Младший школьный возраст (6-10 лет)
Список литературы
Младший школьный возраст (6-10 лет):
Младший школьный возраст – период жизни ребенка от 6–7 до 10 лет, когда он проходит обучение в начальных классах (I – IV классы) современной школе (психологический словарь).
Младший школьный возраст – переходный период, характеризующийся возрастным кризисом 7 лет – соединительным звеном между дошкольным и школьным возрастом (Л.С. Выготский).
Младший школьный возраст – предпубертатный возраст, предшествующий половому созреванию ребенка, когда развертывается четвертая стадия, связанная с воспитанием у детей трудолюбия, необходимостью овладения новыми знаниями и умениями (Э. Эриксон).
Младший школьный возраст – латентная фаза психического развития, позитивным выходом из которой является трудолюбие; негативным – неполноценность (Э. Эриксон).
Младший школьный возраст – возрастной период, когда ведущей для ребенка становится учебная деятельность, а главным психическим новообразованием являются внутренняя позиция ученика и умение учиться (Д.Б. Эльконин).
Младший школьный возраст – стадия развития психики, стадия конкретных операций с предметами, характеризующаяся возникновением элементарного логического рассуждения (Ж. Пиаже).
Младший школьный возраст – период позитивных изменений и преобразований, происходящих с личностью ребенка (А.А. Реан).
Применение методик к младшему школьному возрасту:
– методика изучения уровня внимания у школьников (П.Я. Гальперин, С.Л. Кабылицкая). Назначение: изучение уровня внимания и самоконтроля учащихся 3-5 классов. Ребенку предлагается исправить в тексте ошибки (в том числе и смысловые). Исследователь фиксирует время работы с текстом, особенности поведения ребенка (уверенно ли работает, сколько раз проверяет текст, читает про себя или вслух и прочее);
– проективная методика «Нарисуй себя» (А.М. Прихожан). Назначение: изучение особенностей эмоционально-ценностного отношения младшего школьника к себе как к представителю определенного пола. Ребенку предлагается нарисовать хорошего мальчика (девочку), плохого мальчика (девочку), себя. Анализируется рисунок, окончательные выводы делаются с учетом беседы с ребенком после окончания работы;
– цветовой тест отношений (А.М. Эткинд). Назначение: изучение эмоциональных компонентов отношений ребенка к значимым для него людям. Ребенку предлагается написать 8 значимых в его жизни ситуаций, людей, явлений; рассказать о них, о своих отношениях с ними, чувствах. После завершения ассоциативной процедуры испытуемому предлагается проранжировать цвета в порядке предпочтения для себя.
1 Выготский, Л.С. Кризис семи лет / Л.С. Выготский // Собрание сочинений: В 6 т. – Москва. – 1984. – Т. I. – С. 376–385.
2 Возрастная и педагогическая психология: хрестоматия: учеб. пособие / Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. – М.: Академия, 1999. – 320 с.
3 Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг, Д. Бокум. – СПб.: Питер, 2005. – 940 с. (Серия «Мастера психологии»).
4 Обухова, Л.Ф. Детская (возрастная) психология / Л.Ф. Обухова. – М.: Российское педагогическое агентство, 1996. – 374 с.
5 Реан, А.А. Психология человека от рождения до смерти / А.А. Реан. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2002. – 656 с.
6 Эльконин, Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах / Под ред. Д.И. Фельдштейна – М.: Институт практической психологии, 1997. – 416 с.