Введение
Раздел 1. Теория предельной полезности
Раздел 2. Переход от кардинализма к ординализму
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
На сегодняшний день вопрос распределения дохода на покупки товаров и услуг стоит достаточно остро для населения нашей страны. По моему мнению, важно рассмотреть эту проблему с разных сторон, так как, с одной стороны, эта актуальная современная проблема затрагивает все классы населения, а с другой стороны это всегда актуальный экономический вопрос - предпочтения покупателя.
Концепция убывающей предельной полезности не только лежит в основе объяснения закона спроса, но также играет ключевую роль в объяснении того, как потребители должны распределять свой денежный доход между различными товарами и услугами, которые они могут покупать.
Если суммировать все недостатки, которые допускает производитель, то половина из них не знает, что и когда производить. Производство должно быть не только прибыльным, но и необходимым покупателю. Большинство производителей не изучают теорию, а действуют только «интуитивно» во многих ситуациях, четко сформулированных в теории, то есть учатся на своих ошибках, когда их можно избежать.
РАЗДЕЛ 1
Теория предельной полезности
Суть теории предельной полезности заключается в том, что полезность товара - это субъективная и индивидуальная ценность для каждого потребителя[1, c.56].
Всем известно, что при постоянном потреблении какого-либо товара, растет уровень насыщения этим товаром, а после достижения определенного значения начинает уменьшаться.
Другими словами, проще будет сказать, что с количественным ростом уже потребленных единиц субъективная ценность каждой новой единицы товара снижается. Это называлось законом убывающей предельной полезности.
Полезность товара – основополагающий принцип формирования стоимости товара. Так как при распределении дохода между необходимыми товарами человек тратит больше средств на те товары, которые имеют для него максимальную полезность.
Однако существует противоположное мнение, называемое парадоксом Смита.
Суть данного парадокса сводится к следующему: если стоимость так или иначе связана с благотворным эффектом, то почему польза, имеющая наибольшее благотворное воздействие, жизненно важное для всех (вода, хлеб, воздух), ценится очень низко или имеет никакой ценности, в то время как товары, полезность которых с точки зрения естественных потребностей сомнительна (например, алмазы), так ценятся? [2, c.26]
РАЗДЕЛ 2
Переход от кардинализма к ординализму
Полезность товаров следует рассматривать в совокупности, а не по отдельности.
Такое утверждение можно объяснить тем, что многие товары взаимосвязаны в процессе потребления: одни товары могут потребляться только вместе, другие, наоборот, служат для удовлетворения той же потребности и более или менее взаимозаменяемы.
Таким образом, хочу отметить, что такая теория дает возможность оценить полезность не с количественной точки зрения, а с точки зрения порядка предпочтения разных наборов товаров.
Так совершился переход от “кардиналистского” (т. е. количественного) подхода к полезности -- к “ординалистскому” (т. е. порядковому).
По моему мнению, основой перехода от кардинализма к ординализму стали субъективные предпочтения потребителя в выборе товаров. Что это значит? Теория отвергает идею о том, что потребитель может количественно оценить полезность набора продуктов, но предполагает, что они могут просто сравнивать различные наборы продуктов на основе своих предпочтений [3, c.48].
В то же время наборы товаров с более высоким уровнем полезности более предпочтительны, а наборы с одинаковым уровнем полезности эквивалентны.
Другими словами, нашего потребителя не мучает вопрос о количественной оценке полезности продукта. При выборе набора продуктов не просят ответить на вопрос, во сколько раз этот набор полезнее любого другого. Потребитель на основании своей субъективной оценки решает, что этот набор товаров для него предпочтительнее всех остальных.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, при рассмотрении проблемы перехода от кардинализма к ординализму, важно уделить внимание таким важным аспектам, как субъективное предпочтение потребителя и невозможность количественной оценки полезности набора продуктов. Основная проблема заключается в том, что потребитель может лишь сравнивать различные наборы продуктов на основе своих субъективных предпочтений, таким образом оценивая полезность данных товаров.
Суть распределения дохода между необходимыми товарами заключается в том, что покупатели всегда выбирают продукт, исходя из своего дохода, который при определенных ограничениях розничных цен может наилучшим образом удовлетворить их потребности.
Теория полезности предполагает, что цены на товары основаны на их стоимости, определяемой как суждение субъекта о значении товаров, находящихся в его распоряжении. Правило максимизации полезности, согласно сказанному, представляет собой такое распределение денежных доходов потребителя, при котором последний рубль, потраченный на покупку каждого типа продукта, принесет такую же дополнительную полезность (предельную). Только изменение потребительских предпочтений, цен на продукты питания и доходов может вывести потребителя из равновесия.
Согласно закону убывающей предельной полезности, стоимость каждого последующего товара уменьшается с увеличением запасов и достигает нуля в точке полного насыщения.
Потребитель получит максимальную полезность потребления данного набора товаров при условии, что предельные полезности всех потребляемых товаров равны.
1. Борисов, Е.Ф. Экономика: Учебник для вузов / Е.Ф. Борисов. – М.: Проспект, 2016. – 320 с.
2. Булатов, А.С. Экономика: Учебник / А.С. Булатов. – М.: Экономистъ, 2018. – 831 с.
3. Вечканов, Г.С. Экономическая теория: Учебник / Г.С. Вечканов. – СПб.: Питер, 2019. – 448 с.
4. Гукасьян, Г.М. Экономическая теория: Учебник / Г.М. Гукасьян, Г.А. Маховикова, В.В. Амосова. – М.: Эксмо, 2016. – 608 с.
5. Камаев В.Д. Основы экономической теории (экономика): Учебник / В.Д. Камаев. – М.: Владос, 2016. – 379 с.