ВВЕДЕНИЕ
ПРОБЛЕМАТИКА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО СУЩЕСТВОВАНИЯ КАК ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1 в творчестве К. Ясперса и М. Хайдеггера
1.2 в философии Ж.-П. Сартра, Ф. Камю
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Человек свободен онтологически с момента своего рождения, так как сознание не закрыть за решеткой и не сковать. В независимости от сложившихся обстоятельств человек всегда имеет возможность и право выбора (предавать ему Родину или нет). Каждый человек ответствен за освобождение Франции. Свобода есть атрибут человека и его онтологическое свойство, так как сознание всегда есть сознание свободы.
Выступая против марксизма, у которого бытие определяет сознание, Сартр говорил, что все наоборот: именно сознание определяет бытие. Вся сущность сознания заключена в свободе, и поскольку свобода определяет сознание – это и есть сущность человека. Онтологическая свобода человека заключается в том, что человек не может быть не свободным, то есть рабом. Он постоянно и всецело свободен как никто на земле, иначе он не существует. Таким образом, в отличие от Г. Гегеля и многих религиозно настроенных масс, Сартр не допускал различных степеней свободы.
Стараясь держаться на расстоянии от сложившегося житейского представления о свободе, он утверждал, что быть свободным – не значит добиваться того, чего хочется, но хотеть того, что можно. И если человек не в состоянии осуществить какое-то действие, то он должен отказаться от соблазна это действие осуществить. В философии сложилось такое определение свободы, что она есть не что иное как автономность и независимость выбора.
Свобода по Сартру есть некая преодоленная необходимость, так как человек сам себя преодолевает.
ПРОБЛЕМАТИКА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО СУЩЕСТВОВАНИЯ КАК ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1 в творчестве К. Ясперса и М. Хайдеггера
Нивелирование человеческой личности влечет за собой появление индивидуалистских философий. Первая мировая война, которая ознаменовалась массовыми убийствами, вызвала к жизни философию экзистенциализма, надолго захватившую умы людей, но и в настоящее время, когда на наших глазах разворачивается движение неонацизма, обращение к ней становится как никогда актуальным. В ходе анализа взаимосвязи двух основных категорий экзистенциализма – свободы и смерти – возникают следующие вопросы: как в экзистенциализме уживаются указанные категории? Абсолютна ли человеческая свобода?
Только ли страх смерти способен открыть человеку его свободу? Осознание неизбежности смерти влечет необходимость разобраться и с понятием судьбы. С этой точки зрения особый интерес представляет сравнительный анализ философских позиций М. Хайдеггера и К. Ясперса. Категории свободы и смерти в философии М. Хайдеггера рассматриваются нами через модусы заботы («бытие-в-мире», «забегание вперед» и «бытие-при-внутримировом-сущем») и понятия «историчность», «заброшенность», «пограничная ситуация», «наследие», «диалог с Другим», «подлинное/неподлинное существование».
Итогом их анализа стал вывод о двух типах хайдеггеровской свободы: свободе как открытии сущего, ограниченной судьбой – рамками рождения и смерти, которые накладывают обязательство в диалоге с Другими, и свободе как выборе между подлинным и неподлинным существованием. Подлинное существование осуществляется только перед лицом смерти, в свободном принятии своей судьбы как продвижения к пределу существования, в осознании ответственности за собственное бытие, в принятии своей свободы открывать сущее, в признании самобытности «вот-бытия» Другого.
1.2 в философии Ж.-П. Сартра, Ф. Камю
Экзистенциальная традиция не является монолитным явлением, по разным основаниям ее можно разделить на атеистическую и религиозную, довоенную и послевоенную и т.д. В контексте данной работы деление осуществляется по страноведческому критерию. В центре внимания находится французская экзистенциальная трактовка человека и истории. Это связано с тем, что французские мыслители стали интеллектуальным авангардом европейской культуры 50-70-хх гг. XX столетия.
Начало Второй мировой войны, трагически быстрое поражение Франции и бесславная капитуляция перед фашистской Германией перевернули мировоззренческие устои французской интеллигенции. В центр ее внимания попали новые темы, в т.ч. человеческого существования, что сделало французский экзистенциализм духовным лидером Европы. Этому также способствовало то обстоятельство, что в формировании и распространении экзистенциальных идей приняли участие не только профессиональные философы, по и писатели, художественные критики, публицисты, обладающие выдающимися литературными талантами. Мысли о жизни человека, об истории они облекали в разнообразную форму: философские сочинения, пьесы, романы, воспоминания, мемуары, эссе. Военные и послевоенные годы стали временем создания наиболее значительных работ Ж.-П. Сартром, А. Камю, Г. Марселем, С. де Бовуар, А. Сент-Экзюпери, М. Мерло-Понти. В данной работе будут проанализированы проблемы человека и истории в творчестве двух выдающихся мыслителей, Нобелевских лауреатов по литературе Ж.-П. Сартра и А. Камю, идеи которых во многом предопределили философскую и литературную моду того времени.
По аналогии с хайдеггеровским и ясперовским экзистенциализмом французская модель интересуется, в первую очередь человеком. Человеческой жизни приписываются следующие черты — уникальность, специфичность, они противопоставляются всему закономерному, сущностному, рассудочному.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итоги, хочется заметить, что экзистенциализм сформировал интеллектуальный климат, способствующий обращению сначала французских, а затем и других европейских историков, к изучению чувств, переживаний конкретных исторических персонажей, написанию микро историй с маргинализацией описания прошлого, борьбе с отчужденностью, абсурдом бытия.