ВВЕДЕНИЕ
1. Типы национально-языковых идеологий: возможный оптимальный вариант для Беларуси
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Идеологические основы белорусского государства со временем оформятся в единую слаженную, институционально закрепленную идеологию, предназначенную выполнить целесообразующую функцию, которая сводится к формулированию целей развития государства; интеграционную функцию, выраженную в формировании единого государства; мотивирующую функцию, которая должна поощрять людей к деятельности на благо государства, коммуникативную функцию, что позволит идентифицировать людей, которые не поддерживают этой идеологии; аксиологическую функцию, которая обозначит наиболее важные ценностные ориентации государства [1, c. 73].
Отражая сегодняшние реалии, идеология белорусского государства смотрит в будущее, несет в себе ответ на угрозы и вызовы нового века.
Объект исследования – данные исследований различных авторов по данной теме.
Предмет исследования – типы национально-языковых идеологий.
Задачи, которые были решены в ходе исследования:
−проанализировать национально-языковую идеологию;
−выявить возможный вариант для Беларуси.
Типы национально-языковых идеологий: возможный оптимальный вариант для Беларуси
Человеческое общество характеризуется системой идей, которых объединяет различные слои населения, оно, в свою очередь, обуславливает ценностные ориентации, моральные нормы, определенный вклад жизни, социальную активность. Во времена глобализации каждая национальная идея базируется на одном конкретном языке, наиболее подходящем для определения ее облика и формулировки основных целей. Второй очень важной составляющей национальной идеи является вероисповедание. Неслучайно одной из наиболее важных составляющих почти любой национальной идеи является национальная церковь, которая разговаривает с народом на его родном языке [1, c. 103].
Влияние общества на язык отображается, прежде за все, в социальной дифференциации языка. Ярким примером такой социальной дифференциации являются изменения, происходящие в языке после важных исторических событий, когда в язык проникает огромное количество новых, социально окрашенных слов, происходит смена традиций литературного языка, в частности, норм произношения. О связи языка и общества свидетельствует и факт стилистической дифференциации языка, зависимость использования языковых средств от социальной принадлежности носителей языка и от потребностей общества в целом. Язык как общественное явление занимает свое, особое место среди других общественных явлений и обладает своими специфическими чертами [2, c. 37].
В начале XX века национальная идея белорусов была с чрезвычайной точностью сформулирована народным поэтом Беларуси Янкой Купалой. Суть ее в следующих словах: “Мы — беларусы”. В стихотворении “А кто там идет” поэт объявил миру о существовании белорусов как самобытного народа и сразу же заявил об их праве на уважительное отношение к себе. Возникновение разветвленной системы языковых стилей и установление языковых норм способствует развитию так называемой языковой эстетики, выражающейся в охране языка или стиля от проникновения в него всего того, что нарушает стилистические или языковые нормы [1, c. 124]. Особенно действенной в русле Национального самопознания была народоведческая работа на родном поприще. Мощный толчок дал Вильнюсский университет, его педагоги, особенно М. Бобровский, и. Данилович, также общество филоматов.Вместе с “Нашей Нивой “формируется второй центр белорусского национально-культурного движения-газета “Беларус”, которая издавалась на белорусском языке латиницей с января 1913 г. (Редакторы – А. Бычковский и Б. Почобко). Газета была организована главным образом представителями католического духовенства, которые присоединились к белорусскому национальному движению.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На сегодняшний день можно говорить о наличии всех четырех гармоничных составных частей идеологии белорусского государства: Конституция, белорусская экономическая модель, белорусская политическая система, белорусская идеологическая доктрина в виде национальной идеи. Процесс изменения идеологии белорусского государства проходил под знаком разрушения и отбрасывания коммунистической идеологии. Многим казалось, что идеология не нужна вообще.