На нетленном полотне нашей исторической памяти золотыми буквами написано имя Максима Богдановича, который могуществом своего таланта достиг вершин мастерства, стал признанным классиком белорусской литературы. Современному читателю творческое наследие писателя интересно, близко и понятно, а все потому, что эти произведения наполнены общечеловеческими ценностями, ценность которых с годами, веками не преходяща.
Максиму Богдановичу принадлежит в белорусской литературе особое место. И не только потому, что, живя за пределами Беларуси, лишенный ее языковой, культурной, бытовой среды, он стал выдающимся белорусским поэтом.
Но известен еще Максима Богданович на поприще белорусского искусства слова как писатель-новатор. Кроме того, что он впервые применил в национальной литературе формы триолет, рондо, верлибр и другие классические формы, он также родоначальник импрессионистического и символистского течения в отечественной литературе.
С его творчеством также впервые в белорусское поэтическое слово с такой необычайной полнотой проникает внутренняя жизнь человека. Лирическая личность поэта вмещает в себе целый мир.
Максим Богданович как творец, мыслитель, историк — в общем уникальное, феноменальное явление, которое не укладывается ни в рамки своего времени, ни в рамки целых литературных эпох. Выдающийся деятель национального возрождения, Максим Богданович ровно чувствовал себя и в областях собственно европейского Возрождения, европейского Просвещения,
в традициях духовности средневековья, причем не только европейского, но и азиатского, не только раннего — со «Словом о полку Игореве» и со скандинавскими сагами, но и позднего, барочного. В обстоятельствах ускоренного литературное развитие Беларуси начала XX века. Он сам это точно осознавал и был соучастником того, что белорусская литература проходила «повторительный курс» всех стилей и школ, направлений и течений, эстетик и форм, какие человечество Европы прежде всего до этого выработало, заполучило. Поэтому творчество Максима Богдановича — это вместилище координат и параметров самых-самых разных: эстетик романтизма и реализма, символизма и антологизма, поэтик форм традиционных и раскованно верлибровых, онтологически классических и фольклорно-песенных, эпически-сказанных.
[...]