1. Информационный блок
2. Описание сути опыта
3. Заключение
Список использованных источников
1. Информационный блок
1.1. Название опыта
«Формирование здорового образа жизни у младших школьников»
1.2. Актуальность опыта
Мой опыт обусловлен тем, что здоровый образ жизни – это образ жизни, основанный на принципах нравственности, рационально организованный, активный, защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяющий сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье.
1.3. Цель опыта:
Формирование у детей позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья.
1.4. Задачи опыта:
- Сформировать у детей представление о здоровье как одной из главных ценностей человеческой жизни.
- Приобщить детей к здоровому образу жизни.
- Укреплять здоровье и способствовать правильному физическому развитию.
- Скоординировать деятельность ГПД и родителей по формированию у ребёнка бережного отношения к своему здоровью.
- Расширять знания детей о здоровом и активном образе жизни.
- Воспитывать высокие нравственные качества: коллективизм, волю, дисциплинированность, высокоорганизованность.
1.5. Длительность работы над опытом
Продолжительность работы : 2016-2019 г.г.
2. Описание сути опыта
2.1. Ведущая идея опыта
Всем известно, что здоровье – это величайшая ценность, основа для самореализации и главное условие для выполнения людьми их социальных и биологических функций. Здоровьесберегающее поведение и мышление закладываются еще в школе. Но в то же время школьная среда препятствует укреплению здоровья. Раннее начало обучения, интенсификация учебного процесса, использование педагогических инноваций влекут несоответствие нагрузки возможностям детского организма и приводят к напряжению адаптационных механизмов.
Необходимо отметить, что сегодня образовательная система направлена на сохранение здоровья школьников. Задача педагогов заключается не только в том, чтобы дать детям знания, но и в том, чтобы сформировать успешных личностей, готовых полноценно жить и растить будущее поколение. А без здоровья это невозможно. Именно поэтому в настоящее время реализуются здоровьесберегающие технологии в школе. А особенно их реализация необходима в группе продленного дня.
Учителями нашей школы используются здоровьесберегающие образовательные технологии с учетом индивидуальных особенностей учащихся: личностно-ориентированное, дифференцированное и проблемное обучение посредством различных методов и форм работы: привлечение к оздоровительным мероприятиям детей с ослабленным здоровьем, активная пропаганда ЗОЖ и негативного отношения к вредным привычкам, проведение физической зарядки перед первым уроком, физкультминуток, коррекция правильной осанки, организация подвижных игр на переменах, влажных уборок, проветривания классных комнат, озеленение учебных кабинетов, соблюдение температурного режима, основы личной гигиены, организация правильного питания и т. д.
Большое внимание сбережению здоровья учащихся в нашей школе уделяется в группе продлённого дня. Почти 70 % учебного дня учащиеся проводят в школе, и основную часть этого времени они сидят за партами. У детей устают мышцы спины, позвоночник, глаза, пальцы, наступает утомляемость. И в ГПД дети опять должны сидеть за партами во время самоподготовки, на занятиях в кружках и т.п.
Поэтому для поддержания и укрепления здоровья учащихся работу группы продленного дня необходимо спланировать грамотно с соблюдением правил санитарно- гигиенических норм, образовательного и воспитательного процесса.
3. Заключение
В группе продлённого дня, особенно важны и нужны оздоровительные моменты, так как в первую половину дня дети в основном сидят за партами. У них устают глаза, пальцы, мышцы спины, они искажают позвоночник, подгибают ноги, подпирают голову руками и т.д., а в ГПД дети опять должны сидеть за партами во время самоподготовки, на занятиях в кружках и т.п.. Для отдыха детям необходимы двигательные минутки и занятия, которые позволили бы размять своё тело, передохнуть и расслабиться, пообщаться свободно между собой, прислушаться к себе и принести своему организму пользу.
Физические упражнения и, прежде всего, движения являются одним из основных средств сохранения и укрепления здоровья, всестороннего физического развития детей. Они важны для развития всех систем организма: нервной, сердечнососудистой, дыхательной, скелетно-мышечной.
В движениях дети познают жизнь, окружающий мир, поэтому движений в жизни детей должно быть достаточно для нормального роста и развития, но их не должно быть излишне много во избежание перегрузки детского организма. Естественную потребность в движениях, большую двигательную активность, присущую детскому организму, нужно поощрять и регулировать, создавая особый двигательный режим. Всё это учитывается, при составлении режима дня, недельной нагрузки и плана работы ГПД.
Благодаря играм дети учатся доверять самим себе и всем людям, распознавать, что следует принять, а что отвергнуть в окружающем мире.
Игра имеет огромное значение в становлении личности и задача воспитателя, контролируя процесс игры, направлять ее в «нужное русло».
В заключении хочется сказать, что задача воспитателей – пополнять свои знания о здоровьесберегающих технологиях, активно внедрять их в свою практику, делиться опытом с коллегами.
1. Анцибор, М. М., Голованова, Н. Ф. Особенности организации педагогического процесса в начальных классах с продленным днем. / М. М. Анцибор, Н. Ф. Голованова. – М. : 1999. – 320 с.
2. Бесова, М. А. Воспитательная работа в начальной школе: теория, методика, технология. / М. А. Бесова. – Мозырь : «Белый ветер», 2006. – 124 с.
3. Гордеева, В. В. система воспитательной работы в группах продленного дня. / В. В. Гордеева. – Волгоград : 2007. – 146 с.
4. Исаев, А. – Если хочешь быть здоров. / А. Исаев. - М. : Физкультура и спорт. 1998. – 73 с.
5. Матвеев, А. А. Мельников, С. Б. Методика физического воспитания с основами теории / А. А. Матвеев, С. Б. Мельников. - М. : Просвещение. 1991. – 421 с.
6. Минскин, Е. М. Игры и развлечения в группе продленного дня. / Е. М. Минскин. – М. : 1985. – 192 с.
7. Попова, И. Н. Организация и содержание работы в ГПД. / И. Н. Попова. – М. : 2004. – 144 с.
8. Шурухина, В. К. Физкультурно-оздоровительная работа в режиме продленного дня школы с учащимися I-III классов. / В. К. Шурухина. – М. : 1980. – 78 с.