Теория и практика социального взаимодействия
РГСУ филиал (Российский государственный социальный университет)
Контрольная
на тему: «Теория и практика социального взаимодействия»
по дисциплине: «Теория и практика социального взаимодействия»
2021
15.00 BYN
Теория и практика социального взаимодействия
Тип работы: Контрольная
Дисциплина: Теория и практика социального взаимодействия
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 27.
Поделиться
1. Определите, к каким видам коммуникации относятся следующие ситуации: беседа двух друзей; выступление президента страны по телевизору; реклама напитка 7 UP по телевизору; электронное сообщение коллеге.
2. Проанализируйте ситуацию, выберите наиболее конструктивные приемы ее решения. Вы критикуете одну свою служащую, она реагирует очень эмоционально. Вам приходится каждый раз свертывать беседу и не доводить разговор до конца. Вот и сейчас, после ваших замечаний - она расплакалась. Как добиться того, чтобы довести до нее свои соображения?
3. Почему понятие информации неоднозначно? Прокомментируйте данные определения: Информация – это то, что уменьшает неопределенность (Claude Shannon). Информация – это то, что изменяет нас (Gregory Bateson).
4. Почему, с позиций теории информации, считается необходимым проводить ротацию, смену руководителей фирм, президентов через определенное время (через четыре-пять лет)? Аргументируйте свой ответ.
5. Известен факт пропадания интереса к давно знакомым проблемам и явлениям и стремление к знакомству с новыми областями и обстоятельствами. Физик Э. Ферми считал, что ученый должен менять научное направление своей деятельности каждые 10 лет, поскольку за этот срок он себя исчерпывает в данном научном направлении. Как можно объяснить этот факт с точки зрения теории информации?
6. Покажите на конкретных примерах, каким образом мы получаем информацию искусственной природы.
7. Какие факторы, на ваш взгляд, позволяют врачу добиться успешного результата во время психотерапевтической беседы, педагогу во время урока, социальному работнику во время консультации?
8. Эффективность речи, по мнению Ю.В. Рождественского, обеспечивается такими свойствами, как новизна информации, уместность информации и правильность речи. Согласны ли вы с этим тезисом? Приведите доводы в пользу своих доказательств.
9. Ритуалы играют большую роль в межличностном взаимодействии как способ обозначения границ взаимодействия, как форма поддержки или взаимного приятия, а также как форма защитного поведения. Приведите примеры, показывающие различия между религиозным и межличностным ритуалом.
10. Представьте результаты своих наблюдений о том, каким образом происходит соблюдение и выполнение социально установленных норм в рамках ритуальной коммуникации в пространстве университета.
11. Покажите на конкретных примерах, что пространство играет большую роль в межличностном взаимодействии.
12. Стратегическая самопрезентация является специфическим средством воздействия на людей. Покажите это на примере известных политических деятелей (поведенческие тактики, речевые стратегии).
13. Приведите примеры манипулятивного воздействия радио- и телевизионных передач на сознание обывателя.
Р.1
Задание 1: определите роль основных подходов к теории коммуникации. Приведите примеры.
Вопрос 1: В каких значениях применяется коммуникация в настоящее время?
Вопрос 2: Дайте определение понятию коммуникация?
Вопрос 3: Какие вам известны научные методы исследования социальной коммуникации?
Вопрос 4: Какова цель метода наблюдения в исследовании социальной коммуникации?
Р.2
Задание 1: проанализируйте одну из парадигм социальной коммуникации. Приведите примеры
Вопрос 1: В чем заключается первый подход к понятию коммуникация?
Вопрос 2: Дайте характеристику бихевиоризму как одному из направлении исследования социальной коммуникации?
Вопрос 3: В чем заключается третий подход к понятию коммуникация?
Вопрос 4: С чем связанны истоки социальной коммуникации?
