Философствовать, как писал М. Хайдеггер, значит спрашивать: "Почему вообще есть сущее, а не наоборот – ничто?". Понимание любой философской категории становится полным, если ясно осознается противоположная ей категория. Для бытия такой противоположной категорией является категория небытия, или ничто, которая служит для обозначения того, чего нет, что не существует.
Соотношение бытия и небытия с точки зрения диалектики представляет собой диалектическое единство при определяющей роли бытия. Бытие и небытие – это противоположности, взаимно предполагающие и взаимно отрицающие друг друга. Отсутствие бытия не есть некая абсолютная пустота, а есть процесс отрицания бытия, который представляет собой не что иное, как переход в иное существование. "Бытие" – "небытие" образуют категориальную пару, с помощью которой отражается "онтологическая судьба" каждого конкретного сущего. Рациональное понимание небытия возможно только лишь в качестве отрицания, которое является необходимым моментом бытия.
В отличие от западноевропейской традиции, в древневосточной философии сложилось иное понимание бытия и небытия. Здесь мир рассматривался как постоянный круговорот превращения бытия в небытие, при этом небытие – источник полноты всякого бытия. Небытие в религиозно-философских учениях даосизма, буддизма, позднее дзен-буддизма трактуется как всеобъемлющее и первичное. Оно, будучи всем, само есть Ничто. Небытие порождает и принимает в себя все вещи, все формы, все свойства, само находясь за пределами вещей, форм и свойств. Таким образом, Ничто (пустота, шунья, дао) парадоксально мыслится не как отсутствие всего, а как полная неопределенность, значит, потенциальная возможность чего угодно, и поэтому – как полнота. Ничто выступает необходимым условием бытия.
2. Предмет социологии
Предмет социологии - социальная сторона жизни общества, т.е. социология изучает всю совокупность связей и отношений, которые носят название социальных.
Социальные отношения - это отношения между группами людей, занимающими разное положение в обществе, принимающими различное участие в его экономической, политической и духовной жизни, различающимся образом жизни, уровнем и источником доходов, структурой личного потребления.
Социальные отношения - это выражение взаимной зависимости субъектов по - поводу их жизнедеятельности, образу жизни, отношению к обществу, внутренней самоорганизации, саморегуляции, отношению с другими субъектами.
Так как связи и отношения в каждом конкретном социальном объекте (обществе) всегда организованы особым образом, то объект социологического познания выступает как социальная система.
Задачей социологической науки является типологизация социальных систем, исследование связей и отношений каждого типологизированного объекта на уровне законов и закономерностей, получение конкретного научного знания о механизмах их действия и формах проявления в различных социальных системах для целенаправленного управления ими.
Итак: Объект социологического познания, его особенности связаны с понятием социального, социальных связей и отношений и способа их организации.
Предмет социологической науки - социальные законы и закономерности. Поэтому социология - наука о законах становления, функционирования, развития общества в целом, социальных отношений и социальных общностей, механизмах взаимосвязи и взаимодействия между этими общностями, а также между общностями и личностью (Ядов).
3. Сущность власти. Основные типы власти и их отношения
Власть – возможность осуществлять свою волю, воздействовать на поведение и деятельность людей с помощью каких-либо методов или средств (авторитета, воли, насилия, закона).
Функции власти:
поддержание общественного порядка и стабильности;
выявление, ограничение и разрешение конфликтов;
достижение общественного согласия (консенсуса);
принуждение во имя социально значимых целей и сохранения стабильности.
Типы власти:
- охлократия (от греч. - толпа) характеризуется отсутствием четкого подчинения граждан нормам морали и права, когда общественное поведение определяется на стихийном собрании, митинге, сходке людей;
- автократия (от греч. - автор) означает неограниченную власть в обществе одного лица;
- демократия (от греч. народ) предусматривает «власть народа» на основе общественного самоуправления.