Принцип сознательности и активности
Список использованной литературы
Принцип сознательности и активности
Принцип сознательности и активности. Значение данного принципа в том, чтобы сформировать у занимающихся интерес, осмысленное отношение и потребность к физкультурно-спортивной деятельности, стремления к самопознанию и самосовершенствованию.
Сознательность – это способность человека правильно разбираться в объективных закономерностях, понимать их и в соответствии с ними осуществлять свою деятельность. Основой сознательности является предвидение результатов деятельности.
Одним из важнейших требований данного принципа является определение адекватных целей и текущих педагогических задач, а также разъяснение их сущности занимающимся. Перед коллективом и конкретной личностью должны ставиться перспективные и текущие цели.
В качестве перспективных целей могут быть: выполнение норм спортивного разряда, включение в состав сборной команды и др, а текущими: овладение техникой упражнения, достижение определенного уровня развития физических способностей и др. Вместе с тем важно раскрыть сущность предлагаемых заданий, довести до сознания занимающихся ответы на вопросы: «почему?», «каким образом?», «в каком объеме?».
Осмысленное выполнение физических упражнений, несомненно, способствует мобилизации индивида, тем самым повышая эффективность образовательного аспекта занятий и рост духовности занимающегося.
Активность - это мера или величина проявляемой человеком деятельности, степень его включения в работу. Активность в дидактическом плане выступает как предпосылка, условие и результат сознательного усвоения знаний, умений и навыков. Активность может проявляться в различных видах: двигательной активности, приобретении знаний, в выполнении самостоятельных занятий, дисциплинированности.
Согласно теории деятельности (С.Л. Рубштейн, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев) активность человека является фактором, зависящим от сознания. При этом сознание направляет и регулирует мотивы, потребности, интересы и цели.
Современные исследования показывают, что в процессе формирования потребностей индивида в двигательной активности существенную роль играют три фактора. В первом факторе отражено влияние спортивных традиций в семье (личный пример родителей, авторитет преподавателей). Второй фактор отражает взаимосвязь мотивационной сферы и ожидаемых результатов от занятий физическими упражнениями (снижение жировой массы, гармоничное телосложение, повышение мышечного компонента). Третий фактор отражает общие закономерности развития и самоорганизации живых систем, определяющие комплексность воздействия культурных, социальных факторов и биологических потребностей индивида в процессе сознательности и активности.
Сознательность и активность – это два взаимосвязанных фактора. Сознательность без активности приводит к пассивной созерцательности, а активность без сознательности – к нецелесообразным действиям.
1. Дергач А. А. Педагогическое мастерство тренера / А. А. Дергач, А. А. Исаев. М. : Физкультура и спорт, 1981. 324 с.
2. Ильин Е. П. Психология физического воспитания : учеб, пособие для студ. пед. ин-тов. М.: Просвещение. 1987. 287 с.
3. Коледа, В.А. Физическая культура: учеб. пособие / В.А. Коледа и др.; под общ. ред. В.А. Коледы. - Мн. : БГУ, 2005. - 210 с.
4. Педагогика физической культуры /М.В. Прохорова [и др.]. – Москва: Путь, 2006. - 288с. УДК 796 ББК 75.1 Кх-2
5. Харламов И. Ф. Педагогика : учеб, пособие для вузов / И. Ф. Занков. М. : Гардарика, 1999. 517 с.
6. Хозяинов Г. И. Мастерство педагога в процессе образования и обучения / Г. И. Хозяинов. М.: Физич. культура, 2006. 224 с.
7. Холодов Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта : учеб, пособие для студ. высш. учеб, заведений / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. М.: Академия, 2007. 480 с.
8. Янсон Ю. А. Физическая культура в школе: научно-педагогический аспект : книга для педагога / Ю. А. Янсон. Ростов н/Д, 2009. 635 с.