Р.3
Задание 1: вспомните об исторических событиях и исторических личностях, фольклоре и литературных героях, мифах. Какие социальные чувства, например, чувство национальной гордости или национального унижения, стремление к национальному освобождению или реваншу, исторически сложившиеся симпатии и антипатии и текущие общественные настроения описываются в них. Приведите примеры
Задание 2: проанализируйте «Геродот в своей «Истории» писал: «Каждый народ убежден, что его собственные обычаи и образ жизни некоторым образом наилучшие... Царь Дарий во время своего правления велел призвать эллинов, бывших при нем, и спросил, за какую цену они согласны съесть своих покойных родителей. А те ответили, что ни за что на свете не сделают этого. Тогда Дарий призвал индийцев, так называемых коллатиев, которые едят тела покойных родителей, и спросил, за какую цену они согласны сжечь на костре своих покойных родителей, а те громко вскричали и просили царя не кощунствовать. Таковы обычаи народов, и мне кажется, что прав Пиндар, когда говорит, что обычай – царь всего»». Приведите примеры
Задание 3: проанализируйте связи в системе «человек - информация - коммуникация». Приведите примеры
Р.4
Вопрос 1: Каковы условия функционирования массовой коммуникации?
Вопрос 2: В чем заключается социальная значимость информации?
Вопрос 3: Дайте определение понятию массовая аудитория.
Р.5
Вопрос 1: Что искажают коммуникационные барьеры?
Вопрос 2: Каковы причины коммуникационных барьеров?
Вопрос 3: Дайте определение понятию барьеры коммуникации
1. Определите, к каким видам коммуникации относятся следующие ситуации: беседа двух друзей; выступление президента страны по телевизору; реклама напитка 7 UP по телевизору; электронное сообщение коллеге.
· беседа двух друзей – внутренняя неформальная межличностная коммуникация
· выступление президента страны по телевизору– внешняя формальная коммуникация
2. Проанализируйте ситуацию, выберите наиболее конструктивные приемы ее решения. Вы критикуете одну свою служащую, она реагирует очень эмоционально. Вам приходится каждый раз свертывать беседу и не доводить разговор до конца. Вот и сейчас, после ваших замечаний - она расплакалась. Как добиться того, чтобы довести до нее свои соображения?
Слёзы оказывают сотруднице хорошую помощь, поскольку ей удается таким образом избежать неприятного разговора. Хотя возможно, что её желание удержать вас от критики является неосознанным, и она будет давать волю своим чувствам всякий раз, когда вы будете критиковать её.
Следовательно, выход состоит в том, чтобы не прерывать своих критических высказываний. Когда она начнёт плакать, дать ей время успокоиться, затем следует продолжить; не останавливаться, пока не скажете всего, что считаете необходимым, и в особенности пока не получите от неё обещание исправить ошибку, за которую её критиковали. Всякий раз, когда появляется желание прекратить разговор, следует помните: вами (пусть и даже подсознательно) манипулируют. Отметим также, что позитивная критика всегда ситуативно уместна, и осуществляется в присутствии объекта критики.
3. Почему понятие информации неоднозначно? Прокомментируйте данные определения: Информация – это то, что уменьшает неопределенность (Claude Shannon). Информация – это то, что изменяет нас (Gregory Bateson).
Негэнтропия и энтропия как отражение отношений между определенностью и неопределенностью. Понятие знания и незнания связаны с понятием системности и хаоса. Энтропия, с помощью которой определяют информацию снимающую неопределенность, характеризует неопределенность и хаос. В противовес ей введено понятие негэтнопии, которая характеризует системность.
В силу разнообразия применения негэнтропия имеет больше единиц измерения в системе единиц СИ. В частности, ее определяют на основе удельной энтропии на единицу массы, или на основе удельной энтропии на единицу энергии.
4. Почему, с позиций теории информации, считается необходимым проводить ротацию, смену руководителей фирм, президентов через определенное время (через четыре-пять лет)? Аргументируйте свой ответ.
