1. Социокультурные основания и основные закономерности человеческой деятельности. Профессиональная деятельность
2. Особенности молодежной девиации
3. Классификация политических систем в современном мире
Список использованных источников
1. Социокультурные основания и основные закономерности человеческой деятельности. Профессиональная деятельность
О формировании социализированной, зрелой личности можно говорить тогда, когда индивид способен найти и занять свое место в структуре социальной деятельности.
Деятельность – форма отношения человека к окружающему миру, основное содержание которой составляет его целесообразное изменение в интересах людей, в соответствии с их потребностями. Категорию деятельности часто противопоставляют категории поведения, с помощью которой обозначают активность любого живого организма, направленную на взаимодействие с окружающей средой.
В отличие от поведения деятельность является специфически человеческой формой активности и характеризуется такими атрибутами как целесообразность и сознательность (способность человека разумно определять цели своей деятельности и сознательно управлять ими); предметность (направленность на внеположные человеку и преобразуемые им силы природы и общества) и субъектность (опосредование деятельности прошлым опытом личности, ее потребностями и установками). Предметность обусловливает зависимость процесса деятельности и ее результата от материала. Результат деятельности опредмечивается (превращается в предмет) в материале, который преобразован человеком в соответствии с неким замыслом и с помощью специальных орудий. Как в созданных человеком предметах потребления, так и в орудиях, используемых для их изготовления, опредмечены его духовные силы (умения и навыки, интеллект, способности). Чтобы воспользоваться вещами, сотворенными другими людьми, индивид должен проникнуть в их замысел, назначение, раскрыть их духовное содержание, т. е. осуществить процесс их распредмечивания. В итоге человеческая деятельность представляет собой единство опредмечивания его духовных и физических сил и способностей и распредмечивания заложенного в продуктах труда духовного мира их создателей.
Важно подчеркнуть, что в отличие от высших животных человек не только приспосабливается к миру (поскольку включен в определенные средовые условия), но еще и изменяет реальность преимущественно с помощью внебиологических социокультурных средств. Источник активности человека – его потребности.
2. Особенности молодежной девиации
По словам А. Антоновой, подростки в наиболее чувствительном возрасте и проявляют разное поведение, в том числе и девиантное:
- подростковый возраст характеризуется трудностями, связанными с личностным развитием;
- маргинальная позиция детей данного возраста в обществе.
Существуют различные типы противоречий у детей-подростков, которые возникают в результате перестройки механизмов социального контроля.
Такое явление как акселерация относится к особенностям подросткового возраста и часто определяет конфликт между общепринятыми образовательными условиями и нормами поведения, что часто способствует развитию конфликтов и поведенческих отклонений.
Общие со сверстниками реакции, эмансипация, имитация, оппозиция, а также клинические формы девиантного поведения, такие как музыкальный либо религиозный фанатизм обычно не изолированы, а формируются в группе. Эти проявления девиантного поведения могут существовать вне коллектива и исправляются изоляцией подростка. Из-за возрастных особенностей ребенок стремится дистанцироваться от родителей и сознательно выбирать команду.
Кроме того, в контексте внутригрупповых паттернов команда стремится наказать своих членов, чье поведение отличается от «общей линии поведения» группы, поскольку они могут создавать препятствия для группового движения.
Социологи рассматривают отклонения (девиации) как социальные явления и классифицируют их по таким критериям, как масштаб проявления, последствия, предмет и объект отклонения, продолжительность, тип нарушаемой нормы.
Согласно этим критериям отклонения (девиации) в данном возрасте делятся на не одобряемые, активно поддерживаемые, пассивно осуждаемые и «равнодушные».
У детей с данным (девиантным) поведением много свободного времени, они ничем заняты. Культура досуга связана с семьей на прогулках, в кино, в театрах, в музеях, на выставках и во время поездок за город.
3. Классификация политических систем в современном мире
Политическая система - комплекс государственных и негосударственных институтов, осуществляющих политические функции, то есть деятельность, связанную с функционированием государственной власти.
Понятие политическая система более емкое, чем понятие «государственное управление», поскольку охватывает все лица и все институты, участвующие в политическом процессе, а также неформальные и неправительственные факторы и явления, влияющие на механизм выявления и постановки проблем, на выработку и реализацию решений в сфере государственно-властных отношений. В самом широком толковании в понятие «политическая система» включается все то, что имеет отношение к политике.
Политические системы можно классифицировать по разным основаниям. В зависимости от характера политического режима (способа осуществления политической власти) они делятся на тоталитарные, авторитарные и демократические.
В авторитарных (автократических) политических системах власть принадлежит политическому классу во главе с лидером; она опирается на закон, выражающий интересы этого политического класса и его лидера (царя, императора, генерального секретаря, фюрера и т. п.). В таком политическом строе исполнительная власть является господствующей, а независимой судебной системы не существует.
В либеральных политических системах власть принадлежит экономически господствующим классам и характеризуется разделением властей (законодательная, исполнительная, судебная). Существует система «сдержек и противовесов», не позволяющая отдельным ветвям власти стать господствующими, а независимая судебная система обеспечивает равенство всех перед законом.
В социал-демократических политических системах власть принадлежит демократическому, правовому, социальному государству и гражданскому обществу, основу которого образует средний класс. Эта система основана на разделении властей, опирается на закон, обеспечивающий свободу и ответственность граждан.
Ветви власти находятся в относительной гармонии, контролируются гражданским обществом, а также демократическим, справедливым, действенным правом.
Политические системы можно разделить на традиционные и модернизированные, в зависимости от характера гражданского общества, дифференцированности политических ролей, способа обоснования власти.
1. Барков, С.А. Социология организаций: учебник / С. А. Барков, В. И. Зубков. – Москва: Юрайт, 2016. – 413 с.
2. Волков, Ю.Г. Социология: учебник / Ю. Г. Волков. – Москва: Альфа-М, Инфра-М, 2015. – 511 с.
3. Горелов, А.А. Социология: учебник / А. А. Горелов. – Москва: КноРус, 2016. – 356 с.
4. Добреньков, В.И. Социология: учебник / В. И. Добреньков, А. И. Кравченко. – Москва: Инфра-М, 2017. – 623 с.
5. Кравченко, А.И. Социология: учебник для бакалавров / А. И. Кравченко. – Москва: Проспект, 2016. – 533 с.
6. Лапаева, В.В. Социология права / В. В. Лапаева. – 2-е изд., переработанное и дополненное. – Москва: Норма, Инфра-М, 2018. – 335 с.