Дух эпохі ў адной рэчы
БГУ (Белорусский государственный университет)
Эссе
на тему: «Дух эпохі ў адной рэчы»
по дисциплине: «Культура Беларуси»
2022
11.00 BYN
Дух эпохі ў адной рэчы
Тип работы: Эссе
Дисциплина: Культура Беларуси
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 12.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
КНИГА КАК УНИВЕРСАЛЬНЫЙ АРТЕФАКТ ДУХА ЭПОХИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
«Сегодня мы так часто пользуемся книгой, что даже не обращаем внимания на то, что держим в руках уникальный памятник человеческой культуры. Ведь благодаря книге знания передаются не только горизонтально, от одного человека к другому, но и вертикально — из прошлого в настоящее, из настоящего в будущее. В книгах сосредоточена мудрость человечества» [15, с. 4].
Статус книги и ее универсальность в контексте духовного развития социума не поддается статистическому анализу или объективной оценке, поскольку ее значимость стоит за пределами вычислительных операций и даже познаний человека. Издавна книги являются фундаментальным источником информации и знаний. Книга рассказывает человеку об ошибках прошлого, позволяя не совершать их в будущем, – является проводником между прошлым и будущим; книга способна излечить человеческую душу и стать настоящим другом и собеседником; книга обладает суггестивным характером – человеческие качества, его мироощущение, его взгляды и позиции способны видоизменяться под влиянием книги – книга может стать «окружением» человека, которое влияет на его развитие.
Актуальность темы данного эссе обусловлена важным местом книги в жизни человека как основного источника информации, формирующего мировоззрение человека и наполняющего его знаниями и опытом.
Целью эссе является обоснование тезиса о том, что книга является артефактом духа эпохи.
Поставленная цель предполагает решения следующих задач:
1. установить место, статус и эволюцию книги в развитии общества;
2. охарактеризовать книгу как артефакт духа эпохи и времени, подкрепив данную гипотезу мнением исследователей.
КНИГА КАК УНИВЕРСАЛЬНЫЙ АРТЕФАКТ ДУХА ЭПОХИ
С детства человек узнаёт, что такое книга, после первой прочитанной сказки. Он, конечно, не задумывается над этим вопросом, просто наслаждаясь её содержанием. Лишь впоследствии, узнавая древнюю историю книг, по-настоящему понимает их огромное значение в развитии человечества.
Так, часто имея в своем доме целые библиотеки, крупные собрания книг и других печатных изданий, человек даже не задумывается о вопросе: «А что же такое книга?». Но ведь в самом значении слова таится огромная история. Книга – источник, артефакт, хранилище, целая вселенная, вбирающая в себя другие вселенные; книга – посредник, лучший друг, учитель, духовный наставник, карта, дневник, историческое прошлое, план будущего, фантазия… И, конечно, человек, который не читает книги, как правило, не интересен другим людям: его лексикон беден; его мышление не способно сопоставлять, оценивать и выводить собственные умозаключения. Без книг опыт предыдущих поколений не был бы передан последующим.
Содержание художественных произведений взрастило многие поколения. Так, в Европе «литература как средство воспитания применялась еще с конца V века до н.э., тогда текст перестал использоваться просто как средство для запоминания информации. Он приобрел развлекательную функцию» [14, с. 37]. Римляне того временного периода читали древнейшие папирусные и пергаментные книги, что стало их досуговой деятельностью и источником образования. Позднее, начали создаваться массовые шуточные произведения, подобные тем, что писали Овидий или Апулей «Метаморфозы, или Золотой осёл») [14].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Книга – спутник всей жизни человека; помощник и психотерапевт; учитель и духовный наставник. Книга таит в себе историческое прошлое и фантазии о таинственном будущем. В основе книг лежит принцип преемственности: книги передают опыт из поколения в поколения. В разные периоды жизни человек обращается к самой разнообразной литературе – в детстве к сказкам и басням, в школьные годы – к научной, обучающей и художественной литературе, в университете – к узкоспециальным книгам, и с каждым последующим годом жизни список интересующей человека литературы постоянно расширяется.