Ротация подразумевает плановое служебное перемещение или существенное изменение должностных обязанностей работника. В целом интенсивное применение ротации считается положительным фактором и благотворно влияет на конечный результат. Перемещать людей по "горизонтали" необходимо вследствие того, что длительное пребывание в одной должности снижает трудовую мотивацию, сотрудник ограничивает кругозор рамками одного участка, свыкается с недостатками, перестает обогащать свою деятельность новыми методами и формами.
5. Известен факт пропадания интереса к давно знакомым проблемам и явлениям и стремление к знакомству с новыми областями и обстоятельствами. Физик Э. Ферми считал, что ученый должен менять научное направление своей деятельности каждые 10 лет, поскольку за этот срок он себя исчерпывает в данном научном направлении. Как можно объяснить этот факт с точки зрения теории информации?
Познавательный интерес – глубоко личностное образование, не сводимое к отдельным свойствам и проявлениям. Его психологическую природу составляет нерасторжимый комплекс жизненно важных для личности процессов». Пробуждение познавательного интереса – это всего лишь начальная стадия большой работы по воспитанию глубокого устойчивого интереса к знаниям и потребности к самообразованию. Интерес в широком смысле слова – это направленность личности на изучение всего нового, овладение умениями, приобретение различных навыков. Интерес к знаниям или познавательный интерес – это направленность личности ребёнка на овладение знаний в той или иной предметной области. Учитель воспитывает интерес к своему предмету.
6. Покажите на конкретных примерах, каким образом мы получаем информацию искусственной природы.
Современный этап развития общества поставил перед человечеством ряд глобальных проблем, решение некоторых возможно лишь на путях становления и эволюции его координированных усилий. Обычно выделяют три группы глобальных проблем:
1) Глобальные проблемы, связанные с разнообразными аспектами взаимодействия общества и природы. Это, прежде всего, экологические проблемы: охрана окружающей среды: поддержание динамического равновесия биосферы; опасности последствий истощения энергетических и других природных ресурсов
7. Какие факторы, на ваш взгляд, позволяют врачу добиться успешного результата во время психотерапевтической беседы, педагогу во время урока, социальному работнику во время консультации?
- расположение клиента
- характер клиента
8. Эффективность речи, по мнению Ю.В. Рождественского, обеспечивается такими свойствами, как новизна информации, уместность информации и правильность речи. Согласны ли вы с этим тезисом? Приведите доводы в пользу своих доказательств.
Речь может быть более или менее эффективной. Если речь не эффективна, то деятельность в обществе не развивается. Для того чтобы речь была эффективна, она должна обладать свойствами новизны, уместности и правильности (ср. пословицы «яйцо курицу уму разуму учило» — речь не нова, «править бритву и давать советы надо вовремя» — речь должна быть уместна, «ест неладно, говорит нескладно» — речь должна быть правильной).
9. Ритуалы играют большую роль в межличностном взаимодействии как способ обозначения границ взаимодействия, как форма поддержки или взаимного приятия, а также как форма защитного поведения. Приведите примеры, показывающие различия между религиозным и межличностным ритуалом.
Одна из функций ритуалов – обозначение границ взаимодействия, создание определенной ситуационной рамки, позволяющей участникам ориентироваться в целях и способах взаимодействия.
Приветствия и прощания – знаки начала и завершения встречи, указание на то, какой сценарий социальной ситуации должен быть запущен, какой характер люди намерены придать своим отношениям. Представьте, что при встрече ваш приятель не поздоровался с вами, или читающий лекцию преподаватель, не подводя итогов, не прощаясь, вдруг уходит из аудитории. В каждом из этих случаев нарушен закон ясного определения границ социальной ситуации, в результате чего участники взаимодействия перестают ориентироваться в ситуации и ищут объяснения подобному поведению.
Выполнение ритуальных элементов становится знаком стабильности социальных отношений, с одной стороны («все идет как прежде, значит, все в порядке»), и личностной и групповой идентификации, с другой («со мной здороваются, со мной разговаривают, значит, я нужен, я – свой»).
