1 Различные подходы к менеджменту (системный, ситуационный, процессный)
2 Стили руководства: демократический, авторитарный, либеральный. Их особенности, преимущества и недостатки
3 Конфликт в организации, его структура: Виды конфликтов. Причины и последствия конфликтов
4 Практическое задание
Список использованных источников
1 РАЗЛИЧНЫЕ ПОДХОДЫ К МЕНЕДЖМЕНТУ (СИСТЕМНЫЙ, СИТУАЦИОННЫЙ, ПРОЦЕССНЫЙ)
Процессный подход рассматривает управление как непрерывную серию взаимосвязанных управленческий функций.
В системном подходе подчеркивается, что руководители должны рассматривать организацию как совокупность взаимосвязанных элементов, таких как люди, структура, задачи и технология, которые ориентированы на достижение различных целей в условиях меняющейся внешней среды.
Ситуационный подход концентрируется на том, что пригодность различных методов управления определяется ситуацией. Поскольку существует такое обилие факторов как в самой организации, так и в окружающей среде, не существует единого «лучшего» способа управлять организацией. Самым эффективным методом в конкретной ситуации является метод, который более всего соответствует данной ситуации [5, c. 224].
Процессный подход.
Процессный подход был впервые предложен приверженцами школы административного управления, которые пытались описать функции менеджера. Однако, эти авторы были склонны рассматривать такого рода функции как независимые друг от друга. Процессный подход, в противоположность этому, рассматривает функции управления как взаимосвязанные. Управление рассматривается как процесс, потому что работа по достижению целей с помощью других - это не какое-то единовременное действие, а серия непрерывных взаимосвязанных действий. Эти действия, каждое из которых само по себе является процессом, очень важны для успеха организации. Их называют управленческими функциями. Каждая управленческая функция тоже представляет собой процесс, потому что также состоит из серии взаимосвязанных действий. Процесс управления является общей суммой всех функций.
Системный подход
Изначальный недостаток подходов различных школ к управлению заключается в том, что они сосредоточивают внимание только на каком-то одном важном элементе, а не рассматривают эффективность управления как результирующую, зависящую от многих различных факторов. Применение теории систем к управлению облегчило для руководителей задачу увидеть организацию в единстве составляющих ее частей, которые неразрывно переплетаются с внешним миром. Эта теория также помогла интегрировать вклады всех школ, которые в разное время доминировали в теории и практике управления.
2 СТИЛИ РУКОВОДСТВА: ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ, АВТОРИТАРНЫЙ, ЛИБЕРАЛЬНЫЙ. ИХ ОСОБЕННОСТИ, ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ
Стили руководства по Курту Левину:
- авторитарный или директивный;
- демократический или коллегиальный;
- либеральный или нейтрально-попустительский.
Авторитарный стиль руководства предполагает концентрацию монопольной власти в руках руководителя, единоличное принятие решений, определение лишь непосредственных задач (перспективные цели не доводятся) и способов их достижения.
Характерные черты авторитарного стиля:
- догматичность руководителя;
- отсутствие доверительности к подчиненным;
- запреты;
- жесткая требовательность к подчиненным;
- угроза наказания;
- позиция руководителя – вне коллектива;
- связи между подчиненными сведены до минимума и проходят, как правило, под контролем руководителя;
- официальная дистанция между руководителем и подчиненными;
- мелочная опека;
- оценка носит субъективный характер;
- эмоции в расчет не принимаются;
- расходуется много времени и энергии на поиск и «распекание» виновных.
Авторитарный руководитель ориентируется на формальную власть и применение прав, вытекающих из нее, на нем замкнута вся деловая информация, мнение руководителя решающее, деловые распоряжения краткие, в общении преобладает официальность, тон неприветливый.
Такой стиль в сочетании с особыми чертами характера приводит к нетерпимости к любым возражениям и предложениям подчиненных, которые расходятся с его личным мнением, унижению человеческого достоинства и проявлению грубости в общении с подчиненными.
