Понятие сверхчеловека, воли к власти, и смерти Бога, в творчестве Ф.Ницше
Список литературы
Понятие сверхчеловека, воли к власти, и смерти Бога, в творчестве Ф.Ницше
За последнее столетие в различных философских национальных школах появилось множество интерпретаций философии Фридриха Ницше. В Германии интерес к Ницше достиг пика во второй четверти 20 века. Немецкая мысль этого периода «в ее ключевых, решающих моментах должна пониматься именно на основе наследия Ницше, как реакция на него» [8, с. 21-22]. Интерпретации ницшеанской философии, выдвинутые в 1930-1940-х годах К. Ясперсом, М. Хайдеггером и К. Лёвиттом, продолжают оставаться влиятельными и квалифицируются как «наиболее выдающиеся интерпретации» [2, с. 206]. Одна из примечательных идей Ницше, обсуждаемых в вышеупомянутых и других интерпретациях, - это идея смерти Бога. В чем его смысл и место в панорамах Ниццы?
Первичной причиной смерти Бога, согласно Ницше, было христианство, которое создало мир чистой фикции (Бог, моральный миропорядок, бессмертие, грех и т. д.). В современную эпоху раскрылась фиктивность всех христианских ценностей, на их месте возникла пустота, которая привела к росту нигилизма. Сообщая факт смерти Бога, Ницше «ставит диагноз современной действительности» [15, с. 14], фиксирует его кризис.
Согласно Ясперсу, смысл тезиса Ницше «Бог мертв» - это не просто отрицание Бога, не познание информативного характера и не безразличие к отсутствующему божеству, а выражение шока, «осознание неопределенности будущего» [14, с. 353]. Это связано с амбивалентным, по Ясперсу, отношением Ницше к христианству: «его неприязнь к христианству как реальности неотделима от его связи с христианством как требование» [15, с. 7]. С одной стороны, мысль Ницше «выросла из христианства под влиянием христианских импульсов» [Там же], таких как стремление к истине; с другой стороны, эти импульсы у Ницше теряют свое христианское содержание, поскольку они теряют свою основу в форме Бога.
С точки зрения Ясперса, «доминирующее направление мысли Ницше - прийти без Бога к окончательному увеличению силы человека в самой реальности» [14, с. 567]. Поэтому основной позицией Ницше, объединяющей его основные идеи, Ясперс называет не смерть самого Бога, а последующую «волю к чистой односторонности» [14, с. 566]. Эта чистая посюсторонность, противоположность христианской потусторонности, представляет бытие, которое есть вечное возвращение всего сущего, есть воля к власти как движущая сила становления, есть жизнь в дионисийском понимании и смысл бытие - сверхчеловек [14, с. 568].
Исходя из этих характеристик бытия, вечное возвращение приобретает особое значение как бесконечное повторение всего в течение длительных периодов времени. Идея кругового процесса вселенной противоположна вере в произвольного Бога, поэтому вечное возвращение становится заменой Бога, делает божество излишним. В результате, согласно Ницше, с идеей вечного возвращения «смерть Бога» становится окончательной, но при этом ничто не преодолевается» [14, с. 489].
1. Бофре Ж. Диалог с Хайдеггером. В 4-х кн. Кн. 2: Новоевропейская философия. – СПб.: Владимир Даль, 2007. – 396 с.
2. Жаворонков А.Г. Историко-философский метод в немецком ницшеведении // История философии в формате статьи: Сборник статей. – М.: Культурная революция, 2016. – 244 с. – С. 198-219.
3. Кароннов С.А. Ницшеанская идея смерти Бога в интерпретации Карла Лёвита // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история / Сборник статей по материалам LXXIII-LXXIV международной научно-практической конференции. – № 5-6 (63). – Новосибирск: АНС «СибАК», 2017. – 70 с. – С. 59-64.
4. Лёвит К. Ницшевская философия вечного возвращения того же. – М.: Культурная революция, 2016. – 336 с.
5. Лёвит К. От Гегеля к Ницше: Революционный перелом в мышлении XIX века. – СПб.: Владимир Даль, 2002. – 672 с.
6. Марков Б.В. Ницше в России и на Западе // Лёвит К. От Гегеля к Ницше. – СПб.: Владимир Даль, 2002. – 672 с. – С. 5-85.
7. Михайлов А.В. Вместо введения // Хайдеггер М. Исток художественного творения: Избранные работы разных лет. – М.: Академический Проект, 2008. – 528 с. – С. 5-75.
8. Михайловский А.В. Поэт возвращения // Юнгер Ф. Ницше. – М.: Праксис, 2001. – 256 с. – С. 7-51.
9. Мочкин А.Н. Фридрих Ницше (интеллектуальная биография). – М.: ИФ РАН, 2005. – 246 с.
10. Ростова Н.Н. Изгнание Бога: Проблема сакрального в философии человека. – М.: Проспект, 2017. – 432 с.
11. Хайдеггер М. Самоутверждение немецкого университета // Хайдеггер М. Исток художественного творения: Избранные работы разных лет. – М.: Академический Проект, 2008. – 528 с. – С. 372-383.
12. Хайдеггер М. Слова Ницше «Бог мертв» // Хайдеггер М. Исток художественного творения: Избранные работы разных лет. – М.: Академический Проект, 2008. – 528 с. – С. 302-367.
13. Юнгер Ф. Ницше. – М.: Праксис, 2001. – 256 с.
14. Ясперс К. Ницше: Введение в понимание его философствования. – СПб.: Владимир Даль, 2004. – 630 с.
15. Ясперс К. Ницше и христианство. – М.: Медиум, 1994. – 116 с.