Методы и методики диагностики когнитивного стиля
БГУ (Белорусский государственный университет)
Контрольная
на тему: «Методы и методики диагностики когнитивного стиля»
по дисциплине: «Психодиагностика»
2021
15.00 BYN
Методы и методики диагностики когнитивного стиля
Тип работы: Контрольная
Дисциплина: Психодиагностика
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 23.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
1. Понятие когнитивного стиля
2. Понятие психологической диагностики
3. Основные методы и методики диагностики когнитивного стиля
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Теоретическая актуальность темы исследования определяется тем, что она затрагивает несколько фундаментальных и интенсивно развивающихся проблем общей психологии и психологии личности. Во-первых, это проблема соотношения стилистических и производственных аспектов человеческой деятельности и, в частности, ее познавательной активности. Во-вторых, это проблема взаимодействия в системе регулирования активности личности ее диспозиций (характера), с одной стороны, и когнитивного стиля, с другой. В-третьих, это проблема оптимальности личностных стилей субъекта в зависимости от условий деятельности и среды адаптации.
Одной из основным проблем психологии является проблема определения индивидуально-психологических различий между индивидуумами в свете разработки эффективных систем обучения, где когнитивные стили в соотношении с индивидуально-психологическими особенностями личности занимают центральное место.
Эти теоретические проблемы тесно переплетаются, и степень их развития становится особенно важной при попытках решения важной практической задачи - повышения эффективности образовательного процесса в школах и вузах за счет более полного учета индивидуальных особенностей учащихся или внедрения психодиагностической системы профориентации, профессионального отбора и прогнозирования успешности обучения.
Одной из ветвей психологии является когнитивная психология, предметом которой являются когнитивные процессы. Когнитивный стиль – это индивидуальный своеобразный способ обработки информации, определяющий особенности мышления конкретного человека и отличительные особенности его интеллектуального поведения. В широком смысле под ним понимается способ обработки информации – её получение, хранение и использование. Познавательные стили стабильны во времени и характеризуют субъекта в познавательной деятельности [1].
Когнитивный стиль определяется как обозначение стабильных характеристик способа мышления, восприятия и запоминания информации, а также предпочтительного способа решения проблем. В последние годы отмечается большой интерес со стороны ведущих отечественных и зарубежных исследователей к проблеме когнитивного стиля (Г.А. Берулава, В.А. Колга, И.М. Палей, С.Э. Парилис, И.П. Шкуратова, М.А. Холодная, К.А. Абульханова-Славская, А.Г. Асмолов, В.С. Мерлин, Е.А. Климов, Т.В. Корнилова, Г.В. Парамей, А. В. Соловьев, В. А. Лодочек, Л.Я. Дорфман, А.К. Карпова, В.В. Глазков, Р. Гарднер, Д. Каган, Дж. Клейн, Г. Шлезингери, А.Г. Поливаев, Е.Р. Беляева, В. П. Коротков, Е.В. Харитонова и др.
1. Понятие когнитивного стиля
Когнитивный стиль в данном исследовании рассматривается как индивидуальный способ обработки информации в форме индивидуальных различий познавательных процессов. В свою очередь, эти индивидуальные характеристики формируют некоторые типичные формы когнитивного ответа, относительно могут быть сгруппированы вместе некоторыми людьми на основе определенных сходств или различий в определенных характеристиках.
Понятие когнитивного стиля используется в современных теориях для обозначения, с одной стороны, индивидуальных различий в обработке информации и, с другой стороны, как типа человека в зависимости от особенностей организации их когнитивной сферы.
Термин «когнитивный стиль» впервые стал использоваться в научной литературе в 50–70-е гг. XX в. В работах таких авторов как: Г. Виткин, С. Е. Аш, Г. Клейн, Р. Гарднер, П. Хольцман.
Г. Олпорт рассматривает когнитивный стиль как совокупность средств и способов получения цели, т.е. как интегральную систему личности инструментального порядка.