В ходе данного эссе мной была обоснована гипотеза о том, что книга является универсальным артефактом, который заключает в себе дух эпохи и времени.
В давние времена книга считалась бесценным источником информации, самым древним способом передачи знаний, но сейчас книги пользуются наименьшей популярностью так, как стало намного легче найти информацию из-за появления многих других источников.
Для истории и культуры Беларуси наиболее значимыми и фундаментальными книгами являются «Бiблiя» Ф. Скорины и «Людзi на балоце» И. Мележа. Первая способствовала развитию и распространению белорусской языка и культуры; вторая – отражает культурную реальность белорусского народа, является нашим народным эпосом.
Несмотря на то что отношение к книге у людей менялось и продолжает меняться в процессе развития общества; пусть люди, проживающие в разные временные периоды, на разных территорияз, имеющие разные интересы и вкусы, предпочитают разные книги, выдвигающие на передний план разные идеи, разных героев и конфликты, сама ценность книги, ее предельно значимая роль в жизни социума и «универсальность» не поддаются сомнению.
1. Адамчик, М. В. Большая книга афоризмов / Авт.-сост. М. В. Адамчик. – Минск: Харвест, 2011. – 1056 с.
2. А если бы Скорины не было?.. [Электронный ресурс] // Звезда. – Режим доступа: https://zviazda.by/ru/news/20170808/1502176570-esli-skoriny-ne-bylo.
3. Бегбедер, Ф. Французский роман / Ф. Бегбедер. – М. : Иностранка, 2010. – 320 с.
4. Беляева, Л.И. Проблемы интеграции библиотековедения и психологии // Библиотеки СССР. – 1971. – Вып. 50. – С. 44–65.
5. Булгаков, М. Мастер и Маргарита / М. Булгаков. – М. : Азбука, 2012. – 480 с.
6. Горький, М. О книгах. Отрывки из очерка «Как я учился» [Электронный ресурс] // Scribble. – Режим доступа: https://scribble.su/school-literature/reading-4-class-reader-part-2/10.html.
7. Дымарский, В., Журавлева О. Невзоровские среды. В Гостях: Александр Невзоров. [Электронный ресурс] // Эхо Москвы. – Режим доступа: https://echo.msk.ru/programs/nevsredy/1952618-echo.
8. Зимина, М.А., Ганичева, И.А. Чтение художественной литературы как средство эмоционально-личностного развития ребенка дошкольного возраста // Молодой ученый. – 2015. – №22.1. – С. 136–138.
9. Лабковский, М.А. Хочу и буду: Принять себя, полюбить жизнь и стать счастливым / М.А. Лабковский. – М.: Альпина Паблишер, 2017. – 320 с.
10. Любаев, А.В. Восприятие художественной литературы детьми дошкольного возраста // Молодой ученый. – 2015. – №21. – С. 707–709.
11. Мележ, И. Люди на болоте. Дыхание грозы / И. Мележ. – М. : Сов. писатель, 1973. – 704 с.
12. Павленко, П. А. Писатель и жизнь / П.А. Павленко. – М.: Букинистика, 1955. – 286 с.
13. Повесть временных лет / Под ред. чл.-корр. АН СССР В.П. Адриановой-Перетц. – Т. 1. – М. –Л., 1950. – С. 302.
14. Рубакин, Н.А. Русские читатели и их обстановка // Вестник знания. – 1905. – № 1. – С. 172.
15. Тутина, Ю. Мудрость в переплёте. Как Москва отметила День православной книги // Аргументы и факты – СтоЛичность. – 2014. – № 4 (53) за 9 апреля. – С. 4.
16. Факсімільнае ўзнаўленне Бібліі, выдадзенай Францыскам Скарынай ў 1517–1519 г. / Ф. Скорина. – Минск : Бел. сов. энциклопедия им. П. Бровки, 1990. – 830 с. + 807 с+ 738 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 12.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты