Философское учение буддизма (по Ф. Щербацкому)
Буддизм появился в Индии, поэтому во многом родственен появившемуся несколько раньше индуизму. Ему знакомы такие понятия, как карма, сансара и многие другие. Положения буддизма кратко сформированы в «четырех благородных истинах»:
1. Вся наша жизнь – это страдание.
2. Причина наших страданий – это желания.
3. Чтобы освободиться от страданий, нужно избавиться от желаний.
4. К избавлению от желаний и страданий ведет «восьмеричный круг спасения». Согласно ему истинный буддист правильно видит мир; чист в мыслях и добр в намерениях; не позволяет плохих слов, пустых фраз; честен в поступках; ведет праведный образ жизни; старается на пути к цели; контролирует мысли и чувства; учится сосредоточению, медитирует.
В европейской философии общепринятым является понятие религии, выведенное Кантом. Он считал, что три главных идеи являются достоянием всякой религии: бытие Бога, бессмертие души и свобода воли; без них не может быть построено учение о нравственности. Однако буддизм очень сильно выбивается из общего ряда.
Хотя буддизм признает существование личностей более совершенных, чем обыкновенный человек, и называет их святыми и богами, но они ни в каком случае не стоят вне или выше мира и мирового предела жизни, они так же подчинены законам мирового развития и действию безличной мировой движущей силы, как и обыкновенные люди. Уже в древнейшем буддизме такое отрицательное отношение к единобожию ясно выступает наружу. Но в это время оно не играет еще выдающейся, центральной роли, так как самое-то единобожие было сравнительно слабо представлено. Индийское единобожие развивалось как религия, и отчасти на нем основанное философское учение, позднее. В средние века Индии великий буддийский философ Нагарджуна написал небольшой трактат против единобожия, где опровергает его и указывает на все логические его несообразности. Это сочинение послужило примером для целого ряда позднейших сочинений, направленных против единобожия, появлявшихся вплоть до наших дней.
Что касается второй идеи – бессмертия души, то мало того, что буддизм его не признает, он отрицает самое существование души. Этот пункт – отрицание души – гораздо сильнее выступает уже в первоначальном основном буддизме, чем даже отрицание единобожия. Причина этого та, что учение о душе было гораздо более развито в древней Индии, современной появлению буддизма, и против него поэтому он направил свои самые мощные удары. Отрицание души есть основной отправной пункт буддийского учения. Мысль о существовании в нас души, т. е. особой, цельной, духовной личности, признается злейшей ересью и корнем всякого зла.