Методы и методики диагностики восприятия
БГУ (Белорусский государственный университет)
Контрольная
на тему: «Методы и методики диагностики восприятия»
по дисциплине: «Психодиагностика»
2021
15.00 BYN
Методы и методики диагностики восприятия
Тип работы: Контрольная
Дисциплина: Психодиагностика
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 23.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
1. Понятие восприятия как психического процесса
2. Понятие психологической диагностики
3. Основные методы и методики диагностики восприятия
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Изучение и измерение когнитивных процессов человеческой психики находится в центре внимания большей части дисциплины «Психология и педагогика». В рамках этой части курса студенты детально знакомятся с основными характеристиками таких психических процессов, как ощущения, восприятие, внимание, память и мышление, а также их значение для жизни человека.
Психическое развитие человека связано с развитием культуры восприятия: образованный, эстетично развитый человек способен наслаждаться изяществом формы, цвета и звуковой гармонией окружающей среды. Познавая окружающую действительность, взаимодействуя с ней, мы встречаемся с предметным миром. Восприятие связано с идентификацией, пониманием, пониманием объектов, явлений, ситуаций, с их отнесением к определенной категории, типу, классу. Как чувственный этап познания, восприятие неразрывно связано с мышлением, имеет мотивационную направленность, сопровождается эмоциональной реакцией. Будучи связанным с процессом познания, восприятие включает в себя процессы сравнения, сопоставления объекта с типичными нормами, хранящимися в памяти. Знакомые объекты воспринимаются на стереотипной основе, быстро и уверенно.
Первичную, первичную информацию о мире человек получает через восприятие. Они дают человеку информацию о различных свойствах окружающей среды, влияющих на него. Восприятие, в отличие от ощущений, воссоздает мир в образах и позволяет человеку целостно представить окружающие объекты и явления во всей совокупности их многочисленных характерных свойств.
Ощущение, восприятие, воображение, память относятся к чувствительному познанию человеком окружающего мира. Напротив, мышление и речь называются способами рационального, или ментального, познания мира. С помощью мышления и речи человек узнает о мире то, что непосредственно не представлено в его чувствах и восприятиях [1].
Исследованиями в области изучения особенностей методов и методик диагностики восприятия занимались многие отечественные и зарубежные исследователи, среди которых необходимо выделить таких как М.К. Акимова, А. Анастази, А.Ф. Ануфриев, Т.А. Барышева, А.А. Бодалев, Л.Ф. Бурлачук и т.д.
1. Понятие восприятия как психического процесса
Восприятие – это умственный процесс, отражающий целостный образ объектов и явлений в сознании человека, когда они непосредственно влияют на органы чувств. Восприятие включает в себя ощущение и основано на нем. Но оно не сводится к простой сумме ощущений. Это нечто целое, что включает в себя и воспроизведение прошлого опыта, и процессы постижения того, что воспринимается, и другие психические процессы. Иными словами, восприятие отличается от ощущения тем, что является активным процессом, в результате которого формируется образ объекта.
Основное отличие восприятия от ощущения заключается в целостном отображении объекта через отражение всей совокупности его свойств. Восприятие часто называют системой ощущений человека [2].
Восприятие является результатом сложной аналитико-синтетической деятельности. Оно состоит из следующих фаз восприятия:
1. Выявление (начальная фаза, в которой объект выделяется из общего фона стимулов).
2. Выделение (выделение в объекте наиболее характерных признаков, по которым его можно идентифицировать).
3. Идентификация (идентификация объекта с образцами в памяти).
4. Опознание объекта (сопоставление его с имеющимся в памяти образцом, присвоение ему определенной категории объектов, «наименование объекта»).
На первом этапе процесса восприятия выделяется набор стимулов из потока информации и принимается решение о том, что они относятся к одному и тому же определенному объекту.
На втором этапе мы ищем в памяти комплекс схожих или близких по составу ощущений признаков, по которым мы можем идентифицировать объект.
На третьем этапе воспринимаемому объекту присваивается определенная категория, после чего проводится поиск дополнительных признаков, подтверждающих или опровергающих правильность принятого решения.
И, наконец, на четвертом этапе формируется окончательный вывод о том, что это за объект, с присвоением ему еще не воспринимаемых свойств, характерных для объектов одного класса с ним.
Важную роль в восприятии играет желание человека воспринимать тот или иной объект, осознание необходимости или обязанности воспринимать его, а также волевые усилия, направленные на достижение лучшего восприятия, настойчивость, которую он проявляет при этом. Таким образом, восприятие объекта реального мира предполагает внимание и направленность человека [8].
2. Понятие психологической диагностики
Психологическая диагностика – это наука о построении методов оценки, измерения, классификации психологических и психофизиологических особенностей людей, а также об использовании этих методов в практических целях.
Можно выделить две функции психологической диагностики – научную и практическую. Первая характеризует ее как направление исследований и представляет собой деятельность по конструированию психодиагностических методов. Поскольку они используются в практических целях, то к ним предъявляются особые требования, связанные с повышенной точностью и объективностью показателей, они разрабатываются по определенным правилам и тестируются по ряду критериев. В первую очередь это делается для того, чтобы оценить их качество и практическую пользу, а также пригодность для решения прикладных задач.
Психодиагностические методики – это специальные психологические инструменты, предназначенные для измерения и оценки индивидуальных психологических особенностей людей [1].
