Вопрос 1
Школы человеческих отношений, поведенческих наук (Э. Мейо, М.П. Фоллет, А. Маслоу, Д. Мак-Грегор, Р. Лайкерт, Ф. Герцберг, Р. Блейк).
Ответ
Школа «человеческих отношений» стремилась построить модели поведения людей, чем она отличается от классической, которая занималась моделями организации.
Это научное направление в теории управления и возникло после того, как обнаружилось, что регламентация труда и высокая заработная плата не обязательно приводят к повышению производительности труда, как полагали представители школы научного управления.
Значительный вклад в развитие школы «человеческих отношений» внесли в 1940-1960-е гг. ученые-бихевиористы, которые разработали теории мотивации, в частности иерархическую теорию потребностей (А. Маслоу) и теорию мотивации, зависящей от удовлетворенности или неудовлетворенности работой (Ф. Херцберг).
Элтон Мэйо (1880-1949), основатель школы «человеческих отношений», доказавший, что поведение человека в организации и результаты его труда полностью зависят от социальных условий, в которых этот человек находится в организации, и от отношений, сложившихся между рабочими и между рабочими и менеджерами.
Мэйо пришел к выводу, что производительность труда организации зависит не только от условий труда, наличия материального стимула и менеджмента, но и от социального и психологического климата в рабочей среде. Основатели школы «человеческих отношений» рекомендовали управленцам определять отношения, сложившиеся в малых неформальных группах, выявлять их лидера, а затем использовать особенности таких групп (психологические и социальные) для налаживания межличностных отношений и повышения удовлетворенности рабочих своим трудом.
В своей главной книге «Социальные проблемы индустриальной культуры» Мэйо утверждал, что результатом применения на практике его теории будут повышение престижа и преданность подчиненных. По его мнению, вполне реально достичь в организации нужных целей именно с помощью удовлетворения потребностей работников. Поэтому искусство общения должно стать важнейшим критерием отбора администраторов, начиная с цехового мастера.
Вопрос 2
Классификация методов менеджмента.
Ответ
Само слово «менеджмент» в современном мире имеет очень широкое значение: это и управление, и руководство, и администрирование. И не только государством, предприятием или организацией, но и в первую очередь персоналом, то есть людьми. Это и прогнозирование, и планирование, и координация, и контроль за работой персонала.
По сути менеджер является первым человеком в компании после руководителя.
Менеджер, несомненно, творческая профессия. Она охватывает многие сферы деятельности и знаний: в ней сочетаются гуманитарные, экономические, технические, психологические, социокультурные аспекты. Высокий профессионализм менеджера, его умение стратегически мыслить и реализовывать свои идеи является залогом успеха управления компанией, руководства ее деятельностью, т. е. менеджмента. Благодаря именно таким людям работа предприятия будет успешной и коммерчески выгодой.
Менеджмент – это управленческая деятельность. Она представляет собой совокупность следующих факторов:
• планирование;
• постановка целей;
• организация бизнес-процессов;
• координация;
• мотивация;
• контроль.
Осуществление функций менеджмента реализуется па основе использования особого инструментария, который включает различные методы.
Метод менеджмента – это комплекс способов и приемов воздействия на объект управления, результатом которого является выполнение поставленных компанией целей [1, с.201].
Слово «метод» греческого происхождения. В переводе обозначает способ достижения какой-либо цели. Основное содержание управленческой деятельности отражено в методах менеджмента. Характеризуя данные методы, важно раскрыть их содержание, организационную форму и направленность.
Направленность методов менеджмента отражается в ориентации на систему (объект) управления (компания, подразделение, отдел, фирма и т.д.).
Содержание характеризует специфику способов и приемов воздействия.
Организационная форма – влияние на конкретную сложившуюся ситуацию. Данная ситуация может иметь прямую форму (непосредственное воздействие) либо косвенную (постановка задачи и организация стимулирующих условий).
Вопрос 3
Управление конфликтами. Стратегии поведения менеджера в конфликтных ситуациях: сотрудничество, компромисс, принуждение, избегание, уступчивость.
Ответ
Конфликт – из сторон стремится занять позицию, несовместимую с интересами другой стороны или противоположную им. Все-таки конфликт явление объективное, но реализация его всегда субъективна, так как имеет явно действующих субъектов, то есть нас.
Управление конфликтом предполагает его купирование и удержание ниже того уровня, на котором он становится угрожающим для организации, группы, межличностных отношений. Умелое управление может привести к его разрешению, то есть к устранению проблемы, вызвавшей конфликт, и восстановлению взаимоотношений сторон в том объеме, который необходим для обеспечения деятельности.
Решение конфликтов может выражаться в урегулировании, завершении, предотвращении, достижении консенсуса, профилактике, ослаблении, подавлении, отсрочке и т. д.
Межличностное управление конфликтом отражается известной схемой К. Томаса, описывающей различные стратегии поведения в конфликтной ситуации в зависимости от двух основных характеристик: степени настойчивости в удовлетворении собственных интересов и степени сотрудничества в удовлетворении интересов других. В терминологии Томаса это избегание (уклонение), приспособление, конкуренция (подавление), компромисс и сотрудничество.
Р. Вердербер и К. Вердербер предлагают 15 общих рекомендаций по управлению конфликтом.
1. Постоянное внимание к партнеру (партнерам) по общению, предоставление возможности высказаться.
2. Доброжелательное, уважительное отношение.
3. Естественность, отражение своих чувств и чувств собеседника.
4. Сочувствие, участие, терпимость к слабостям.
5. Подчеркивание общности интересов, целей, задач. Нахождение в позиции партнера того, с чем можно согласиться.
6. Признание правоты собеседника там, где это действительно так.
7. Выдержка, самоконтроль, спокойный тон.
8. Обращение к фактам.
9. Лаконичность, немногословность, вербализация основных ключевых мыслей партнера (партнеров).
10. Высказывание вслух и объяснение понимания проблемы, вопросы партнеру (партнерам) по ее прояснению.
Задание 1
Что, на Ваш взгляд, нужно сделать, чтобы создать в группе обстановку доверия и свободного обмена идеями, без боязни репрессий? Представьте себе, что недавно Вы стали руководителем давно сформированной группы работников. Предыдущий руководитель считал, что людей надо жестко контролировать. Несмотря на огромный опыт, работники выполняют свои обязанности посредственно. Они делают всё, что Вы от них требуете, но не проявляют инициативу и общаются на определенной дистанции и только по работе. Их производительность снижается.
Ответ
На мой взгляд, в такой ситуации наиболее весомое значение имеет установление дружественных связей между сотрудниками отдела, для того чтобы они могли обеспечить более плотную кооперацию между работниками при выполнении их непосредственных обязанностей и выполнении требований и указаний руководителя. Для этого, наиболее эффективно, хотя будет использовать метод применения проведения совместных мероприятий в нерабочее время. Корпоративы, совместное чаепития и приём кофе в обеденные перерывы и встречи в неформальной обстановке позволят обеспечить возможность позволит создать более дружественную атмосферу в коллективе.