ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА
Правовое государство – политическая организация, которое создает условия для полной реализации прав и свобод гражданина, а также равнораспределенного ограничения таким инструментом как право, возможности злоупотребления государственной властью. Термин «правовое государство» определился в первой половине 19 века в Германии, в России же термин получил свою популярность благодаря сторонникам теории правового государства, таким как: Б.Ф. Кистяковский, П.А. Покровский, Б.Н. Чичерин и т.д.
Разные концепции правовой основы государства формировались с давних времен. Еще в древности выстраивались конструкции согласованности прав и власти. Формировалась идея справедливости политических форм жизни людей и сочетание с силы права с формами правления. Например, Аристотель выделял две формы правления: 1. Которая приводит правителя к выгоде; 2. Которая приводит к выгоде общество.
В данных концепциях по-разному понимается роль права, которое выступает посредником в рамках реализации взаимодействия гражданина и государства. В России, долгое время отношение к концепции правового государства было негативным. Описывали правовое государство в 20-30-х годах как мираж, который удобен для буржуазии, так как он заменит ушедший религиозный пласт и укрывает факт преобладания буржуазии над массой. Отрицательное отношение к теории правого государства объясняется тем, что право считалось буржуазной системой, которая тормозит развитие. Основой для этого служит карательные методы управления, которые пытались уравнять всех, и раздача важных полномочий различным чиновникам.
Но с динамичным развитием юридической науки, негативные мысли постепенно исчезали. Основным изменениями в сторону правового государства произошли в 60-х годах, когда была выдвинута доктрина о переходе от диктатуры пролетариата к общенародному государству, так в 1977 году было закреплено право государственных основ общественной жизни и положение о развитии демократии и законности социалистического характера. В 70-х годах обсуждался вопрос о советском правовом государстве, как о важном направлении общенародного развитии государства. Одним из основных перспективных направлений, совершенствований и преобразований произошли уже на современном этапе. В рамках формирования государства происходило переосмысление старых правовых форм.
1. Афанасьев С.Ф. Курс доказательственного права: Гражданский процесс. Арбитражный процесс. Административное судопроизводство / С.Ф. Афанасьев, О.В. Баулин, И.Н. Лукьянова и др.; под ред. М.А. Фокиной. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Статут, 2019.
2. Байтин М.И. Сущность права: (Современное нормативное правопонимание на грани двух веков). Саратов, 2001. С. 338.
3. Боер В.М. Правовое государство: реальность, мечты, будущее / В. М. Боер, Ф. М. Городинец, Э. П. Григонис и др.; Под общ. ред. В. П. Сальникова. СПб., 1999. С. 43.
4. Егорова М.А. Конкурентное право: учебник / под общ. ред. М.А. Егоровой, А.Ю. Кинева. М.: Юстицинформ, 2018.
5. Краснов М. Правовое государство: десятилетняя эволюция российской государственности. М., 2001. С. 12.
6. Нерсесянц В.С.Правовое государство, личность, законность / В.С. Нерсесянц, Г.В. Мальцев, Е.А. Лукашева и др. М., 1997. С. 5.
7. Нерсесянц В.С. Социалистическое правовое государство: концепция и пути реализации. М., 1990. С. 27.
8. Николаева, Лидия Административная юстиция и административное судопроизводство. Зарубежный опыт и российские традиции / Лидия Николаева. - М.: Юридический центр, 2016. - 147 c.
9. Пашуканис Е.Б. Избранные произведения по общей теории права и государства. М., 1980. С. 135.
10. Шафхаузер Р., Экштайн К, Вершинин С. Как упорядочить отношения гражданина и чиновника? (Административные процедуры на примере законодательства Швейцарии). М., 2000. С. 9.