Предмет социологии права как юридической науки общетеоретического статуса
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Предмет социологии права как юридической науки общетеоретического статуса
Социология права в качестве научного направления социологии и правоведения обладает достаточно длительной историей (больше ста лет), однако в качестве обособленной социально – правовой гуманитарной науки институализировалась исключительно во второй половине XX века, системно интегрируя социологические и правовые научные познания. В системе современного национального юридического образования социология права выступает в роли самостоятельной учебной дисциплины общеобразовательной и общетеоретической природы.
Социология права является структурированной системой научных познаний о праве как социальном феномене – его генезисе, бытии и развитии. Она обладает собственным объектом, предметом, историей, методологией, методикой и структурой, т.е. всеми атрибутами обособленной гуманитарной науки. Но нужно иметь ввиду то, что множество вопросов о природе, объекте и месте социологии права среди иных социальных и правовых наук до настоящего времени являются дискуссионными. Однако, наиболее остро стоит вопрос о предмете социологии права как юридической науки, и это вне зависимости от того, что за последние десятилетия в национальной и зарубежной научной литературе социологии права уделялось по сравнению с прежними декадами повышенное внимание.
Как подчеркивает В.Н. Дубовицкий: «каждая учебная и научная дисциплина обладает собственной специфической областью познания, непосредственно сопряженную с ее предметом. Точное и своевременное установление предмета той либо другой дисциплины обладает достаточно актуальным значением как для процедуры ее становления и развития, так и для ее повседневного функционирования. Наличие строго отграниченного, определенного от области приложения иных смежных дисциплин предмета изучения выступает свидетельством не только институционально – функциональной зрелости и относительной самостоятельности, но и потенциальной эффективности (рациональности) учебной и научной дисциплины» [2, c. 39]. Наравне с этим, как справедливо отмечает М.Н. Марченко: «безотносительно к определённой сфере исследования предмет познания определяется посредством вовлеченности в процедуру практической деятельности человека сторон, отношений, свойств реальных объектов, которые в этих исторических условиях подлежат познанию. Либо же представляется в форме философского понятия, которое употребляется с целью обозначения системы законов духовного и материального мира, которые изучаются наукой в общем или ее обособленными отраслями. В отличии от предмета познания объект исследования в общефилософском смысле рассматривается в роли фрагмента мира самого по себе, как та часть (фрагмент, сфера, явление и т.п.) реально имеющейся действительности, на изучение которой целенаправленна познавательная деятельность человека» [3]. Также Ю.И. Гревцов убежден в том, что: «предмет науки – это то, что характеризует это науку с позиции того, что она изучает и что ей безраздельно не может принадлежать. На условной основе, предмет является одной из сторон, сфер либо комплексом сходных аспектов того либо другого исследуемого предмета.
1. Гревцов, Ю.И. Очерки теории и социологии права / Ю.И. Гревцов. - СПб., 1996. – 254 с.
2. Дубовицкий, В.Н. Социология права: предмет, методология и методы / В.Н. Дубовицкий. – Минск: Право и экономика, 2010. – с.
3. Марченко, М.Н. Понятие и предмет социологии права [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/.
4. Сивова, С.А. Социология права: в поисках объекта и предмета [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/.