Рыночная власть конкурентных сил
Молочная промышленность Республики Беларусь состоит из 16 молочных комбинатов (не считая 16 филиалов), 18 молочных заводов (включая 2 филиала), 16 маслосырозаводов (включая 1 маслосыробазу и 2 филиала), 7 молококонсервных заводов (включая 2 филиала), 9 сырозаводов (включая 1 сырокомбинат и 2 филиала), 4 маслодельных комбината (включая 1 маслодельный завод и 1 филиал), 3 завода по производству сухого обезжиренного молока, 3 фабрики мороженого и 37 иных предприятий по производству молока и молочных продуктов. Явными лидерами Республики Беларусь являются ОАО "Борисовский молочный комбинат", ОАО "Савушкин продукт", ОАО "Молочный Мир" и ОАО "Бабушкина крынка".
Все эти компании являются конкурентами на молочном рынке Республики Беларусь. Но нельзя не упомянуть и российских производителей молочной продукции. Список крупнейших молочных компаний возглавляют заводы трех крупнейших холдинговых компаний: "Вимм-Билль-Данн", "Юнимилк" и "Данон".
Эти холдинги имеют богатый опыт работы в области производства молочной продукции, налаживают каналы сбыта и устанавливают прочные связи с потребителями. Помимо этих факторов, российские производители обладают широким спектром узнаваемости бренда, а также реальными возможностями по модернизации оборудования.
Главная проблема, с которой сегодня сталкиваются белорусские производители, — это неблагоприятные изменения ценовой конъюнктуры российского рынка. В настоящее время производство молока во многих регионах мира неуклонно растет - как в странах-экспортерах, так и в странах-импортерах, в том числе и в России. На рынке сформировалось предложение, которое превышает спрос. В результате цены на молочные продукты упали. Этому также способствовало постепенное увеличение запасов. С другой стороны, рост закупочных цен на сырое молоко из-за повышения цен на корма, горюче-смазочные материалы ограничил рост рентабельности реализации молочной продукции в Беларуси.
Для того чтобы повысить конкурентоспособность отечественной продукции, необходимо улучшить качество сырья, в том числе повысить содержание белка и жира. Ведь по этим показателям мы все еще отстаем от ведущих европейских производителей. Например, Финляндия, Швеция, Дания и другие страны ЕС, а также Новая Зеландия и Австралия. В то же время эти показатели определяют выход товарной продукции на тонну сырья, а следовательно, и величину выручки от реализации продукции и рентабельность производства.
1. Бариленко, В.И. Основы бизнес-анализа: учеб. пособие / В.И. Бариленко, В.В. Бердников, Р.П. Булыга; под ред. В.И. Бариленко — М.: КНОРУС, 2016. — 272 с.
2. ОАО «Глубокский молочно-консервный комбинат» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://glmkk.by/.
3. Янченко М.С. Состояние конкуренции на рынке молочной продукции в Республике Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим работы: https://clck.ru/S8fVj.