Белорусская макрологистическая система: состояние, современные вызовы и пути развития
Список использованных источников
Белорусская макрологистическая система: состояние, современные вызовы и пути развития
Стратегические направления развития республики определяются состоянием макрологистической системы: транспортной и складской инфраструктуры, уровнем интенсивности грузопотоков, качеством предложения логистических услуг на рынке – логистическим потенциалом страны.
Структура логистического потенциала страны включает транспортный, складской, транзитный, кадровый, потребительско-сбытовой, сервисно-маркетинговый и экономико-географический потенциалы.
Состояние макрологистической системы можно измерить по совокупности следующих факторов: анализ уровня интенсивности грузопотоков; анализ транспортных услуг; анализ складской инфраструктуры; анализ связующих отраслей, обслуживающих логистические потоки; анализ экологической составляющей с точки зрения зеленой и реверсивной логистики.
Первое место среди регионов Республики Беларусь по использованию логистического потенциала за 2020 год занимает г. Минск, Минская область – второе, Гомельская область – третье, Витебская область – последнее седьмое место. Витебская область значительно отстает от конкурентов по уровню интенсивности грузопотоков, предоставляемым транспортным услугам, экологической составляющей и имеет средние позиции в складской инфраструктуре и связующих отраслях логистики.
На территории страны действует 42 логистических центра, из них 11 принадлежат государству, остальные созданы за счет средств национальных и иностранных инвесторов, в число последних входят инвесторы из России, Азербайджана и Ирана. Восемь логистических центров являются мультимодальными, т.е. имеют подъездные пути двух и более видов транспорта, биржевыми складами располагают 3 логистических центра, остальные завязаны только на автомобильном транспорте, 15 располагают на своей территории складами временного хранения и таможенными складами.
Анализ эффективности логистики на основе международных сопоставлений, проведенных Всемирным банком на основе индекса LPI, позволил констатировать низкую позицию Беларуси в общем рейтинге.
Ряд проблем связан с несовершенством имеющихся логистических центров. Большой недостаток наших логистических центров в том, что многие из них ориентированы только на один вид транспорта – автомобильный.
На нашем рынке отсутствуют 4PL-операторы, да и количество 3PL-операторов недостаточно для быстрого роста логистики.
1 Антюшеня, Д. М. Транспортно-логистическая система Республики Беларусь: становление и развитие / Д. М. Антюшеня. Минск: БНТУ, 2016. – 222 с.
2 Григорьев, М.Н. Логистика: продвинутый курс: учебник для магистров / М. Н. Григорьев, А. П. Долгов, С. А. Уваров – Москва: Юрайт, 2015. – 734 с.
3 Божанов, П. В. Логистическая деятельность в Беларуси: тенденции и проблемы / [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://elibrary.ru/.