10. Представьте результаты своих наблюдений о том, каким образом происходит соблюдение и выполнение социально установленных норм в рамках ритуальной коммуникации в пространстве университета.
Ритуальная коммуникация заключается в соблюдении и выполнении социально установленных форм поведения. Ее примером может служить общение учителя и учеников: когда учитель входит в класс, школьники дружно встают. Каждый из них отдельно участвует в коллективном ритуальном действии. Знакомые люди приветствуют друг друга рукопожатием. У нарушающих нормы ритуальной коммуникации возникает много проблем при общении с окружающими людьми, например непонимание или неодобрение их поведения.
11. Покажите на конкретных примерах, что пространство играет большую роль в межличностном взаимодействии.
Наряду с отмеченными видами целый ряд исследователей в области коммуникации выделяют массовую (в обществе в целом), ограниченную (внутри различных социальных групп), межличностную (между двумя индивидами) и внутриличностную (между человеком и электронными средствами передачи информации) коммуникации. В контексте учебного пособия выделение именно этих видов коммуникации представляет наибольший интерес, именно эта типология представляется наиболее важной. Фактически эти виды коммуникации можно свести только к межличностной и массовой коммуникациям, представляющим два полюса взаимодействия. На одном полюсе — способы коммуникации, зависящие только от индивидуальных характеристик людей, участвующих в ней. На другом — способы коммуникации, зависящие от характеристик социальных групп, к которым принадлежат взаимодействующие люди. Но при этом следует помнить, что во всех случаях речь идет о коммуникации между индивидами, так как только через них возможны межгрупповые контакты и массовая коммуникация в целом. Межкультурная коммуникация также является, прежде всего, межличностной коммуникацией.
12. Стратегическая самопрезентация является специфическим средством воздействия на людей. Покажите это на примере известных политических деятелей (поведенческие тактики, речевые стратегии).
Макрон, когда Путина попустил, этим поднял свой рейтинг-как пример. Т. е. это когда позиционирование себя вытекает из расчёта влияния на ситуацию. Что-то вроде безличностного аналитического расчёта с упором на результат и чем он безличностнее тем эффективнее.
13. Приведите примеры манипулятивного воздействия радио- и телевизионных передач на сознание обывателя.
Согласно многочисленным исследованиям, человек лучше всего воспринимает информацию в письменном виде. Это можно объяснить тем, что у читателя газеты или журнала всегда есть возможность вернуться к прочитанному, обдумать его и сделать выводы. По данным www.brandmedia.ru на долю аудиовосприятия информации приходится 15%, зрительного восприятия - 75%. Следовательно, по степени воздействия на аудиторию пресса занимает второе место (75%) после телевидения (90%).
Пресса в основном настроена на семантическое восприятие аудитории. Семантическая информация настраивает людей действовать в соответствии со своими убеждениями и интересами. Если телевидение, прежде всего, обращается к чувствам и эмоциям зрителя, то пресса - к логике и здравому смыслу человека. Поэтому часто используются такие приемы, как наклеивание ярлыков, перенос положительного/отрицательного образа, ссылок на авторитеты, использование рейтингов и данных опросов общественного мнения.
Р.1
Задание 1: определите роль основных подходов к теории коммуникации. Приведите примеры.
Теория коммуникации представляет собой область научного знания, предметом изучения которой являются коммуникация, ее роль и место в обществе, а также коммуникационные методы, системы, процессы и закономерности их функционирования и развития. Необходимо отметить, что до сих пор не существует единого подхода к пониманию объекта и предмета теории коммуникации: она в настоящее время является междисциплинарным направлением.
