2 Понятие управленческого труда. Особенности управленческого труда
27 Функции и задачи менеджера
Практическое задание 9
Список использованных источников
2 Понятие управленческого труда. Особенности управленческого труда
Разделение труда является фундаментальным условием рационализации системы управления, благодаря ему организация обретает способность достигать положительных результатов с минимальными издержками и низким уровнем брака, т. е. разделение труда играет как экономическую, так и социальную роль в развитии общества.
Первичным этапом общественного разделения труда является его подразделение на физический и умственный, в основе которого лежит критерий качества и характера усилий, затрачиваемых на достижение поставленной цели. Управленческий труд является наиболее выраженной разновидностью умственного труда, отличительной чертой которого является внутренняя вовлеченность в производственную деятельность. Именно благодаря управленческому труду обеспечивается слаженная работа всех звеньев производственного процесса, оптимизируются трудовые и временные затраты на получение выгод от функционирования всей производственной системы.
Управленческий труд – это деятельность человека, направленная на ориентацию и координацию различных видов исполнительной деятельности, связанных общностью целей [2, c. 640].
Отличительной чертой управленческого труда является интеллектуальный характер, подразумевающий формирование мыслительных схем, определяющих порядок исполнительной деятельности в рамках соотношения минимальных затрат и максимальной выгоды.
Предметом и продуктом труда в управления является информация о существующей проблеме и способах ее преодоления. Исходная информация является «сырой», а поэтому не может использоваться на практике, но в результате обработки она превращается в управленческое решение, служащее основой осуществления конкретных действий. Решения формируют так называемый организационный порядок, обеспечивающий автоматическое срабатывание многих управленческих механизмов и выполнение необходимых действий без специальных распоряжений. Это полезно, так как ускоряет и упрощает работу менеджеров.
Средствами управленческого труда служит все то, что способствует осуществлению операций с информацией, – от компьютеров, телефонов, авторучки и бумаги до органов человеческого тела. Выделяют средства обработки информации (компьютеры, калькуляторы); средства размножения документов (принтеры и проч.); средства их оформления (штемпели, резаки, дыроколы); средства группировки и хранения (папки, скоросшиватели, картотеки); средства оперативной связи; мебель [4, c. 752].
Управленческий труд представляет собой совокупность действий и операций, с помощью которых менеджер обеспечивает подготовку и реализацию отдельных решений.
27 Функции и задачи менеджера
Менеджер – это профессиональный управляющий, осуществляет квалифицированное руководство деятельностью. Работа менеджера строиться на комбинации двух фундаментальных составляющих: отношения к производству и отношения к людям.
Основные функции менеджера:
- выработка общего плана действий всей организации;
- координация всех подразделений управления;
- воздействие на нижестоящие звенья и их руководителей;
- подбор кадров на различные участки управления [1, c. 213].
Сумма всех полномочий, которыми обладает менеджер, называют властью. Совокупность всех методов и приемов, которые использует менеджер в своей деятельности их определенное сочетание называется стилем руководства. Принято делить руководителей на «автократов» и «демократов». Автократы используют методы принуждения, власть, а демократы чаще применяют методы убеждения. Это деление условно, трудно встретить представителей этих стилей в чистом виде.
Общие задачи менеджеров:
- определение перспективных и текущих целей и задач, планирование.
- распределение функций, заданий, установление норм, инструктаж подчиненных, создание необходимых условий, мотивация.
- установление и поддержание коммуникационной связи между подчиненными, между собой и подчиненными.
Практическое задание 9
Приведите примеры, подтверждающие утверждение о том, что менеджмент это профессия. На конкретных примерах покажите отличия управленческой работы от других видов трудовой деятельности организации.
Диалектика менеджмента, как профессии, происходящей в обществе, связана с особенностями самого общества. Таким образом, развитие технологий и уровень развития социума непосредственно влияют на людей и отношения, в которые они вступают в процессе производства и оказания услуг.
В отличии от трудовых видов деятельности, менеджмент отличен следующими профессиональными особенностями:
1. Лидерство для изменений. Безусловно, руководитель обладающими лидерскими качествами и харизмой поведет за собой коллектив и добьётся результата. Причем харизматичный лидер может добиться результата не только каждый день фонтанируя инновациями, но и методично добиваясь точности выполнения отработанных технологий, или организовав коллектив на «мозговой штурм» или работу в авральном режиме. Историю всегда творят личности, что справедливо и для организации. Единственное о чем не должен забывать руководитель – это о сбалансированности своих личных преимуществ и общих правил менеджмента. Поэтому принципы справедливости распределения ответственности и вознаграждения, признания и другие не должны быть нарушены в коллективе, чтобы сотрудники не чувствовали себя изношенными, как винтики машины.
2. «Работа с бизнес процессами» и «Вместе с группой от количества к качеству результата» предполагают изменение организационной структуры предприятия и эволюцию коллектива до наиболее высокой его стадии. Понятие работы с бизнес-процессами близко к понятию построение дивизионной структуры предприятия. Особенность в том, что она достаточно редко применяется на отечественных предприятиях. Практически никогда на малых. Хотя особенность малых предприятий можно назвать универсализацию функций сотрудников, что в кризисное время более, чем насущная необходимость. Работа же группы над единым результатом должна быть грамотно организованна. В данной ситуации необходимо выстраивать в коллективе отношения доверия и взаимовыручки, балансировать на между сотрудничеством и конкуренцией среди работников. Соответственно продумать вопросы индивидуальной и коллективной лепты в общее дело. Важным в организации командной работы, является процесс коммуникации и обмена информацией. Таким образом, при организации работы организации на принципах «Работа с бизнес процессами» и «Вместе с группой от количества к качеству результата» необходимо отлаживать практическое применение классических основ менеджмента организации, однако уделить большое внимание новым организационным структурам, коммуникациям и работе с персоналом.
1 Гладков, И. С. Менеджмент: учебное пособие / И. С. Гладков. – М.: Проспект, 2016. – 213 с.
2 Грибов, В. Д. Менеджмент: учебное пособие / В. Д. Грибов. – М.: КноРус, 2015. – 640 с.
3 Кнышова, Е. Н. Менеджмент: учебник / Е. Н. Кнышева. – М.: Инфра-М, 2015. – 386 с.
4 Сорокина, М. В. Менеджмент в торговле: учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – Спб.: Питер, 2017. – 752 с.
5 Фаррахов, А. Г. Менеджмент: учебное пособие / А. Г. Фаррахов. – 2-е изд., испр. – Спб.: Питер, 2014. – 352 с.