М.А. Холодная, анализируя общую проблематику становления когнитивных стилей, в своих работах указывает на появление и введение в психологическую науку термина «стиль», что позволило констатировать сам факт наличия различных индивидуальных отличий каждого индивида, как системного образования, а не совокупностью случайных ошибок и неточностей психологических исследований.
Р. Гарднер рассматривал эту концепцию как комплекс принципов когнитивного контроля, обеспечивающих возможность реалистически адаптивных форм когнитивной рефлексии, основанных на регуляции аффективных состояний [1].
Однако следует отметить, что, несмотря на все различия в интерпретации, этот концептуальный аппарат имеет некий общий знаменатель, связанный с фиксацией ряда отличительных признаков:
1) Когнитивный стиль – структурная характеристика когнитивной сферы, описывающая особенности ее организации и не связанная напрямую с особенностями ее содержания;
2) Когнитивный стиль рассматривается как индивидуальный способ получения когнитивного продукта. Иными словами, инструментальная характеристика интеллектуальной деятельности противопоставляется ее производственной характеристике;
3) Когнитивный стиль, в отличие от традиционных однополярных психологических измерений, представляет собой биполярное измерение, в котором каждый когнитивный стиль описывается путем обращения к двум крайним формам интеллектуального поведения.
2. Понятие психологической диагностики
Психологическая диагностика – это наука о построении методов оценки, измерения, классификации психологических и психофизиологических особенностей людей, а также об использовании этих методов в практических целях.
Можно выделить две функции психологической диагностики – научную и практическую. Первая характеризует ее как направление исследований и представляет собой деятельность по конструированию психодиагностических методов. Поскольку они используются в практических целях, то к ним предъявляются особые требования, связанные с повышенной точностью и объективностью показателей, они разрабатываются по определенным правилам и тестируются по ряду критериев. В первую очередь это делается для того, чтобы оценить их качество и практическую пользу, а также пригодность для решения прикладных задач.
Психодиагностические методики – это специальные психологические инструменты, предназначенные для измерения и оценки индивидуальных психологических особенностей людей [2].
Вторая функция психодиагностики реализуется практикующими психологами, использующими диагностические методики. Специалисты-психодиагносты измеряют, анализируют и оценивают индивидуальные особенности человека или выявляют различия между группами людей, объединенных определенной характеристикой. Такая деятельность практикующих психологов называется постановкой диагноза и осуществляется с целью решения определенных прикладных задач. Слово «диагностика» (от греческого «диагноз») означает распознавание, обнаружение.
В различных сферах жизни и видах деятельности существуют практические проблемы, успешное решение которых зависит от учета индивидуальных или групповых психологических особенностей людей. Например, в практике образования и воспитания необходимо выявлять психологические различия между детьми для реализации индивидуального подхода к ним. Для эффективной профессиональной деятельности иногда требуется подбор по психологическим и психофизиологическим качествам.
Психологическая диагностика может стать основой для оптимального профессионального самоопределения личности. Создание нормального социально-психологического климата в трудовом коллективе зачастую невозможно без анализа деловых и личностных качеств [3].
3. Основные методы и методики диагностики когнитивного стиля
Когнитивный стиль – это способ восприятия, обработки, анализа, систематизации и структурирования информации. Это механизм, с помощью которого возможна умственная деятельность человека в целом, работа с новыми данными и обучение, в частности. Когнитивные (познавательные) стили тесно связаны с интеллектом и, по мнению некоторых ученых, являются его частью.
Многие психологи изучали этот вопрос, но особая заслуга принадлежит Марине Александровне Холодной, которая выявила и описала 8 основных когнитивных стилей:
- Зависимость от поля/полярная зависимость
- Узкий/широкий диапазон эквивалентности
- Жесткий/гибкий когнитивный контроль
- Терпимость к нереальным переживаниям
- Управление фокусировкой/сканированием
- Сглаживание/затачивание
-Импульсивность/рефлексивность
- Когнитивная простота/сложность
Полезависимость/ поленезависимость
Люди, полезависимые, обращают больше внимания на фон (поле) и меньше внимания на детали. В этом случае при обработке новых данных человек фокусируется на внешних факторах. Такие учащиеся нуждаются в более наглядном материале в процессе обучения, большие куски текста должны быть показаны в структурированном виде с большим количеством диаграмм, таблиц, списков и т.д.