В широком смысле теория коммуникации – это комплекс научных дисциплин, изучающих наряду со своим основным предметом также и коммуникацию. Общая же теория коммуникации занимается универсальными закономерностями и механизмами обмена информацией. Теория коммуникации имеет целью выявить и изучить основные законы коммуникации, которые являются объективными, выражающими всеобщий характер информационного обмена, и могут быть динамическими или статистическими, но всегда действующими в совокупности с иными биологическими и социальными законами.
Теория коммуникации – это область теории информации и математики, которая изучает технический процесс информации и процесс общения человека. Необходимо отметить, что до сих пор не существует единого подхода к пониманию предмета и объекта теории коммуникации.
Роберт Т. Крейг выделил семь подходов к теории коммуникации:
• Кибернетический: коммуникация как процесс обработки и передачи информации.
• Феноменологический: коммуникация как формирование отношений между людьми (как вербальное, так и невербальное общение).
• Семиотический: рассматривает коммуникацию как взаимодействие через систему знаков.
• Риторический: рассматривает коммуникацию как практическое искусство дискурса.
Вопрос 1: В каких значениях применяется коммуникация в настоящее время?
Роль коммуникации в обществе обозначена тем, что без нее общество представляло бы собой скопление индивидов: в отсутствии социального взаимодействия индивиды не могут представлять собой общество как целостный организм, части которого влияют друг на друга и находятся в соподчинении, чего невозможно достичь, если индивиды не будут находиться в состоянии коммуникации. Социальное взаимодействие имеет объективную и субъективную стороны.
Вопрос 2: Дайте определение понятию коммуникация?
Коммуника́ция (от лат. communicatio — сообщение, передача; от лат. communico — делаю общим):
• Коммуникация — в военном деле, путь сообщения, линия связи, снабжения.
• Коммуникация (основы теории коммуникации) — эффективное синхронное и диахронное взаимодействие, цель которого состоит в передаче информации от одного субъекта к другому[1].
• Коммуникация (общее) — взаимодействие, связь, общение между живыми существами.
Вопрос 3: Какие вам известны научные методы исследования социальной коммуникации?
Методы первого этапа определяются целью и планом/програм- мой исследования, а также характером коммуникации. Если цели и процесс социологического исследования достаточно известны, то необходимо остановиться на некоторых коммуникационных признаках. Методы должны учитывать разные формы образования знаков и символов и их характер на разных уровнях: семиотическом, лингвистическом, металингвистическом, паралингвистическом и синтетическом. Следует учитывать социальные характеристики: межличностная, внутригрупповая и массовая коммуникация. На выбор методов оказывает влияние видовая системность коммуникации: естественные, искусственные и смешанные системы. Достаточно специфичными являются методы исследования способов реализации коммуникации: устная и письменная формы речевой деятельности, различные каналы восприятия информации.
Вопрос 4: Какова цель метода наблюдения в исследовании социальной коммуникации?
Наблюдение – целенаправленное восприятие какого-либо явления, в процессе которого исследователь получает конкретный фактический материал (Бабанский Ю.К.).
Любое наблюдение чрезвычайно важно для исследователя (в том числе и для специалиста по социальной работе). Поэтому умение наблюдать профессионально необходимо для исследователя.
Р.2
Задание 1: проанализируйте одну из парадигм социальной коммуникации. Приведите примеры
Понятие парадигмы ввел в научный оборот американский философ науки Томас Сэмюэл Кун в работе «Структура научных революций». В его понимании парадигма означает совокупность убеждений, ценностей и технических средств, принятых научным сообществом и обеспечивающих существование научной традиции. Парадигма шире теории и нередко предшествует ей. Формирование общепринятой парадигмы является признаком зрелости науки. Смена парадигм представляет собой научную революцию, т.е. полное или частичное изменение элементов дисциплинарной матрицы[1]. Понятие парадигмы многозначно: парадигма может рассматриваться как совокупность фундаментальных оснований научного знания или как исходная концептуальная схема. Под парадигмой понимают крупные теории или группы теорий, а также признанные достижения в данной области науки. Ряд авторов относят к парадигме не только принципиально новые теории, но и методы исследования. В последние 10—15 лет понятие парадигмы по сравнению с трактовкой Куна изменилось.
