Введение
Табачная отрасль Республики Беларусь
Заключение
Литература
Введение
Табачная промышленность – отрасль промышленного производства, связанная с выращиванием табачного сырья и его переработкой; изготовлением табачных изделий, их продажей, продвижением. Жизненный цикл производства и потребления табака включает в себя выращивание и высушивание, производство и распространение продукции, её потребление и формирование отходов после потребления. Исторически производителей табака неоднократно обвиняли в манипуляциях и обмане потребителей с целью популяризации и увеличения продаж своей продукции, что подтвердилось после раскрытия внутренних документов корпораций в ходе ряда судебных разбирательств.
На 2020 год сигаретная промышленность оставалась одной из наиболее прибыльных, несмотря на ежегодное снижение общемирового потребления табака на 3-5 % и доказанный вред табака на организм человека (около 8 миллионов смертей ежегодно связанны с потреблением табака, из них 1,2 миллиона – с пассивным курением). Только за 2019 год курильщики употребили 5,2 трлн сигарет, общая стоимость которых составила примерно 705 млрд долларов. Объём мирового табачного рынка в 2020 году оценивался в 932,11 млрд долларов, при ожидаемом среднегодовом темпе роста 1,8 % до 2028 года [4].
Табачная отрасль Республики Беларусь
В последние годы для табачного рынка Беларуси характерен тренд постепенного сокращения потребления табачных изделий, вызванный демографической динамикой, опережающим инфляцию ростом акцизов и цен, а также уменьшением доли курящего населения.
На фоне изменения индекса ценовой доступности, а также неравномерного роста величины акциза на сигареты первой ценовой группы (самых дешевых сигарет) относительно второй и третьей групп наблюдается массовое переключение потребителей на более дешевые марки сигарет, т.е. постоянный рост доли продаж табачных изделий низкоценового сегмента (около 12% в период с декабря 2020 г. по июнь 2021 г.) за счет снижения доли среднеценового и верхнеценового сегментов. Это объективные факторы, влияющие на ситуацию на рынке.
В Беларуси табачный рынок имеет ряд специфических черт, при этом некоторые из них, к сожалению, нельзя отнести к положительным. Практикуемая система квотирования уже сама по себе ограничивает свободную конкуренцию. Более того, производственная квота для внутреннего рынка существенно превышает его реальную потребность. Расчетная емкость рынка составляет не более 20 млрд шт сигарет, тогда как на 2017 г объем квоты составляет более 29 млрд шт, из которых более 22 млрд шт сигарет приходятся на долю ОАО «Гродненская табачная фабрика «Неман» (ГТФ), в котором доля государства составляет 100%, и 7 млрд шт сигарет – на долю частного ООО «Табак-инвест» (Минск).
Помимо этого, сложившаяся диспропорциональная структура акциза, при которой нагрузка на нижний ценовой сегмент в 2-3 раза ниже, чем на остальную продукцию, поощряет перепроизводство дешевых марок сигарет, что противоречит мировой практике. Это приводит к глубокому искажению структуры самого рынка, ценовой декомпрессии, нехарактерной ни для стран Евросоюза, ни для партнеров по ЕАЭС. Очевидно, что и целям общественного здравоохранения такой подход также не соответствует [1].
Кроме того, с 2015 г в особую группу, на которую устанавливается отдельная квота, выделены сигареты с фильтром нижнего ценового сегмента. Это сделало невозможным производство импортозамещающих международных марок первой ценовой группы, выпускавшихся ранее. В нашем случае речь идет о популярных международных марках Magna и More, выпускавшихся фабрикой «Табак-инвест». Доля сигарет нижнего ценового сегмента составляет 70%. В нем доминирует ГТФ, занимая своими марками 80% объема выпуска таких сигарет. В результате установления непропорционально низкой ставки акциза на первую ценовую группу и ограничения доступа в данный сегмент другим игрокам фактически выстроена искусственная монополия на производство дешевых сигарет.
2021 год стал непростым практически для всех сфер бизнеса и общественной жизни в Беларуси. Табачная отрасль, как и многие другие, также столкнулась с вызовами, которые было сложно предвидеть год назад. Кроме этого еще в 2019 году в Беларуси, как и во всем остальном мире, началась трансформация табачной отрасли – производители начали давать потребителям альтернативу традиционному потреблению никотина.
Заключение
Периодическое повышение акцизов – это достаточно распространенная и экономически обоснованная во всем мире практика. Как правило, в Беларуси ставки акциза на табачные изделия повышаются два раза в год: с 1 января и с 1 июля. Однако в 2021 г. уже произошло два повышения: с 1 января и с 17 марта, а еще одно запланировано на 1 июля.
В настоящее время сформировались две ярко выраженные тенденции поведения курильщиков: переключение с дорогих на более дешевые бренды и сокращение потребления. Это главным образом связано со снижением реальных доходов населения. Безусловно, повышение максимальных розничных цен на табачные изделия только усиливает эти тенденции.
Чтобы не потерять свои позиции, крупным игрокам, на наш взгляд, необходимо иметь сбалансированный портфель марок, способных в наибольшей степени отвечать вкусам потребителей, в т.ч. и по ценовому фактору.
За 2020 год радикальных изменений в отрасли не произошло. Лидером попрежнему остается Гродненская табачная фабрика «Неман», а British American Tobacco занимает 3-е место с долей 23%, по данным компании ACNielsen.