения. Соответственно, правительства должны быть максимально заинтересованы в развитии образования, чтобы улучшить не только собственное реальное положение в рейтинге ведущих стран мира, но и эффективность собственной публичной дипломатии, одного из привлекательных инструментов, модель национальной образовательной политики.
Заключение
Образование, как и наука, находится под знаменем бесконечности, научное и философское понимание образования революционизирует историю, которая превратилась из истории эволюционного развития «человека с ограниченными ресурсами» в историю революционного развития «человека безграничных возможностей» в современном мире.
Влияние образования носит универсальный характер, поскольку распространяется не только на экономику и другие сферы общественного развития, но и на всех людей, все организации и социальные институты. В конце ХХ века, когда четко обозначился переход к постиндустриальному этапу развития общества, началась эпоха постмодернистской культуры. Последнее отражается во всех социальных и гуманитарных концепциях, интерпретациях значения и статуса знания.
Знания лежат в основе не только промышленных технологий, но также политических, экономических и военных стратегий. В то же время характерно, что вопрос об истинности знания отходит на второй план, он не обсуждается концептуально, поскольку на первый план выходит товарность знания. Знания производятся для продажи, а не для того, чтобы соответствовать действительности, чтобы быть правдой. Все это ставит новые проблемы для системы образования, общества в целом и социально-гуманитарной мысли в частности.
Следует отметить, что эффективность функционирования образовательной системы в культуре во многом зависит от открытости этой системы, от связи с процессами, происходящими в различных сферах общественной жизни, ее способности порождать новые способы получения, хранение, передача не только знаний, но и тех фундаментальных ценностей, которые объединяют людей в некую целостность.
Таким образом, с учетом результатов научно-философского анализа ценностей и целевых компонентов, практика образования как социокультурного феномена должна основываться на правильно организованных философско-педагогических знаниях; он должен быть реализован в рамках программно-ориентированного подхода с определенными целями, задачами, методами, инструментами, ресурсами и критериями оценки эффективности; он не должен основываться исключительно на заимствованных форматах обучения, воспитания и социализации.