Рассматривая ситуации проявления авторитарного стиля управления на практике, можно обнаружить две крайности. Авторитарный стиль, реализуемый руководителем в режиме собственных ощущений, можно описать с помощью метафор: «Я-командующий» или «Я-отец».
При позиции «Я-командующий» властная дистанция очень велика и в организации усиливается роль процедур и правил [1, c. 304].
3 КОНФЛИКТ В ОРГАНИЗАЦИИ, ЕГО СТРУКТУРА: ВИДЫ КОНФЛИКТОВ. ПРИЧИНЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ КОНФЛИКТОВ
Конфликт – отсутствие между двумя или более сторонами согласия, каждая сторона делает все, чтобы была принята именно ее точка зрения, и препятствует другой стороне делать то же самое.
Чаще всего конфликт ассоциируется с угрозами, спорами, войной и т.п., откуда мнение, что конфликт – явление всегда нежелательное, что его необходимо избегать и немедленно разрешать, как только он возникнет.
Но во многих ситуациях конфликт помогает выявить разнообразие точек зрения, дает дополнительную информацию, помогает выявить большее число альтернатив или проблем и т.д. Это делает процесс принятия решений группой более эффективным, а также дает людям возможность выразить свои мысли и тем самым удовлетворить личные потребности в уважении и власти.
Таким образом, конфликт может быть функциональным и вести к повышению эффективности организации. Или он может быть дисфункциональным и приводит к снижению личной удовлетворенности„ группового сотрудничества и эффективности организации. Роль конфликта, в основном, зависит от того, насколько эффективно им управляют [3, c. 168].
Причины конфликтов в организации
Распределение ресурсов. Ресурсы всегда ограничены. Руководство решает, как их распределить наиболее эффективным образом. Но люди всегда хотят получать не меньше, а больше. Таким образом, необходимость делить ресурсы почти неизбежно ведет к различным видам конфликта.
Взаимозависимость обязанностей.
Поскольку все организации являются системами, состоящими из взаимозависящих элементов, при неадекватной работе одного подразделения или человека взаимозависимость задач может стать причиной конфликта.
Расхождения в целях. Возможность конфликта увеличивается, по мере того как организации разбиваются на подразделения. Это происходит потому, что специализированные подразделения сами формулируют свои цели и могут уделять большее внимание их достижению, чем целей всей организации.
Различия в ценностях. Представление о ситуации зависит от стремления к определенной цели. Люди могут рассматривать только те аспекты ситуации, которые благоприятны для их группы и личных потребностей.
Различия в ценностях – весьма распространенная причина конфликта. Например, подчиненный может считать, что всегда имеет право на выражение своего мнения, в то время как руководитель может полагать, что подчиненный имеет право выражать свое мнение только тогда, когда его спрашивают и беспрекословно делать то, что ему говорят.
Различия в жизненном опыте и манерах поведения. Исследования показали, что различия в жизненном опыте, ценностях, образовании, стаже, возрасте и социальных характеристиках уменьшают степень взаимопонимания и сотрудничества между представителями различных подразделений.
4 ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
Укажите ошибки, которые на Ваш взгляд, допущены менеджментом компании при формулировке миссии.
Философия ОАО «Компания СЛАВИЧ» заключается в обеспечении соответствия собственных целей и долговременных интересов общества. Компания реализует идеологию «Общей судьбы», что предполагает сочетание интересов работников, акционеров, поставщиков и потребителей. Для компании одинаково важна прибыль для акционеров и доходы работников, а также взаимовыгодная совместная деятельность с поставщиками и полное удовлетворение потребности покупателей.
РЕШЕНИЕ
Ошибка философии заключается в том, что отсутствует четкость формулировки философии, положения носят двоякий характер. Разработка философии, очевидно осуществлялось в момент решения текущих вопросов.