Конформизм и нонконформизм как определяющие позиции немецкого социума
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Конформизм и нонконформизм как определяющие позиции немецкого социума
Больно читать рассказы переживших холокост, слышать свидетелей недавнего геноцида в Руанде или смотреть новости о сербских концентрационных лагерях и массовых изнасилованиях. Как люди могут совершать такие зверства? Наш ответ на этот вопрос заключается в том, что такие ненормальные и мерзкие действия могут быть совершены только больными и садистскими умами. Учитывая эту естественную реакцию, первый подход к изучению зла двадцатого века состоит в том, чтобы сосредоточиться на личных чертах преступников. Таким образом, представляется достаточно естественным обратиться к области социальной психологии.
В конце концов, социальная психология стремится «понять и объяснить, как мысли, чувства и поведение людей зависят от фактического, воображаемого или подразумеваемого присутствия других» [11, C. 7].
Геноцид — нечто большее, чем сумма отдельных зверств. Его действия непроизвольны и хорошо подготовлены. «Успешный» геноцид предполагает тщательную организацию и долгосрочное планирование. Его, пожалуй, самая тревожная особенность заключается в том, что он является самоцелью. Если нужно сделать выбор между военными соображениями и продолжением геноцида, виновные почти всегда выбирают последнее.
Если геноцид является коллективным злом, то вопрос в том, что может предложить социология для анализа возникновения и повторения геноцида. Поскольку социология находится на пересечении между индивидуальными действиями и структурными результатами, она должна быть хорошо подготовлена к тому, чтобы дополнить наше понимание геноцида, чтобы, конечно, помочь предотвратить его.
1. Вполне возможно, что большинство нацистских лидеров и приспешников Гитлера, непосредственно причастных к убийствам и пыткам, были психически больны. Независимо от этого противоречия, диспозиционный подход не может объяснить послушание рядовых сотрудников, которые управляли машиной холокоста. В качестве примера можно привести судебный процесс по делу Майданека в Германии. Сообщалось, что соседи были весьма удивлены, когда охранники лагеря были увезены полицией, обвинены и в конечном итоге осуждены за ужасные преступления. После и во время войны эти мужчины и женщины, по-видимому, вели жизнь добропорядочных граждан без каких-либо явных признаков психического расстройства.
Интересная попытка сохранить диспозиционный подход для изучения нацизма предпринята Майклом Селзнером (1976). Селзнер [9, C. 216-220] признает, что попытки объяснить нацизм как результат отличительных черт личности у аномально большого числа немцев потерпели неудачу. Селзнер [9, C. 221-223] вместо этого утверждает, что при определенных обстоятельствах было бы достаточно, если бы только небольшая часть населения, примерно 10 процентов, обладала психологическими чертами нацистской личности. Но этот аргумент приводит только к вопросу, почему эти отклоняющиеся были поставлены в центр политического процесса в первую очередь.
Более недавним примером такого подхода является Голдхаген (1996). В данном случае целая нация была проникнута одним ревностным «элиминиционистским идеалом». Каковы бы ни были достоинства этого аргумента, он не может объяснить послевоенную трансформацию Германии.
1. Васильева И.А. Внутригрупповая конформность: понятие, методы, результаты исследования // Психология в ВУЗе. №2. Обнинск: ООО «Исследовательская группа «Социальные науки», 2005, С. 62-78.
2. Глушкова Т.А. Социально-философский анализ современного конформизма: дис. канд. философских наук: 09.00.11, Архангельск: Поморский государственный университет им. Ломоносова, 2006, 193 с.
3. Blass, Thomas, 1993: Psychological perspectives on the perpetrators of the holocaust: The role of situational pressures, personal dispositions, and their interactions. Holocaust and Genocide Studies 7, 1: 30-50.
4. Hilberg, Raul, 1993: The Destruction of the European Jews. (rev. student ed.) New York: Holmes & Meier
5. Kelman. Herbert C./Hamilton, Lee V., 1989: Crimes of Obidience: Toward a Social Psychology of Authority and Responsibility. New Haven: Yale University Press.
6. Milgram, Stanley, 1992: The Individual in a Social World. Essays and Experiments. (edited by John Sabini, Maury Silver., 2nd ed.) New York: McGraw-Hill.
7. Naumann, Bernd, 1966: Auschwitz. With an Introduction by Hannah Arendt. (German 1965) New York: Praeger.
8. Schopler, John, 1994: Situational determinants of group pressure. Paper presented to the conference "Courage and Conformity in Comparative Perspective", The University of North Carolina at Chapel Hill, October 20-22, 1994.
9. Selzner, Michael, 1976: Psychostorical approaches to the study of Nazism. Journal of Psychohistory 4, 2: 215-224.
10. Staub, Ervin, 1993: The psychology of bystanders, perpetrators, and heroic helpers. International Journal of Intercultural Relations 17, 3: 315-341.
11. Worchel, Stephen/Cooper, Joel/Goethals, Georfe R. 1991: Understanding Social Psychology. (fifth ed.) Pacific Grove, CA: Brooks/Cole.