Институциональная среда отраслевых рынков
Список использованных источников
Институциональная среда отраслевых рынков
Изучение институциональной среды в разрезе межстрановых или региональных сопоставлений позволяет сделать выводы о качестве базовых институтов ведения бизнеса на конкретной территории. Однако такие исследования не позволяют учесть условия, характеризующие специфику правил в отдельных отраслях и на конкретных рынках.
На современном этапе изучения данного процесса с теоретической точки зрения, в работах отечественных и зарубежных авторов, отсутствует как таковое общепринятое и сформированное определение «институциональной среды». Кроме того, современные исследователи также не пришли к общему согласию относительно того, что именно можно включать в данное понятие в качестве структурных частей. Так, в работах научных деятелей, проводящих исследование в данной области, изучая их труды и теоретические подходы, можно наблюдать как полное сопоставления понятия «институциональная среда» понятию «маркетинговая среда», так и деление данной области исследования на ряд отдельных институтов, которые в своей совокупности формируют данное понятие.
Несмотря на то, что существует множество мнений на данный счёт, и каждое из них подкрепляется соответствующей доказательной базой, на мой взгляд, существует значительное отличие между таким понятием как «институт» или их совокупностью. И непосредственно самой институциональной средой. Такой вывод можно сделать на основе изучения функций, которые возлагаются на них в результате их функционирования в сложившихся экономических условиях.
В своём общем виде, функция институтов заключается в реализации процесса сопоставления, координации и обеспечения эффективного процесса распределения издержек и выгод.
В свою очередь, институциональная среда направлена на выполнение следующих функций: рамочный надзор (ограничение набора доступных альтернатив); обеспечение предсказуемости и стабильности экономической системы; обеспечение свободы и безопасности (в рамках системы); и минимизация затрат на обеспечение транзакций и передачу знаний. При регулировании институциональных соглашений "важное значение приобретает надежность обязательства правительства поддерживать стабильность институциональной среды и обеспечивать необратимый процесс реформ."
Институциональная среда представляет собой комбинацию трех аспектов, которые отвечают за различные институциональные элементы и могут по-разному влиять на поведение людей и компаний: надзор (государственная политика в отношении бизнеса), познание (знания и навыки, разделяемые обществом) и нормы (система социальных ценностей). Эти три измерения используются не только для проведения сравнительного анализа уровня корпоративной деятельности в разных странах, но и для изучения факторов стратегического выбора компании во время изменений в базовой системе.
1. Белокрылов, К.А. Микроэкономика: учебник / К.А. Белокрылов. – РнД: Феникс, 2016. – 491 c.
2. Вечканов, Г.С. Микроэкономика: Учебник / Г.С. Вечканов, Г.Р. Вечканова. – СПб.: Питер, 2019. – 128 c.
3. Липсиц, И.В. Микроэкономика. Макроэкономика: Учебник / И.В. Липсиц. – М.: КноРус, 2017. – 304 c.
4. Носова, С.С. Микроэкономика. Макроэкономика. Учебник / С.С. Носова. – М.: КноРус, 2018. – 350 c.
5. Тарануха, Ю.В. Микроэкономика: Учебник / Ю.В. Тарануха, Д.Н. Земляков. – М.: КноРус, 2017. – 192 c.