Введение
Предметом рассмотрения настоящего доклада является класс экспрессивных речевых действий, отличающихся тем, что их исполнитель в своих действиях выражает внутренние состояния определенного типа – а именно «чувства», «эмоции», «мнения» в широком смысле слова.
Экспрессивность речи, ее проявление относится к кардинальным и достаточно популярным лингвистическим проблемам, поскольку она связана с эмоциональным отношением говорящего к адресату и к содержанию речи. Экспрессивные речевые акты, выражающие психологические состояния коммуникантов, имеют особую социальную значимость в процессе межличностной коммуникации.
Но несмотря наотдельные удачи и достижения в области их изучения, осталось еще множество лакун, ждущих заполнения исследованиями воплощаемых в экспрессивах интенций говорящего субъекта, взаимодействия коммуникантов, влияния коммуникативной ситуации, а также психологолингвистических особенностей языковой личности, переосмысление известного и неоднократно обсуждавшегося речевого материала в этом направлении может поэтому содействовать уточнению сведений о нем в общелингвистическом плане.
Экспрессивы уже много лет неизменно вызывают интерес исследователей, но граница класса до сих пор является предметом их дискуссий.
1 Семантика речевых актов экспрессивов и способы их таксономии
Речевой акт–это высказывание или речевое действие, или совокупность высказываний, совершаемых одним говорящим с учетом другого.
Теория речевых актов является центральным объектом прагмалингвистики.
Создателем теории речевых актов являются Дж. Остин и Дж. Сеарль. Данным вопросом занимались В. Гумбольдт, Ш. Балли, Э. Бенвениста, Хэллидей.
В соответствии с данной теорией, минимальная единица коммуникации – это осуществление определенного вида актов, таких, как констатация, вопрос, приказание, описание, объяснение, извинение, благодарность, поздравление и т.д.
Каждый акт непосредственно связан с интенцией или, другими словами, намерением говорящего. Интенции классифицируются по:
• степени приоритетности реализуемого коммуникативного намерения–прямые и косвенные;
• степени репрезентации в высказывании–эксплицитные и имплицитные;
• характеру порождаемых действий–практические и ментальные;
• степени эмоционального воздействия–благоприятные и неблагоприятные;
• характеру продуцируемого речевого произведения–репликообразующие и дискурсо-текстообразующие.
Эмоции и чувства человека могут быть разнообразными по силе, глубине, продолжительности и форме выражения. В зависимости от сочетания скорости, силы и продолжительности различают следующие виды эмоциональных состояний: настроение, страсть, аффект, воодушевление, стресс и фрустрация.
Настроение – эмоциональное состояние, которое отличается слабой или средней силой выражения, но при этом его значительной устойчивостью. Страсть – это также длительное и устойчивое эмоциональное состояние, но в отличие от настроения оно характеризуется сильным эмоциональным наклоном. Страсть представляет собой сплав эмоций, чувств и мотивов, сконцентрированных вокруг определенной деятельности или человека. Воодушевление – это своеобразная мобилизация всех лучших душевных сил человека.
Аффект – это чрезвычайно сильное, быстро возникающее и бурно протекающее кратковременное эмоциональное состояние (отчаяние, ярость, ужас и т. д.). Действия человека при аффекте происходят в виде «взрыва». Аффект сопровождается видимыми изменениями в поведении человека и выражается в бурных движениях, беспорядочной речи. В таком состоянии у человека может наблюдаться временная потеря волевого контроля за своим поведением, он может совершить необдуманные поступки.
Заключение
Таким образом, исходя из вышеизложенного, мне ближе теория создателей теории речевых актов Дж. Остин и Дж. Сеарль., поскольку они определяют четкую структуру ступеней речевых актов и определяют более-менее четкую классификацию речевых актов.
Так, в соответствии с теорией Остина речевой акт состоит из трёх ступеней:
иллокуции – это намерение говорящего. Данный акт указывает не только на значение выражаемой пропозиции, но и соотносится с коммуникативным намерением говорящего. Он обладает определённой силой, которая состоит из упорядоченной последовательности определённых элементов: иллокутивной целью – сообщение или запрос информации, способом достижения этой цели – модусами высказываний, отношением адресата, например сомнение, отрицание, незнание, уверенность.
— локуции – порождение высказывания: произнесение звуков – фонетический акт, построение грамматически и лексически верного высказывание – фатический акт, наполнение высказывания смыслом – ретический акт. Данный акт связан со смыслом и референцией. Локутивная сила высказывания–его когнитивное содержание.
— перлокуции – воздействие на адресата, его мышление и действия с целью достижения результата высказывания или создания новой ситуации. Часто цели отражаются в грамматической структуре предложения: повествовательное, побудительное, вопросительное. Иллокутивная сила предложения – это коммуникативная направленность высказывания, он не является конвенциональным. В данном случае важно не само понимание смысла сказанного, а изменения в результате такого понимания.
Дж. Серль дополнил вышеуказанную классификацию, расширив типы иллокутивных речевых актов, противопоставляя понятие пропозиции (общего содержания) и иллокуцию:
— репрезентативы/ассертивы используются для описывания мира. Могут быть истинными или ложными. Приспосабливают слова к реальности. Психологическое состояние–убеждение. Используются в сообщениях, объявлениях, предсказаниях.
— директивы служат для совершения/исполнения чего-либо адресатом. Приспосабливают реальность к словам. Психологическое состояние–желание. Используются в вопросах, приказах, просьбах, советах, мольбах.
— комиссивы служат для того, чтобы наложить на говорящего обязательства или навязывания определённого поведения. Они приспосабливают реальность к словам. Психологическое состояние–намерение. Используются в обещаниях, обязательствах, гарантиях, клятвах.
1 Городецкий Б.Ю. Новое в зарубежной лингвистике. Выпуск 17. Теория речевых актов.– М.: Прогресс, 1986. – 423 c.
2 Трофимова Н.А. Экспрессивные речевые акты в диалогическом дискурсе. Семантический, прагматический, грамматический анализ: Монография. – СПб.: Изд–во ВВМ, 2008. – 376 с.
3 Формановская Н. И. Эмоции, чувства, интенции, экспрессия в языковом и речевом выражении / Н. И. Формановская // Эмоции в языке и речи: [Сб. науч. тр.]. – М.: РГГУ, 2005. – С. 106–116.
4 Остин, Джон Лангшо. Слово как действие // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 17: Теория речевых актов. М., 1986. С. 22—130.
5 Серль, Джон Р. Классификация иллокутивных актов // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 17: Теория речевых актов. М., 1986. С. 170—194.
6 Серль, Джон Р. Что такое речевой акт? // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 17: Теория речевых актов. М., 1986. С. 151—169.