Вопрос 1: Средневековая философия, её теоцентризм.
Вопрос 2: Социальная структура, социальные роли.
Список использованных источников
Вопрос 1: Средневековая философия, её теоцентризм.
Теоцентризм средневековой философии – это картина мира, которая является причиной и центром бытия, активное и творческое начало которого осуществляется Богом. Философия шестого-пятнадцатого веков носила ярко выраженную религиозно-христианскую ориентацию.
Религиозная картина мира включает в себя основные понятия мира, которые проясняют, детализируют, рационально выражают средневековую философию и, таким образом, выходят за рамки ее сферы.
Главной отличительной чертой средневековой философии является теоцентризм: Бог – Создатель мира, является главной темой философской мысли. Бог также является фокусом всех философских понятий мира: Бог –существо, Бог – жизнь, Бог – Истина, Доброта и Красота. Таким образом, теоцентризм проявляется во всех частях философии.
Все средневековые философы согласны, что бытие – это Бог, различие – в трактовке степени причастности к бытию товарного мира. В философии Августина Аврелия (наиболее видный представитель патристики) и Фомы Аквинского (схоластика) представлены два наиболее характерных для средневековой философии решения этой проблемы.
Августин Аврелий резко противопоставляет Бога и мир. Бог – это бытие, и «этот мир идет туда, куда он идет – к небытию и мучает душу смертельной тоской» – он пишет в своем «Исповеди». Как следует из цитаты, Августин решает проблему бытия похоже на учения Платона. «Мир идей» Платона стал мыслями в сознании христианского Бога, а «Мир идей» - это слабое, несовершенное отражение, расположенное между существом и существованием. «Мир теней» – это слабое, несовершенное отражение, которое происходит между бытием и небытием.
Фома Аквинский после Аристотеля подчеркивает два уровня бытия: актуальный и потенциальный, которые объединены как форма и материя. Истинное существо-это Бог, материальный мир также является существом, но только потенциально.
Теоцентризм в гносеологии подразумевает под собой постижение природы лежит на путях постижения Бога: весь земной мир – это символическое воплощение мира небесного. Расшифровкой символов, проникновением в их смысл и занимается средневековая философия.
Однако главным объектом познания для средневекового философа является не природа, а священный текст Библии – богооткровение. Постижение этой Истины, которую Бог открыл людям, требует прежде всего веры. Для постижения Бога недостаточно одного интеллекта: необходимы добрая воля и чистое (непорочное) сердце. Поэтому вся средневековая философия вопрос о соотношении веры и знания решает однозначно: вера выше знания. Роль же разума и рационального знания оценивается по-разному: от полного противопоставления его вере до признания за ним роли помощника веры.
Вопрос 2: Социальная структура, социальные роли.
Социальная структура подразумевает под собой совокупность социальных групп, классов и слоев; социальных институтов и социальных организаций; функционально взаимосвязанных социальных статусов и ролей;
совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих социальных групп, а также социальных институтов и отношений между ними.
Социальная структура – это анатомический скелет общества. Структура относится к совокупности функционально взаимосвязанных элементов, которые составляют внутреннюю структуру объекта.
В социологии понятие «социальная структура» интерпретируется в широком и узком смысле. В широком смысле разделение общества на сферы жизни людей (экономические, социальные, политические, духовные) означает производство, изменение, распределение и потребление, в этом смысле наиболее важными частями структуры являются социально-классовые, социально-профессиональные, социально-демографические, этнические, поселения. В узком смысле, все важные социальные различия между людьми, на протяжении всей их жизни.
Социальная структура общества предполагает, что общество рассматривается как целостная система с внутренней дифференциацией и что различные части этой системы тесно связаны друг с другом.
Различные социальные сообщества людей в реальной жизни постоянно взаимодействуют друг с другом. Классовые отношения, например, оказывают большое влияние на отношения народов, отношения народов оказывают определенное влияние на отношения классов.
Социальная структура – это устойчивая связь элементов в социальной системе. Основными элементами социальной структуры общества являются индивиды, занимающие определенные должности (статусы) и выполняющие определенные социальные функции (роли), объединяющие этих особей в группы, социально-региональные, этнические и другие общины по статусным характеристикам. Социальная структура относится к объективному разделению общества на общины, классы, слои, группы и т.д., показывая различное положение людей относительно друг друга в соответствии с многочисленными критериями. В зависимости от того, какой элемент выделяется в качестве основного элемента, структура общества – это группа, класс, сообщество и т. д. он может быть представлен как система. Таким образом, социальная структура – это система связей между структурой общества в целом, его основными элементами.
Группа представляет собой набор взаимодействующих людей, которые чувствуют свое взаимодействие и воспринимаются другими как своего рода сообщество.
Классы – это большие социальные группы, которые различаются по своей роли во всех аспектах жизнедеятельности общества, основаны на социальных интересах коренных народов и функционируют. Классы имеют общие социально-экономические и психологические характеристики, ценностную ориентацию, свой «кодекс» поведения.
1. Добреньков, В.И. Социология. Краткий курс / А. И. Кравченко, В.И. Добреньков, В. И. Добреньков – М.: ИНФРА – М, 2003 – С.73-139.
2. История философии: Учебное пособие для вузов / А.Н. Волкова, В.С. Горнев и др.; под ред. В.М. Мапельман и Е.М. Пенькова. – М.: «Издательство ПРИОР», 1997. – 464 с.
3. Канке, В. А. Философия. Исторический и систематический курс: Учебник для вузов. 4-е издание. – М.: «ЛОГОС», 2002. – 344 с.
4. Лавриненко, В.Н. Социология. Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИДАНА, 2003. – 448 с.
5. Мухаев, Р.Т. Социология. Учебник для вузов. – М.: Книга-сервис, 2003. – 320 с.
6. Радугин, А. А. Философия. Курс лекций. М.: «ЦЕНТР», 1999. – 269 с.
7. Основы философии: Учебное пособие для вузов. /под ред. Попова Е.В./. – М.: ВЛАДОС, 1997. – 320 с.
8. Тихонравов, Ю.В. Философия. Учебное пособие. М.: ЗАО «Бизнес-школа «ИНТЕЛ-СИНТЕЗ»», 1998. – 304 с.
9. Философия: учебник для высших учебных заведений. – Ростов н/Д.: «ФЕНИКС», 1999. – 576 с.