Профилактика девиантного поведения в среде детей и молодёжи
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Профилактика девиантного поведения в среде детей и молодёжи
Подростковый возраст в большинстве случаев педагогических подходов и теорий рассматривается как противоречивый и критический этап развития личности.
Именно в это время формирования личности подростку становится «трудно». Как правило, подростки характеризуются крайней неустойчивостью настроения, поведения, постоянными колебаниями самооценки, ранимостью и неадекватной реакцией. Этот век богат конфликтами и осложнениями. В этом возрасте хочется сделать что-то такое, о чем можно было бы говорить, спорить. В этом стремлении некоторые подростки идут к краю, а иногда и за грань дозволенного и безопасного. Все это требует от взрослых, окружающих подростка, пристального внимания, предельной тонкости, деликатности, вдумчивости.
Девиантное поведение – это устойчивое поведение человека, отклоняющееся от общепринятых, наиболее распространенных и устоявшихся социальных норм [6, с. 45].
Среди личностных черт подростка, склонного к девиантному поведению, можно назвать такие, как:
– желание быть особенным, выделяться из серой массы обычных людей;
– азартность, стремление к острым ощущениям;
– низкая психологическая устойчивость или психическая незрелость;
– трудности с самоидентификацией и самовыражением;
– чувство одиночества, беспомощности;
– восприятие своих повседневных обстоятельств как трудных;
– низкий эмоциональный диапазон [2, с. 71].
Профилактика – это комплекс мероприятий, направленных на предупреждение возникновения заболеваний и травм, устранение факторов риска их развития [6, с. 60].
Профилактика девиантного поведения предполагает систему общих и специальных мер на различных уровнях социальной организации: национальном, правовом, социальном, экономическом, медицинском, образовательном, социально-психологическом. Условиями успешной профилактической работы считаются ее комплексность, системность, дифференцированность и своевременность [5, с. 44].
1. Борисова, Л. Г. Свободное время подростков : социализация или девиация / Л. Г. Борисова. – Новосибирск, 2004. – 113 с.
2. Емельянова, Е. В. Психологические проблемы современного подростка и их решение в тренинге / Е. В. Емельянова. – СПб. : Речь, 2008. – 336 с.
3. Зикратов, В. Девиантно-делинквентное поведение подростков и детей / В. Зикратов // Социальная педагогика. – 2008. – № 1. – С. 23 –29.
4. Змановская, Е. В. Девиантология. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. В. Змановская. – М. : Издательский центр «Академия», 2003. – 288 с.
5. Казанская, В. Г. Подросток : социальная адаптация / В. Г. Казанская. – СПб. : Питер, 2011. – 267 с.
6. Кулаков, С. А. Психотерапия и психопрофилактика аддиктивного поведения у подростков / С. А. Кулаков. – СПб.: Гардарики, 2003. – 470 с.
7. Рожков, М. Воспитание трудного ребенка: дети с девиантным поведением [Текст]. Учебно-методическое пособие / Под общ. ред. М. Рожкова. – М. : ВЛАДОС, 2001. – 231 с.
8. Сидорова, Л. Дети «группы риска»: помощь, поддержка, защита [Текст] / Л. Сидорова // Социальная педагогика. – 2003. – № 2. – С.45 –53.
9. Степанов, С. Подростки с отклоняющимся поведением [Текст] / С. Степанов // Социальная педагогика. – 2006. – № 4. – С. 24 – 32.