Вопрос 1: В чем заключается первый подход к понятию коммуникация?
Если говорить о сходстве и различии между двумя подходами, то необходимо отметить, что исторически первым был создан механистический подход за счет того, что коммуникацию как процесс начали изучать в сфере кибернетики и математики. Такой подход исключает все элементы, которые непосредственно в процесс передачи сообщения не включаются. Он более практичный и конкретный. Он не учитывает специфики информации как таковой и отличия ее от материальных предметов. Этот подход можно охарактеризовать английским словом exchange – обмен.
Вопрос 2: Дайте характеристику бихевиоризму как одному из направлении исследования социальной коммуникации?
Говоря простым языком бихевиоризм - наука о поведении, приведённых рефлексах, реакциях. Значение этого раздела психологии в том что предметом является не сознание а поведение человека или животных.
Представители и их вклад
Джон Лордом Уотсон, американский психолог, основоположников бихевиоризма. В своих исследованиях он выделял 4 класса реакций:
• видимые реакции (эксперецит) - игра в футбол, чтение книги
• скрытые (импилицит) - мышление внутри нас, разговор с самим собой
• видимые наследственные реакции (инстинктивные и эмоциональные) - чихание, зевание и т.д.
Вопрос 3: В чем заключается третий подход к понятию коммуникация?
Третий подход к проблеме соотношения указанных понятий состоит в том, что коммуникации – это любой информационный обмен, социальная коммуникация – информационный обмен в обществе, а общение - вербальный вид социальной коммуникации.
«Общение» обозначает только те процессы обмена информацией, которые представляют собой специфически человеческую деятельность, направленную на установление и поддержание взаимосвязи и взаимодействия между людьми и осуществляются прежде всего вербально, с помощью языка (речи или текста).
Вопрос 4: С чем связанны истоки социальной коммуникации?
Истоками изучения социальной коммуникации послужили различные направления, научные школы, теории, которые можно объединить в три группы на основе ведущего аспекта Коммуникации – языкового, социального и собственно коммуникативного.
К первой группе относятся прежде всего социологические направления науки о языке. Целый ряд школ, течений и отдельных концепций трактуют язык как социальное явление, средство общения людей, связанное с их общественным положением, родом деятельности, уровнем образования и т.п.
Р.3
Задание 1
Вспомните об исторических событиях и исторических личностях, фольклоре и литературных героях, мифах. Какие социальные чувства, например, чувство национальной гордости или национального унижения, стремление к национальному освобождению или реваншу, исторически сложившиеся симпатии и антипатии и текущие общественные настроения описываются в них. Приведите примеры
Вспомните об исторических событиях и исторических личностях, фольклоре и литературных героях, мифах. Какие социальные чувства, например, чувство национальной гордости или национального унижения, стремление к национальному освобождению или реваншу, исторически сложившиеся симпатии и антипатии и текущие общественные настроения описываются в них. Приведите примеры
Ответ
У И. С. Тургенева, назвавшего русский язык великим, могучим, правдивым и свободным, были веские основания для уверенности в том, что такой язык «дан великому народу». Мертвые языки великих народов (санскрит, латинский, древнегреческий, древнееврейский и др.) и искусственные языки (эсперанто, математическая и химическая символика и пр.) относятся к документированной части овеществленной памяти.
Недокументированные смыслы — это знания о прошлом и настоящем, эмоциональные переживания и желания, распределенные в индивидуальной памяти современников, образующих данное общество. Здесь народная память об исторических событиях и исторических личностях, фольклор и литературные герои, мифы и практический опыт. Здесь же социальные чувства, например, чувство национальной гордости или национального унижения, стремление к национальному освобождению или реваншу, исторически сложившиеся симпатии и антипатии и текущие общественные настроения.