Вторая функция психодиагностики реализуется практикующими психологами, использующими диагностические методики. Специалисты-психодиагносты измеряют, анализируют и оценивают индивидуальные особенности человека или выявляют различия между группами людей, объединенных определенной характеристикой. Такая деятельность практикующих психологов называется постановкой диагноза и осуществляется с целью решения определенных прикладных задач. Слово «диагностика» (от греческого «диагноз») означает распознавание, обнаружение.
В различных сферах жизни и видах деятельности существуют практические проблемы, успешное решение которых зависит от учета индивидуальных или групповых психологических особенностей людей. Например, в практике образования и воспитания необходимо выявлять психологические различия между детьми для реализации индивидуального подхода к ним. Для эффективной профессиональной деятельности иногда требуется подбор по психологическим и психофизиологическим качествам.
Психологическая диагностика может стать основой для оптимального профессионального самоопределения личности. Создание нормального социально-психологического климата в трудовом коллективе зачастую невозможно без анализа деловых и личностных качеств [2].
3. Основные методы и методики диагностики восприятия
Так называемые классические теории восприятия предложили несколько вариантов решения фундаментальных проблем восприятия, оставаясь на позиции построения образов восприятия на основе элементарных сенсорных качеств – ощущений.
По мнению И. Мюллера, вся совокупность сенсорных переживаний определяется состоянием сенсорных нервов или их мозговой проекцией, и каждый сенсорный орган связан с нервами, которые в ответ на стимул вырабатывают «специфические энергии» или качества. Один и тот же стимул, воздействуя на разные нервы, предопределяет различные качества опыта, а различные воздействия на один и тот же нерв предопределяют одно и то же сенсорное качество. Эта идея была подхвачена Х. Герингом в его теории цветного зрения и Х. Гельмгольцем в отношении анализа слухового восприятия.
Подобные идеи были разработаны В. Вундтом, хотя он ограничился выделением только двух признаков ощущений: качества и интенсивности. Как и Титченер, он считал, что восприятие – это нечто большее, чем просто сумма ощущений, поскольку последние не содержат информации о прошлом опыте и значении сознательного образа. Вундт описал процесс объединения элементарных ощущений с точки зрения слияния, усвоения, контраста и усложнения, а также апперцепции, или творческого синтеза, который объединяет процессы восприятия, воображения и памяти [2].
Методы исследования восприятия:
1) клинические методы;
2) экспериментально-психологические методы.
Клинический метод применяется, как правило, в следующих случаях:
1) изучение тактильной и болевой чувствительности;
2) исследование температурной чувствительности;
3) исследование нарушений органов слуха и зрения.
4) исследование порогов слуховой чувствительности, речевого восприятия.
Экспериментально-психологические методы обычно применяются для исследования более сложных слуховых и зрительных функций. Так, Е. Ф. Бажин предложил комплекс методик, который включает в себя:
1) методики для изучения простых аспектов деятельности анализатора;
2) методики для изучения более сложной деятельности [8].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ литературных источников показал, что восприятие представляет собой познавательный психический процесс, который направлен на ознакомление с окружающей действительностью. Восприятие характеризуется такими свойствами как предметность, константность, избирательность и т.д. Основными видами восприятия являются такие как восприятие пространства и времени.
Психологическая диагностика представляет собой особое психологическое направление, ориентирование на выявление определенных результатов в рамках психологических особенностей жизни человека. Психологическая диагностика важна для психологии как науки и ориентирована на работу с разными сферами жизни человека.
Для диагностики особенностей восприятия необходимо использовать конкретные методы и методики. Основными методами диагностики являются такие как клинические и экспериментально-психологические. Основными методиками являются такие как методики для изучения простых аспектов деятельности анализатора; методики для изучения более сложной деятельности. Также необходимо отметить, что для работы с детьми используются методики более простые, такие как методика «Чем залатать коврик?», «Узнай, кто это» и т.д.
Результаты и исследователи могут быть полезны специалистам и исследователям, которые строят свою деятельность в рамках определения особенностей диагностики познавательного процесса «восприятие».
1. Акимова, М. К. Психологическая диагностика / под ред. М. К. Акимовой. — СПб.: Питер, 2005. – 258 с.
2. Анастази, А. Психологическое тестирование / А. Анастази, С. Урбина. — СПб.: Питер, 2001. – 255 с.
3. Бодалев, А. А. Общая психодиагностика / А. А. Бодалев, В. В. Столин. — СПб.: Речь, 2006. – 258 с.
4. Бурлачук, Л. Ф. Психодиагностика: учебник для вузов / Л. Ф. Бурлачук. — 2-е изд. — СПб.: Питер, 2012. – 277 с.
5. Гамезо М.В. Общая психология: Учебно-методическое пособие / В.С. Герасимова. – М.: Ось-89, 2010. – 352 с.
6. Глуханюк Н.С. Общая психология / С.Л. Семенова. – М.: Академический проект, 2011. – 368 с.
7. Гуревич, К. М. Психологическая диагностика: учебное пособие / К. М. Гуревич. — М.: Академия, 2007. – 265 с.
8. Ительсон Л.Б. Лекции по общей психологии / Л.Б. Ительсон. – СПб.: Питер, 2011. – 320 с.
9. Общая психология: Учебник / Под общ. Ред. А.В. Карпова. – М.: Гардарики, 2011. – 232 с.
10. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2008. – 713 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 23.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты