7. Раскрыть сущность специализации и кооперирования производства.
Охарактеризовать тенденции их развития в современных условиях.
Специализация - это процесс сосредоточения выпуска определенных видов продукции в отдельных отраслях промышленности, на отдельных предприятиях и их подразделениях, т.е. это процесс производства однородной продукции или выполнение отдельных (конкретных) технологических операций.
Формы специализации в промышленности:
- предметная специализация. Ее сущность заключается в том, что предприятия специализируются на выпуске готовой продукции (автомобили, станки, самолеты и т.д.);
- подетальная специализация. В этом случае предприятия специализируются на производстве отдельных деталей, узлов и агрегатов (например, подшипниковый завод);
- стадийная (технологическая) специализация. При данной форме предприятия специализируются на выполнении лишь отдельных стадий технологического процесса (например, сборочные производства в машиностроении).
- специализация вспомогательных производств. К данной форме специализации относятся предприятия, занятые выпуском тары и упаковки, а также выполняющие вспомогательные работы.
В зависимости от масштабности различают внутриотраслевую и межотраслевую специализацию.
Специализация тесно связана с кооперированием производства. По сути, это две стороны одного процесса и, как правило, их рассматривают в единстве.
Кооперирование - это длительные производственные связи между предприятиями, выпускающими какую-то сложную продукцию.
В соответствии с формами специализации в промышленности различают три формы кооперирования:
- предметное, или агрегатное, кооперирование - ряд предприятий поставляет разные изделия (например, генераторы, редукторы и т.д.) головным предприятиям, выпускающим оборудование;
- подетальное кооперирование - ряд специализированных предприятий поставляет
- головному предприятию узлы и детали (например, подшипники, втулки и т.д.);
- технологическое, или стадийное, кооперирование - выражается в поставках одними предприятиями полуфабрикатов головным предприятиям.
Основными показателями уровня кооперирования является доля стоимости полуфабрикатов, деталей и узлов, получаемых от других предприятий в порядке кооперирования, в общей стоимости продукции предприятия.
32. Раскрыть сущность цены. Перечислить и пояснить функции цены, принципы ценообразования и методы государственного регулирования цен.
Цена - это денежное выражение стоимости единицы товара.
Цена – это форма выражения ценности благ, проявляющееся в процессе их обмена.
Функции цен:
1. Измерительная – измеряет стоимость товаров. Выражает ОНЗТ на производство продукции.
2. Регулирующая – это основной инструмент уравновешивания спроса и предложения.
3. Распределительная – повышение или понижение цен ведет к перераспределению прибыли между отраслями, предприятиями и населением.
4. Контрольная – цена является инструментом учета и контроля расхода и движения материально-вещественных ресурсов, их движение и сохранение.
5. Стимулирующая – только цена стимулирует предприятие на повышение объемов производства, снижение издержек и увеличение прибыли.
6. Социальная – изменение розничных цен способствует перераспределению доходов и расходов населения, изменению семейного бюджета. Цена влияет на доступ населения к различным видам товаров и услуг.
Принципы ценообразования – это постоянно действующие основные положения, характерные для всей системы цен и лежащие в ее основе.
Принципы ценообразования:
Принцип научности обоснования цен состоит в необходимости познания и учета в ценообразовании объективных экономических законов развития рыночной экономики, и прежде всего закона стоимости, законов спроса и предложения.
Принцип целевой направленности цен состоит в четком определении приоритетных экономических и социальных проблем, которые должны решаться с помощью цен, например проблемы социальной защиты населения или проблемы целевой ориентации цен на освоение новой, прогрессивной продукции, повышение ее качества.
Принцип непрерывности процесса ценообразования проявляется в следующем. Во-первых, в своем движении от сырья до готового изделия продукция проходит ряд этапов (например, руда – чугун – сталь – прокат и т.д.), на каждом из которых она имеет свою цену. Во-вторых, в действующие цены постоянно вносятся изменения и дополнения в связи со снятием с производства устаревших товаров и освоением новых.
Задача 19. Как изменится норма времени, если норма выработки выросла на 11,5%, 20,5%, 33%, 8,87%?
Норма времени – это количество времени, установленное на выполнение единицы работы или операции. Определяется в секундах, минутах, часах.
Норма выработки – это количество единиц работы или операций, которое должно быть выполнено в единицу времени (час, смену, месяц) одним или группой рабочих.
Нв = Тр / Нвр
где, Нв – норма времени;
Тр – период времени на который рассчитывается норма выработки в часах, минутах;
Нвр – норма времени.
=> Нвр = Тр / Нв
1) Нвр = ТР / (Нв * (1+0,115)) = ТР /Нв * 1/ (1+0,115) = ТР /Нв * 0,8968 – то есть уменьшится на 10,31 %;
2) Нвр = ТР /Нв * 1/ (1+0,205) = ТР /Нв * 0,8299 – то есть уменьшится на 17,01 %.
Задача 44. Сумма реализованной продукции предприятия за год составила 75000 млн. руб., ее полная себестоимость — 53 000 млн. руб. Стоимость нормируемых оборотных средств 10010 млн. руб. Среднегодовая стоимость основных производственных фондов — 78 090 млн. руб.
Определить рентабельность продукции и рентабельность производства.
Рентабельность реализуемой продукции (ROM– ReturnonMargin) – показатель, отражающий эффективность реализации продукции. Численное выражение рентабельности реализуемой продукции показывает соотношение между доходами от реализации продукции и затратами на производство и продажу продукции.
ROM = П / С * 100
П – прибыль;
С – себестоимость.
П = В – С
В – выручка
ROM = ( 75000 - 53 000 ) / 53 000 * 100 % = 41,51 %.