Вопрос 9.
Вопрос 46.
Вопрос 70.
Список использованных источников.
Вопрос 9. Многообразие современной философской мысли и основные направления ее развития.
Главное отличие в развитии философской мысли двадцатого столетия – плюрализм мнений, многообразие философских школ и течений. Более отчетливое выражение принимает разработка философской проблематики по двум основополагающим направлениям – материализма и идеализма.
Философия XX века – это множество самых различных направлений философствования, многие из которых пришли из прошлого столетия и продолжают жить и развиваться в соответствии с современными реалиями. Эти новые явления нашего времени, естественно, порождают и совершенно новые, оригинальные направления философской мысли.
Философия XX века включает в себя множество направлений. Рассмотрим некоторые из них более подробно.
Прагматизм – философское течение, возникшее и получившее наибольшее распространение в США, однако в зоне его влияния оказались и такие страны, как Франция, Англия, Италия, Россия.
Основателем прагматизма («прагматицизма») является Чарлз Сандерс Пирс (1839-1914), американский философ, физик и математик. Он является автором многочисленных работ, которые по большей части остались незаконченными и неопубликованными при его жизни. Завершить удалось только один большой труд – «Великая логика».
По его рассуждениям, функция философии – давать объяснение единству многообразия, существующего во Вселенной. Всякая философия начинается с логики (отношения знаков к объектам) и феноменологии (опыта восприятия объективного мира). Пирс попытался создать философскую систему, в которой бы учитывались методы и результаты науки, и все это совмещалось бы с христианством. Для достижения этой цели он хотел превратить метафизику в строгую науку, а затем доказать, что наука предполагает метафизическое учение, а оно совместимо с религией.
Вопрос 46. Понятие социальной реальности. Общество как система. Социальная структура общества.
Социальная реальность – пространственно-временная структура, представляющая собой связи между социальными позициями в определённый момент времени.
Общество – это системное целостное образование, которое интегрирует множество взаимодействующих разнокачественных элементов. В качестве таких элементов могут выступать: система человеческой деятельности; взаимодействия между людьми; характер социальной коммуникации; система отношений между большими социальными группами – классами, нациями и др.; система социальных институтов – экономических, политико-правовых и др.; сферы общественной жизни – материальная, духовная, управленческая, социальная. Идею системности общественной жизни разрабатывали такие мыслители XIX–XX вв., как О. Конт, Г. Спенсер, К. Маркс, Э. Дюркгейм, М. Вебер, П. А. Сорокин, Т. Парсонс, Ю. Хабермас и др.
Специфика социальной системы определяется ее основным элементом – человеком, который способен понимать социальные процессы, выбирать форму деятельности, участвовать в изменяющемся обществе на основе социального опыта и знаний. Французский социолог 19 века О. Конте выдвинул плодотворную идею о том, что основой общества, причиной его разнообразия и систематичности является совместная деятельность людей и социальные отношения между ними. Идея О. Конт был разработан К. Марк М. Вебер, П. A. Сорокин Т. Парсонс и другие.
Общество как систематически организованная социальная реальность не может быть адекватно понято и изучено вне контекста исторического развития. В истории социальной философии процессуальные и динамические характеристики социальной реальности представлены как отдельная область знаний – философия истории.
Вопрос 70. Государство как основной политический институт. Государственность как социально-политические и культурные феномены.
Государство – основной институт политической системы, совокупность взаимосвязанных учреждений и организаций, осуществляющих управление обществом. Используя его, власть организует, направляет и контролирует совместную деятельность и отношения индивидов, общественных групп и классов.
Предшественниками государства были различные формы социальной саморегуляции и самоорганизации людей – традиции, нормы, обычаи, родо- и племенные образования, характерные для первобытнообщинного строя.
Государство появилось в результате разложения родоплеменного строя под действием таких факторов, как:
• развитие общественного разделения труда и выделение управленческого труда в особую отрасль;
• возникновение частной собственности и необходимость в создании специфических норм, правил и структур, регулирующих имущественные отношения;
• потребность в вооруженной силе с целью сохранения или приумножения территории, собственности и т. п.;
• демографические факторы, изменения в воспроизводстве самого человека: рост численности и плотности населения, переход к оседлому образу жизни, потребность общества в упорядочении брачных отношений;
• социальная природа человека, проявляющаяся в стремлении к определенным формам общежития (семья, государство). Аристотель отмечал, что человек – существо в высшей степени коллективное и может реализовать себя только в рамках определённых форм общения.
1. Основы социально-гуманитарных наук. Учебно-методический комплекс / под общ. ред. Г.И. Бабко. – Минск, 2005.
2. Основы философии: учеб. пособие / Я.С. Яскевич, B.C. Вязовкин, Х.С. Гафаров. – Минск, 2011.
3. Ильин, В.В. Теория познания. Введение. Общие вопросы / В.В. Ильин. – М.,1994.
4. Степин, B.C. Философия науки. Общие вопросы / B.C. Степин. – М. 2006.
5. Кравченко, А.И. Социология и политология: учеб. пособие / А.И. Кравченко. – М., 2000.
6. Лапин, Н.И. Общая социология: учеб. пособие / Н.И. Лапин. – М., 2006.
7. Решетников, С.В. Политология / С.В. Решетников, [и др.]. – Минск, 2005.
8. Елсуков, А.Н., Данилов А.Н. Основы социологии и политологии / А.Н. Елсуков, А.Н. Данилов. – Минск, 2015.