Задание 2
Проанализируйте «Геродот в своей «Истории» писал: «Каждый народ убежден, что его собственные обычаи и образ жизни некоторым образом наилучшие... Царь Дарий во время своего правления велел призвать эллинов, бывших при нем, и спросил, за какую цену они согласны съесть своих покойных родителей. А те ответили, что ни за что на свете не сделают этого. Тогда Дарий призвал индийцев, так называемых коллатиев, которые едят тела покойных родителей, и спросил, за какую цену они согласны сжечь на костре своих покойных родителей, а те громко вскричали и просили царя не кощунствовать. Таковы обычаи народов, и мне кажется, что прав Пиндар, когда говорит, что обычай – царь всего»». Приведите примеры
Проанализируйте «Геродот в своей «Истории» писал: «Каждый народ убежден, что его собственные обычаи и образ жизни некоторым образом наилучшие... Царь Дарий во время своего правления велел призвать эллинов, бывших при нем, и спросил, за какую цену они согласны съесть своих покойных родителей. А те ответили, что ни за что на свете не сделают этого. Тогда Дарий призвал индийцев, так называемых коллатиев, которые едят тела покойных родителей, и спросил, за какую цену они согласны сжечь на костре своих покойных родителей, а те громко вскричали и просили царя не кощунствовать. Таковы обычаи народов, и мне кажется, что прав Пиндар, когда говорит, что обычай – царь всего»». Приведите примеры
Ответ
Будучи оценкой, норма в то же время является и образцом, т.е. показателем необходимого уровня поведения, мастерства, отношения к другим людям. Каждому из нас необходимо не просто знать о существовании тех или иных норм, но и видеть их в качестве образцов, примеров. Образцовое поведение – это ведь, в сущности, нормальное поведение. Но нужно хоть иногда видеть примеры такого поведения, чтобы иметь возможность следовать им, т.е. быть нормальным. Именно в роли такого образца учителя нельзя заменить никакой суммой знаний, которую ученики могут получить и без него.
Задание 3: проанализируйте связи в системе «человек - информация - коммуникация». Приведите примеры
Массовая информация универсальна и по типам и уровню, и по исследуемым системам, и по видам знаков, и по тематике.
В связи с этим, наиболее актуальной является сегодня проблема раскрытия связи в системе «человек - информация - коммуникация». Только во и взаимосвязи трех компонентов возможно углубление коммуникативных связей, расширение форм и типов их организации. Именно информация, благодаря массовым коммуникациям, становится всеобщей и выводит человека в мир глобального сообщества, обеспечивая интенсификацию функционирования отмеченной системы. Массовая коммуникация как вид социальной коммуникации представляет собой процесс распространения массовой информации.
Р.4
Вопрос 1: Каковы условия функционирования массовой коммуникации?
Основные параметры, отличающие массовую коммуникацию от иных видов - количественные. В то же время, вследствие значительного количественного превосходства (увеличение отдельных коммуникативных актов, каналов, участников и т. п.) создается новая качественная сущность, у коммуникации появляются новые возможности, создается потребность в особых средствах (передача информации на расстояние, скорость, тиражирование и т. п.).
Выделим следующие общие условия функционирования массовой коммуникации:
- массовая аудитория (она анонимна, пространственно рассредоточена, но делится на группы по интересам и т. п.);
- социальная значимость информации;
- наличие технических средств, обеспечивающих регулярность, скорость, тиражированность информации, передачу ее на расстояние, хранение и многоканальность (в современную эпоху всеми отмечается преобладание визуального канала).
Вопрос 2: В чем заключается социальная значимость информации?
Социальная значимость информации, способствующая возникновению, распространению и поддержанию функционирования массовой коммуникации является одним из основных условий функционирования массовой коммуникации.
Индивиды включены в сеть реальных общественных отноше¬ний и связей, благодаря чему происходит распространение информации. Благодаря массовой коммуникации личности поддерживают отношения с широкой социальной средой. Информация «интересна» массовой аудитории настолько, насколько она соответствует социальным ожиданиям массовой аудитории.