В отличие от этого, поленезависимые лица при восприятии информации уделяют пристальное внимание деталям и сосредотачиваются на некоторых внутренних (личных) факторах. Учащиеся с таким когнитивным стилем легко работают с текстами, делают меньше ошибок при написании и/или редактировании и склонны детально анализировать материал. Визуализация для них не важна при обучении.
Полезависимость / поленезависимость может быть определена с помощью задач по поиску отличий (для полинезависимых детей легче найти отличия между двумя изображениями), а также с помощью техники «Включенные фигуры» (возможность легко вывести одну цифру из другой указывает на полинезависимость) [10].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ литературных источников показал, что под когнитивным стилем понимается интегрированное воспитание в целостную систему индивидуальных психологических особенностей человека. Когнитивные стили личности представлены организацией структурного уровня, который задается инвариантами свойств когнитивных стилей на уровне. Когнитивный стиль рассматривается как способ усвоения и обработки информации, и его проявление наиболее отчетливо проявляется в действии, а не в рефлексии.
Свойства когнитивных стилей отражаются на разных уровнях в виде модальностей восприятия, стилей мышления и групп характеристик метапознания (рефлексии).
Психологическая диагностика представляет собой особое психологическое направление, ориентирование на выявление определенных результатов в рамках психологических особенностей жизни человека. Психологическая диагностика важна для психологии как науки и ориентирована на работу с разными сферами жизни человека.
В рамках данного пункта нами было определено, что когнитивный стиль складывается из множества характеристик, которые могут быть исследованы в рамках комплекса методик. Мы видим, что основными методиками определения когнитивного стиля являются такие как Тест замаскированных фигур (Embedded Figures Test, EFT), Тест Торндайка (ТТ), Тест «Сравнение сходных изображений» Кагана, Словесно-цветовой тест Дж. Струпа, Тест кажущегося движения. Все методики являются важными в рамках характеристики индивидуально-личностных черт каждого респондента.
1. Азаров, Б.Б. Психологическое содержание когнитивных стилей // Вопросы психологии – 2015. – № 5. – С. 8-12
2. Акимова, М. К. Психологическая диагностика / под ред. М. К. Акимовой. — СПб.: Питер, 2005. – 258 с.
3. Анастази, А. Психологическое тестирование / А. Анастази, С. Урбина. — СПб.: Питер, 2001. – 255 с.
4. Бодалев, А. А. Общая психодиагностика / А. А. Бодалев, В. В. Сто- лин. — СПб.: Речь, 2006. – 258 с.
5. Бурлачук, Л. Ф. Психодиагностика: учебник для вузов / Л. Ф. Бур- лачук. — 2-е изд. — СПб.: Питер, 2012. – 277 с.
6. Васильева, Т.В. Организация эффективного обучения с опорой на когнитивные и учебные стили учащихся. / Т.В. Васильева. – М.: Академия, 2017. – С. 40-43
7. Гриненко, Д.Н. Взаимосвязь когнитивных стилей и личностных особенностей студентов учреждений среднего профессионального образования. / Психология сегодня –№ 4. – С. 5-10
8. Гуревич, К. М. Психологическая диагностика: учебное пособие / К. М. Гуревич. — М.: Академия, 2007. – 265 с.
9. Евтух, Т.В. Связь разноуровневых индивидуальных свойств и когнитивных стилей. // Психология– 2014. – № 5-3. – С. 600-603
10. Жбанкова, Н.В. Особенности структурной организации когнитивных стилей личности. [Текст]/ Н.В. Жбанкова, Н.В. Лукьяненко. – М.: Академия, 2006 – 175-182 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 23.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты