Общая характеристика функциональных состояний субъекта труда в профессиональной деятельности
Список использованной литературы
Общая характеристика функциональных состояний субъекта труда в профессиональной деятельности
На современном этапе формируется совокупность знаний, которые позволяют понять саму сущность конкретной профессии, понятие профессионализма, а также трудового процесса с точки зрения науки в целом и психологии в частности. По моему мнению, базовыми, в данном случае, выступают знания об особенностях организации трудового процесса и его построении, формирование образа профессионала и специфику его восприятия.
В рамках эссе мы предполагаем, что трудовой процесс, профессиональная деятельность, совокупность должностных обязанностей, упомянутые знания и прочие важные факторы и условия труда определяют уровень ответственности специалиста, а также способствуют или, наоборот, тормозят его профессиональное развитие.
Также логично предположить, что ввиду различных условий труда, уровня профессиональной подготовки и нагрузки биосоциальный организм будет по-разному реагировать на выполнение конкретных трудовых задач. В связи с чем возникает необходимость к рассмотрению особых – специфичных и целостных, взаимосвязанных и взаимообусловленных – функциональных реакций, которые возникают у субъекта труда как ответ на конкретное содержание той или иной трудовой деятельности.
В данной работе мы будем учитывать точку зрения Е. П. Ильина, согласно которой, «понятие “состояние” в настоящее время является общеметодологической категорией Изучение состояний стимулируется потребностями практики в области спорта, космонавтики, психогигиены, учебной и трудовой деятельности. В самом общем плане «состояние» обозначает характеристику существования объектов и явлений, реализации бытия в данный и все последующие моменты времени» [3].
Обращаясь к научным трудам Э. Ф. Зеера и М. В. Зиннатовой [2], Е. П. Ильина [3], С. Ю. Манухиной [5], В. А. Толочека [6], Н. В. Солововой [7], в рамках эссе мы определим функциональное состояние субъекта труда в профессиональной деятельности в качестве интегрального динамического комплекса, объединяющего ряд наличных характеристик личности, а также физиологические, психологические, поведенческие функции и качества.
1. Дружинин, В. И. Психологические основы профессиоведения [Электронный ресурс] / В. И. Дружинин // Библиотека Гумер. Гуманитарные науки. – Режим доступа: https://usnd.to/IA4h.
2. Зеер, Э. Ф. Психологическое профессиоведение : учеб. пособие / Э. Ф. Зеер, М. В. Зиннатова. – Екатеринбург : РГППУ, 2019. – 135 с. : табл.
3. Ильин, Е. П. Психофизиология состояний человека [Электронный ресурс] / Е. П. Ильин // Сайт Факультета социальных наук НИУ «Высшая школа экономики». – Режим доступа: https://usnd.to/IAhw.
4. Методы оценки функционального состояния человека : метод. указания / сост. И. Ю. Мышкин, Н. Н. Тятенкова. – Ярославль : ЯрГУ, 2007. – 64 с.
5. Психология труда : учебник и практикум для академического бакалавриата / С. Ю. Манухина [и др.] ; под общ. ред. С. Ю. Манухиной. – М. : Юрайт, 2019. – 485 с.
6. Толочек, В. А. Психология труда : учеб. пособие / В. А. Толочек. – 2-е изд., доп. – СПб. : Питер, 2017. – 480 с.
7. Управление человеческими ресурсами: учеб. пособие / Н. В. Соловова [и др.]. – Самара: Изд-во Самарского университета, 2019. – 138 с.