Вопрос 3: Дайте определение понятию массовая аудитория.
Массовая аудитория. Основные черты массовой аудитории следующие.
Во-первых, одной из существенных особенностей массовой аудитории является то, что массовые сообщения достигают миллионов людей одновременно или в течение недолгого времени. Массовое оповещение, мобилизация, стимулирование определенных действий, сбор массовой информации — задачи, которые достигаются за счет этой особенности массовой аудитории, но также они способствуют реализации задачи социальной интеграции. В условиях одновременного получения информации аудитория становится единым целым, что особенно важно в контексте решения, например, государственных, макроэкономических, политических и образовательных задач.
Р.5
Вопрос 1: Что искажают коммуникационные барьеры?
Барьеры коммуникации – помехи, мешающие осуществлению контактов и взаимодействию между коммуникатором и реципиентом. Они препятствуют адекватному приему, пониманию и усвоению сообщений в процессе осуществления коммуникативных связей.
На современной стадии развития общества необходимо применение системного подхода к формированию и изучению моделей коммуникации, включающего рассмотрение информационного процесса в социальном контексте.
Это помехи, мешающие осуществлению контактов между коммуникатором и реципиентом. Барьеры возникают как в технической системе, так и в механизме общения.
Вопрос 2: Каковы причины коммуникационных барьеров?
Чаще всего разногласия и непонимание, т.е. “барьеры” коммуникаций, связаны не с искажением информации или ее недостатком, а с неумением или нежеланием почувствовать другого человека, проникнуться его потребностями, заботами, или болью. Расхождения возникают из-за желания навязать свое видение и понимание ситуации. Часто препятствием на пути к согласию является опасение потерять влияние (над человеком, группой).
Американский психолог Маршал Розенберг, разрабатывающий принципы “ненасильственной коммуникации”, считает, что существуют три основные формы общения, которые препятствуют состраданию, провоцируя при этом непонимание и вынужденную защиту.
1. Слова, воспринимаемые как требование. Для каждого из нас дорога автономия – возможность самостоятельно выбрать себе цели и действовать в соответствии с выбором. Требование угрожает этой возможности. Когда мы слышим требование, то часто видим перед собой два пути: подчинение или борьбу. Когда же нас просят, мы чувствуем себя свободными и охотно откликаемся на просьбу, если ожидаемые от нас действия не противоречат нашим ценностям. Если же действия не созвучны нашим целям и ценностям, мы просто говорим о невозможности откликнуться на просьбу.
Вопрос 3: Дайте определение понятию барьеры коммуникации
Менеджеры часто сталкиваются с такой проблемой, как коммуникативные барьеры. Возникают они по разным причинам, существуют как внешние, не зависящие от человека факторы, так и внутренние, имеющие прямое отношение к человеческой психике и восприятию.
Коммуникативный барьер - это совокупность внешних и внутренних причин и явлений, мешающих эффективной коммуникации или полностью блокирующих её, другими словами, что мешает нам общаться. В зависимости от процесса возникновения, барьеры делятся на внешние и внутренние.
Внешние коммуникативные барьеры:
Внешними мы называем их потому, что виноваты в их появлении какие-либо обстоятельства, неподвластные беседующим людям. Самый главный, практически непреодолимый барьер, это физические условия, в которых происходит общение, его выделил из ещё В. Шепель. К подобным барьерам могут относиться - плохие внешние условия (сильные шумы, погодные аномалии, постоянные обрывы телефонной связи и многое другое), то есть то, что не зависит от воли людей. В такой ситуации приходится переносить время передачи информации, или менять место встречи. Еще можно выделить и барьер понимания: коммуникация невозможна при условии, что люди говорят на разных языках. Так же менеджер может применять специальные термины что может затруднить понимание информации собеседником.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 27.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты